Главная » Хабрахабр » [Перевод] Истерия вокруг GDPR, часть 2. Полезные советы

[Перевод] Истерия вокруг GDPR, часть 2. Полезные советы

Статья опубликована 21 мая 2018 года

Если не читали её, пожалуйста, ознакомьтесь для контекста. Первая часть статьи здесь.

Затем рассмотрим наиболее важные полезные советы для владельцев сайтов. Разобравшись с самыми распространёнными заблуждениями о GDPR, давайте посмотрим на реальное влияние GDPR.

В данном случае предназначение GDPR состоит в том, чтобы обуздать корпорации, которые проявляют худшие практики ведения бизнеса в интернете с нарушением конфиденциальности пользователей. В любом законе кроме его буквального текста есть ещё дух закона, его предназначение. Есть бесчисленное множество примеров таких нарушений. Законодатели стремятся вернуть контроль над данными обратно владельцам этих данных — частным лицам, которые здесь являются субъектами (отсюда термин «субъекты данных»). Но будьте уверены: положение дел таково, что регулирование не начнёт действовать быстро. Не собираюсь их здесь перечислять — на это просто не хватит времени. Судя по количеству писем от компаний, которые почти умоляют меня разрешить им присылать спам и дальше — вероятно, это единственный закон, который явно положительно повлиял на мою жизнь ещё до того, как вступил в силу. Постоянные читатели моего блога знают, что тема конфиденциальности мне дорога, поэтому я приветствую GDPR и надеюсь, что закон приведёт к желаемому эффекту. Она настолько важна, что авторы Всеобщей декларации прав человека сочли нужным включить её в краткий список прав, которые должны быть у каждого человека на Земле. (По иронии судьбы, эти компании нарушают закон, рассылая такие сообщения…).
Конфиденциальность (приватность) — важная вещь. Поэтому неудивительно, что законодатели сочли нужным разработать закон, защищающий это право на приватность. В то же время компании пытаются заработать деньги всеми возможными способами, и если нарушение приватности пользователя позволяет быстро заработать доллар, тем хуже для пользователя. В нашей европейской истории есть очень хорошие примеры того, что отсутствие приватности может сотворить с людьми. И неудивительно, что это законодательство принято сначала в Европе.

Попытаюсь составить примерное руководство, как новый закон ЕС повлияет на вашу компанию и насколько вы подвержены влиянию закона. В зависимости от типа данных, размера организации и объёма обрабатываемых данных, а также ваших отношений с владельцами данных, влияние GDPR может оказаться любым: от «нулевого» до «огромного» с соответствующими затратами.

Рассмотрим несколько различных сценариев, чтобы оценить влияние GDPR на каждый из них. Прежде всего посмотрим, какие данные вы обрабатываете.

Типы данных

Данные бывают разных видов: есть данные, связанные с конкретным человеком (индивидуумом), а есть данные, не связанные с конкретным человеком. GDPR не затрагивает данные второго типа, пока их нельзя повторно связать с этим человеком. Это значит, что во всех намерениях и целях вы должны сосредоточиться на данных, связанных с конкретным человеком. В контексте большинства компаний в интернете эти данные хранятся в «профиле» — записи или серии записей, содержащих идентификатор, который может использоваться для присвоения записи конкретному лицу. Примерами данных профиля являются ваши публикации в социальных сетях, медицинская история, включая рентгеновские снимки, данные профиля рекламного агентства и так далее. GDPR просто разъясняет (и это разъяснение уже было в предыдущей директиве, которую все проигнорировали), что компания не является владельцем этих данных. Вы — просто их хранитель, а такое хранение возлагает ответственность на вашу компанию. Другими словами, данные являются активом для бизнеса только в том случае, если их стоимость превышает затраты, необходимые для надлежащего управления этими данными. И надлежащее хранение этих данных требует внедрения надлежащих процессов (которые у вас должны быть в любом случае!), в том числе возможности удаления данных по первому требованию пользователя, если только вы не обязаны хранить данные по закону, чтобы разрешить их исправление и предоставление «субъектам данных» (физическим лицам) доступ к данным, которые вы храните на них.

Но опять же, управление жизненным циклом данных в любом случае имеет смысл. Если это звучит как бремя для вас, то вы правы — это действительно бремя. И это ключевой вопрос: законодательство ЕС написано с точки зрения граждан ЕС, а не с точки зрения бизнесменов, которые распоряжаются данными по этим субъектам. В конце концов, чтобы действовать в интересах своих пользователей, вам и без GDPR следует исправлять неправильные данные и сообщать людям перечень собранных данных по их запросу. Их интересы законны, но вторичны.

Обычно чем критичнее данные, тем тяжелее бремя. Типы данных в распоряжении компании в значительной степени определяют бремя GDPR. Для конфиденциальных данных, такие как медицинские записи или финансовые операции, бремя значительно выше. Таким образом, если данные уже общедоступны, то бремя невелико или вообще отсутствует. Поэтому банки обычно прилагают больше усилий для обеспечения конфиденциальности клиентов, чем магазин электронной коммерции, где вы купили пару носков на прошлой неделе. Хорошая новость в том, что это соотношение было известно задолго до того, как GDPR вступил в силу. И одни больницы, вероятно, справляются с защитой информации лучше, чем другие. Конечно, не все банки одинаково заботятся об этом, и некоторым банкам предстоит усилить работу из-за GDPR. Если они навели порядок, автоматизировали процедуры и в целом поставили себя в положение хранителей, а не владельцев данных, то они должны быть в лучшем положении, когда речь идёт о GDPR. Всё то же самое относится к коммерческим предприятиям.

Таким образом, тип хранимых данных имеет большое значение.

Это любая информация, которая помогает идентифицировать человека. Есть ещё данные особого типа PII, сокращение для личной идентифицируемой информации (Personally Identifiable Information). Не очень очевидный пример — IP-адрес. Очевидные примеры PII — полные имена и номера социального страхования. И ещё много подобных примеров. Действительно не очевидный — факт наличия редкого заболевания в сочетании с названием маленького городка, места жительства. Лучше предпринять излишние меры безопасности, чем потом сожалеть. Самое просто решение — представить все данные о человеке, как будто это PII. Но если вам кажется, что к некоторым данным можно относиться проще, то тщательно взвесьте, какие из них следует рассматривать как PII, а какие нет.

Объём данных

Компании с тысячами записей (например, интернет-магазин, регистрирующий каждую продажу) менее подвержены действию нового закона, чем компания с миллионами или миллиардами записей о своих пользователей. Обычно это компании разного размера и им придётся тратить разное количество усилий и нести разное бремя совместимости с GDPR. Да, вышеупомянутое управление жизненным циклом реализуется у них одинаково, но если вы смогли автоматизировать сбор данных, то нет оправдания неспособности автоматизировать управление ими. Это просто издержки бизнеса. Но компании SaaS, которые обрабатывают большие объёмы данных о клиентах, захотят получить максимальную гарантию совместимости, потому что они гораздо более привлекательные цели для хакеров, а это увеличивает риски утечки данных. Обратите внимание, что есть исключения. Например, для хранения бухгалтерской информации у вашей налоговой службы могут быть собственные правила о сроках хранения. Но это бухгалтерия, которая, вероятно, практически не имеет отношения к вашим веб-сервисам, и касается только фактического движения денежных средств.

Размер организации

Бремя соблюдения требований для небольшой организации ниже, поскольку малому бизнесу не требуется отдельный сотрудник по защите данных (data protection officer, DPO) или директор по соблюдению требований (chief compliance officer, CCO), если у фирмы не очень большие объёмы данных или она имеет дело не с самыми конфиденциальными данными. В противном случае у компании, скорее всего, уже есть такой сотрудник, так что закон не вносит особой разницы.

Но очень маленькие компании (скажем, компания из одного человека), которые обрабатывают чрезвычайно конфиденциальные данные, могут рассмотреть наём человека со стороны хотя бы на некоторое время, чтобы убедиться, что они не подвергаются излишним рискам.

Всё в совокупности

Так что если у вас маленькая компания и вы имеете дело с небольшим количеством некритических данных, то влияние GDPR весьма ограничено и с ним легко справиться. Для средней компании, скажем, с 20 сотрудниками в штате и очень важными данными, бремя пропорционально больше. А если вы управляете очень большой компанией, то у вас, скорее всего, уже есть специально обученные люди, которые занимаются вопросами соблюдения законодательства. Закон действительно влияет на всех по-разному, но учитывая важность вопроса, права субъектов данных перевешивают коммерческие интересы компаний. Если есть выгода в сборе данных, то можно приложить усилия для их защиты и правильного хранения. И эта разница в воздействии закона в основном относительная. В абсолютном смысле крупные компании, а также компании с большим количеством данных или критическими данными потратят больше для гарантии соблюдения закона. Просто для меньших компаний влияние GDPR окажется больше по отношению к их общему обороту. Это хорошо известное явление относится ко всем аспектам ведения бизнеса, оно называется «экономия на масштабировании» и является одной из причин, почему программное обеспечение и услуги на основе программного обеспечения настолько прибыльны: экономия на масштабировании просто огромна.

  • хранить вечно все полученные данные

До сих пор правило по сроку хранения данных о конечных пользователях, похоже, было таким: «Хранить, пока у нас не закончится дисковое пространство». Но диски стали достаточно дешёвыми, чтобы перестать беспокоиться об этом вообще — и просто добавлять данные, ничего не удаляя. Да, вы правильно прочитали: до GDPR у компаний была привычка никогда ничего не удалять. Даже если вы попросили их удалить данные — на что они могут пусть неохотно, но среагировать — в итоге данные просто помечаются как удалённые, но остаются на месте. Теперь такое не пройдёт: если вы запросите удаление данных, его больше нельзя игнорировать — и данные действительно должны быть удалены. Единственное исключение, если по закону вы обязаны хранить данные. Но в этом случае я бы посоветовал хранить их только в архивном хранилище.

Но на самом деле требования очень просты: вы храните ключи удалённых записей в отдельном логе. Ситуация с резервными копиями немного сложнее — это одна из тех областей, где есть много слухов и опасений, что невозможно обеспечить выполнение закона. Таким образом, восстановление резервной копии не может привести к случайному восстановлению удалённых записей. И если по какой-то причине восстанавливаете с резервной копии, то просто заново воспроизводите запросы на удаление по этому логу, начиная с последнего бэкапа. Обратите внимание, что это похоже на псевдоанонимизацию, которой в случае с PII недостаточно для соблюдения закона, если удалённые данные можно восстановить при помощи сохранённых данных. Если есть какие-то опасения в связи с ненадёжностью ключей, то можно просто перезаписать соответствующие данные нулями, чтобы безвозвратно их удалить. Это всё с учётом того, что ваши бэкапы правильно зашифрованы, а ключи невозможно восстановить без участия ответственного лица. Реальное удаление — безусловно наиболее безопасный способ решения проблемы.

  • игнорировать запросы пользователей на удаление, исправление или изучение данных

Бремя запросов на удаление, исправление или изучение данных от пользователей (или «субъектов данных») может оказаться довольно значительным. Здесь незаменима автоматизация: самообслуживание и единовременная затрата времени и сил многократно окупятся в последующие годы. Если игнорировать такие запросы, то расстроенный человек (возможно, я) рано или поздно свяжется со своим местным органом по защите данных, чтобы подать жалобу. В первый раз, когда это произойдёт, DPA может проигнорировать жалобу — мне кажется, в ближайшее время они будут очень заняты. Но они вероятно заведут дело. А если дело становится толще, потому что всё больше людей жалуются на вашу компанию, то рано или поздно кому-то поручат поговорить с вами.

Пожалуйста, объяснитесь». Разговор будет примерно такой: «Мы получили несколько жалоб на то, что вы целенаправленно игнорируете законные запросы субъекта данных. Агентство ответит примерно так: «Очень жаль, что вы так считаете, но вы тоже обязаны соблюдать закон, иначе...», где после «иначе» будет предупреждением о том, какой штраф могут на вас наложить, если вы продолжите игнорировать закон. После чего вы — как всегда, нагло — объясните, закон слишком обременителен и пошли к чёрту все ваши DPA. Новый пользователь подаёт жалобу. Затем пройдёт некоторое время. И при добавлении записи клерк делает пометку, что вы уже предупреждены. Это добавляют в дело. На этот раз DPA, скорее всего, выдаст «обязательное предупреждение» (binding warning) — директиву с предупреждением, что вы игнорируете её на свой страх и риск. Здесь становится интересно.

Вас реально оштрафуют. Третьего раза лучше избегать. Но регуляторы это предусмотрели: для ведения бизнеса в ЕС у вас должен быть «назначенный представитель» (designated representative) в ЕС. Можете проигнорировать штраф, потому что ваша компания зарегистрирована за пределами ЕС. Вероятно, это самое агрессивное изменение, которое мог установить Евросоюз: вы действительно обязаны иметь законного представителя в ЕС. Да, вы правильно прочитали. Если нет, то вам придётся его получить. Если ваш бизнес уже там работает, то это будет ваш назначенный представитель. Уже появились компании, которые предлагают такую платную услугу.

Скорее всего, у него с вами договор и у него тоже есть представитель в вашей стране. Так что как только вас оштрафуют, назначенный представитель будет об этом уведомлён. Таким образом, у вас выбор: бороться с собственным представителем в суде в родной стране или раскошелиться на штраф. Согласно контракту вы возмещаете представителю в своей стране любые штрафы, собранные через представительство вашего юрлица в Евросоюзе.

  • замалчивать взломы

Люди обычно шокированы, когда узнают статистику по зарегистрированным взломам за последний год. Цифры просто страшные. Они пугают ещё до того, как приходит понимание, что о подавляющем большинстве утечек конфиденциальных данных никогда не сообщают, поэтому они не учитываются в статистике. Так происходит по двум причинам. Во-первых, много взломов не замечают. Во-вторых, даже об обнаруженных не всегда сообщают. По GDPR такое строго воспрещено. Не сообщить о нарушении — одна из худших вещей, что вы можете сделать. Это безответственно по отношению к пострадавшим людям. И это потенциально ухудшает последствия, потому что вы забираете у регуляторов важный инструмент: их способность понять масштаб проблемы, чтобы применить усилия там, где они наиболее эффективны.

Но в этом случае есть смысл потратить ещё немного ресурсов на безопасность и уменьшить его последствия. Конечно, взлом — это плохой пиар. Ответственное раскрытие информации в случае нарушения будет иметь большое значение для установления вашей добросовестности. Если вы сделали это, то хотя бы можете ответить чем-то позитивным на обвинения. Разобраться с проблемой втихаря может сработать, но если вас раскроют, то можете готовиться к наказанию по полной программе.

  • считать, что данные в вашем распоряжении принадлежат вам, а не конечным пользователям

Данные, которые вы обрабатываете от имени пользователей, являются их данными. GDPR очень прямо это формулирует. Отсюда и части закона по согласию/удалению/исправлению/изучению (и переносимости данных). В лучшем случае вы — хранитель этих данных, а если пользователи соглашаются на конкретное использование данных, то вам разрешено их обрабатывать. Но это не ваши файлы. Если вы начнёте представлять их своими, то лишь вопрос времени, когда вы совершите какое-то правонарушение. Не делайте так.

  • относиться к защите данных как к необязательной процедуре

У компаний довольно странное отношение к безопасности: она трактуется как чистые затраты с нулевой возможностью прибыли — и по возможности игнорируется. GDPR наконец-то даёт специалистам по безопасности реальный «финансовый» аргумент, если руководство игнорирует их доводы. Штрафы GDPR потенциально настолько велики, что обычно привлекают пристальное внимание директора. Большинство компаний не склонны так рисковать. Поэтому менеджеры скорее распорядятся привести в порядок безопасность, чем столкнутся с потенциально очень большим штрафом (даже если шансы на получение такого штрафа невелики). Пусть это и не самый сильный аргумент в пользу безопасности, но лучше, чем ничего. И похоже, что желаемый эффект есть: менеджеры больше не считают безопасность чем-то второстепенным, о чём компания позаботится, когда они уйдут на пенсию.

  • продавать данные с концами

Как вы не можете продать чужой автомобиль или дом, нельзя просто взять и продать чужие данные, которые пользователи доверили вам на хранение (или которые вы собираете со своих устройств, в том числе информацию о местоположении и другие ценные вещи). Если хотите продать данные своего пользователя, то нужно получить его согласие. Оно должно быть свободным и даваться для конкретной сделки, то есть с конкретной целью использования этих данных.

Но на месте пользователя я бы, вероятно, не дал такого согласия. Если хотите рискнуть, то можете попробовать получить одноразовый общий карт-бланш вроде «Продажа ваших данных неопределённым партнёрам». для анализа пробок в городе», то я могу согласиться. Но если — чтобы помочь вашей организации оставаться на плаву — попросить согласия продать данные «компании Pathfinders Inc. И всегда помните: однажды данное согласие потом может быть отозвано, так что вам следует иметь процедуру, как вы с покупателем данных обработаете этот отзыв согласия. Так что получите согласие на продажу данных и поищите баланс между многократными запросами с большим процентом согласий — и однократным запросом, на который согласятся немногие.

Конечно, самый простой способ справиться со всем этим — просто никому не продавать данные.

  • не получать согласие

Это одна из областей, где формулировки GDPR чрезвычайно точные и ясные: если хотите обрабатывать данные пользователей для какой-то новой цели, то следует получить согласие. Это почти комично, что многие компании внезапно осознали, что рассылают спам большому количеству народа без их разрешения, а теперь — застенчиво и довольно запоздало — выясняют, что наверное надо спросить разрешения, пока срок не вышел, потому что даже такое письмо, вероятно, будет рассматриваться как нарушение закона! (Так оно и будет рассматриваться, по моему мнению). Поэтому не поддавайтесь искушению и не используйте данные, которые у вас уже есть, для совершенно новых целей.

  • наладить управление жизненным циклом данных

Как у всего остального, у информации тоже есть жизненный цикл. Бесконечное накапливание — не вариант. Вам нужно планировать, как получать данные, обрабатывать их, хранить, позволять владельцам данных вносить изменения и в конечном итоге — как их удалять. Чтобы быть справедливым к создателям GDPR: вы должны были раньше наладить такие процессы. Даже без всякого GDPR всё равно это должно быть. Просто здравый смысл требует грамотного управления жизненным циклом конфиденциальных данных, и для этого не нужно принимать закон. Подумайте вот о чём: в какой-то момент ваши субъекты данных умрут. Значит, существует по крайней мере одна веская причина, чтобы удалить информацию о конкретном человеке.

  • выяснить, какие данные попадают под регулирование GDPR

Звучит просто, но это может стать серьёзным объёмом работы для крупных компаний с большим количеством данных и плохими процессами. Если своевременно не начать, то вряд ли вы успеете в срок до начала действия GDPR [25 мая 2018 года — прим. пер.]. Для каждого набора данных следует определить следующее:

  • определить, что конкретно содержится в данных;
  • определить соответствие GDPR;
  • если данные попадают под GDPR, то принять решение: сохранить их или удалить;
  • безопасным образом удалить данные, которые вы не хотите хранить (и обновить соответствующие программы в случае необходимости);
  • как вариант, анонимизировать данные таким образом, что их нельзя использовать для идентификации лиц (это намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд);
  • задокументировать персональные данные, которые остались у вас хранении, и процедуры их обработки.

  • убедитесь, что системы защищены

Повысьте защиту компьютерных систем, особенно которые экспонируются в веб. Почитайте статьи на эту тему, найдите в своей компании самого опытного специалиста по ИБ и попросите проанализировать системы с точки зрения безопасности. Реализуйте советы и сделайте безопасность неотъемлемой частью своей компании на всех уровнях.

  • раскрыть в политике конфиденциальности все варианты использования собранных данных

Постарайтесь составить краткую, уместную и полную политику конфиденциальности. Если планируете что-то делать с данными, получите согласие и раскройте все варианты их использования в общедоступном документе. При внесении изменений в политику конфиденциальности публикуйте журнал изменений.

  • заключайте DPA (соглашения об обработке данных) со всеми, кому передаёте данные для обработки

Абсолютно каждая фирма, которой вы передаёте данные для обработки, должна иметь специальный договор с вашей организацией, называемый DPA (Data Processing Agreement), без исключения. Если кто-то не хочет подписывать DPA, откажитесь от сотрудничества с такой фирмой. Если вы не чувствуете себя в безопасности, предоставляя фирме доступ к своим фамильным бриллиантам, не нужно с ней сотрудничать. Если чувствуете, что можно обойтись без этой конкретной службы, откажитесь от сделки. На сегодня самый простой способ справиться с рисками третьих лиц в отношении данных, которыми вы распоряжаетесь, — это обеспечить, чтобы данные никогда не покидали ваши помещения. Если этого не избежать, то убедитесь, что DPA выполняется должным образом. И что контрагент справится с отзывом согласия после передачи данных. И что он ни при каких обстоятельствах не передаст данные другим без вашего явного согласия (в письменной форме!).

  • раскройте компании, с которыми у вас есть DPA

Сообщите пользователям, какие компании обрабатывают данные от вашего имени. Уместно упомянуть это в политике конфиденциальности.

  • получить согласие пользователей на использование их данных

Прежде чем вы сможете использовать данные, предоставленные физическими лицами, вы должны получить их согласие. Это не просто хорошие манеры, это жёсткое требование. Это касается первоначального использования данных после сбора и всех последующих видов использования.

Поэтому если у вас есть блестящая новая идея, которая приведёт к новому использованию уже собранных данных, то придётся обновить политику конфиденциальности и повторно получить согласие.

  • запланировать отзыв согласия

Согласие может быть не только дано, но и отозвано. И этот вывод также влияет на отношения с субподрядчиками — теми, кто обрабатывает данные от вашего имени. Отозвать согласие должно быть не сложнее, чем дать его.

  • немедленно сообщать о взломах, превышающих порог значимости

Если в системе есть нарушения, которые превышают порог значимости для отчётности (который очень низкий!), то немедленно сообщите об этом. У вас есть 72 часа. Для протокола реагирования гораздо безопаснее разглашать информацию в первый день, а не ждать до последнего момента, потому что любая помеха в процессе подготовки отчёта замедлит вас и приведёт к срыву дедлайна. Если вы имеете дело с очень конфиденциальными данными, то всегда сообщайте о взломе, даже о маленьком. Ущерб субъектам данных может быть существенным, что увеличивает вероятность обращения в местный орган по защите данных. А если орган не найдёт ваш отчёт об инциденте, то у вас возникнет довольно большая проблема.

  • хранить данные в офлайне, если они не нужны в онлайне

Если вам не нужны данные прямо сейчас и в реальной системе (например, данные важны в исторической перспективе, но не являются частью текущего набора данных), то лучше переместить их в автономные системы. Таким образом, в случае взлома ущерб будет ограничен.

  • действуйте добросовестно, старайтесь уважать дух закона

В последнее время мне встречалось много людей, которые пытались схитрить и найти лазейку в GDPR, чтобы продолжать бизнес как раньше. Некоторые лазейки ужасны и притянуты за уши, другие более разумны, но всё же явно противоречат духу закона. Если вы согласны на рассмотрение спорного вопроса в суде, то можно рискнуть. Но если ваш бюджет ограничен и вы не хотите получить штраф или ввязаться в дорогостоящий судебный процесс, пожалуйста, действуйте добросовестно. Иначе потом будет очень сложно убедить регуляторов, что вы не намеревались сделать ничего плохого.

  • в первую очередь учитывайте интересы своих пользователей («субъектов данных», «индивидуумов»)

Если вы ставите свои интересы выше интересов людей и используете их данные как свои, то поступаете неправильно. Представьте, что одолжили эти данные на время — и будьте для них хорошим хранителем. Если учитывать в первую очередь интересы пользователей, то проявляются дополнительные побочные эффекты. Например, пользователи будут счастливы. А это в конечном итоге хорошо для бизнеса.

  • удалить данные, которые больше не используются

Если у вас есть данные, которые больше не представляют интереса, не держите их «на всякий случай». Лучше избавиться от них. Это значительно ограничит ущерб. Взлом — это уже плохое событие, не нужно ухудшать ситуацию утечкой данных, которые вы не использовали. Газеты любят большие числа. Если вы потеряете много данных, то легко можете предстать в худшем виде на первых страницах новостей. Обрабатывайте данные как ядерные отходы: избавляйтесь от них как можно скорее.

  • используйте GDPR как возможность

Если десять компаний предлагают одну и ту же услугу, и только одна из них решила соблюдать GDPR и на самом деле относиться ко всем клиентам (и их данным) с надлежащей заботой и уважением, то в краткосрочной перспективе другие девять получат преимущество. Ведь они не понесли затраты на соблюдение закона — и могут потратить эти ресурсы на функциональность сервиса и маркетинг. Но я думаю, что в долгосрочной перспективе выиграет компания, которая поставила высокую планку. Она не будет подвергаться штрафам, сможет продать свой продукт еще 100 миллионам клиентов и сможет использовать свое соответствие GDPR в качестве простого конкурентного преимущества. Гораздо ниже вероятность утечки данных (что приводит к существенному ущербу для бренда), а доверие пользователей, соответственно, выше.

  • ежегодные пентесты и аудит

Хорошая практика — попросить посторонних испытать ваши системы на прочность, чтобы убедиться в их безопасности. Это относительно дорогостоящее мероприятие и, вероятно, недоступное для большинства маленьких компаний. Но если у вас достаточно большой бизнес, то это безусловно поможет вам хорошо спать по ночам. В конце концов, если ваши двери прочнее, чем у соседей, то воры скорее пройдут мимо. Поэтому не рассматривайте безопасность как абсолютную вещь (нет такого понятия, как идеальная безопасность), а относитесь к ней как к относительному понятию: необязательно быть быстрее тигра, нужно лишь обогнать парня, который бежит рядом.

  • если компания достаточно велика, есть смысл получить сертификат ISO27001

Сертификация ISO27001 не гарантирует соответствия GDPR. Однако несоблюдение GDPR (на данный момент) — довольно хороший признак несоответствия ISO27001, потому что хотя ISO27001 не касается конфиденциальности напрямую, но требует наличия существенных процессов вокруг безопасности. А это, в свою очередь, значительно уменьшит шансы подвергнуться взлому и связанной с этим обязательной отчётностью. Компании с сертификатом ISO27001 обычно не испытывают проблем с соблюдением законодательства о конфиденциальности. Оно заставляет вас представлять данные как обязательство, а не актив, и конкретно такое мышление необходимо, когда вы имеете дело с данными конечных пользователей.

  • прочитайте закон хотя бы раз или попросите сделать это одного из сотрудников

Чтение закона — это реальная работа. Если вы не юрист, то вам понадобится целый день, а то и больше. Это полезно, потому что в законе много полезной информации, чтобы сформировать целостную картину, что реально представляет собой закон, как он применяется к вашему бизнесу, а также к вам в качестве частного лица, чьи данные обрабатываются и хранятся другими компаниями. Если у вас нет времени на это (хотя лично я считаю, что каждый владелец бизнеса должен найти время, чтобы прочитать достаточно компактный документ, который может повлиять на их бизнес), то поручите задачу сотруднику или хотя бы прочитайте отличную статью в Википедии о GDPR, чтобы разбираться в условиях, намерении и общей области применения GDPR. Это поможет в обсуждениях и в определении влияния закона на ваш бизнес.

  • сократите количество участников, которым вы отправляете данные пользователей

Чем больше участников получают данные ваших пользователей, тем выше вероятность сбоя. Здесь вдвойне важен принцип сведения ущерба к минимуму, который мы обсуждали в разделе об удалении ненужных данных. Примером может служить компания, которая обрабатывает медицинские данные о пациентах на стационарном лечении. Вы можете внедрить тег аналитики от сторонней компании на страницы, где происходит сбор данных. Но ваша потребность в аналитике никоим образом не перевешивает потребности пациентов в конфиденциальности данных. Поэтому лучше просто удалить этот тег. Это может представлять некоторое неудобство, но это гораздо предпочтительнее утечки данных.

Так гораздо проще определять, где и как бизнес должен адаптироваться к новому законодательству. Лучше всегда держать в голове минимальную модель влияния GDPR на ваш бизнес. Если бизнес достаточно серьёзный, то можете воспользоваться услугами юриста с опытом работы в данной области (защита конфиденциальных данных), но даже в этом случае хорошо знать основы — и прочитать текст закона. В целом это хорошая практика — иметь такую модель в голове, когда начинает действовать какое-то новое важное законодательство.

  • притворяться, что не знаешь о законе и надеяться, что он исчезнет

Игнорирование закона никогда не является хорошей защитой. Вы выглядите глупым и беспечным, выбирая самый простой способ защиты от каждого закона, который не хотите соблюдать. Притвориться, что не знаешь о нём — и проблема исчезнет. Как правило, так поступают маленькие дети, закрывая глаза: «Я тебя не вижу, поэтому ты не видишь меня». Это не работает у малышей и не будет работать у вас.

  • предположить, что закон не применяется к вам без надлежащего исследования

Есть исключения из правил. Вы можете прочитать о них и выяснить, применяется к вам закон или нет. Исследовав вопрос должным образом, вы можете выяснить, что закон на самом деле распространяется на вас, хотя вы думали, что не распространяется — или наоборот. В любом случае, знание — это сила. В одном случае вы будете предупреждены, а в другом будете знать, что находитесь в безопасности.

  • изобразить из себя юриста и попытаться избежать соблюдения закона

Я видел много таких случаев: люди не потрудились прочитать закон или ищут только одну строчку, которая поможет оправдать свою позицию. Это глупо и, скорее всего, приведёт к серьезному разочарованию. Если вы прочитаете закон и получите некоторое представление о нём, то увидите: он написан так, что даёт большую свободу для толкования. Это хорошо, даже если вы хотели, чтобы всё было конкретно прописано. Почему это хорошо? Потому что так регуляторы могут карать тех, кто пытается использовать максимально узкое толкование, игнорируя дух закона.

Пожалуй, это самое серьёзное различие двух правовых систем, и очень важное. Такая стратегия узкого толкования работает в некоторых странах (в частности, в США), но в Европе она вообще не работает. Если вы очень стараетесь соблюдать букву, в то же время игнорируя дух закона, то врежетесь в стену, и очень больно врежетесь. Если соблюдать дух закона, но нарушать букву, то почти всегда с вами всё будет в порядке.

  • сознательно нарушать закон

Это очевидно, но я всё-таки напишу на всякий случай: не нарушайте закон сознательно. Если вы это сделаете, то настроите себя на будущий провал. Либо соблюдайте закон, либо закройте свой сервис для Евросоюза (если вы действительно можете это сделать, что, как я уже говорил, трудноосуществимо).

Но для большинства обычных компаний это не вариант. Если у вас действительно глубокие карманы и вы готовы обратиться в суд, а затем, в конечном итоге, в Верховный суд Евросоюза, чтобы оспорить закон или его отдельные аспекты, то вам придётся нарушить закон, чтобы сознательно бросить вызов регуляторам. Лучше оставить такие приключения гуглам и фейсбукам.

  • применять принципы GDPR во всём мире

Обратите внимание, что это имеет смысл делать даже в отсутствие закона. Просто теперь, когда закон существует, эти принципы помогут вам улучшить свою систему безопасности и в далёкой перспективе покажут вашу приверженность интересам пользователей.
Ещё раз: это не юридическая консультация, хотя подозрительно похожа на неё. Если вы собираетесь реализовать на практике что-либо из прочитанного, представляйте мою интерпретацию закона как 80% того, что вам нужно знать, если хотите минимизировать свои риски. Любой совет стоит столько, сколько вы за него заплатили, а в данном случае вы абсолютно ничего не платите. Тем не менее я как мог постарался не нести чепуху. Покупатель, будь бдителен!

  • Нужен ли мне (специальный) сотрудник по защите данных?

Это зависит от размера организации, типа данных и объёма имеющихся данных. Если обработка данных пользователей — ваш хлеб с маслом, а количество и вид данных указывают на существенный риск в случае утечки, и ваша организация достаточно велика, то скорее всего ответ «Да, нужен». Таким образом, медицинские, финансовые и рекламные компании любого размера почти наверняка потребуют наличия специального DPO. Если ваша компания обрабатывает очень мало данных (скажем, тысячи записей) и данные не являются сверхкритичными (скажем, вы продаёте одежду в интернете), то можно обойтись назначенным DPO, то есть нужно назначить роль DPO какому-нибудь сотруднику, который выполняет другие обязанности. Это не идеально, и придётся позаботиться, чтобы у DPO была достаточная независимость. Если вы вообще не обрабатываете данные пользователей, то вам не понадобится DPO.

  • Нужен ли мне назначенный представитель ЕС?

Если вы ведёте бизнес в ЕС, но находитесь за пределами ЕС, то да, по GDPR вам понадобится назначенный представитель. Это, безусловно, бремя. И я искренне надеюсь, что свободный рынок доведёт стоимость этой услуги до такого уровня, что даже самые маленькие предприятия смогут позволить себе её без проблем.

Функции представителя:

  • уполномоченный агент по получению юридических документов;
  • субъект исполнительного производства в случае несоблюдения компанией требований;
  • прямой контакт с властями
  • прямой контакт с субъектами данных в связи с их обработкой.

Если считаете это несправедливым, то имейте в виду — норма всего лишь устанавливает равные правила игры для компаний из Евросоюза и из-за рубежа. Несправедливость в том, что компания из ЕС не несёт дополнительной нагрузки для наличия зарегистрированного представителя, ведь они представляют сами себя. Альтернативой может стать взаимное признание законодательства, примерно как с нарушениями ПДД в странах ЕС. Государства-члены согласились между собой признавать штрафы за превышение скорости и парковку и собирать эти штрафы для своих иностранных коллег. Но пока GDPR действует только в Евросоюзе, взаимное признание не вариант. Если со временем другие регионы примут аналогичное законодательство, то можно заключить соглашения о взаимном признании, и тогда отпадёт необходимость в местном представителе.

  • Что будет, если я проигнорирую GDPR и просто продолжу бизнес как раньше?

Это очень опасный вопрос. Последствия во многом зависят от вашей деловой практики. Если вы исключительно добросовестно обращаетесь с пользовательскими данными, а все или большинство необходимых процедур уже реализованы, но вы ничего не изменили после вступления в действие GDPR, то привлечёте некоторое внимание. Вероятно, регуляторы получат смутное понимание этого, если им потребуется с вами взаимодействовать. Если вы действительно маленькая компания (скажем, приватный форум с несколькими сотнями постоянных посетителей), то можете даже избежать последствий. Но я бы не советовал такую стратегию. Проблема может возникнуть всего из-за нескольких сердитых пользователей, которые сообщат о вас в своё агентство DPA, если вы не выполните законные запросы. И вам будет трудно объяснить, почему вы решили игнорировать закон. Вы можете затянуть время о понадеяться на удачу, но если я что-то и понял за многие годы работы с коммерческими компаниями, так это что отсутствие стратегии настолько же глупо, как недооценка конкурентов.

Но опять же, это открывает дорогу к аудитории из 300+ миллионов человек. Бремя соблюдения закона определённо выше для более-менее серьёзной компании. А что может служить лучшим сигналом о вашей надёжности, чем уважение персональных данных ваших клиентов? Не грех приложить некоторые усилия для такой цели.

  • Можно ли хранить IP-адреса?

Да, можно, но в некоторых случаях они относятся к PII, и хотя все программы по умолчанию регистрируют IP-адреса, но если они вам действительно не нужны, то лучше обойтись без них. Если же они нужны, то убедитесь в их удалении или обнулении последнего октета, когда необходимость в этих данных исчезнет. Как вариант, обновляйте логи достаточно быстро, чтобы данные не хранились там дольше положенного срока.

  • Можно ли делать маркетинговые почтовые рассылки?

Да, можно, при условии получения соответствующего согласия. Но после 25 мая нельзя рассылать письма с просьбой дать такое согласие. Любые адреса, которые вы собрали без согласия пользователей, должны считаться утерянными. Как правило, такие сообщения, классифицируемые как «спам», запрещены к отправке частным лицам.

  • Можно ли поставить флажок, позволяющий пользователям отказаться от своих прав по закону GDPR?

Нет, ни в коем случае.

  • Следует ли нанять юриста?

Если можете себе это позволить, обязательно! Но обязательно получите рекомендации, прежде чем вступать в договорные отношения с кем-либо.

  • Нужно ли проходить сертификацию ISO27001?

ISO27001 не имеет прямого отношения к GDPR. Тем не менее, эта сертификация затрагивает многие вопросы, которые возникнут в случае взлома: например, предприняли ли вы всё возможное для его предотвращения. Сертификация ISO27001 по сути является внешним контролёром, которые проверяет вашу домашнюю работу. Конечно, после этого всё равно возможна утечка данных, она может стать результатом работы инсайдера или оплошности. Но по крайней мере вы сделали всё возможное, чтобы её избежать.

Партнёры будут вести бизнес с вами в новом правовом климате, если вы получили этот сертификат, потому что они будут считать, что у вас всё в порядке. Еще одно преимущество сертификации ISO27001 в том, что на данный момент она выступает как некий косвенный показатель (прокси) соответствия GDPR.

Недостаток в том, что такой аудит не из дешёвых (его могут позволить себе только достаточно крупные организации), и что затраты будут регулярными (аудит проводится ежегодно).

  • Как я могу достоверно определить, является ли пользователь резидентом ЕС?

Если кратко, то никак. Да, вы можете спросить, но пользователь может соврать. Есть библиотеки для геотаргетинга, но они не абсолютно надёжны: кто-то может использовать прокси-сервис, спутниковую связь и так далее. Это досадно, но вы не можете со 100% уверенностью определить, где находится человек.

  • Следует ли внедрить на сайте отдельные системы для жителей ЕС и остального мира?

Вы могли бы сделать это, но это слишком трудоёмкая задача. В конце концов, разве вы не хотите проявить вежливость ко всем остальным пользователям, кроме жителей Евросоюза? Кажется абсолютно пустой тратой ресурсов поддерживать две системы только ради того, чтобы лишить пользователей за пределами ЕС каких-то полезных возможностей. Лично я бы использовал этот случай для пиара: громко и ясно рекламировал, что пользователи со всего мира получают тот же уровень защиты и тот же уровень контроля над своими данными, что и граждане ЕС. Возможно, это поможет вам в конкурентной борьбе, если конкуренты не сделают так же. И наоборот, это может сработать против вас, если конкурент решит пойти по такому пути.

  • Что насчёт моего «любительского проекта»?

GDPR не различает хобби и бизнес, что мне кажется правильным. Не имеет никакого значения, воспринимаете вы свой проект как хобби или нет. Как только вы начнёте сбор данных о частных лицах из ЕС, директива начнёт действовать — и вам придется соблюдать законодательство.

  • Что насчёт проекта с открытым исходным кодом?

Программное обеспечение с открытым исходным кодом — это не услуга, а программное обеспечение. Пока вы просто пишете программное обеспечение и распространяете его, не собирая данные о пользователях, ваши действия не входят в область действия GDPR. Как только вы запускаете онлайн-сервис, используя программное обеспечение, которое написали сами — даже с открытым кодом — ваш проект входит в область GDPR.

  • Что насчёт… [вставьте сюда какую-то дикую пограничную ситуацию]?

Есть много пограничных случаев, слишком много, чтобы перечислять их здесь, но давайте возьмем тот, который встречался мне несколько раз.

Законодатели ЕС и агентства по защите данных не собираются выпрыгивать из кустов возле вашего дома, чтобы оштрафовать вас в таких ситуациях. Если вас волнует, как среди пользователей выявлять резидентов ЕС, которые находятся за границей, то вы волнуетесь не о том, о чём нужно. В конце концов, зачем их игнорировать? Но вы всё равно должны рассматривать запросы на удаление, доступ и редактирование данных от этих пользователей (и, вероятно, от всех других), как будто это законные запросы.

Есть большая вероятность, что выйдет третья часть этой статьи, я пока не решил, статьи отнимают много времени.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Вышла Oracle Database 18c XE

Можно открывать шампанское и закатывать вечеринку — спустя более, чем 7 лет с момента выпуска предыдущего релиза, для скачивания наконец доступна свежайшая Oracle Database 18c XE. Свершилось! Пока только для Linux x64, но версии для других платформ, также как и ...

Palm возрождается из пепла с новым гаджетом

Ее разработки служили примером для других компаний, в свое время поклонников продукции Palm было не счесть. Компания Palm навсегда вписана в историю современного «железа». Но устройства компании и ее программное обеспечение до сих пор популярны у гиков. Как и многим ...