Главная » Хабрахабр » [Перевод] Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 5 «Уровни Психической Деятельности»

[Перевод] Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 5 «Уровни Психической Деятельности»

Во время хайпа по цифровой экономике и ***чейнам самое время обратить внимание, как привнести «человеческое» в технологии и как технологии помогают понять и улучшить и масштабировать «человеческое». В этом нам поможет суровый Марвин Мински, который своим беспощадным разумом анализирует чувства, эмоции, боль, влюбленности и сознание.

image

Глава 5. Уровни Психической Деятельности

Наша способность представлять и моделировать реальность подразумевает, что мы можем приблизительно оценивать различные порядки (разрядности) бытия и… дает нам ощущение управления собственным опытом».
— Хайнц Паджелс, «Мечты Разума» (The Dreams of Reason) «Мы, очевидно, являемся уникальным видом благодаря способности создавать символы, а также способности контролировать условия нашего существования, используя эти символы.

Ни один человек не обладает силой вола, скрытностью кошки или скоростью антилопы, но наш вид превосходит всех остальных в способности изобретать новые способы мыслить. Мы изготавливаем оружие, одежду и жилища. Мы постоянно развиваем новые формы искусства. Мы непревзойдены в создании новых социальных соглашений, создании сложных законов, которые изначально применяем, а затем ищем всевозможные способы уклониться от них.

В этой главе будет предложена схема, которая сводит все наши ресурсы к шести различным уровням процессов. Что позволяет нашим умам генерировать так много новых вещей и идей?

image

Для того, чтобы понять зачем нам нужно столь много уровней, давайте вновь рассмотрим пример, который был введён в §4-2.
Джоан прошла половину пути по дороге, спеша на встречу занести финальный отчет о работе. Начиная с просты инстинктивных реакций, каждый последующий уровень строится на предыдущем уровне до тех пор, пока они не будут охватывать процессы, которые задействуют наши самые высокие идеи и личные цели. Находясь в нерешительности по поводу того, что ей делать дальше – бежать вперёд или назад, но находясь под влиянием страха опоздания, Джоан решает быстро перебежать остаток дороги. Пока она размышляет, что говорить на встрече она слышит звук, который заставляет её повернуть голову и она видит быстро приближающуюся машину. «Если бы моё колено не смогло выдержать и я бы не перебежала дорогу и была бы убита – что бы мои друзья подумали обо мне?» Позже она вспоминает свою рану колена и размышляет над своим импульсивным поступком.

Мы постоянно реагируем на различные события «без размышлений», как будто мы управляемся лишь правилами «Если –> То», которые были описаны в главе §1-4. Первая глава этой главы покажет, как каждый уровень вышеприведённой диаграммы может объяснить что происходило в уме Джоан в тот момент. Но подобная простая схема реагирования может объяснить лишь несколько первых событий, которые разворачивались в вышеприведённом рассказе, остальные же события могут быть объяснены различной активностью, которая протекала на других уровнях мышления Джоан.

Все животные имеют подобные инстинкты, которые помогают им выжить.
Изученные реакции: Она увидела быстро приближающуюся машину. Врождённые, инстинктивные реакции: Джоан услышала звук и повернула свою голову. Она реагирует не только на недавние события окружающего мира, но и на недавнюю активность своего мозга.
Саморефлективное мышление: Нахождение в состоянии «беспокойства поздним приходом» требует от неё следить за планами, которые она установила для себя.
Эмоции осознания себя: Спрашивая, что бы её друзья подумали о ней, Джоан также спрашивала себя, как её действия согласуются с её установленными идеалами.
Джоан должна была знать, что на подобные условия следует реагировать определённым специфическим путём.
Коллегиальный разум: Чтобы решить, что говорить на встрече, она рассматривает несколько альтернатив, и пытается решить какая из альтернатив лучшая.
Рефлективное мышление: Джоан размышляет над тем, что она сделала.

Всякий раз, когда вы спрашиваете: «Что случится если», или же выражаете какую-либо надежду, желание или страх, вы пытаетесь предположить возможное развитие дальнейших событий. Вторая часть этой главы покажет, как подобные системы могут «представлять» вещи. Всякий раз, когда вы видите что-то, вы предполагаете, что данный объект может сделать в будущем. Всякий раз, когда вы взаимодействуйте с вашими друзьями, вы предполагаете, как ваши действия могут повлиять на них. Как наши умственные ресурсы понимают идеи, которые пока не существуют, а затем используют эти несуществующие идеи для собственного целенаправленного изменения и расширения?

§5-1. Инстинктивные реакции

«… Это показывает, что все хвалебные отзывы о знании, как о великолепной вещи, приукрашены и лишь 1 из 40 может быть настоящим»
— Марк Твен в «Том Сойер за границей».

Джоан услышала звук и повернула её голову.

Хотя, многие жабы и змеи исчезли в последние годы, но бесчисленные мелкие существа всё ещё остаются. Хотя мы и живём в густонаселённых городах, вокруг есть множество птиц и белок, а иногда можно увидеть скунса или даже енота.

Сперва, они должны были найти достаточно еды для пропитания. Как эти животные всё ещё остались в живых? Для регуляции своей температуры они должны строить различные укрытия и гнёзда. Затем, они должны уметь защитить себя, потому что другие животные тоже ищут еду. Таким образом, каждый вид должен был развить определённую машинерию, которая бы позволяла их молодняку делать различные действия и вещи, без какого0либо предыдущего знания о них.
Таким образом, это говорит о том, что они должны пользоваться некоторыми выбранными правилами «Если -> То», наподобие нижеописанных: У них есть стремление к размножению (а если и нет – значит их предки не развили таких механизмов), следовательно им надо искать себе пару и воспитывать молодняк.

image

  • Если что-то прикоснулось к коже, То смахни это
  • Если это не сработало, То перемести своё тело
  • Если свет слишком яркий, То отверни лицо от источника света

Например, такое правило, как «Если ты видишь еду, То съешь её» будет заставлять съедать всю еду, которую вы видите, вне зависимости от того голодны ли вы или нужна ли она вам. Тем не менее, лишь немногие из правил «Если –> То» являются такими же простыми, как и вышеописанные, потому что большинство правил человеческого поведения зависит от ментального контекста, в котором мы сейчас находимся. В противном случае, вы будете сидеть на каждом стуле, который видите, или постоянно переключать переключатель перед которым стоите. Таким образом, подобные «Если» должны включать в себя отсылку к некоторым целям, например «Если ты голоден, и ты видишь еду …».

image

Если вы быстро шевельнёте рукой в сторону мухи, то эта муха быстро улетит, и это действие может соблазнить нас приписать определённые чувства этой мухе, например страх. Как же вышеизложенное относится к эмоциям и чувствам? Тем не менее, мы знаем достаточно о нервной системе насекомых, чтобы уверенно говорить, что насекомые не могут поддерживать сложные каскады нервной деятельности, которые мы определяем как эмоции.

Некоторые исследователи предполагали, что эта теория может описать всю деятельность человека. В любом случае, подобна модель «стимула-реакции» или «условного рефлекса» была довольна популярна в первые годы психологии. Однако, в этой теории есть некоторые проблемы, которые не позволили этого сделать.

Например, Если вы роняете какой-либо объект, он может не упасть, если что-то сможет помешает ему сделать это. Первая проблема в том, что у большинства правил есть исключения. Мы сможем разрешить эти проблемы только в том случае, если введём некоторые исключения для вышеизложенных правил – однако, в некоторых случая, будут существовать исключения для самих исключений. Ваши наручные часы будут показывать вам время, но не в тогда, когда они не работают.

В таком случае, у нас должен быть способ выбрать одну из этих реакций. Что произойдёт, если ситуация будет соответствовать нескольким различным правилам Если? Другой способ – выбирать такой Если, которым вы пользуетесь чаще всего. Один из способов – начать упорядочивать эти правила в соответствии с некой очередью приоритетов. Ещё один способ – выбирать используемое Если правило абсолютно случайно.

Итак, сейчас мы кратко поговорим о трёхсоставных правилах, которые служат для предсказания каждого нашего действия. Тем не менее, когда мы сталкиваемся с наиболее сложными проблемами, простые правила «Если –> То» работать не будут, потому что нам нужно определить, как ситуация будет развиваться в дальнейшем и какой результат в итоге мы можем получить.

image

Затем, делая эту операцию циклично, мы можем представить гораздо сложное дерево решений. Если у нас есть адекватный набор «Если –> То -> В таком случае» правил, тогда мы можем отвечать на вопрос: «Что будет если…» до того, как мы сделаем какое-либо действие. Мы вскоре вернёмся к обсуждению данной темы, но пока мы обсудим, как именно системы могут изучать простейшие правила «Если –> То».

§5-2. Изученные Реакции

image

Подобные встроенные реакции, как правило, хорошо служат до тех пор, пока животные остаются в окружающей среде, схожей с той, в которой эти инстинкты были приобретены. Все животные рождаются с «инстинктами», такими как «отойти от быстро приближающегося объекта». К примеру, когда Джоан услышала приближающуюся машину, она частично действует на основании инстинктов, но она также реагирует на основании своего знания о природе этой опасности. Но когда окружающая среда изменяется, эти же существа должны выработать совершенной другой способ реагировать на окружающие опасности. Мы вернёмся к этому вопросу в конце этой книги, потому что обучение людей невероятно сложно, и здесь мы лишь вскользь упомянем, как обучение может протекать у некоторых животных. Но как она учится и что конкретно она изучила? В течение 20 века, многие известные психологи имели следующие убеждения, как животные изучают новые правила «Если –> То»:

Затем, если какое-либо действие даёт какую-либо «награду» это действие «закрепляется». Когда животное сталкивается с новой ситуацией, оно пробует случайную последовательность действий. Это заставляет животное использовать данное действие в любых подобных ситуациях.

В самом деле, эта теория основывается на экспериментах проведённых на мышах, крысах, попугаях, собаках, кошках и улитках. Эта теория «обучения посредство подкрепления» может быть использована для описания абсолютного большинства действий, которые делают животные. В самом деле, решить, что стоит усвоить после решения сложной ситуации может быть гораздо сложнее, чем непосредственно решить сложную проблему, и слова «случай», «вознаграждение» и «закрепление» не помогают нам ответить на следующий два сложных вопроса: Однако, эта теория не помогает объяснить, как люди учатся решать сложные проблемы, решения которых требует серию сложных действий.

Для решения сложной проблемы, обычно требуется запутанная последовательность действий, в которой каждый последующий шаг строится на предыдущем. Как возникают успешные реакции? Мы обсудим эту проблему более подробно ниже, в Поиске и Планировании. Удачное предположение может привести к удачному шагу, но случайное происхождение этого шага приводит к тому, что для создания цепочки успешных шагов потребовалось бы слишком много времени.

Для того, чтобы «То» работало хорошо, необходимо чтобы это правило содержало только релевантные функции, потому что оно может быть сбито нерелевантными функциями. Какие аспекты последних событий нужно запоминать? Как мы увидим далее в главе §8 Находчивость, если ваше описание «То» слишком специфично, то оно очень редко будет соответствовать реальным ситуациям. (Если вы узнали новый способ завязать узелок, то вы не должны запоминать что вы его завязали в какой-то определённый день или неделю). Но если ваше описание «То» будет слишком абстрактно, то оно будет подходить под слишком большое количество ситуаций, и в любом случае вы не сможете многому обучиться из различных ситуаций.

Это довольно сложная задача – потому что мы никогда не видим одну и ту же картинку дважды, даже одной и той же руки, потому что каждый палец может менять его позицию и форму, мы можем рассматривать руку с разных углов зрения, и каждая часть может захватывать разное количество света. Например, предположим, вы хотите создать робота, который распознавал бы визуальный образ человеческой руки. Это значит, что мы будем нуждаться в использовании триллионов правил «Если –> То», пока не сможем начать использовать некоторые трюки, которые помогут выделять только самые важные функции, или же, как мы увидим в §6-2, мы сможем формулировать высокоуровневые описания, например: «объект в виде ладони с прикреплёнными к ней пальцами».

Тем не менее, наряду с этими низкоуровневыми реакциями, мы всегда составляем новые планы и думаем о том, что мы сделали в прошлом – и именно эти внутренняя ментальная активность и ответственна за проявления наших уникальных способностей. Конечно, многие вещи которые мы делаем основаны на реакции на внешние события с использованием правил «Если –> То».

Однако, она не могла научится «на собственном опыте», что машины, передвигающиеся на высокой скорости, опасны – потому что, если бы она изучала этот факт с помощью метода проб и ошибок, она, вероятнее всего, уже была бы мертва. К примеру, когда Джоан среагировала на движущуюся машину, её реакция была наполовину инстинктивной и наполовину изученной. Вместо этого, она «поняла это» самостоятельно, или же услышала это знание от кого-то другого, и оба должны были задействовать более высокие формы умственной деятельности для получения знаний. Обучаясь на основании «подкрепления» успешных действий является действительно плохим способом научения выживанию. Итак, давайте теперь обратимся к тому, что мы называем «мышлением», то есть к технике, которую мы используем для реагирования не только на вещи окружающего мира, но и на вещи, происходящие у нас в голове.

За перевод спасибо Станиславу Суханицкому. Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

Оглавление книги The Emotion Machine

Введение

Chapter 1. Falling in Love

Chapter 2. ATTACHMENTS AND GOALS

Chapter 3. FROM PAIN TO SUFFERING

Chapter 4. CONSCIOUSNESS
Chapter 5. LEVELS OF MENTAL ACTIVITIES
Chapter 6. COMMON SENSE
Chapter 7. Thinking.
Chapter 8. Resourcefulness.
Chapter 9. The Self.

Об авторе

image

Marvin Lee Minsky; 9 августа 1927 — 24 января 2016) — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. Марвин Ли Минский (англ. [Википедия]

Интересные факты:

  • Минский дружил с критиком Харольдом Блумом из Йельского университета (Yale University), который отзывался о нём не иначе как «зловещий Марвин Минский».
  • Айзек Азимов описывал Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
  • Марвин — робот с искусственным интеллектом из цикла романов Дугласа Адамса Автостопом по галактике и фильма Автостопом по галактике (фильм).
  • Минский имеет контракт на заморозку своего мозга после смерти для того, чтобы его «воскресили» в будущем.
  • В честь Минского назван пес главного героя в фильме Трон: Наследие. [Википедия]

Про #philtech

image

И удовлетворяющие принципам филтеха: #philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям.

Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. 1. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.

Второй поток: март–июнь 2018. Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям.

Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.

#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.

Подписаться на еженедельную рассылку


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Микроинтеракции в iOS. Лекция Яндекса

Несколько недель назад в офисе Яндекса прошло специальное мероприятие сообщества CocoaHeads — более масштабное, чем традиционные митапы. Разработчик Антон Сергеев выступил на этой встрече и рассказал о модели микроинтеракций, которой обычно пользуются UX-дизайнеры, а также о том, как применить заложенные ...

Пишем загрузчик ПЛИС в LabVIEW. Часть 2

Часть 1 Загрузка конфигурации в ПЛИС через USB или разбираем FTDI MPSSEПишем загрузчик ПЛИС в LabVIEW. В этот раз мы познакомимся с новыми приемами работы в LabVIEW, разберем особенности обработки ошибок и завершим проект: реализуем протокол загрузки файла конфигурации в ...