Хабрахабр

[Перевод] HyperCard, потерянное звено в эволюции Веба

Перед тем, как Веб успел сделать что-либо, всё делала HyperCard

Где-то около 1988 года хозяйка моей квартиры заключила со мной сделку. Она купит компьютер Macintosh, я куплю внешний жёсткий диск, и мы оставим эту систему в гостиной, чтобы пользоваться ею по очереди. По большей части компьютер использовала она, поскольку я проводил вычисления на IBM 286 и просто хотел отслеживать прогресс Apple. Однако после того, как мы настроили Mac, как-то вечером я заметил на нём одну программку в меню приложений. «HyperCard?» – подумал я. «Что это?»

HyperCard позволяла создавать «стопки» карт, или визуальных страниц на экране Mac. Я открыл программу и прочёл инструкцию. Можно было ставить «кнопки», связывавшие карты из стопки друг с другом, проигрывавшие разные звуки по нажатию – особенно мне запомнился один дребезжащий звук, которые я не могу забыть по сей день. В них можно было вставлять «поля», где показывался текст, таблицы или даже изображения. Также можно было превращать изображения в кнопки.

Пять прикольных стопок HyperCard

1. Наиболее известным проектом в истории HyperCard, вероятно, был Myst. Компания Cyan выпустила игру в 1993 году, однако на построение сложных ландшафтов, увлекших целое поколение, у основателей Cyan, Рэнда и Райана Миллеров, ушло два года. На диске содержалось 40 минут музыки, 2500 изображений и час видео в формате QuickTime.

До Myst братья Миллеры наделали шуму со своей игрой The Manhole (1987), специально предназначенной для детей. 2. На игру можно посмотреть при помощи ролика на YouTube. До выхода на CD программа требовала работать с кучкой дискет, на которых хранились 600 взаимосвязанных экранов.

3. Команда компании Whole Earth Catalog прознала про HyperCard ещё до того, как программу выпустили на рынок в 1987. «Масштаб каталога и его естественное деление на карты сделало его идеальным способом проверки возможностей программы с точки зрения Apple», — вспоминал позднее Кевин Келли, так что Apple «спонсировала нас, чтобы мы рассказали им обо всём, что узнаем, перерабатывая каталог в формат HyperCard». Whole Earth Hyperlog содержал 9742 страницы и стоил $150.

В формате HyperCard издавался альманах Хронология времён [Time Table of History]. 4. Там содержалось более 6000 гиперкарт, и он продавался по $150. В основном в нём рассказывалось о науке и технологиях, и он был выпущен на CD для Macintosh в 1991.

Также стоит вспомнить интерактивный каталог книг от Voyager Company. 5. Выбор HyperCard был «логичным», как пояснялось в описании к серии. В конце 1980-х и начале 1990-х компания выпускала потрясающую серию интерактивных CD, включая электронную версию комиксов Арта Шпигельмана Maus, «Компаньона к 9-й симфонии Бетховена» и популярный фильм Beatles «A Hard Days Night» в виде «книжки с фильмом в комплекте». HyperCard, «моделирующая стопку карт, близка по духу к книге».

Кроме этого, в программе HyperCard был скриптовый язык HyperTalk, которому мог обучиться даже не программист (каким был и я). Он позволял разработчикам вставлять команды типа «перейти» или «проиграть звук» или «исчезать» в компоненты массива HyperCard.

Ни одна из них не стала чем-то большим, чем просто набором наскоро созданных изображений, звуков и афоризмов, однако в какой-то момент я посмотрел на часы, и, обнаружил, что было уже 4 утра. Я заинтересовался этим, и начал составлять стопки. Я был поражён и вымотан, и улёгся спать, в то время, как у меня в голове плясали визуальные компоненты стопок карт.

Что случилось с этой программой? А если посмотреть на наши исторические часы, то HyperCard в августе 2019 года исполнится уже 32. Он утверждал, что проблема HyperCard была в том, что Apple так и не смогла придумать, для чего была нужна эта программа. Я поискал, и обнаружил панегирик этой программы от предпринимателя и программиста Тима Орена, датированный 2004-м, написанный в ту неделю, когда Apple убрала с рынка эту программу.

«Инструмент для программирования и проектирования пользовательских интерфейсов? «Что это было?» – писал Орен. Среда создания мультимедийных файлов? Легковесная база данных и система управления гипертекстовыми документами? Apple так и не ответила на этот вопрос».

«С молчаливого соглашения Apple после того, как она вновь поглотила Claris, самые преданные фанаты, особенно из образовательного сообщества, поддерживали жизнь этой программы», — продолжал эпитафию Орен. Поэтому компания из Купертино отправила эту программу в изгнание в своё подразделение Claris, где она затерялась среди более интересных проектов, например, Filemaker и набора офисных программ ClarisWorks.

В наполненном беспокойством интервью 2002 года Билл Аткинсон признался в своей «ужасной ошибке». Но ещё до прекращения разработки изобретатель HyperCard предвидел её конец. Если бы он додумался, что стопки можно связывать между собой в гиперпространстве, а не просто устанавливать на конкретные компьютеры, всё оказалось бы по-другому.

– Я вырос в культуре, ограниченной рамками Apple. «С HyperCard я промахнулся, — жаловался Аткинсон. Моё слепое пятно в Apple не дало мне превратить HyperCard в первый веб-браузер». Если бы я вырос в сетевой культуре, такой, как Sun, HyperCard могла бы стать первым веб-браузером.

Возможно, HyperCard и не стала первым веб-клиентом, но я думаю, что она заслуживает большего места в истории интернета.

Компьютерная библиотека

И ведущие эпизода быстро определили, на чём она была основана. В год выхода HyperCard телешоу из Сан-Франциско "Компьютерные хроники" выпустило передачу об этой программе.

– Эту концепцию придумали Тед Нельсон и Даг Энгельбарт в 60-х. «HyperCard основана на гипертексте, — сказал Гэри Килдол Стюарту Чейфету. Это могут быть книги, журналы, записи на плёнке, Compuserve [первый крупный коммерческий провайдер интернета в США / прим. Основная идея такая: если мы пытаемся вести исследования по какой-либо теме, то материалы по ней существует во всяких разных местах. перев.] – и было бы здорово как-то связать всё это в электронном виде, чтобы, допустим, мы могли, кликнув на Бетховена, перепрыгнуть с одной страницы на другую… В этом была суть гипертекста».

Не утратив энтузиазма, Нельсон превратился в выразительного проповедника этой идеи. Теодор Нельсон предложил концепцию гипертекста ещё в 60-х и попытался реализовать её в так и не завершённом проекте Xanadu. Упрощая процесс распределения и доступа к информации, гипертекст и гипермедиа могли освободить общество от тех, кого Нельсон считал чрезмерно профессионализированной элитой цифровой информации. В книге 1974 года Computer Lib/Dream Machines он определил гипертекст, как «форму записи, разветвляющейся или выполняющей действие по запросу; лучше всего она выражается на компьютерном дисплее».

– Опеку над компьютерами больше нельзя оставлять духовенству». «Как говорится, война слишком важна для того, чтобы отдавать её на попечение генералам, — писал Нельсон.

За три года до выхода книги архитекторы ARPANET – прототипа интернета от министерства обороны – раскрыли подробности своего проекта на публичном мероприятии в Вашингтоне О.К. Однако и само «духовенство» вполне неплохо выпускало технологии на волю в 1970-х. Боясь антимонопольных репрессий правительства, AT&T не стала оставаться на рынке продажи ПО, и отдала UNIX колледжам и университетам по сниженным ценам. Тем временем два инженера из лабораторий Белла при AT&T усердно трудились над UNIX, операционной системой, которая станет хребтом сети. А эти школы, при денежной поддержке Национального научного фонда, создали сотни, а затем тысячи «узлов» ARPANET в 1980-е.

«Большинство сегодняшних систем используют единую базу данных, — объяснял Тим Бернерс-Ли. А затем наступил 1989-й, когда программист из ЦЕРН, огромной швейцарской физической лаборатории, предложил использовать там гипертекстовую сеть. Мало какие продукты буквально восприняли идею Теда Нельсона о „вселенной документов“ [docuverse], позволяя ставить перекрёстные ссылки между узлами в разных базах данных». – А эта предоставляет доступ многим пользователям при помощи распределённой файловой системы.

Однако Бернерс-Ли твёрдо решил создать такую.

На пути к вебу


ViolaWWW браузер гипермедиа, вдохновлённый HyperCard

Вскоре группа финских студентов разработала браузер Erwise. Примерно два года спустя Бернерс-Ли создал собственный веб-браузер, а потом опубликовал библиотеку этого проекта, чтобы программисты могли разрабатывать собственные версии. К сожалению, в то время страна находилась в затяжной рецессии, что сильно сужало возможности Erwise.

Но другие разработчики тоже скачивали код Бернерса-Ли. «В то время в Финляндии невозможно было построить бизнес на Erwise», — объяснял один из членов команды. Откуда же Вей черпал вдохновение для своего браузера ViolaWWW? Среди них был Пей-Юан Вей, работавший над X-терминалом UNIX в Экспериментальном вычислительном отделении Калифорнийского университета в Беркли. Он думал о программе, которая ему очень понравилось, хотя у него даже не было собственного Mac.

– Ко мне попала инструкция к HyperCard, я изучил её, и просто реализовал все концепции в X-windows», в визуальном компоненте UNIX. «Тогда HyperCard выглядела очень привлекательно, графически, с этими гиперссылками, — вспоминал позднее Вей. И он, как и HyperCard, мог запускать программы. В итоговом браузере Viola были компоненты HyperCard: закладки, история, таблицы, графика.

К тому времени уже разрабатывался веб-клиент для Mac – его делали Никола Пеллоу и Роберт Кайлиау Самба, также под влиянием HyperCard. Это было в 1992. Команда Андриссена запустила браузер Mosaic в январе 1993; это был первый браузер, работавший сразу на ПК, Mac и UNIX. И за всей этой активностью восторженно наблюдал молодой разработчик Марк Андриссен из Национального центра суперкомпьютерных программ Иллинойского университета. Mosaic год спустя превратился в Mosaic Netscape.

«Ого, — подумал я, переходя по разным сайтам. Вскоре после этого я скачал Netscape на ПК от Dell. – Это очень похоже на HyperCard».

Наследие HyperCard


Игра для HyperCard «Cosmic Osmo», всё ещё доступная на Steam

Конечно, возникает искушение снисходительно отнестись к программе, сравнив её, допустим, с оптическим телеграфом, практически забытым предшественником магнитного телеграфа; или с механическим телевидением Джона Лоуги Бэрда, предшественника электронного ТВ; или с экспериментами по скачиванию музыки по кабельному соединению или со спутников Уильяма Мейстера, неудачные, но вдохновившие появление America Online. Какое место занимает HyperCard в истории инноваций?

HyperCard была невероятно популярной, причём по всему миру. Однако все эти проекты потерпели фиаско. Мельбурнский музей Виктория, где описана научная и культурная история Австралии, опубликовал список способов, которыми учителя Мельбурна использовали эту программу:

  • Пачка экзаменационных вопросов с вариантами ответов.
  • Сбор, хранение и использование обучающих материалов, включая графики Excel.
  • Презентации на манер KeyNote и листовки для студентов.
  • Калькулятор со множеством математических функций и построением графики.
  • Интерактивные инструкции по научным дисциплинам с анимацией и звуком.
  • Фракталы.
  • Обучающий материал по географической информационной системе.
  • Моделирование разливов нефти.
  • Развитие грамотности.
  • Безопасность на дорогах.
  • Интерфейс к базе данных Oracle.
  • База данных по токсикологии.
  • Выбор и проигрывание дорожек видеодиска.
  • Интерактивная образовательная презентация рабочих мест в шерстяной промышленности.
  • Интерактивные образовательные игры «Цветы кристаллов» и «Бабушкин садик».
  • «Пляжные следы» – изучение местных берегов и ракушек.
  • TTAPS – программа для школ по обучению печати.

Даже в августе 2002 года в мире насчитывалось 10 000 разработчиков для HyperCard. Через три года после выхода передачи, программа «Компьютерные хроники» сделала продолжение, рассказав о разработке HyperCard. Они обнаружили ПО для HyperCard, разработанное для управления телестудией. MIT выпускала интерактивный видеожурнал на основе программы. Семиклассник написал для HyperCard временную шкалу русской истории, а среди детей даже дошколята игрались с этим приложением.

Это объясняет прекрасную графику игры и качество анимации, перемежаемые фоновыми звуками или внезапными видеовставками. Неудивительно, что программисты из Cyan изначально написали свою невероятно популярную приключенческую головоломку Myst в виде стопки HyperCard. Но даже в 1987 году, когда Mac был чёрно-белым, разработчики HyperCard и художники выдавали тонкие и потрясающие продукты, которые можно редко встретить в сегодняшнем вебе.


Приключенческая головоломка Myst – возможно, вершина эволюции HyperCard

«Проще говоря, HyperCard – это программный строительный набор, позволяющий людям, не умеющим программировать, собирать интерактивную информацию в одном месте», — рассказал он в 1987 году в «Компьютерных хрониках». Как сам создатель Билл Аткинсон определял HyperCard?

Именно поэтому наиболее подходящей исторической аналогией для HyperCard будет не какая-то неудавшаяся и забытая инновация, а перефразирование знаменитого высказывания об Элвисе Пресли. Когда инновация Тима Бернерса-Ли, наконец, обрела популярность в середине 1990-х, HyperCard уже подготовила поколение разработчиков, знавших, для чего нужен Netscape. Перед тем, как Веб успел сделать что-либо, всё делала HyperCard.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»