Хабрахабр

[Перевод] Как 25 человек обманом убедили работать в несуществующей игровой компании

image

Брук Холден отдала бы всё за то, чтобы попасть в индустрию видеоигр.

Кроме того, она слышала много ужасных историй об условиях труда в игровых компаниях, где сотрудники регулярно работают по 60-80 часов в неделю, и решила для себя: ни за что, это не про меня. Она поступила в британский университет, чтобы изучать разработку игр, но на полпути к диплому осознала, что ненавидит кодить. Но год спустя, работая офис-менеджером, Холден в свои 26 лет по-прежнему мечтала попасть в мир разработки игр, возможно, на какой-нибудь должности управления командой.

Это походило просто на шалость, но пост всё-таки собрал полдюжины ответов. Однажды она опубликовала пост в субреддите, посвящённом сбору команд для разработки игр: «Страстно влюблённая в игры менеджер команды без опыта работы ищет хобби-проект, которому нужна помощь в поддержке и управлении». Пользователь под именем Kova сообщил Холден, что его небольшая команда из трёх разработчиков недавно превратилась в организацию из 48 сотрудников и им чертовски нужен менеджер. Один из них выделялся на общем фоне: он был оставлен с аккаунта с активной историей найма разработчиков на Reddit.

22 июня 2019 года она подписала договор с компанией Drakore Studios, из которой был Kova, вступив на должность джуниор-менеджера по производству с оплатой 13 долларов в час. Холден пришла в восторг.

Шестеро из них связались с нами, чтобы рассказать свою историю. Проблема заключалась только в одном: на самом деле Drakore Studios не существовало.
За полтора месяца Kova, настоящее имя которого Рана Махал (Rana Mahal), убедил не менее 25 человек присоединиться к игровой студии, не имевшей зарегистрированной компании, и разрабатывать видеоигру, на которую у него не было прав, и труд над которой не оплачивался.

Это история о начальнике, который постоянно говорил начинающим разработчикам, что их зарплата вот-вот придёт, а инвесторы скоро перечислят кучу денег на счета компании, и что его высокопоставленные друзья в крупных игровых студиях постоянно консультируют его по ходу разработки. Это история о лживости, эксплуатации, некомпетентности и надеждах, подпитываемых отчаянным желанием игроков сделать свой вклад в отрасль, которая с самого их детства подстёгивала воображение, поднимала настроение и создавала дружеские связи. Но реальность была совершенно иной, и когда Drakore развалилась, это произошло очень быстро.

«Мы не задумывали этого злонамеренно. «Люди не должны были попадать в игровую индустрию через меня», — рассказал Махал Kotaku через Discord. Я сделал несколько ошибок». Напишите статью, предупреждающую других разработчиков о том, что такое может случиться.

«Это была моя первая работа в индустрии игр», — рассказывает Брук Холден. «Я просто не знала, какие в ней стандарты».

По крайней мере, эта часть истории была правдивой: Zeal — это игра в раннем доступе, выпущенная в Steam командой Lycanic Studios в сентябре 2018 года. В процессе собеседования на должность в Drakore Холден узнала, что её задачей будет поддержка команды, разрабатывающей игру Zeal.

Они корпели над Zeal два года, но игра так и не «взлетела». Команда Lycanic состояла из двух разработчиков: Мерта Динсера (Mert Dinçer) и Тима Попова (Tim Popov). Динсер и Попов представляли, что игра будет соревновательной, гибкой и с продуманным дизайном. В Zeal они стремились воссоздать напряжённые бои player-versus-player из массовых многопользовательских RPG наподобие World of Warcraft. Однако надежда всё-таки была: почти 300 обзоров в Steam были «в основном положительными». Lycanic попыталась получить финансирование игры на Kickstarter, но отменила кампанию, набрав только часть необходимой суммы. Игре даже уделила внимание пара крупных стримеров в Twitch, в том числе и Chance «Sodapoppin» Morris с 2,5 миллионами подписчиков.

«У нас не было бюджета на маркетинг, — рассказывает Динсер, — мы просто инди-разработчики, пытавшиеся следовать за свой страстью. Мы думали, что у игры хорошая идея и достаточно качественная реализация, что ею заинтересуются люди — издатели, инвесторы и так далее. Но у нас не было ни связей, ни знакомств».

