[Перевод] Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 3 «Фрейд, контроль настроения и характер»
Отец искусственного интеллекта размышляет о том, как сделать машину, которая бы гордилась нами. Марвин Мински был довольно жестким ученым и то, что он своим «скальпелем познания» исследует тему чувств и эмоций, что же делает нас людьми, довольно интересно и полезно. Книга — отличный образец того, как «ИТишным подходом» попробовать осмыслить «человеческое»: ценности, идеалы, любовь, боль, здравый смысл.
§3-6 Фрейдистский сэндвич
Е. Удача – это шанс, но проблема в том,
Что я сталкивался с ней когда был мудр,
И учился на неудачах, а не на победах
— А. Хаусман
Лишь небольшое количество учебников по психологии упоминают о том, как мы выбираем то, о чем нам следует думать, или же, как мы выбираем то, о чем нам думать не следует. Так или иначе, этот вопрос был крайне важным для Зигмунда Фрейда, который представлял разум как систему, в которой каждая мысль перед тем как проявиться в сознании должна преодолеть определённые барьеры. Ниже описано его видение разума:
С этой комнатой связана ещё одна, своего рода приёмная комната, которая является обителью сознания. «… огромная комната, в которой собраны различные ментальные возбуждения, тесно связанные друг с другом, представляющие собой индивидуальные существа. Вы не заметите разницы между тем, когда привратник сразу не пропускает к сознанию различные мысли или когда мысль проникает в комнату к сознанию, но привратник сразу возвращает её обратно. На пороге перехода между этими двумя комнатами стоит привратник, который проверяет различные ментальные возбуждения, тщательно осматривает их, и не пропускает их в приёмную комнату, если они не проходят критерии отбора. Всё зависит от степени его бдительности и оперативности работы в распознании тех, кто не прошел проверку.»
Таким образом, недостаточно пройти мимо привратника, чтобы достичь сознания. Когда мысли проходят его, они сперва попадают в приёмную комнату, которую можно назвать «предсознание».
Когда мысли продвигаются ближе к порогу комнаты сознания, но их не пропускает привратник, они становятся «невозможными для осознания» и эти мысли мы называем подавленными мыслями. «Возбуждения в бессознательном, как и в предсознании, не обнаруживаются сознанием, потому оно находится в совершенно другой комнате, таким образом всё, что не попала в комнату к сознанию остаётся неосознанным. Они могут стать осознаваемыми мыслями если только сознание сможет их заметить.» Но даже если возбуждения проходят привратника, они необязательно могут стать осознаваемыми.
При прохождении одного из испытаний, которое было названо Фрейдом «отрицание», идея сознательно осуждается, таким образом становясь бесполезной, это помогает вспомнить, отвергалась ли эта идея ранее или нет. Фрейд представлял ум как полосу препятствий, в котором только те мысли, которые проходят все эти препятствия могут быть удостоены внимания сознания. Тем не менее, подавленные мысли всё ещё могут проявляться, благодаря различным видам маскировки. В другом виде испытания, названном «подавлением» импульсы идеи блокируются на самых ранних этапах, без какого-либо осознания этого процесса со стороны мыслителя.
Вместо этого, разум, по мнению Фрейда, представляет собой поле боя между животными инстинктами и социальными ограничениями. В трёхмерной модели сознания Фрейда множество ресурсов работают единовременно, но все они не всегда имеют одни и те же цели. Одним из способов борьбы с накладываемыми ограничениями является подавление ресурса, который является ответственным за это ограничение. Эти две силы зачастую несовместимы друг с другом и оставшаяся часть разума должна постоянно бороться за нахождение компромисса между этими двумя силами, что он и делает, в основном за счет различных уловок. Фрейд использовал для описания этого явления слово «сублимация», мы же иногда называем подобное явление «рационализацией». Другим способом обхода ограничений является маскировка или преподнесение подавляемого действия таким образом, чтобы никто из внутренних Критиков или Цензоров не отреагировал на него.
Он был одним из первых, кто осознал, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день, мы разрешаем гораздо сложнее, чем это предполагалось ранее, когда эту деятельность отводили лишь одном главенствующему процессу. Лишь немногие современные «когнитивные психологи» поддерживают архитектурные решения Фрейда. Вместо этого, Фрейд видел человеческий разум как продукт разнообразных активностей, большинство из которых вовлекаются во время разрешения нами проблемных ситуаций и несоответствий нашего видения мира его реальному представлению.
§3-7. Контроль наших Настроений и Черт Характера
… Она показалась ему таким совершенным продуктом природы и обстоятельств, что размышление о будущем использовании его изобретение вызывало перехватывающий дыхание страх. «Любовь, как он верил, превращает в дурака человека, но его нынешняя эмоция была не глупостью, а мудростью; голосом мудрости, безмятежности, точности. Как будто оно могло уменьшить или разрушить её прекрасную личную гармонию …»
— генри Джеймс в «Американец» (The American)
В другое время вас ничего не может порадовать: окружающий мир кажется мрачным и темным, и ваши друзья говорят, что вы стали подавленным. В § 1-2 мы описали некоторые способы, которые могут изменить душевное состояние человека:
«Иногда человек попадает в такое состояние, при котором все кажется веселым и ярким, хотя ничего извне не изменилось. У вас бы осталось совсем немного забот, беспокойств и целей, а окружающие люди могли бы описать ваше состояние как «эйфорическое», «сумасшедшее» или «маниакальное». "
Если бы вы смогли отключить всех ваших внутренних Критиков, тогда стало бы казаться, что ничего вокруг не имеет изъянов.
Весь мир будет казаться заполненным недостатками, охваченным потопом уродства. Тем не менее, если вы включите слишком много Критиков, вы будете видеть недостатки в каждой детали окружающего мира. Вы так будете искать недостатки и ошибки в ваших собственных целях, и в таком случае вы не будете иметь никакого желания исправлять текущую сложившуюся ситуацию и не будете реагировать на какую-либо похвалу.
Но если вы выключите всех Критиков, тогда вам будет казаться, что все ваши цели достигнуты и вновь вы не сможете достичь больших результатов. Это означает, что наших внутренних Критиков следует контролировать6 если вы включите их слишком много вы никогда ничего не сделаете.
Иногда вы чувствуете себя авантюристами, склонными к ощущению новых переживаний. Тем не менее, в повседневной жизни имеется широкий диапазон, в котором могут изменяться количества включаемых и выключаемых Критиков. И когда вы находитесь в чрезвычайной ситуации (например, когда вы сталкиваетесь с опасностью), у вас не остаётся времени рассуждать что можно сделать, поэтому вам нужно принимать быстрые решения, не учитывая большинство факторов. В других случаях вы чувствуете себя консерватором, стараясь избегать какой-либо неопределенности. Для перехода в это состояние вам придется подавить своих внутренних супрессоров, и в таком случае вы будете казаться окружающим совсем другим человеком. В подобной ситуации вам необходимо отложить долгосрочные планы, приостановить некоторые ресурсы, которые связаны с друзьями, подвергнуть себя стрессу и боли, а также сделать другие вещи, о которых вы позже можете пожалеть.
Но подобные термины довольно сложно определить, потому что в формировании конкретного состояния человека вовлечено очень большое количество процессов. Мы используем такие термины как «черты характера» и «настроение» для описания общего состояния человека. Другие же процессы вовлечены в функционировании переходов между использованием различных абстрактных моделей, например мы сначала можем думать о физических вещах окружающего мира, затем начать думать о каких-то социальных делах, а затем начать раздумывать о каких-либо долгосрочных планах. Некоторые из этих состояний влияют на наше восприятие реальности, а другие – на цели, которые мы преследуем, стратегии, которые мы выбираем, и детали, на которых мы фокусируемся.
Эти интервалы времени могут охватывать огромные диапазоны значений. Что определяет эти промежутки времени, которые наш разум проводит в каждом из вышеописанных состояний? Другие настроения могут длиться минуты или часы, а некоторые состояния сохраняются в течение недель и годов. Вспышка гнева или страха, или понимание наличия сексуального подтекста может продолжаться очень короткий промежуток времени. Продолжительность этих ментальных состояний может зависеть от того, как мы регулируем механизмы, ответственные за эти переключения состояний. «Джон злой» означает то, что Джон является злым сейчас, но словосочетание «злой человек» может описать пожизненную черту.
До какой степени они являются независимыми – как и те демоны, которые постоянно осматривают места каких-либо действий, выжидая момента, чтобы вмешаться? В § 7-2 мы будем размышлять о том, как могут быть организованы наши Критики. Как мы можем вводить новых Цензоров и Критиков? В какой степени они контролируются специальными, более централизованными механизмами? Является ли более организованный разум продуктом лучшей внутренней организации критиков? Могут ли Критики критиковать самих себя за выполнение определённых действий?
Возможно эта ситуация измениться, когда мы сможем увидеть, что происходит внутри функционирующего мозга. Уже прошло более века, с тех пор как Зигмунд Фрейд поднимал подобные вопросы, однако настолько сильно игнорировались, что мы до сих пор не можем адекватно ответить на них.
За перевод спасибо Станиславу Суханицкому
Оглавление книги The Emotion Machine
Введение
Chapter 1. Falling in Love
Chapter 2. ATTACHMENTS AND GOALS
Chapter 3. FROM PAIN TO SUFFERING
Chapter 4. CONSCIOUSNESS
Chapter 5. LEVELS OF MENTAL ACTIVITIES
Chapter 6. COMMON SENSE
Chapter 7. Thinking.
Chapter 8. Resourcefulness.
Chapter 9. The Self.
Об авторе
Marvin Lee Minsky; 9 августа 1927 — 24 января 2016) — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. Марвин Ли Минский (англ. [Википедия]
Интересные факты:
- Минский дружил с критиком Харольдом Блумом из Йельского университета (Yale University), который отзывался о нём не иначе как «зловещий Марвин Минский».
- Айзек Азимов описывал Минского как одного из двух людей, которые умнее, чем он сам; вторым, по его мнению, был Карл Саган.
- Марвин — робот с искусственным интеллектом из цикла романов Дугласа Адамса Автостопом по галактике и фильма Автостопом по галактике (фильм).
- Минский имеет контракт на заморозку своего мозга после смерти для того, чтобы его «воскресили» в будущем.
- В честь Минского назван пес главного героя в фильме Трон: Наследие. [Википедия]
Про #philtech
И удовлетворяющие принципам филтеха: #philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям.
Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. 1. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.
Второй поток: март–июнь 2018. Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям.
Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.
#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.
Подписаться на еженедельную рассылку