Хабрахабр

[Перевод] Может ли Бетховен отправлять запросы на удаление?

Как немецкий профессор столкнулся с чрезмерно жадными фильтрами на закачку музыки

Чтобы показать, как такие фильтры могут навредить законному и свободному самовыражению в онлайне, мы расскажем вам историю немецкого профессора музыки, на личном примере столкнувшегося с тем, как фильтры могут упустить нюансы закона об авторских правах. Большая часть сопротивления происходящей в Евросоюзе реформе закона об авторских правах концентрируется на намерении законодателей потребовать от платформ внедрения обязательных фильтров на закачку файлов, которые должны сканировать всё, что закачали пользователи перед тем, как эти файлы отправятся на сайт.

Я всегда выискиваю новые творческие способы разработки образовательных материалов на проекте Open Educational Resources, чтобы все могли делиться друг с другом и обучаться на основе этих важных записей. Представьте себя на месте автора этих строк, учителя в общеобразовательной школе, желающего использовать свободно распространяемую запись 5-й симфонии Бетховена у себя в классе. В рамках разработки нового набора материалов я недавно начал оцифровывать как свои записи, так и записи моего работодателя.

В 2013 году все записи, сделанные после этой даты, получили дополнительную защиту, и их оцифровывать нельзя. По немецким законам, авторские права на записи, сделанные до 1 января 1963 года, истекли, то есть, эти записи стали всеобщим достоянием. Но, несмотря на предосторожности, в этом процессе я наткнулся на несколько неожиданных препятствий. Зная об этом правиле, я загружал только записи, сделанные до 1963 года, стремясь действовать в рамках закона.

В том видео я объяснил цели моего проекта, а на фоне при этом играли музыкальные отрывки. Первое видео, которое я закачал на YouTube, рекламировало мой сайт, на котором каждый может скачать оцифрованные записи из общественного достояния. Это система, разработанная в YouTube, сверяющая закачанные пользователем видео с базами данных контента, охраняемого авторским правом, и стоящая на страже закона об авторских правах. Всего через три минуты после закачки видео я получил уведомление о претензиях к нему со стороны ContentID. Однако все эти заявления игнорируют множество отзывов о её некорректной реализации. На её разработку были потрачены миллионы долларов, и этот работающий вариант фильтров на закачку часто ставят в пример правоторговцы и законодатели, желающие обязать пользоваться подобной технологией все веб-сайты, работающие с пользовательским контентом.

Этот инцидент заставил меня задуматься: а получали ли другие пользователи, закачивающие на YouTube произведения, являющиеся общественным достоянием, сходные претензии? Когда я ответил на претензию по поводу моего вводного видео, указав, что даже на сайте заявителя указано, что запись, о которой идёт речь, была опубликована в 1962 году, поэтому является общественным достоянием, претензию отозвали без всяких последствий.

Я довольно быстро получил претензии от ContentID по поводу музыки Бартока, Шуберта, Пуччини и Вагнера. Я решил зарегистрировать другую учётную запись на YouTube под именем «Labeltest», и поделиться через неё другими отрывками из свободно распространяемых произведений. Я апеллировал к каждой из этих претензий, поясняя, что 1) композиторы, сочинившие данные произведения, мертвы уже более 70 лет, 2) записи впервые были опубликованы до 1963 года, и 3) эти запросы об удалении не содержат подтверждения их законности согласно немецкому закону об авторском праве. Снова и снова YouTube сообщал мне о нарушениях авторских прав этих давно уже почивших композиторов, несмотря на то, что все мои загрузки принадлежали ко всеобщему достоянию.

Заявитель позволяет вам использовать его контент в вашем видео. В результате я получал только ещё больше уведомлений, в какой-то момент даже по поводу 5-й симфонии Бетховена, где было сказано: «В вашем видео обнаружен контент, защищённый авторским правом. Опять-таки, уведомление было ошибочным. Однако сообщаем о возможной демонстрации рекламы». Я обратился за помощью к YouTube, но их ответ меня не обнадёжил: «спасибо за то, что связались с Google Inc. На видео была запись выступления Берлинской филармонии под руководством Лорина Маазеля, выпущенная в 1961 году, и, следовательно, являющаяся общественным достоянием. Имейте в виду, что из-за большого количества запросов, не стоит ожидать подтверждения о получении и прочтения писем, полученных по адресу support-de@google.com».

Да, многие мои споры по поводу якобы имевшего место нарушения авторских прав закончились в мою пользу. Хотел бы я рассказать вам о счастливом конце этой истории. Но даже в тех случаях, когда мне удалось отстоять свои права перед ContentID, лицензия на видео не вернулась в состояние свободной, из-за чего другим людям будет гораздо сложнее использовать эти оцифрованные работы и делиться ими, так, как я сначала этого хотел. Однако я собирался выпустить все мои видео под свободной лицензией, чтобы в будущем другие могли использовать их для образования и донесения до студентов информации об этих прекрасных произведениях.

Кроме проблем с авторскими правами, технология не всегда способна распознавать музыкальное произведение. Фильтры вроде ContentID могут оказаться полезными для платформ, выкладывающих большое количество контента, созданного пользователями, но, как показывает моя история, у них имеются серьёзные недостатки, которые могут привести к уменьшению образовательных и культурных онлайн-ресурсов. Когда законодатели требуют обязательного внедрения подобных фильтров для всех платформ, не учитывая их размер или существующие эффективные практики, они упускают нюансы работы интернета и существующие до сих пор технические проблемы с автоматическим определением контента, точно так же, как фильтры на закачку упустили нюансы моих файлов, являвшихся общественным достоянием. К примеру, в одном из моих видео интерпретация «Атланта» Франца Шуберта, сделанная Гансом Готтером, была распознана автоматически; но на самом деле это была запись Дитриха Фишера-Дискау.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть