Хабрахабр

[Перевод] Не читайте, перечитывайте

Будет справедливо, если вы спросите меня, почему сегодня утром я читаю письмо, адресованное не мне, или почему я прочитал его дважды, про себя и вслух, или почему я сделал это уже третий раз на этой неделе.

Он продолжает, «Хороший читатель, крупный читатель, активный и творческий читатель, это перечитыватель», и далее отстаивает свое мнение с позиций искусства: чтобы насладиться книгой и оценить ее по достоинству, читатель должен быть способен почувствовать ее так, как общаются с произведением живописи: вне линейного отрезка времени, а разом, что возможно только тогда, когда читатель знает все части книги достаточно хорошо, чтобы осмыслить ее как совместное целое*. «Удивительно, но человек не может читать книгу: он может только перечитывать ее», утверждает Владимир Набоков, творчество которого я изучал в своей дипломной работе несколько лет назад.

Практика перечитывания одного текста в течение дня или подряд в течение нескольких дней входит в арсенал умудренных опытом знатоков иностранных языков. *Владимир Набоков Лекции по зарубежной литературе
Но перечитывать книги стоит не только ради искусства или возвращения к давно прочитанной книге. После усвоения основ языка, пожалуй, нет лучшего способа получать осмысленный и понятный материал по изучаемому языку, и, совершенно определенно, нет лучшего способа закрепить в памяти отдельно взятые обороты и фразы.

Этого может не случится, пока вы не прочитаете текст много раз от начала до конца, но важно отдавать себе отчет, что пока вы не сможете прочесть текст в приличном темпе, при этом понимая его, настоящее освоение языка не произойдет. Одной из причин, почему перечитывание настолько эффективно, является то, что, хотя проработка сложного текста и дает результат, настоящее же освоение языка приходит от перечитывания текста в режиме понимания в «реальном времени». Если вы с трудом пробираетесь сквозь текст на иностранном языке, смотрите много слов в словаре, переводите там и тут, то под конец может и поймете о чем в нем говорится, но это несильно вас продвинет к свободному владению языком.

Сейчас я перечитываю письма Сенеки, адресованные его протеже Луцилию — не только перечитываю их спустя некоторое время, но и читаю одно и тоже письмо несколько дней подряд: в течение первой недели я читаю одно и тоже письмо каждый день; на следующей неделе другое письмо каждый день, и так далее. Я обнаружил, что перечитывание, вместе с дополнением — переслушиванием, было наиболее действенным фактором в моем освоении латинского языка. Каждую пятницу я делаю звукозаписи чтения писем, чтобы потом слушать их много раз, когда еду на машине или делаю домашние дела.

Когда я заканчиваю все акты пьесы, я перечитываю ее всю снова, таким образом, я прочитываю ее три раза за 2-3 недели. Я перечитываю пятиактовые комедии римского драматурга Теренция по следующей схеме: в первый и второй день — два раза первый акт, в третий и четвертый день — два раза второй акт, и так далее. Мой основной подход заключается в перечитывании текста столько раз, сколько нужно для того, чтобы я смог прочитать его на «полной скорости», а после этого прочитать его еще хотя бы один раз и не важно сколько попыток для этого потребуется. Если текст оказывается сложным для понимания, я перечитываю каждый раздел еще больше раз. (Иногда понимание приходит быстро, как это было с письмами Сенеки, но я все еще перечитываю их по нескольку раз, чтобы полностью впитать в себя не только язык, но и стиль, и идеи Сенеки).

Это не так. Когда я рассказал своей подруге про этот способ чтения и упомянул книгу из 35 глав, которые я прочел примерно 15 раз каждую, она сказала «ты, наверно, очень терпеливый». С точки зрения изучения иностранного языка единственный способ потратить время впустую — это прочесть текст ровно один раз. На самом деле я просто не хочу терять время. Если вы читаете текст много раз, ваше владение языком резко вырастает. Если вы не читаете текст вообще, вы не теряете время. Перечитывая, вы гарантируете, что текст даст вам максимум для изучения языка и, что все время, потраченное на перечитывание, пойдет на пользу. Многие учащиеся теряют время, пробираясь через тексты, которые для них слишком сложны или быстро переходят от текста к тексту, не поняв и не впитав в себя достаточно языковых элементов и содержания текста. (Вне сферы изучения языков, существует масса поводов читать текст только один раз: просто узнать новости; прочитать, чтобы иметь возможность сказать, что вы это прочитали; прочитать и понять, что вы никогда больше не будете читать это еще раз).

Итак, найдите текст, который вы будете с удовольствием читать много раз и вперед!

Я займусь еще более активной раскруткой перечитывания в статье читаем трижды — может использоваться как повторяющееся задание для студентов.

Другие идеи по теме — в моей статье про глубокое чтение.

Повторяем не только чтобы что-то подольше удержать в памяти, а чтобы получше понять! От автора перевода: пожалуй, статья позволяет по другому взглянуть на афоризм «повторение — мать учения». Подход работает буквально везде: чтобы вы не читали, пускай, просто сложный технический текст, прочтите его раз сегодня, завтра, послезавтра — с каждым разом он будет все понятнее и понятнее!

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть