ЖелезоХабрахабр

[Перевод] От прототипа до производства на Kickstarter: 100.000 долларов не хватит


Компьютер Apple I в Смитсоновском музее, США. Фото: Ed Uthman, Apple I Computer

На краудфандинговых площадках Kickstarter и Indiegogo появляется всё больше проектов в сфере электроники: в каждом квартале десятки кампаний собирают как минимум по 100 тыс. долларов. Достижение отметки в 100 тыс. зачастую оценивается как успех. Многие считают, что теперь основатели смогут передать эти деньги фабрике и получить готовый продукт. Тот факт, что 4 из 5 «железячных» кампаний не справляются со своевременной доставкой своего продукта, говорит о том, что большинство команд всё ещё недооценивает требования технологичности (DFM, Design For Manufacturing). А с этим связаны следующие сложности…

Arduino — это слишком дорого

Компании типа Arduino, Sparkfun и SeeedStudio разработали отличные электронные модули, их легко объединять и программировать; теперь гораздо проще быстро собрать прототип и разместить его на Indiegogo или Kickstarter. У этих модулей неплохая цена для прототипирования, но при массовом производстве вы не сможете выйти на приемлемую рыночную цену.

Для недорогих компонентов нужно время

Существуют более доступные по цене модули Bluetooth и GPRS, особенно в Китае, но ещё до покупки вам нужно заказать образцы, обратившись к разным поставщикам, которые не всегда свободно владеют английским. Затем вы тестируете образцы. Очень вероятно, что лучший вариант по соотношению цены и производительности окажется самым популярным. Как результат — неожиданный дефицит и задержка поставки на срок до 12 недель. Всего один недостающий компонент полностью остановит ваше производство.

Многие компоненты продаются в специальных бобинах для автоматизированных сборочных машин. Как правило, в одной такой бобине содержится от 2 тыс. до 5 тыс. компонентов — вероятно, придётся заказать больше чем нужно для выпуска первой партии. Стартап без кредитной истории попросят сделать полную предоплату — возможно, заказ придётся оплатить за 12 недель до запуска производства…

Конечно, в Шэньчжэне есть рынок, на котором можно купить любые компоненты поштучно, но это рискованный путь: их могли отпаять в старом мобильном телефоне (это, конечно, похвальная попытка вторичного использования, но без каких-либо гарантий для покупателя). Кроме того, вам могут просто продать нерабочую подделку. А ведь при отладке прототипа случайных погрешностей должно быть как можно меньше, а не больше.

Нужно проектировать для производства (DFM)

Замена ключевых компонентов, например, Bluethooth или процессора, почти всегда подразумевает редизайн печатной платы (PCB) и прошивки (firmware). Разработка электроники требует опыта. Например, вам необходимо знать, как спроектировать железо без паразитного радиоизлучения. Новую разработку нужно прототипировать и тестировать. Весьма вероятно, понадобится внести правки и повторно изготовить свою печатную плату, снова припаяв к ней миниатюрные компоненты. При должном уровне умений (и удачи!) вы пройдёте проверку на сертификаты FCC и CE.

Пресс-формы — наше всё...

3D-печать и всё более простые и удобные программы 3D CAD очень полезны для быстрых изменений в дизайне — можно делать хоть по три версии в день. Но когда нужно изготовить 6 тыс. комплектов пластиковых деталей, быстро понимаешь, что этот процесс всё ещё слишком медленный и трудозатратный. Значит, придётся делать формы для отливки, и как только стальные пресс-формы будут готовы, любые изменения потребуют огромных денег и времени (в отличие от 3D-принтера). В зависимости от размера продукта для изготовления набора пресс-форм потребуется от 10 тыс. до 200 тыс. долларов и 2 месяца работы… если всё пойдет хорошо.

Технологичный подход (DFM) потребуется не только для разработки электроники, но и для корпуса. Это значит вас ждут переговоры с китайскими изготовителями оснастки: нужно будет узнать, как оптимизировать пластиковые компоненты корпуса, чтобы они безошибочно отливались в пресс-формах. И, помимо всего прочего, нужно оптимизировать сборку устройства. Ведь сложная сборка не только занимает больше времени, но и увеличивает процент бракованных устройств, которые не пройдут контроль качества. Производители фитнес-браслета FuelBand использовали 42 пресс-формы (для всех размеров запястья!), при этом, судя по слухам, им так и не удалось повысить процент годных изделий: даже через несколько лет отладки производственного процесса брак составлял 25%. Не удивительно, что они вышли из бизнеса.


Браслет Nike FuelBand. Фото: Peter Parkes, Nike FuelBand

Не забывайте о тестировании

Многие забывают, что после разработки технологичного дизайна устройства, очень важно провести всестороннее тестирование пилотной партии в полевых условиях, и только потом запускать реальное серийное производство. Закон Мёрфи определённо затрагивает и разработку продуктов, а в Китае — вдвойне.

Отзыв неисправных устройств может убить компанию, поэтому ведущие бренды набирают целые офисы инженеров, единственная задача которых — тестирование новых разработок в течение нескольких месяцев. У стартапа нет таких бюджетов, поэтому он рискует, но и терять ему меньше. Задача-минимум: отправить 20 устройств бета-тестерам по всему миру, чтобы получить оценку за несколько недель использования.

Технологичность (DFM) — это не соус, им нельзя полить прототип сверху, зачастую этот подход требует полного переосмысления продукта. Не нужно этого стыдиться, ведь занимаясь разработкой в Европе или Америке, очень сложно учесть все производственные тонкости завода в Китае. Даже продукты таких звёздных команд как Pebble и Nest потребовали полного редизайна в тайваньской ODM-компании, прежде чем были готовы к производству.


Смарт-часы компании Pebble. Фото: Pebble Company Blog

Но, как уже было сказано ранее, во многих случаях невозможно ограничиться передачей прототипа на базе Arduino на завод в Китае. У крупных ODM-компаний нет причин выделять 25 своих лучших инженеров на ваш заказ объёмом в 2 тыс. штук. Остаются только мелкие фабрики, которые могут дать шанс вашей разработке, но сотрудничество не очень квалифицированного производителя третьего ранга с неопытным заказчиком едва ли даст быстрый результат.

Это стало слишком просто?

100 тыс. долларов. Как только эта сумма оказывается на вашем банковском счете, может показаться, что это довольно много. Но в большинстве случаев этой суммы недостаточно для покрытия себестоимости продукта И РЕДИЗАЙНА, включая прототипирование и изготовление пресс-форм.

Похоже, в этом заключён недостаток краудфандинговых платформ: слишком уж легко на них выйти с видеороликом своего прототипа, проще получить поддержку, но по достижении этой цели лишь немногие понимают, насколько они не готовы к тому, что будет дальше — а в особенности, к публичному разочарованию своих сторонников.

Требование публиковать только те продукты, «которые готовы к серийному производству» — это не выход, т.к. участникам придётся тратить значительно больше времени и других ресурсов на разработку, а это убивает ключевую идею краудфандинга: быстро проверить свою идею в условиях рынка, и выпустить свой продукт, даже не имея собственных денег.

Существующая модель краудфандинга — это великое благо для разработки продуктов: целое море отличных идей удалось воплотилось в реальности, другие идеи получили столь нужную проверку на практике, сохранив годы труда изобретателей, которые бы напрасно работали над идеей, чьё время никогда не настанет.

Получите дополнительное финансирование

Вот главный совет основателям: как только вы приближаетесь к достижению цели, немедленно получайте дополнительные инвестиции. 100 тыс. долларов на краудфандинге — это хороший результат, теперь можно уверенно сказать, что люди готовы купить ваш продукт. С таким результатом гораздо проще найти инвесторов, например, на https://angel.co/

Время не стоит на месте

Как только ваш проект начнёт выходить на относительно прямую дорогу в интернете, можете быть уверены, что фабрики в Китае уже работают над более дешёвой альтернативой. А это значит, что каждый месяц промедления ощутимо уменьшает ваш шанс стать лидером собственного сегмента рынка. И уже в следующем квартале на краудфандинговых платформах появится сотня новых усовершенствованных устройств…

В идеале технологичность (DFM) нужно обеспечить ещё до запуска кампании. Лишь немногие умные стартапы задолго до выхода на краудфандинг заручаются поддержкой инвесторов, которые выделяют им средства на основательную инженерную проработку и тестирование, так что у них есть достаточно оснований, чтобы назвать конкретную дату поставки готового продукта.

Но для таких участников краудфандинг — это скорее маркетинговая кампания, а не главный источник финансирования.

Показать больше

Похожие публикации

Кнопка «Наверх»