Хабрахабр

[Перевод] Конец эпохи ремонта девайсов. Как Apple и Amazon зачищают торговцев старой электроникой

Яблочная компания согласилась самостоятельно продавать свои гаджеты в самом большом интернет-магазине. Прошло шесть месяцев с момента вступления в силу сделки между Amazon и Apple. Две гигантские техкомпании заключили сделку, и теперь тысячи мелких предпринимателей вдруг остались без места для работы. Это стало настоящим ударом для, казалось бы, не связанных с этим напрямую бизнесов по починке бывших в употреблении устройств. О том, что теперь случилось с этим бизнесом, и как теперь в новом цифровом веке пытаются выживать ремонтные мастерские – новом материале The Verge.

Уже много лет владелец маленького бизнеса из Миннеаполиса занимался восстановлением и продажей старых макбуков. Когда Джон Бамстед посмотрел на свою страничку на Amazon.com в начале января, у него сердце рухнуло. Получался неплохой доход. Он покупал нерабочие устройства, самостоятельно их чинил, потом выставлял на Amazon. По договору Amazon с Apple, все его продукты (и товары других продавцов) навсегда убрали с платформы. Но 4 января бизнес Джона перестал существовать. Теперь продавать восстановленные девайсы Apple на Amazon могли только крупные компании – сама Apple и некоторые авторизированные ею провайдеры.

Бамстед рассказывает:

У меня в продаже был полный каталог, но по ходу дня он сократился до пары ноутбуков, а потом пропали и они.
Вы заходили на свою страничку, в каталог своих текущих товаров, и смотрели, как они постепенно исчезают тем утром.

Теперь они не могли продавать ни новые, ни восстановленные продукты Apple на главной интернет-площадке США – Amazon Marketplace. Для небольших продавцов вроде Бамстеда случился апокалипсис. Аналитики сейчас считают, что она стоит $250 млрд – в два с лишним раза дороже, чем торговля самой Amazon. Эта площадка, с работающими там независимыми продавцами, в последние годы приносит Amazon куда больше доходов, чем собственные онлайн-продажи магазина. И теперь для многих честных продавцов электроники, с массой положительных отзывов и наработанным портфолио, она вдруг оказалась закрыта.


Продажи от Amazon и от сторонних продавцов, работающих на сайте

И несколько более специфичных платформ, вроде Etsy и Overstock. В США также существуют eBay и Walmart. К тому же, нигде и близко нет такого количества покупателей. Но ни одна из альтернатив Amazon не предлагает такой уровень логистики и такую быструю доставку со всеми удобствами для продавцов.

Или они покупают восстановленных девайсов не меньше чем на $2,5 млн каждые 90 дней напрямую от Apple. Компании, которые хотят продавать гаджеты Apple на Amazon, теперь должны соответствовать одному из двух критериев. Что требуется сделать, чтобы стать таким перепродавцом, компания до сих пор никому не сообщала. Или они регистрируются и становятся авторизированным торговым посредником Apple. Для частных продавцов с Amazon, работающих на минимальной марже, даже такое требование может оказаться критическим. Но скорее всего вам как минимум нужно будет иметь физическую торговую точку, куда могли бы заходить покупатели (такое условие Apple ставит всем своим сервисам по ремонту).

Apple будет продавать больше новых девайсов, а Amazon получит присутствие самого дорогого бренда на планете на своей платформе. Сделка Apple и Amazon, по оценкам, принесет обеим компаниям сотни миллионов долларов. Обе компании, используя улучшенную логистику Amazon, получат хорошие деньги. Теперь миллионы людей смогут брать новую «яблочную» технику с минимальными сроками доставки, из места, где они и так привыкли покупать товары, и зачастую по ценам даже ниже, чем на Apple.com.


Джон Бамстед

Для Apple это только в плюс. Эти же деньги уйдут от частных ремонтников, вроде Бамстеда. Даже те ремонтники, которые работают внутри системы Apple, постоянно жалуются на ужесточение требований и новые палки в колёса. Компания вообще, как широко известно, не любит, чтобы её девайсы чинили, и предпочитает в идеале каждый год продавать новые. Гаджеты фирмы известны слабой ремонтопригодностью, а сама Apple активно борется против введения закона о «праве потребителей на ремонт». Например, для починки последних MacBook Pro им теперь нужен софт, купленный напрямую от Apple.

Он говорит, у него нет необходимых миллионов долларов, чтобы каждый квартал покупать инвентарь. Для кого-то вроде Джона Бамстеда, который занимается починкой гаджетов из дома, требования Apple, необходимые для получения статуса официального партнера, чересчур высоки. А о том, что нужно сделать, чтобы стать участником обещанной «программы продавцов», компании пока молчат.

Если вы убираете миллионы абсолютно хороших, пусть и недавно починенных ноутбуков с платформы, они как будто исчезают. Amazon – это в буквальном смысле половина всех онлайн-продаж. В итоге такие машины уходят на металлолом, несмотря на то, что они в отличном состоянии. Люди больше не узнают о том, что они есть, и что их можно купить.

И в мире полно умельцев, желающих их ремонтировать и продавать. Многие люди хотят покупать недорогие отремонтированные ноутбуки. Но вот связывающих их звеньев становится всё меньше.


Бизнес Бамстеда

Но для неё это не так критично. Amazon, конечно, теряет таких продавцов и таких покупателей б/у гаджетов. На этом этапе ей важнее имидж. Свои миллиарды она всё равно заработает. Теперь, как раньше Nike и другие всемирно известные компании, она получает для себя красивую страничку. До недавнего времени Apple сама не продавала товары у них на сайте, вместо этого уповая на Apple.com и нескольких официальных реселлеров, вроде Best Buy. Аpple может контролировать эти продажи, а Amazon – говорить своим инвесторам, что они теперь привлекли даже Apple. Со всеми гаджетами в одном удобном месте, и без третьих лиц.

Сучарита Кодали, аналитик электронной коммерции в Forrester, объясняет:

Мы знаем, что потребители идут за брендами, они их ищут. Amazon нужны бренды. Но теперь бренды хотят контролировать свой онлайн-имидж. С начала 2000-х бренды на площадке представляли третьи продавцы, и Amazon это устраивало. Для третьих сторон в таких условиях места не остается.
Они хотят контролировать, как их товар выглядит, особенно на Amazon.

Кодали рассказывает: Amazon также получает доступ к ценной информации о том, как работает онлайн-бизнес Apple.

Но компании наверняка интереснее продажи из первых рук. Безос всегда говорил, что ему безразлично, кто у него продает, производитель или перепродавец. Это особенно важно с учетом развития их собственной линии Amazon Basics.
Так она может налаживать сотрудничество с этими организациями, и узнавать об их марже.

Ты раскрываешь множество торговых секретов. Когда ты Apple и продаешь у Amazon, ты делишься информацией о продажах, о марже, о товарах, которые продаются, о причинах возвратов. Информация о ней была бы слишком ценной для разработки Amazon Echo.
Поэтому, например, Apple предпочитает не продавать у Amazon свою умную колонку HomePod.

Эта секция сайта предназначена специально для продажи восстановленных товаров. На вопросы о том, что маленькие ремонтные мастерские вынуждены уходить с платформы, представитель Amazon сообщил The Verge, что они всегда могут попробовать пройти отбор в Amazon Renewed. Правда, проверять ваш ремонт и продавать ваши товары тогда будет сама Amazon. Эта секция открыта и для техники Apple. Из продавца и партнёра вы превращаетесь просто в ремонтника. Она же работает с отзывами и контролирует каждый аспект того, как продукция представлена на сайте.

Тысячи продавцов, как одиночки, так и довольно крупные компании, теперь вынуждены думать, что им делать с товарами. Джон Бамстед – не единственный, кого сделка Amazon и Apple выкинула с площадки. AceBeach, специализировавшаяся на старой и уникальной электронике, вынуждена была бросить продажу техники Apple и сосредоточиться на различных игрушках. CNet общалась с инженером из Колорадо, который ежегодно продавал продукты Apple на сотни тысяч долларов, и теперь ищет другую работу. Вроде бы, есть eBay и Walmart, которые никак не ограничивают продажи Apple, но эти платформы не могут конкурировать с Amazon в плане популярности, и новому продавцу аудиторию там найти слишком тяжело.

Они обсуждают альтернативные торговые площадки, потенциальные способы защиты своих прав в суде и другие стратегии, которые могли бы позволить им продолжить вести свой бизнес. В Facebook-группе, где общается Бастед, десятки бывших продавцов в последние полгода объединились для поиска нового дома.

В отличие от Джона, занимающегося макбуками, Иларди нашел для себя нишу в восстановлении старых плееров iPod Classic. Через эту группу Бамстед встретил Джима Иларди, основателя небольшой ремонтной мастерской PiratePT Electronics. Эти девайсы Apple больше не поддерживает и не продает.