По словам Динсера, Махал сразу же предложил объединить усилия. Махал, активно участвовавший в группе Discord, посвящённой MMORPG, услышал о Zeal от фаната игры. «Он хотел купить нашу компанию и расформировать её, — рассказывает Динсер, — нас это устраивало».

Холден активно начала заниматься сбором команды и её управлением. Холден сообщила, что, по словам Махала, его семья или друзья семьи инвестировали в студию 25 000 долларов, и скоро должны были поступить деньги от других инвесторов. Это были 2D-художники, 3D-художники, дизайнеры, маркетологи и даже интерны, и всем им она старательно помогала по 60 часов в неделю сверх своих обязанностей на должности менеджера с частичной занятостью. В коллективе оказалось примерно 25, а не 48 человек. В ней был отец четырёх детей из Вирджинии Брэндон Мёрфи, недавно уволенный из PlayStation после семилетней работы региональным торговым представителем. В команде были такие люди, как хорватский разработчик PD — технический руководитель, занимавшийся разработкой «дорожной карты» Zeal. И, разумеется, изначальные разработчики Zeal Динсер и Попов. В ней была художница по концептам Хулия Каролина Сантана.

По словам Холден, для этой игры «было уже довольно много концепт-артов», но мало всего остального. Параллельно студия разрабатывала MMO под названием AetherBound. Махал говорил Холден, что среди прочего он работал джуниор-арт-директором в Amazon Game Studios, где заключил договор с Bioware для помощи в разработке Dragon Age Inquisition. Издание Zeal помогло бы их студии получить некоторую респектабельность. Он рассказывал, что учился у Майка Лейдлоу, который в то время был старшим креативным директором франшизы Dragon Age, а теперь будет консультировать его в помощь проектам Drakore Studios.

Amazon Game Studios не ответила на запрос Kotaku о подтверждении слов Махала. «Не могу припомнить никого с таким именем, поэтому трудно представить, что я бы консультировал его в таком качестве», — сообщил Лейдлоу Kotaku по почте.

Было маловато документальных доказательств его слов. Проведя небольшое расследование, Динсер и Попов решили, что у них есть подозрения относительно этого парня. «Если был даже крохотный шанс того, что парень говорит правду и сможет достучаться до людей из маркетинга, то попытка того стоила», — говорит Динсер. С другой стороны, что они теряли? «Ситуация с нашей игрой была и так хуже некуда».

При этом оба владельца компании оставались ведущими разработчиками. Lycanic подписала договор с Drakore, по которому передавала свои права на Zeal компании Махала в обмен на авансовый платёж в 7000 долларов плюс обещания оплачиваемых должностей и доли в прибыли. Брук Холден и Брэндон Мёрфи написали презентацию-питч из 21 слайдов в оранжево-розовой гамме и разослали её по 32 издателям игр. Достаточно быстро у Zeal появилась полностью укомплектованная команда разработчиков. Некоторые из них, например, Devolver и Team17, ответили.

Свои отзывы о Zeal Махал оформлял как сторонние оценки от его знакомых из больших компаний-издателей: его приятель из Riot Games считал, что косметическое оформление Zeal совершенно неверно, а его друг из крупной компании-издателя уже готов к инвестициям, но хочет вместо системы персонажей систему классов.

Были и другие подозрительные моменты. Динсер начал подозревать, что Махал выдаёт собственные взгляды за взгляды своих (вероятно вымышленных) друзей. (Представитель Epic Games сообщил по почте Kotaku, что это заявление «неправда».) Махал начал спрашивать сотрудников, смогут ли они начать разрабатывать игру в стиле Auto Chess и выпустить её за пару месяцев. Махал сообщил, что кто-то из Epic Games предложил ему 2 миллиона долларов за MMORPG AetherBound. Были даже разговоры о переезде всей студии в Канаду, что оказалось для многих привлекательным из-за обещаний бесплатного здравоохранения.

Почему Drakore не была зарегистрирована в Канаде? Тем временем сотрудники Drakore Studios начали давить на Махала, чтобы он показал им документы студии, которых пока ещё никто не видел. И, что ещё более важно: когда они получат первую зарплату?

Большинство из них говорило, что они должны были получить хотя бы несколько чеков. Никто из людей, с которыми общался Kotaku, не получил за эти шесть недель денег и не знал никого, кто бы мог сказать о получении оплаты своей работы в Drakore.

image

Концепт-арт AetherBound.

Когда она надавила на Махала, он ответил, что Drakore «уже потратила эти 25 тысяч», и пока он не сможет собрать новых инвестиций, никому ничего не заплатят. «Он говорил, что у нас есть инвестиции в размере 25 000 долларов, которых хватит до конца августа», — рассказывает Холден. Сотрудники, с которыми удалось поговорить Kotaku, утверждают, что они с середины июня до середины июля работали в Drakore Studios по 20-60 часов в неделю.

Мёрфи сообщает, что выбрал Drakore, отклонив шесть других предложений о работе. Уволенный из PlayStation в начале июня Брэндон Мёрфи, которому нужно кормить четверых детей, сказал, что ему обещали заплатить 11 июля. У нас достаточно денег в банке, поэтому я могу потратить этот месяц и вложить все усилия в Zeal. «Мы обсудили это с женой и решили, что это всего один месяц. Когда настало 11 июля, денег не было. Деньги придут через месяц».

«Можете сказать, что я взял эти 25 тысяч, потратил их на наркотики и так никому и не заплатил», — сказал он. Махал сообщил Kotaku, что 25 000 долларов и в самом деле существовали, но не показал никаких документов в доказательство этого. Когда его спросили о том, зачем он обещал сотрудникам заплатить 11 июля, Махал ответил: «у меня был инвестор, который мог вложить в нас средства». «Я чётко донёс до всех, что существует реальная вероятность того, что мы не получим финансирования».

«Он хотел, чтобы я помог ему собрать денег», — рассказал Маккэй Kotaku в Discord. Пытаясь привлечь интерес инвесторов к Zeal, Махал обратился к Джонатану Маккэю, руководящему канадской студией Skymarch Entertainment. Все любят хвастаться разными популярными компаниями, в которых они работали, но для меня это ничего не значит» «Он говорил, что имеет опыт работы арт-директором и уже давно в этой индустрии.

image

Рекламные материалы Zeal.

Zeal показался ему любопытным, но ему захотелось собрать информацию о Drakore Studios, и он начал общаться с некоторыми из сотрудников Махала. Маккэй сообщил, что помогал другим начинающим компаниям в сборе средств и «находил нужные связи для реализации их мечты». Тот познакомил Маккэя с Брук Холден.

Она по-прежнему не получила ни цента, а истории Махала, которыми она делилась с другими сотрудниками Drakore Studios, становились всё более неправдоподобными — восторженные высокопоставленные инвесторы и зарплаты, которые «вот-вот будут». В течение этого месяца Холден становилась всё более подозрительной по отношению к своему боссу. Вскоре тема разговора сменилась, и, по словам Холден, голос Маккэя «стал очень серьёзным». Общаясь с Маккэем, она начала рассказывать о своей роли в студии и о происходящем с Zeal.

«Мне очень трудно будет найти вам инвестиции», — сказал Маккэй.

«Почему?»

«Самое важное: вашей компании не существует».

«Я виню в этом свою глупость», — рассказал Рана Махал Kotaku. «Я просто думал: у нас всё получится. Делил шкуру неубитого медведя».

Махал объяснил, что так произошло из-за того, что канадский бухгалтер его семьи, которому он поручил вести всю подготовительную документацию, после регистрации всех документов улетел в долгий отпуск в Индию. Юридическое лицо Drakore Studios, Ltd., подписавшее с Lycanic о приобретении прав на Zeal, не было зарегистрировано ни в Канаде, ни в какой-то другой стране. Когда бухгалтер вернулся, то выяснил, что его документы не были приняты в нужный период.

В договоре между Lycanic и Drakore, который был представлен Kotaku, Махал описывает продажу Zeal «юридическому лицу Drakore Studios Ltd., организованному и действующему в соответствии с законодательством провинции [sic] Онтарио, Канада». В процессе её разговора с Маккэем Холден не только окончательно выяснила, что Drakore не была зарегистрирована, но и узнала, что у Махала на самом деле нет прав на Zeal, которую они разрабатывали в течение последнего месяца. В договоре указывается, что Махал должен приобрести доли Мерта Динсера и Тима Попова в Lycanic, хотя обе стороны сообщили, что оплата не была произведена

«Ложь и надувательство — он совершенно точно обманывал всех, с кем имел дело». «Он стриг всех этих ребят как овец», — говорит Маккэй.

Динсер и Попов подтвердили, что Drakore на самом деле не владеет правами на интеллектуальную собственность Zeal, что повергло её в шок. Холден начала сверять информацию с коллегами.

Им нужен был какой-то маршрут дальнейшего движения или хотя бы способ остановить Drakore, разогнавшуюся благодаря труду её сотрудников. Придя в себя, сотрудники разработали план действий. Мёрфи, поделившийся при устройстве на работу с Махалом собственной персональной информацией, сообщил о возможности мошенничества с его номером социального страхования. 23 июля разношёрстная команда начинающих разработчиков, из которых была составлена эта вымышленная студия, заблокировала своему руководителю доступ ко всему: к Google Drive, к аккаунтам в соцсетях, к домену электронной почты.

Сделав всё это, Холден опубликовала в Slack компании Drakore Studios изобличающие новости.

«Во-первых, насколько мы можем судить, Drakore Studios никогда не существовала. «ВНЕЗАПНО всплыли факты, о которых никому из нас не сообщалось ранее», — написала она. Но и это ещё не всё: Drakore никогда не владела Zeal, эта интеллектуальная собственность по-прежнему принадлежит Мерту и Тиму, хотя лично у меня была другая информация и я прощу прощения за распространение этой (а также любой другой) дезинформации. Некоторые из нас МЕСЯЦАМИ пытались узнать учётный номер компании, но так ничего и не добились. Ни один издатель или инвестор в здравом уме не будет вкладывать деньги в компанию которая не существует и не владеет правами на игру, которую пытается продавать. Из-за этих двух фактов получить финансирование нам совершенно НЕВОЗМОЖНО. Мы были обречены с самого начала».

«И они ни в чём не виноваты, им тоже рассказывали только часть истории и кормили дезинформацией. Холден сообщила, что Динсер и Попов решили покинуть Drakore и забрать Zeal с собой. Я не смогла найти ни одного свидетельства того, что в компании были деньги. Как ни прискорбно, я СИЛЬНО сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из нас получит от Drakore хотя бы цент. Только одни обещания».

image

Скриншот из Zeal.

Также он опровергает то, что Drakore была «мошенничеством». В разговоре с Kotaku Махал сообщил, что на самом деле имел намерение приобрести Lycanic Studios и утверждал, что по договору «временно» имеет права на Zeal.

«Я отвечаю: да, отличная афёра, в которой мне приходилось бесплатно работать по 80-100 часов в неделю. «Забавно слышать, как некоторые говорят: „ты совершил мошенничество“», — говорит он. Но остаётся фактом то, что Махал, по свидетельству многих, говорит сотрудникам, что владеет правами на игру, но на самом деле их не было, и что он сможет им оплатить работу, хотя финансирование отсутствовало. Лучшая афёра в мире». Он продолжает утверждать, что его сделка с Lycanic «несомненно» была заключена «чтобы помочь компании». Махал сообщил Kotaku, что по-прежнему намеревается оплатить сотрудникам их работу, хотя и не получает больше регулярной оплаты из семейной строительной компании, в которой работает.

На один из вопросов он ответил: «У меня есть эти контакты, но никаких имён я сообщать не буду. За время проведения интервью Махал несколько раз не смог предоставить свидетельств в подтверждение своих сделанных сотрудникам заявлений об опыте, инвесторах и компании. Если хотите, можете написать, что я солгал».

Владельцы Lycanic надеются, что в конечном итоге опыт работы Drakore окажется полезным для Zeal. «В конце концов, это было для нас не проигрышем, а победой», — сказал Динсер. «Мы узнали множество людей, которые хотят работать с нами и не будут просить денег, пока игра не начнёт зарабатывать».

«Это по-прежнему то, чем мне больше всего нравится заниматься. Ещё один бывший сотрудник Drakore, разработчик игр PD, сказал, что этот опыт не отвратил его от создания игр. Это больше удовольствие, а не работа».

Она продолжает оставаться в Lycanic Studios, одновременно работая на офисной работе с частичной занятостью. Брук Холден тоже не отказалась от своей мечты. Брэндон Мёрфи занялся ещё одной неоплачиваемой работой, на этот раз в должности президента отдела киберспорта Slate Gaming.

«Здесь никому не платят, — рассказывает Мёрфи, — разница в том, что все об этом знают».

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть