Главная » Хабрахабр » [Перевод] Почему следует игнорировать истории основателей успешных стартапов

[Перевод] Почему следует игнорировать истории основателей успешных стартапов

Истории основания компаний почти всегда неумышленно лгут. Взять Netflix:


«Netflix основан в этот день 20 лет назад, потому что Рид Хастингс не успел вернуть видеокассету»
Что на самом деле враньё

Рид Хастингс много раз говорил, что у него возникла идея Netflix, когда пришлось заплатить $40 штрафа за опоздание с возвратом в прокат видеокассеты с Apollo 13.

На самом деле это выдумка.

Это печально, потому что такие выдумки неминуемо вводят в заблуждение каждого, кто размышляет, как основать свою компанию [см. также ошибку хайндсайта — примеч. пер.].


Вывеска первого магазина Walmart

Сэму было уже 44 (!) года, когда он открыл первый магазин Walmart. И к тому времени он управлял собственной сетью розничных магазинов уже более 15 лет.

Он задавался вопросом, почему люди так сосредоточены именно на создании сети Walmart:

Каким-то образом за прошедшие годы у людей создалось впечатление, что мужчина средних лет просто взял и придумал Walmart из ничего, что это просто была отличная идея, которая мгновенно стала успешной…

Но как и большинство историй мгновенного успеха, процесс занял около 20-ти лет.

Если вы пытаетесь создать собственное дело и хотите научиться у «основателя Walmart», то глупо смотреть на запуск этого проекта, потому что в тот момент у Уолтона уже был 15-летний опыт.

Начнём с его первого магазина.

Сэм Уолтон начал карьеру в розничной торговле, купив в 27 лет свой первый универсальный магазин по франшизе Ben Franklin.

Как новичок, он полагался на отработанную схему франшизы, но также внедрил собственные экспериментальные новинки.

Вроде такого:

  • Поставить автоматы попкорна и мороженого перед магазином, чтобы привлечь посетителей.
  • Предоставлять огромные скидки, причём в массовом объёме (т.е. без шуток).
  • Закупать товар напрямую у производителей, а не через франшизу (что позволило снизить цены).

Он усердно работал с этим единственным магазином в течение пяти лет, увеличил продажи в 3,5 раза до $250 тыс. в год и стал лучшим франчайзи Ben Franklin в своём регионе из шести штатов.

Но потом понял, что совершил огромную ошибку.

Когда он подписал договор аренды на здание для магазина, то не включил пункт о продлении договора.

Владелец здания (местный магазин-конкурент) увидел его успех и отказался продлевать аренду за любую цену, тем самым вынудив Сэма закрыть магазин.

Представьте, что вы работаете над чем-то в течение пяти лет подряд, стали лучшим в своём деле, а затем один человек положил конец всему.

Сэм был опустошён:

Это было дно моей деловой карьеры. У меня сводило желудок. Я не мог поверить, что со мной это происходит… Я создал лучший универсальный магазин в целом регионе и упорно работал с населением — всё сделал правильно — и меня выгнали из города. Это казалось несправедливо. Я винил себя за то, что согласился на такие ужасные условия аренды, и был разъярён на владельца.

Он злился, но принял вызов:

Я всегда принимал проблемы как вызовы, и это ничем не отличалось… Нужно было собраться и всё наладить, повторить всё заново, только на этот раз ещё лучше.

Если Facebook или Google изменят свои алгоритмы, то у них хотя бы останется старая клиентская база и бизнес-активы.

Но с новым розничным магазином у вас ничего этого нет.

И из-за структуры города нельзя просто открыть другой магазин где-то рядом.

Уолтонам пришлось буквально собирать вещи — и семьёй из шести человек искать новый город.

Если бы Сэм Уолтон захотел поныть, то у него на то имелось много причин: он начинал всё сначала в городе меньшего размера (Бентонвилль) и в условиях определённой конкуренции (три других универсальных магазина).

Но Сэм сказал: «Это было неважно, потому что у меня имелись большие планы».

Следующие 12 лет прошли без каких-либо существенных событий.

Это важнейшая часть каждого «мгновенного успеха», о которой не рассказывают в книжках с Историями Успеха.

Никто здесь не пишет обо всех случайных промахах и ошибках, которые вы делаете.

  • Например, что Сэм Уолтон пытался открыть торговый центр на 10 лет раньше и потерял $25 000?
  • Или как торнадо уничтожил его лучший магазин? Всё что он мог сказать: «Мы просто восстановили его и вернулись к работе».

Это важно знать, если вы пытаетесь учиться у Уолтона. Но такие факты не вписываются в ни в какой рассказ.

Урок в том, что на любом пути к успеху будут ошибки и проблемы. Как говорится в недавней книге Райана Холидея, эти препятствия — и есть сам путь.

Коллега говорил, что Сэм преуспел в этом отношении, потому что каждый день он просыпался «с решением что-то улучшить», и что он

меньше боится оказаться неправым, чем все, кого я когда-либо знал… Как только он видит, что ошибся, то просто отряхивается и идёт в другую сторону.

Ничего такого вы не увидите у Рида Гастингса, когда он говорит о 40 долларах. Вы думаете «Я понял, нужна отличная идея», когда на самом деле идея — это ничто, а ваша психология и настойчивость — это всё.

В конце концов Уолтон расширился до 15-ти магазинов и к 1960 году стал крупнейшим независимым оператором универсальных магазинов в США, получая в общей сложности около $12 млн годового дохода (в долларах 2018 года).

Только на этом этапе Уолтон наконец-то увидел возможность для открытия гораздо больших дискаунтеров и стал работать над первым Walmart.

Он был самым успешным независимым оператором в США и имел 15-летний опыт работы в розничной торговле — наверняка ему было легко привлечь деньги инвесторов?

Вот и нет.

Сэм обращался к владельцам других магазинов, предпринимателям, конкурентам… в основном, все ответили отказом.

Он нашёл жалкие 5% необходимой суммы у собственного брата и менеджера магазина — и должен был занять ещё 95% (заложив свой дом и все остальные магазины).

Даже великий Сэм Уолтон не мог найти инвесторов для запуска первого Walmart, имея практически идеальную историю бизнеса в розничной торговле.

Наконец, наступает этап, на который большинство людей обращает своё внимание в поисках опыта, и это конец нашей истории.

Первый Walmart — уродливый розничный магазин (2,4-метровые потолки, бетонный пол, деревянная арматура), но он оказался успешным, потому что цены Walmart всегда были выгоднее конкурентов.

(Даже название “Walmart” выбрали с учётом экономии: дешевле было купить неоновые вывески на 7 букв, чем более длинные названия, которые рассматривал Уолтон).

И думаете, его беспокоило, что думает пресса о его магазинах?

New York Times не упоминает Уолтона или Walmart до 1969 года, спустя семь лет после открытия первого магазина, и это просто одна случайная цитата с обратной стороны газеты:


Первое упоминание Сэма Уолтона в New York Times

А IPO в 1970-м году всего один раз упомянуто на 44-й странице NY Times:


Страница 44 из NYT упоминает об IPO Walmart через неделю после события

Если хотите учиться у предпринимателей, смотрите на старт, а не на финиш.


x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] Python Developer Tools от Microsoft. Начало работы

Последние несколько лет специалисты Microsoft трудились над тем, чтобы добавить поддержку инструментов разработчика Python в одни из наших самых популярных продуктов: Visual Studio Code и Visual Studio. В этом году все заработало. В статье мы познакомимся с инструментами разработчика Python ...

[Перевод] Вселенная, соответствующая нашим текущим представлениям, может оказаться невозможной

Новая физическая гипотеза бросает вызов лидирующей «теории всего» Один заголовок поразил его так, что он сбросил все остатки сна. 25 июня физик Тимм Вразе [Timm Wrase], живущий в Вене, проснулся, и сонно листал в онлайне список недавно опубликованных физических работ. ...