Хабрахабр

[Перевод] Недостающие компьютерные навыки у старшеклассников

Этого достаточно, чтобы заметить некоторые закономерности. Чуть более четырёх лет я работаю ментором для старшеклассников-стажёров, недавно взял уже четвёртого ученика. Первый — это концепция, а другой — навык. Конечно, каждый из них приходит с различными компьютерными знаниями и опытом, но есть два последовательных и тревожных пробела. Этот пробел сохраняется, хотя школьники посещают уроки информатики.
Но обе эти вещи обязан стать продвинутый старшеклассник, особенно который интересуется компьютерами.

Существенный пробел в концепциях — это файлы, каталоги или, в целом, пути. Студенты изначально приходят с базовым пониманием файлов и каталогов (т.е. «папок») и, возможно, с какой-то общей мыслью, что во всём этом есть иерархия. Но они не понимают, что расположение файла задаётся последовательностью компонентов каталога, которая может быть либо относительной, либо абсолютной. А именно, они никогда не встречали концепции .(текущий каталог) или ..(родительский каталог).

Поскольку в консоли большинство аргументов кроме опций — это пути к файлам, то команды оболочки весьма ограничены, если ты ничего не знаешь о путях. Первым делом с учениками мы устанавливаем Linux, а затем я сажу их перед терминалом. Поэтому одна из первых вещей, которым я должен научить их — как работают пути. Вы не можете перемещаться между каталогами или обращаться к файлам за пределами домашнего каталога. Мы делаем упражнения, конструирующие и объясняющие концепцию путей, и требуется некоторое время и практика, чтобы ученик действительно усвоил эту концепцию.

Даже когда школьник понял базовые понятия, ему всё равно нужна практика, чтобы действительно закрепить эти понятия и рассуждать о них. И это занимает больше времени, чем вы думаете! Тогда эти материалы можно просто передать ученику, чтобы он обучился самостоятельно, как они делают это с другими темами. Это настолько повсеместная проблема, что я даже думаю подготовить учебную брошюру и, возможно, какие-то интерактивные упражнения.

Они ежедневно используются в программировании, когда нужно получить доступ к файлам. Пути важны не только для командной строки. Например, необходимо позаботиться об обработке и проверке путей из ненадёжного источника. В некоторых контекстах это даже важно для безопасности, независимо от языка программирования. Если не понимать, как работает .., то можно сделать это опасным образом. Веб-приложению может потребоваться преобразовать строку типа path в запросе в путь к файлу. Или если не понимать, как нормализовать пути перед сравнением.

Это базовый уровень человека, который считается компьютерным грамотным. Я считаю, что пути являются основным понятием при изучении файлов и каталогов.

Другой серьёзный пробел — слепой набор. Ни один из моих учеников не обладал этим навыком, и это замедляет их всех гораздо больше, чем они думают. Я провожу много времени рядом за клавиатурой, поэтому сам наблюдаю, как некоторые тыкают пальцем, глядя на клавиши.

Нудный и утомительно медленный набор не только тормозит этот процесс, но и активно препятствует экспериментам. Важный шаг в освоении компьютера — быстрое повторение новых идей и концепций, тестирование и игра с вещами по мере их изучения. Продвинутое использование компьютера не очень весело, если вы не умеете быстро печатать. Он становится преградой.

Жаль, что не раньше: я реально сам виноват, что это заняло так много времени. Честно говоря, я сам освоил слепую печать менее двух лет назад. Моей главной проблемой была точность, а не нудный или медленный набор. К счастью, я разработал свой собственный псевдослепой метод печати, который не требует ни тыкать пальцем, ни смотреть на клавиатуру.

Во-первых, одним из основных принципов программы наставничества является то, что мы не должны тратить много времени на базовые навыки. Плохая новость в том, что этому я не могу полностью научить, в отличие от концепции путей. Это просто слишком много времени, которого у нас нет. Обучение слепой печати требует несколько недель ежедневных усилий. Я понятия не имею, как обеспечить такую мотивацию. Во-вторых, это не будет работать в любом случае, если студент не мотивирован. Думаю, именно там и застревает школьная программа. (И если студент мотивирован, он всё равно сделает это в своё время).

Произошла мобильная революция, и для большинства людей мобильные устройства постепенно заменяют домашний компьютер, даже ноутбук. Плохая новость в том, что проблема будет только усугубляться. Большая разница между планшетом и ноутбуком заключается в том, что планшет предназначен чисто для потребления. Я уже знаю одного студента, у которого дома нет обычного компьютера.

Клавиатуры останутся жизненно важным инструментом для профессионалов. В будущем дети будут все меньше и меньше работать с клавиатурами и продуктивным вычислениями в целом. Только вместо клона PC, компьютера Commodore или Apple II будет Raspberry Pi. Мне интересно, станет ли будущее немного похоже, скажем, на 1980-е годы, где только небольшая часть детей видела полноценный компьютер.

Хочу внести ясность: я не обвиняю школьников в этих пробелах. Они ни в чем не виноваты. То, чему их учат и с чем они работают в данный момент жизни, в значительной степени вне их контроля.

Все мои подопечные изучали программирование в средней школе, но эти курсы каким-то образом умудряются пропускать основы. Бóльшую часть вины я возлагаю на школы. Наконец, я могу понять всех этих математиков, которые жалуются на то, как преподается математика в средней школе! Вместо этого они учат определённые IDE без реального понимания.

Если вы родитель, убедитесь, что у вашего ребенка есть доступ к компьютеру общего назначения, даже если это только Raspberry Pi или один из его клонов, а также клавиатура и мышь. Что можно сделать? Это хороший опыт в любом случае. (Конечно, если вы читаете эту статью, вам не нужен такой совет).

Обычно я подхожу к ним, чтобы проверить их прогресс, и такой возможности просто нет. Поразмыслив, я теперь думаю, что один из недостатков моего наставничества в том, что я не трачу достаточно времени — как правило, вообще нисколько — на демонстрацию эффективной работы с клавиатурой, чтобы ученики могли наблюдать за мной в действии. Это станет ответом на вопрос «Зачем мне этому учиться?» Возможно, их может мотивировать демонстрация того, насколько эффективная и классная работа на более высоких уровнях мастерства — чтобы показать, как слепая печать и мощный текстовый редактор могут привести к такой резкой разнице.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть