Хабрахабр

[Перевод] Пол Грэм проводит разбор полетов: Viaweb июня 1998 года

image

За несколько часов до того, как продаться «Yahoo» в июне 1998 года, я сделал скриншот сайта Viaweb. Мне показалось, что интересно будет однажды на него взглянуть.

В 1998-ом экраны были заметно меньше нынешних. Первая вещь, на которую вы сразу обратите внимание, это то, как компактны страницы. Если я правильно припоминаю, то наша главная страница помещалась как раз в стандартное окно, открываемое большинством пользователей в те времена.

Если вам хотелось, чтобы страница выглядела хорошо, вам нужно было обрабатывать отображаемый текст в изображения.
Возможно, вы заметили некоторую схожесть логотипов Viaweb’a и Y Combinator’a. Браузеры тогда (IE 6 появился только спустя 3 года) имели всего несколько шрифтов, и у тех не было сглаживания. Учитывая то, как прост красный круг, я был удивлен тем, как мало компаний используют его в качестве своих логотипов, однако позже я понял почему: Когда мы начинали Y Combinator, это было нашей внутрикомпанейской шуткой.

image

Роберт Моррис (также известный как “Rtm”) был так отстранен от общественности после своего «Червя», что не захотел, чтобы его имя присутствовало на сайте. На странице, посвященной нашей компании, вы можете обнаружить загадочного индивида, которого зовут Джон МкАртъем. После этого он немного успокоился на этот счет. Я смог убедить его пойти на компромисс: мы использовали его биографию, а имя заменили.

Таким образом, ему удалось за 4 дня превратиться из неплатежеспособного выпускника университета в миллионера-кандидата наук. Тревор выпустился из университета примерно в то же время, когда произошла продажа “Yahoo”. В ней я также приложил рисунок Тревора, сделанный мной во время той встречи. Именно статья, в которой отмечалось это мероприятие, и стала кульминационной в моей карьере журналиста.

image

(Тревор также появлялся как “Trevino Bagwell” в категории веб-дизайнеров нашего сайта. Там состояли люди, которых предприниматели могли нанять, чтобы те разработали для них онлайн-магазины. Мы внедрили его на случай, если кто-то из конкурентов захочет запугать наших веб-дизайнеров. Кстати, наше предположение о том, что его лого может отпугивать наших клиентов, оказалось ошибочным.)

Поэтому мы отдавали $16,000 ежемесячно одной PR-фирме, чтобы быть упомянутыми в прессе. В 90-ых, чтобы привлечь виртуальных посетителей, нужно было светиться в газетах и журналах – не было тех путей быть найденными в сети, которые есть сейчас. К счастью, газетчики нас полюбили.

Не кажется, что чего-то не хватает? В нашей статье о получении трафика с поисковых систем (не думаю, что термин “SEO” в те времена имел место быть) мы назвали только 7 значимых для этой функции поисковиков: “Yahoo”, “AltaVista”, “Excite”, “WebCrawler”, “InfoSeek”, “Lycos”, и “HotBot”. “Google” появился в сентябре того же года.

Но сервис был настолько ужасен, а заказы, поступавшие из магазинов, были столь малы, что было бы проще, если бы предприниматели перешли на систему заказа по телефону. Наш сайт поддерживал возможность интернет-транзакций с помощью сервиса “Cybercash”, ибо, если бы этой возможности у нас не было, у нас были бы серьезные проблемы со способностью к конкуренции на рынке услуг. У нас на сайте даже была страничка, на которой был призыв к продавцам использовать именно этот метод с клиентами, которые покупают физический товар, а не ПО.

Это возможность была новой для нас – опробовать наше ПО онлайн. Весь сайт был сделан как мост, который сразу отправлял людей на “Test Drive”. Для того, чтобы не показывать конкурентам, как работает наш код, мы поместили CGI-bin’ы в наши динамические адреса.

Стоит отметить, что «Frederick's of Hollywood» получал больше всего трафика. У нас было несколько завсегдатаев. Однажды я посчитал, сколько стоит для нас обеспечивать трафик для «Frederick's of Hollywood», и получилось что-то около $300/месяц. Мы установили налог в $300/месяц на самые крупные магазины нашего хостинга, ибо было несколько тревожно с финансовой точки зрения иметь пользователей с большими объемами трафика.

У нас было проведено 2 линии типа T1s (пропускная способность ~3Мб/секунду), ибо в те времена не существовало AWS. Учитывая то, что мы держали все магазины на своих серверах (в общей сложности они набирали около 10 миллионов посещений за месяц), мы потребляли, как на тот момент оказалось, очень много трафика. В общем, наши сервера находились в наших офисах. Даже находящиеся рядом сервера казались нам слишком рисковой идеей, если учесть, что с ними вечно что-то не ладное творится. Он не захотел делить свой офис с людьми, поэтому ему пришлось делить свой офис с шестью гудящими серверами башенного типа. Если точнее, то в офисе Тревора. Хотя, по большей части его стопка оконных кондиционеров справлялась. Мы даже назвали его офис «Банькой» из-за количества тепла, которое выделяли эти громадины.

Оно должно было как-то расшифровываться, но на самом деле я его так назвал в честь Rtm’a. Для страниц с описанием мы использовали шаблонный язык, именуемый RTML. RTML был Common Lisp’ом, который дополнили макросами и библиотеками, а также конструктором структуры, который создал ощущение, будто в нем есть строй, порядок.

Если мы хотели стать действительно популярными, мы выкатили версию под номером an integer (целочисленная). Мы постоянно обновляли ПО, поэтому оно толком не имело версий, однако пресса тех времен привыкла, что они есть, поэтому мы их выдумали. 0» была создана нашим генератором случайных чисел. Надпись «Версия 4. Кстати, весь сайт Viaweb был создан нашим онлайн ПО, ведь мы хотели своими глазами увидеть, как и что будет использовать клиент.

На тот момент он был достаточно сложным и продвинутым технически: в нем был «паучек», который мог «посетить» практически любой онлайн-магазин и найти нужный товар. В конце 1997 года мы выпустили многоцелевой шоппинговый поисковик названный “Shopfind”.

Перевод: Иван Денисюк

P.S.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть