Главная » Хабрахабр » [Перевод] Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 3 «Как пользоваться эмоциями»

[Перевод] Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 3 «Как пользоваться эмоциями»

Отец искусственного интеллекта размышляет о том, как сделать машину, которая бы гордилась нами. Марвин Мински был довольно жестким ученым и то, что он своим «скальпелем познания» исследует тему чувств и эмоций, что же делает нас людьми, довольно интересно и полезно. Книга — отличный образец того, как «ИТишным подходом» попробовать осмыслить «человеческое»: ценности, идеалы, любовь, боль, здравый смысл.

image

§3-8. Эксплуатация Эмоций

Что бы вы ни пытались предпринять самостоятельно, у вашего мозга могут быть совершенно другие планы.

Затем я представил, что мой соперник, профессор Челенджер, собирается разработать точно такую же технику. Я пытался работать над технической теорией, но постоянно засыпал. Это вызвало всплеск злобного разочарования, которое блокировало на пару мгновений желание спать, позволяя мне дальше работать.

Фактически, Челенджер не делал ничего похожего: он работал в совершенно другой области. Но он также был моим близким другом, и мы недавно спорили. Таким образом, он был отличным кандидатом, когда мне был необходим какой-нибудь объект, на который нужно было разозлиться. Теперь составим теорию, почему вышеописанный трюк сработал.

Мы можем заметить, что подобное использование фантазии имеет «двойной негативный» эффект: с помощью использования одной системы мы можем отключить другую систему. Ресурс под названием Работа представлял одну из моих основных целей.
Другой ресурс под названием Сон пытался перехватить контроль, но затем появилась Фантазия.
Она вызвала смесь Злобы, Раздражения, Разочарования и Страха.
Каким-то образом, это возымело эффект на нарушение процесса засыпания.

Эта последовательность шагов создала состояние, которое противодействовало желанию спать, и, таким образом, возвращала мой разум к его «рабочему» состоянию.

В данном примере я использовал злость для поддержания рабочего состояния, однако подобная же техника могла быть использована если кто-то отставал бы в гонке, или же пытался поднять слишком тяжелый груз. Каждый использует подобные трюки для противодействия разочарованию, скуке, боли или сну. Вызывая у себя злобу и раздражение, мы порой можем сопротивляться слабости и боли.

Короткого раздражения может хватить для остановки Сна – это раздражение может быть мимолётным и вы не сможете даже обнаружить, что что-то произошло. Следует учесть, что подобный «самоконтроль» требует крайне осторожного применения. Однако, если вы недостаточно сильно разозлитесь – это не возымеет никакого эффекта, а если разозлитесь слишком сильно – то вы полностью забудете то, что хотели бы сделать, отдавшись злобе.
Вот другой пример того как разум «эксплуатирует» одну эмоцию для подавления другой, таким образом позволяя вам достичь желаемой цели, которую бы вы не смогли достичь непосредственно.

Когда она видит большой, вкусный шоколадный торт, её переполняет желание съесть его. Селия пытается следовать диете. Но когда она вспоминает свою подругу Мисс Идеальное-Тело, которая выглядит великолепно в новом купальном костюме – желание Селии быть похожей на неё удерживает Селию от поедания пирога.

Процедура Селии для поддержания диеты не имеет непосредственного влияния на подавление её неуёмного аппетита. В чем состоит роль фантазии? Когда эта эмоция вызывает её образ в её же голове, у Селии уменьшает желание есть торт. Тем не менее, эмоцию, которую мы называем Отвращение и предназначена для осуществления подобного контроля и, каким-то образом, Селия научилась вызывать эту эмоцию подобным образом, когда она начинает думать о её формах. Но в этой стратегии есть большие риски: если зависть Селии станет слишком сильной и вызовет у неё депрессию, она может начать поглощать торты в огромных количествах.

Несомненно, это может быть результатом того, что каждый участок нашего разума может видеть только небольшое количество других участков разума, каждая из которых живёт в своей реальности. Почему фантазии проявляют подобные эффекты на нас, хотя мы знаем, что они не являются реальными? Вместо этого, хоть и некоторые части вашего разума непосредственно реагируют на сигналы, передаваемые вашими сенсорами, большее количество частей разума основывают свои решения на информации, которую они получают от других внутренних структур мозга. Мы никогда не видим мир напрямую – это ещё одно заблуждение, которое поддерживается Внутренним Я.

Ни одна из этих частей тела не находится в вашем непосредственном поле видения, однако вы всё ещё можете «видеть», что они там есть. К примеру, когда вы сидите за столом напротив друга, вы предполагаете, что у него всё ещё имеется спина и ноги, потому что вы используете для представления этой информации ваши старые воспоминания и модели. В главе Воображение и Симулирование мы увидим, как машины могут использовать похожие вещи. Именно фантазия и обеспечивает эту связь с реальностью.

Почему мы не можем понимать что-либо используя совершенно рациональные подходы? Студент: Я знаю, что у всех нас есть фантазия, но почему возникла столь странная форма мышления?

Сама концепция «рационального» является очередной фантазией – той, что наше мышление всегда основано на чистых, обособленных логических рассуждениях. Мой ответ будет достаточно прост – рационального подхода не существует. Наша культура учит нас, что эмоции и мышление две разные вещи. Порой кажется «иррациональным» что при решении какой-либо проблемы вовлекаются эмоции. Что же касается использования других агентов для совершения Работы, использование Гнева для отключения Сна схоже с использованием палки для доступа к предмету, до которого вы не можете дотянуться рукой. Но эта концепция совершенно не имеет смысла, если рассматривать её с точки зрения Работы: когда какой-то процесс не может контролировать ресурс, который необходим для работы этого процесса, это будет выглядеть как появление препятствия с точки зрения Работы. Мы постоянно используем фантазию в ходе нашей повседневной жизни, и все мы, в той или иной степени, используем подобные трюки для «самоконтроля». Независимо от наблюдателя, извне всем будет казаться, что использование подобной стратегии вовлекает «эмоции»: однако для Работы это действие будет ничем иным, как другим способом достижения своей цели.

Вы можете ущипнуть себя, чтобы вызвать боль; можете принять неудобное положение, или начать глубоко дышать, или сидеть с открытым ртом. Чтобы не спать вы можете использовать точно выверенное количество какого-либо стимулятора. Вы можете заставить себя ощущать злобу или страх представив, что вы потерпели неудачу. Вы можете переместиться в более шумное место или начать делать какие-либо упражнения.

Обычно принято считать, что именно вы выбираете, что они будут делать. Большая часть нашей повседневной жизни основана на подобно роде деятельности. Мы должны представлять вымышленные вещи каждый раз, когда мы решаем какую-либо геометрическую задачу или планируем будущий отпуск. Но зачастую эти деятельности проистекают из небольших участков вашего разума, которые пытаются в какой-то степени изменить окружающую вас среду. И для того, чтобы изменить какую-либо ситуацию, нам нужно представить, что с ней будет после внесённых изменений. Мы используем фантазию всякий раз, когда пытаемся предвидеть какие вещи нам могут понадобиться в ближайшем будущем.

Почему Работа попросту не может отключить Сон, но должна использовать различные непрямые методы влияния на него? Студент: Вновь, я согласен, что мы постоянно проделываем подобные вещи, но опять же, не могу понять почему мы это делаем. Почему у Работы нет других улучшенных соединений? Почему мы должны лгать самому себе, вводя иллюзии и фантазии вместо того, чтобы заставить наш разум напрямую делать то, что мы хотим?

Если Работа могла бы попросту выключить Голод, мы были бы в опасности умереть от голода. Один из ответов на этот вопрос кажется совершенно очевидным: прямое выполнение Работы будет слишком опасной. Если Работа попросту могла отключить Сон, мы бы крайне быстро износили имеющееся у нас тело. Если бы Работа могла прямо активировать Гнев, мы бы могли обнаруживать себя постоянно с кем-то сражающимися. Немногие животные, которые могут так делать, живут достаточно долго, чтобы принести в мир своих потомков. Вот почему нам так страшно задерживать дыхание и так сложно не уснуть – или взять под контроль количество еды, которое вы съедаете. Следовательно, мы можем вмешиваться в эти процессы, только благодаря уловка и различным трюкам. Следовательно, наш мозг эволюционировал таким образом, что наш разум не мог бы вмешаться в работу критически важных систем, которые помогают нам выживать. Мы не можем напрямую подавить желание спать, однако мы изобрели трюки, которые могут оттянуть время сна, используя различные косвенные методы.

И хотя у Работы нет никакого прямого способа активировать Гнев, она знает, что имеется некоторые фантазии, которые могут пробудить Гнев. Например, в вышеописанном примере, Работа не имели прямого влияния на Сон, но она поняла, что Гнев может оттягивать Сон. Таким образом, Работа может каким-то образом активировать фантазию, которая активирует Гнев, который подавляет Сон, и Работа вновь может занять необходимые ресурсы и приступить к работе.

Как удалось Работе усвоить подобный трюк? Студент: Ваша теория плодит гораздо больше вопросов, чем даёт ответов. Как воспоминания подтягиваются фантазией? Как именно она заставляет проявиться эти фантазии? Как Гнев подавляет Сон? Как фантазия может заставить вас разозлиться? Учитывая сколько времени затрачивается на сон, и все те неудобства, которые он приносит, почему он вообще развился? И зачем нам вообще нужно спать?

2. В главе §5-8 «Симулирование» будет рассказано о том, как машины могут обладать фантазиями.
В главе §6-2. 1 «Самоконтроль» будет обсуждаться, как «Работа» может научиться использовать вышеописанный трюк. «Вспоминание», как будет обсуждаться как мы можем вспоминать воспоминания, и в главе §9-2. Недавние исследования показывают, что сон играет крайне важную роль в том, как мы учимся, однако совершенно ясно, что сон служит другим целям. Что касается вопроса, почему нам нужно спать, очень странно, что мы так мало об этом знаем. Таким образом, когда появилась первая форма сна, для неё сразу же нашлись многие функции, возможно сон использовался для восстановления потраченных ресурсов, починки повреждённых органов, или, возможно, для представления различных вещей без наличия какого-либо риска извне. В эволюции распространён следующий принцип: как только появляется какая-то новая функция, другие системы также начинают развивать способы использования этой новой функции. Таким образом мы не сможем найти лишь одну причину возникновения сна – также как и для любой другой умственной деятельности.

Студент: А как же тогда Гнев подавляет Сон?

Мы рождаемся с наличием огромного числа встроенных систем, которые помогают нам опознавать опасность, неудачи и многие другие виды чрезвычайных ситуаций. Это действие должно вовлекать древнюю машинерию. Эти «сигналы тревоги» имеют свои связи с другими ресурсами, например «Эмоционально-Вызываемыми», которые обсуждались ранее в главе §1-6, которые, в свою очередь, могут порождать огромные каскады задействования внутренних ресурсов – что вызывает гнев, беспокойство, страх или боль, которые могут быть важнее всех существующих ныне приоритетов.

Студент: Вы не говорили, как работает Гнев.

Из-за этого мы делаем поспешные решения, и, таким образом, становимся подвержены воспринимать более высокие риски. Одна из теорий гласит, что состояние, которое мы называем «Гнев» подавляет большинство наших ресурсов, связанных с мышлением – таким образом мы становимся менее «разумными». Однако парадоксально, люди в гневе становятся более предсказуемыми, чем в норме, и это может дать положительные эффекты: если вы стали злым и выражается угрозу, ваш оппонент может почувствовать, что вы не измените своей позиции, потому что перестали быть «разумны». Заманчиво думать о человеке в гневе как о неустойчивом и непредсказуемым. Если вы заставите себя поверить в то, что вам угрожает опасность, это поможет вам начать выражать это посредством эмоций, что заставит вашего оппонента начать ощущать тоже самое чувство! Эффективность кажущихся угроз зависят от наличия противников, которые действительно могут на вас напасть.

Когда Чарльз внезапно впал в ярость и ударил кого-то, кто насмехался над ним, его решения были быстрые и он принимал высокий риск. Критик: Не все виды гнева могут вызывать поспешные решения. Но когда Джоан находилась в хроническом гневе из-за разрушения тропических лесов, она стала гораздо продуманнее и последовательнее при сборе денег на их спасение.

По мере роста, мы можем тренировать наши эмоциональные состояния и модифицировать их внешние проявления, до такой степени, что они более будут иметь ничего схожего с эмоциями детей. Наши взрослые эмоции продолжают развиваться во всё более запутанные механизмы.

Он также повышает ваш мышечный тонус, наполняет вас энергией, и ускоряет ваше время реакции. Физиолог: Гнев – не просто состояние разума. Это состояние вовлекает в работу не только мозг, но и тело.

Он может повлиять на ваше сердцебиение, кровяное давление, дыхание и потение. Определённо, Гнев задействует множество физиологических функций. (И довольно много однотипных эффектов произойдёт, если вы попросту задержите ваше дыхание). Однако, если мы будем придерживать концепции Облака Ресурсов, то в этих проявлениях нет ничего особенного – тело всего лишь представляет собой ещё один ресурс, который можно использовать. Однако, мы не должны связывать эти эффекты с тем, как Гнев меняет наш образ мышления. Легко понять, почему эти системы развились: Гнев помогает нам подготовиться к определённым чрезвычайным ситуациям, таким как борьба, защита и запугивание. [Смотрите §§Воплощение] Совершенно верно, что Гнев ассоциирован с вышеописанными соматическими эффектами, однако они очень далеки от аналогичных проявлений других эмоций.

За перевод спасибо Станиславу Суханицкому

Оглавление книги The Emotion Machine

Введение

Chapter 1. Falling in Love

Chapter 2. ATTACHMENTS AND GOALS

Chapter 3. FROM PAIN TO SUFFERING

Chapter 4. CONSCIOUSNESS
Chapter 5. LEVELS OF MENTAL ACTIVITIES
Chapter 6. COMMON SENSE
Chapter 7. Thinking.
Chapter 8. Resourcefulness.
Chapter 9. The Self.

Об авторе

image

Marvin Lee Minsky; 9 августа 1927 — 24 января 2016) — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. Марвин Ли Минский (англ. [Википедия]

Интересные факты:

  • Минский дружил с критиком Харольдом Блумом из Йельского университета (Yale University), который отзывался о нём не иначе как «зловещий Марвин Минский».
  • Айзек Азимов описывал Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
  • Марвин — робот с искусственным интеллектом из цикла романов Дугласа Адамса Автостопом по галактике и фильма Автостопом по галактике (фильм).
  • Минский имеет контракт на заморозку своего мозга после смерти для того, чтобы его «воскресили» в будущем.
  • В честь Минского назван пес главного героя в фильме Трон: Наследие. [Википедия]

Про #philtech

image

И удовлетворяющие принципам филтеха: #philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям.

Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. 1. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.

Второй поток: март–июнь 2018. Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям.

Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.

#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.

Подписаться на еженедельную рассылку


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Конференция «Контентинг» — теперь с поддержкой hyper-threading

Друзья, на связи контент-студия Хабра. 29 ноября мы проводим собственную конференцию про контент и авторов. Будем учить, вдохновлять и рассказывать, как лучше, — в два синхронных потока докладов и дискуссий. Спикеры — эксперты в области контент-маркетинга, которые годами нарабатывали и тестировали ...

J2CL — Лучше поздно, чем никогда

Ещё никому не удалось опоздать на свои похороны.Валентин Домиль Идея трансляции Java в JavaScript далеко не нова, и все уже давно набили шишек с Google Web Toolkit, однако этот продукт сообщество ждало как ни один другой — о нем говорили ...