Хабрахабр

[Перевод] Как дроны в Гане доставляют жизненно важные лекарства


Новый сервис доставки грузов дронами Zipline помогает медсёстрам, например, Глэдис Деде Тете и её команде, получать жизненно необходимые вакцины и лекарства

Он находится в 2,5 часах езды на север от столицы страны, Аккры, по однополосному шоссе, покрытие которого постепенно становится всё более испещрённым дырами, а затем полностью исчезает, превращая дорогу в грунтовку. Нью-Тафо-Аким – городок на востоке Ганы. И всё вокруг покрыто толстым слоем красной грязи.

Это комплекс из одноэтажных строений, скопившихся вокруг дворов, по которым бродят курицы. Окружная больница – редкое в этих краях бетонное здание. На ней матери с грудными детьми тихо изнемогают от зноя в густом и влажном воздухе на деревянных скамьях. Вымощенная площадка служит комнатой ожидания в клинике для вакцинаций. Они ждали прибытия 35 детей, а приехало 41, включая парочку близнецов.
Участковая медсестра Глэдис Деде Тете [Gladys Dede Tetteh] со своей командой наносят защитные царапины на крохотные бёдра, однако у них закончилась вакцина от жёлтой лихорадки.

Но Тете знает, что если она откажет этим женщинам, многие из которых прошли довольно большие расстояния пешком, есть шанс, что они вообще не вернутся, и возможность защитить их детей будет упущена. Вакцины хранятся недолго, и должны находиться в сухих условиях с ограничением температуры, поэтому заказывать их с запасом неудобно. Она достаёт телефон и отправляет бесплатное текстовое сообщение с запросом на шесть дополнительных вакцин.

Мгновенный ответ

Через 15 минут телефон Тете звонит, и я иду за ней на поросший травой двор, покрытый пересекающимися проводами, которого едва хватает на то, чтобы запарковать пару машин. Высоко в небе уже видны блики от похожего на игрушечный самолёта. Он бесшумно приближается к нам, делая петлю в виде восьмёрки, будто ястреб, выслеживающий добычу.

Ко времени её приземления дрон уже летит обратно на базу, выполнив миссию. Внезапно он пролетает над нами, и, пересекая двор, отворяет свой небольшой люк, откуда выпадает коробка, летящая вниз на парашюте из вощёной бумаги. Медсёстры разворачивают защитную упаковку стеклянных ампул, и через несколько минут вакцина введена ещё в одно пухленькое маленькое бедро; ещё один ребёнок запищал.

– Это будет так удобно в экстренных случаях и когда необходимо будет гарантировать защиту каждой матери и ребёнка». «Так здорово получать необходимые лекарства во время ожидания пациента, — говорит Тете.


Техник Zipline запускает дрон

Глава по инновациям GAVI Моз Сиддики поясняет: «В 2015 году мы поставили себе целью вакцинировать 300 млн детей дополнительно к 2020 году, и уже достигли показателя в 86%, однако до оставшихся 14% добраться сложнее всего – они живут в труднодоступных районах, городских трущобах, или же их родители слишком загружены для того, чтобы приходить на прививки повторно. Именно обещание значимых последствий убедило GAVI, глобальный альянс по вакцинам и иммунизации, поддержать сервис доставки дронами, финансируя проект совместно с социальным подразделением гиганта среди служб доставки UPS, фондом Билла и Мелинды Гейтс, и компанией Пфайзер. Мы надеемся, что доставка дронами позволит закрыть этот разрыв».

Энтони Нсия-Азаре, генеральный директор здравоохранения Ганы, говорит, что дроны обеспечивают более дешёвый, эффективный и надёжный способ доставки лекарств «как раз вовремя» в сельские, удалённые или кочевые сообщества, по сравнению с традиционными системами.

Точно так же, как мобильные телефоны позволили наладить связь с регионами, не имеющими проводной связи, так и «люди с плохими дорогами, с наводнениями и другими инфраструктурными проектами смогут получить необходимые им лекарства», — говорит Нсия-Азаре. Он с президентом Ганы впервые наблюдали за пробным запуском системы в небольшой гористой республике Руанда в 2016 году, и их сразу же поразил этот простой способ резкого улучшения ситуации со сложной инфраструктурой Африки.

Его энтузиазм стал главной движущей силой проекта, и он работал с калифорнийским стартапом Zipline для создания крупнейшей в мире программы по доставке дронами.

Как считает Нсия-Азаре, предприятие оправдало себя уже в первые дни работы, доставив раненному человеку кровь, спасшую ему жизнь, инсулин пациенту в состоянии кетоза, и сернокислый магний для рожавшей женщины с опасно высоким кровяным давлением. Правительство Ганы запустило эту службу 24 апреля в рамках интегрированной системы здравоохранения, предлагая оплачивать доставку по подписке.

Вскоре к нему присоединятся ещё три узла, а к концу года откроются ещё два. Дроны базируются в особых узлах, первый из которых открылся на этой неделе – сияющее здание, расположенное на поляне средь лесистых холмов Оменако. К концу года власти намерены открыть шесть региональных узлов, что обеспечит покрытие доставки дронами всей страны. Там есть склад с климат-контролем для хранения медицины и запасов на экстренные случаи, а также цех запуска и управления дронами.

В оригинале статьи есть ещё одно видео на тему отправки — к сожалению, редактор Хабра не позволяет вставить его сюда.

Некоторые жаловались, что лучше было бы потратить деньги на традиционные услуги – например, на закупку карет скорой помощи. Но сервис не обошёлся без критики. Однако правительство тратит меньше денег на доставку дронами, чем на доставку мотоциклом или пикапом – и из этого следует, что дроны более эффективны.

С тех пор он как директор привлёк $41 млн инвестиций, включая поддержку от Google Ventures и основателей Yahoo и Microsoft. Предприниматель в сфере биотехнологий Келлер Ринуадо основал стартап Zipline, работая из своего дома, паять лет назад.

В компании сейчас работают специалисты из SpaceX, Boeing и NASA, которые разработали, создали и оптимизировали собственные дроны, ПО для автономных полётов, системы запуска и посадки – и некоторые из их изобретений уже взяли на вооружение другие крупные игроки. «Я хотел использовать технологию для решения реальной проблемы мира – чтобы помогать спасать людей», — говорит он. Zipline остановилась на дроне с фиксированным крылом, работающем от аккумулятора, способным переносить 1,8 кг груза на расстояние до 80 км со скоростью 110 км/ч.

В тот момент, когда мы с ним беседуем, на складе выполняют заказ. Фирма ожидает 600 полётов в день, обслуживающих 12 млн человек, говорит Ринаудо. Размах его крыльев составляет 3 метра, а от носа до хвоста в нём полтора метра. Один из 30 модульных дронов, загруженный ценным грузом и свежими аккумуляторами, устанавливают на запуск.

Потом она получает разрешение от управления гражданской авиации на запуск дрона в небо. Авиаинженер, один из четырёх членов команды, состоящей полностью из женщин-ганок, проводит последние проверки. Отказ от использования несущих винтов для взлёта и посадки кардинально уменьшает потребности в энергии, что позволяет использовать более лёгкие аккумуляторы.

Два металлических треугольных профиля, между вершинами которых натянут тонкий провод, должны поймать дрон в полёте. Если запуск можно назвать интересным, то приземление — это вообще что-то из ряда вон выходящее. И всё же возвращающийся дрон подруливает так, что при снижении небольшой крюк на его хвосте цепляет за провод. Успех выглядит маловероятным. Команда говорит, что дрон может работать при любой погоде, включая сильный ветер. И вот он висит там носом вниз до следующей миссии.

«Когда у матери схватки, она ждёт, что мы её спасём, — говорит она. Для медсестёр типа Тете, эта услуга – спасательный трос для их сообщества. – Мы не хотим с этим опоздать».

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть