Главная » Хабрахабр » [Перевод] Индустрия запусков в Великобритании пробуждается и намечает цели — спустя полвека после «Чёрной Стрелы»

[Перевод] Индустрия запусков в Великобритании пробуждается и намечает цели — спустя полвека после «Чёрной Стрелы»


После множества усилий, предпринятых британским правительством, и долгих лет лоббирования интересов космической индустрии, Соединённое Королевство, похоже, возвращается на рынок услуг запуска. Источник изображения: оригинальная статья
28 октября 1971 года ракета-носитель Black Arrow («Чёрная Стрела») стартовала с испытательного полигона Вумера в Австралии; она успешно вывела небольшой спутник под названием Prospero, созданный с целью изучить влияние космического пространства на орбитальные аппараты. Это был первый случай в истории Британии, когда она запустила полезную нагрузку на ракете собственной разработки и постройки; увы, такое событие стало одновременно и последним подобным, до сих пор.

По сути, Великобритания стала ещё и первой страной, которая обрела возможность производить орбитальные пуски только чтобы потом тут же отказаться от неё.
Но теперь, после множества усилий, предпринятых британским правительством, и долгих лет лоббирования интересов космической индустрии Соединённое Королевство, похоже, возвращается на рынок услуг запуска. Ведь тремя месяцами ранее правительство закрыло программу Black Arrow, однако запуск всё равно состоялся, поскольку РН уже доставили в Австралию. На Международном авиасалоне в Фарнборо, проходившем в середине июля, официальными лицами был сделан ряд заявлений, согласно которым запланировано восстановление способности страны выводить полезную нагрузку в космос с пусковых площадок на территории государства; однако средства вывода, в большинстве своём, пока будут стороннего производства.

Шотландский космопорт

Источник фото: Wikipedia
Black Arrow, собственная разработка Великобритании, стартует с полигона Вумера, Австралия, 1971 год.

В основном звучали предложения перестроить какой-нибудь из существующих объектов, вроде бывшей военной базы или недогруженного гражданского аэропорта, в пусковую площадку суборбитальных аппаратов наподобие SpaceShipTwo от Virgin Galactic или для иных систем с воздушным стартом. Постройка космодрома в Британии обсуждалась годами. В 2015 году список потенциальных претендентов на переделку сузился до шести пунктов.

Однако, поскольку фокус внимания в индустрии сместился к микроспутникам и сверхмалым РН, закономерным образом начала меняться и стратегия британского правительства; и 15 июля оно объявило, что вместо одного кандидата из шести будет с нуля построена площадка вертикального старта в северной Шотландии.

«Увы, пришлось некоторое время посекретничать», — говорит Рой Кирк, руководитель проекта в Highlands and Islands Enterprise; это агентство по развитию шотландской экономики как раз и получило государственный грант в 3,3 миллиона долларов, чтобы начать работы по постройке космодрома на полуострове А'Мхойн в регионе Сатерленд, на северном побережье Шотландии.

«Просто супер, что с нового комплекса мы как раз получаем доступ туда, куда больше всего стремимся, например, на солнечно-синхронные орбиты или любые другие с настолько же высоким наклонением», — объясняет Рой Кирк — «Однако для этого не понадобится возводить какую-то громадину. Планируется, что с этой точки можно будет вертикально запускать небольшие ракеты с траекторией в северном направлении. Нам нужно не что-то вроде «ракетной аллеи» на мысе Канаверал, а скорее наоборот, наподобие того, что у Rocketlab в Новой Зеландии».

Кроме того, уже начаты процессы согласования с экологическими и другими надзорными организациями относительно постройки космодрома, чтобы все нужные документы были готовы к 2020 году. Кирк также добавил, что в дополнение к начальному взносу от правительства, Highlands and Islands Enterprise «заручилось принципиальной поддержкой» инвесторов ещё на 13 миллионов долларов, необходимым для постройки базовой инфраструктуры.

Мы очень рассчитываем на одобрение местных, равно как и на вклад всех, кто участвует в этой большой стройке. «Получить все требуемые разрешения может стать не так-то просто, и все подрядчики поставили своей целью добиться поддержки проекта со стороны населения», — рассказывает Кирк — «Согласно текущему графику работ мы вроде укладываемся, но в процессе планирования нас ждёт ещё множество препятствий, вне всякого сомнения. Но кто именно и насколько всерьёз „за нас“ — покажет лишь время».

Средства выведения

Источник изображения: Orbex
Orbex, небольшой стартап из Великобритании, разрабатывает сверхмалую ракету-носитель под названием Prime, которую тоже предполагается использовать для пусков с космодрома в Шотландии.

Лишь на следующий день публике был представлен список компаний, которые готовы стать операторами при условии дополнительной господдержки. Несмотря на то, что Космическое агентство Великобритании (UK Space Agency; UKSA) наконец выбрало место для космодрома, не было ни слова сказано о том, кто же будет с него стартовать.

В эту сумму входит в том числе финансирование разработки разгонного блока под названием Small Launch Orbital Maneuvering Vehicle, который обещают изготовить в Moog, и кубсата-технологического демонстратора от компании Orbital Micro Systems, планирующей в перспективе развернуть целое созвездие таких спутников для мониторинга погоды. Разумеется, одной из них стала Lockheed Martin, получившая на организацию запусков в Сатерленде 31 миллион долларов.

«Начат обратный отсчёт до первого запуска с британской земли», — заявил Рик Эмброуз, исполнительный директор Lockheed Martin по вопросам коммерческого космоса, на авиасалоне в Фарнборо во время брифинга, посвящённого космической стратегии Соединённого Королевства.

Самое забавное здесь то, что представитель Lockheed Martin не уточнил, что именно стартует «с британской земли», поскольку у компании нет собственной РН, а всё, что показали на презентации — некая условная «ракета», целиком выкрашенная в чёрный и несущая на борту логотип LM и «Юнион-Джек».

Подробности мы сообщим вам в самое ближайшее время». На вопросы по этому поводу Патрик Вуд, региональный директор по космосу от Lockheed Martin, ответил, что «использоваться будет наиболее подходящая и доказавшая свою лётную надёжность коммерческая ракета-носитель, специально предназначенная именно для вывода малых аппаратов.

Однако официальные лица LM отказались подтвердить подобные слухи, тем не менее сказав об Electron как о «предпочтительном выборе». В связи с таким ответом сразу широким фронтом поползли сплетни, что «наиболее подходящей», разумеется, станет РН Electron от Rocket Lab, компании, в которую Lockheed вложилась ещё в 2015 году.

Но пока что мы внимательно наблюдаем за ними лишь как стратегический инвестор». Патрик Вуд: «Мы тесно сотрудничаем с Rocket Lab и знаем, что их ракета весьма хороша.

На свою разработку стартап уже получил 7 миллионов долларов от UKSA. Также же есть вопросы и к другой компании, выбранной правительством — Orbex, небольшой стартап из Великобритании, разрабатывает сверхмалую ракету-носитель под названием Prime, которую тоже предполагается использовать для пусков с космодрома в Шотландии.

На некоторое время Orbex словно превратился в невидимку, однако на Фарнборо компания представила масштабную экспозицию; кроме того, стало известно, что Orbex удалось привлечь дополнительно 40 миллионов долларов как через государственные гранты, так и через частное финансирование от европейских агентств.

Крис Лармур, исполнительный директор Orbex: «По всему миру сейчас ведётся несколько дюжин различных проектов сверхмалых ракет-носителей, но лишь у нескольких одновременно есть и достаточно грамотные технические специалисты, и приемлемая материальная поддержка; думаю, с учётом того, что нас выбрали для такой серьёзной задачи, мы теперь тоже в этом списке».

Инвестиции помогут Orbex увеличить штат от 15 сотрудников до 40 или больше к 2019 году; сейчас там заняты тем, что тестируют двигатели и дорабатывают подсистемы, а первый полёт готового изделия должен состояться в 2021 году.

Топливо для Prime — пропан, в то время как у Electron — если именно её всё-таки выберут LM — керосин. Однако, на пути в космос с площадки Lockheed Martin у Orbex явно будут определённые проблемы. Крис Лармур утверждает, что часть инфраструктуры можно сделать общей, но понадобятся два раздельных старта.
«В следующие несколько месяцев придётся утрясать подобные вопросы со всеми участниками программы», — говорит Крис — «Но мы совершенно не против сотрудничества, если это идёт на пользу общему делу».

Источник фото: Lockheed Martin
Рик Эмброуз, исполнительный директор по вопросам коммерческого космоса Lockheed Martin, беседует с британским министром бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Грегом Кларком и другими чиновниками на Международном авиасалоне в Фарнборо.

Утешительные призы

Источник изображения: Orbex
Разгонный блок ракеты-носителя Prime компании Orbex выводит спутник на заданную орбиту, в представлении художника.

Однако UKSA организовало дополнительный фонд на 2,5 миллиона долларов тому из них, который «предоставит подходящий бизнес-план». Решение правительства насчёт Шотландии — это утрата позиций для аэропортов, каждый из которых много лет лоббировал собственную кандидатуру в соревновании за право стать будущим космодромом.

Ньюки-Корнуолл на авиасалоне в Фарнборо подписал с Virgin Orbit соглашение, которое может привести LauncherOne прямиком на ВПП в юго-западной Англии. И в одном аэропорте, похоже, думают, что там есть «подходящий».

Поскольку у нас есть клиенты в том числе и здесь, мы можем упростить для них получение услуги. Патрик МакКолл, управляющий директор Virgin Group и член совета директоров Virgin Orbit, считает, что идея об использовании Корнуолла как площадки отвечает запросам клиентов: «Многие желают отправиться в космос, но эти люди разбросаны по всей планете. Кроме того, с разных точек можно отправляться на разные орбиты».

«Ричард [Брэнсон] и я, мы оба британцы, и мы всегда рады поддержать космическую промышленность страны. Плюс, добавляет МакКолл, это способ помочь космической индустрии Великобритании. А тут такая шикарная возможность подвернулась», — смеётся он.

Например, компания Skyrora, научно-производственные мощности которой несмотря на британскую регистрацию сосредоточены в Украине, конструирует сверхмалую РН, и её первый полёт намечен на 2019 год. Кроме вышеупомянутых, в Соединённом Королевстве есть и другие разработчики носителей, кто полон оптимизма насчёт перспективы выиграть государственный грант на свои проекты.

«Мы горды тем, что идём по её [Black Arrow] стопам, спустя 50 лет», — гордо гласит сайт компании. Skyrora видит себя в некотором роде наследницей британской космической истории: некоторые испытания запланированы на комплексах, где тестировали Black Arrow, да и компоненты топлива хотят использовать такие же — керосин и перекись водорода.

Робин Гаага, ведущий инженер Skyrora, думает, что новые инициативы правительства приведут к бОльшим достижениям, чем программа Black Arrow, однако нельзя останавливаться только на тех позициях, которые озвучивались в Фарнборо.

«Бесспорно, это колоссальные подвижки для Великобритании в отношении доступа на орбиту», — напоминает Робин Гаага — «Но предстоит ещё очень много работы».

Статья впервые была опубликована в журнале SpaceNews, 30 июля 2018 года.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] Введение в ptrace или инъекция кода в sshd ради веселья

Конечно, это несколько искусственная задача, так как есть множество других, более эффективных, способов достичь желаемого (и с гораздо меньшей вероятностью получить SEGV), однако, мне показалось клёвым сделать именно так. Цель, которой я задался, была весьма проста: узнать введённый в sshd ...

Дайджест свежих материалов из мира фронтенда за последнюю неделю №339 (12 — 18 ноября 2018)

Предлагаем вашему вниманию подборку с ссылками на новые материалы из области фронтенда и около него.     Медиа    |    Веб-разработка    |    CSS    |    Javascript    |    Браузеры    |    Занимательное Медиа • Подкаст «Frontend Weekend» #79 – Олег Поляков об основании CodeDojo и о том, как это стало основным местом работы• Подкаст «Пятиминутка React» ...