У PiratePT был 98% рейтинг одобрения на Amazon, Иларди был уникален в своей категории. Иларди давал старым айподам новые корпуса и батареи, а потом также начал менять их жесткие диски на SSD и увеличивать дисковое пространство, так что продукты становились даже лучше, чем когда-либо прежде. Теперь от его продуктов в продаже почти ничего не остается, и Иларди пытается найти новый дом на eBay и на Etsy. Но в январе его тоже зачистили. Плюс подрабатывает ремонтом дисплеев и различной техники, которую ему присылают.


Новое место торговли Иларди

eBay не показывает пользователю продавцов выбранного им товара. Иларди говорит, что его бизнес, который раньше приносил солидные доходы, теперь идёт очень плохо. Так что Иларди, со своими «прокачанными» iPod Classic, вынужден конкурировать с сотнями обычных старых девайсов, которые решили продать сами пользователи. Вместо этого покупатель видит список выставленных предложений. Последняя надежда на Etsy, где, по словам мастера-ремонтника, он сейчас получает четверть от того, что зарабатывал на Amazon. eBay его никак не выделяет.

Является ли группа честных и независимых онлайн-торговцев такой угрозой компаниям с доходами по $50 млрд в квартал? Главный вопрос у этих людей, которые внезапно потеряли свой источник доходов, – чем они помешали Apple и Amazon?

Но Бамстед занимается видавшими свои лета продуктами, и покупают их у него люди, которые никогда бы и не подумали потратить $1000-$1500 на новый лэптоп. Apple продает макбуки, и можно было бы сказать, что бизнес Джона Бамстеда с ней конкурирует. А так – по крайней мере, приучаются к macOS…

У Иларди ситуация еще однозначнее:

Мой продукт – они от него избавились. Я продаю то, что они уже давно не производят и не поддерживают. Они уже пять лет как вышли из этого бизнеса.
Какая теперь разница Apple?

Apple годами борется против введения такого права для потребителей, тратя на это сотни миллионов долларов. И вот здесь новая сделка Apple-Amazon напрямую сталкивается с движением за право на починку купленных девайсов. Так что легальный ремонт по-прежнему доступен только в сервисах, авторизированных Apple. Буквально в прошлом месяце лоббисты Apple надавили на законодателей Калифорнии и предотвратили принятие такого закона, рассказывая том, что покупатели могут навредить себе, пытаясь самостоятельно починить свой айфон.

А вместе с правом на починку идет и право на покупку-продажу восстановленных устройств. Компания так переживает из-за починки своих девайсов, потому что если владельцам её смартфонов, планшетов и компьютеров будет удобно их самостоятельно чинить, у них станет меньше причин покупать новые гаджеты.

Но это не остановило такие компании как Apple (и теперь Amazon) в их желании усложнить жизнь таким перепродавцам. Верховный суд США в 2013-м постановил, что пользователи могут продавать подлежащие копирайту продукты, если они легально являются его владельцами. Единственный способ этого избежать – купить специальную утилиту диагностики, распространяемую Apple среди своих партнеров. Например, в октябре Apple подтвердила, что её новый чип T2, установленный в линейке MacBook Pro и других компьютерах, полностью блокирует девайс, если вдруг почувствует, что какие-то его части, вроде материнской платы, подвергались несанкционированному ремонту. Для небольших мастерских, вроде как у Бамстеда, такая программа попросту недоступна.

«Много моих друзей вынуждены были уйти из бизнеса». В итоге, Джон говорит, ситуация стала для него наукой. Он получает с переработки несколько десятков ноутбуков, чинит их, и отдает партиями по 10-20 штук продавцам, у которых обычно есть свой офлайн-магазин или точка продажи за пределами Штатов. Бамстед вместо этого вернулся к оптовой продаже старых макбуков, которой он занимался до открытия своей странички на Amazon Marketplace.

И раскручивать его через YouTube, показывая, как можно самому ремонтировать свои макбуки. Также Бамстед начал перемещать большую часть своего бизнеса на свой личный веб-сайт. Продаж пока и близко не так много, как было раньше с Amazon, но есть и плюсы:

Не надо никому платить часть денег, нет дедлайнов, не надо бояться, что что-то вдруг изменится в инфраструктуре.
Кто-то покупает ноутбук с моего сайта, и я думаю – вау, это так просто.

Тогда по крайней мере её никто у тебя не заберет
Если я что-то вынес из всего этого, так это то, что, даже если ты маленький, тебе всё равно нужна собственная платформа.

S. Для доставки гаджетов и любых других товаров из интернет-магазинов США есть Pochtoy.com. P. 99. Экономия тысячи рублей по сравнению с покупками в российских магазинах, а стоимость доставки – от $11. При регистрации с кодом HABR вам скидка 7%.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть