Хабрахабр

[Перевод] Голосовые помощники за рулем автомобиля: за кем будущее

До появления Alexa, Bixby, Siri и Google Assistant была Эмма Нут.

Эмма Нут

Эмма родилась в 1860 году в маленьком городке штата Мэн, а в 1878 году Александр Грейам Белл принял ее на работу и сделал первой в истории женщиной-оператором телефонной станции.

Белл понимал, что для роста продаж и широкого распространения телефонов необходимо создать сеть, позволяющую соединять разных телефонных пользователей. Первые телефоны, изобретенные Беллом, продавались парами и могли созваниваться только друг с другом. Уровень развития технологий в то время еще не позволял автоматизировать этот процесс, поэтому для реализации идеи Беллу понадобились люди, которые выполняли бы подобные подключения вручную.

Они перехватывали звонки, поступившие на центральный коммутатор, и спрашивали у звонившего, с кем его соединить. Сначала для этой цели наняли группу мальчиков. Решение оказалось неидеальным. Перемещаясь по комнате, от пола до потолка покрытой коммутационными щитами, они переключали провода. Мальчишки часто были невежливы с клиентами и устраивали розыгрыши, на фоне которых даже их ловкость и проворство переставали казаться преимуществом.

Тогда Белл решил, что женщины лучше подойдут для этой роли.

Чтобы воплотить такой график в реальность, Белл решил устанавливать коммутационные щиты в дома своих работниц. Соискательниц подбирали длинноруких (из-за высоты коммутационных панелей) и незамужних, так как работа была круглосуточной.

И первым его сотрудником стала Эмма Нут в 1878 году.

Как вскоре выяснилось, это была гениальная идея, ставшая поворотным моментом в истории телефонии.

Сила женского голоса

Клиенты сети Белла дали высокую оценку спокойному и дружелюбному голосу Нут и ее техническим навыкам. Вскоре Белл нанял ее сестру и других женщин. Они справлялись с физической составляющей работы, у них была более приятная манера общения, а общий уровень сервиса был стабильным.

Но именно Нут и ее голос стали посредниками, которые помогли запустить развитие телефонных сетей до уровня, к какому мы привыкли сегодня. С годами женщины, разумеется, были заменены автоматическими коммутаторами, ставшими основой современных автоматических телефонных систем. Она проработала с Беллом и Бостонской телефонно-диспетчерской компанией еще 30 лет до выхода на пенсию.

В конце тридцатилетней карьеры Эммы Нут домашними телефонами обзавелись около 25% всех американцев.

Голос как посредник

Через 139 лет после запуска первого телефона в мире появился еще один приятный женский голос, способствующий развитию нового поколения сетей под голосовым управлением, — Alexa.

Это поразительная скорость проникновения.

Amazon — не первая компания, желающая извлечь выгоду из пользовательского интереса к применению голосовых команд, которые могут выступать альтернативой текстового ввода или свайпов и давать доступ к контенту и услугам. Alexa и подобным ей современным голосовым помощникам потребовалось всего 4 года, чтобы достичь 25% уровня распространения среди американского населения. Но именно Amazon создала посредника с приятным голосом, собираясь запустить и раскрутить целую экосистему голосового управления.

Недавний запуск Echo Auto по следам августовского релиза Amazon Auto SDK однозначно указывает на то, что Alexa намерена прочно обосноваться на пассажирском сиденье американского автовладельца. Сегодня эта экосистема включает в себя разработчиков, создающих навыки для Alexa, пакеты программного обеспечения, позволяющие сторонним компаниям интегрировать Alexa в собственные девайсы, и целую серию устройств производства Amazon, которые позволяют потребителям пользоваться Alexa и ее навыками в своих домах и офисах.

Теперь эти устройства становятся доступны и в автомобилях.

Технологический гигант заключил договор с автомобильным альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi об использовании операционной системы Android в качестве встроенной ОС бортовых компьютеров автомобилей, выпускаемых участниками альянса. Недавние анонсы Google также ясно дают понять, что компания не собирается позволять Alexa хозяйничать на рынке. В прошлом году объем их продаж составил 10,6 млн единиц. Стоит отметить, что эта группа компаний продает больше автомобилей, чем любой другой производитель в мире.

И хотя три года — немалый срок, этот проект для Google — хороший задел с точки зрения развития и запуска 5G-сетей, а также все более важной роли, которую автомобили будут играть в мире интернета вещей. Договор вступает в силу в 2021 году.

И они нашли способ получить подобную функциональность уже сейчас. Как бы то ни было, потребители не хотят ждать так долго.

Дорожная гонка голосовых систем

Автомобили много лет рассматриваются в контексте мощного транспортного потока, однако не так давно они к тому же превратились в своего рода подключенные к сети устройства.

Но превращение машин в сетевые устройства произошло не столько по инициативе производителей, сколько потому, что потребители стали использовать различные устройства для подсоединения к сетям внутри автомобилей. Системы телематики отслеживают процессы доставки груза и измеряют их эффективность на протяжении вот уже 20 лет.

Не очень привлекательные, но весьма функциональные крепления на лобовое стекло или приборную панель упростили водителям доступ к системам навигации и другим приложениям прямо во время управления машиной. Потребители подключают смартфоны к встроенным автомобильным бортовым компьютерам, звонят с их помощью и слушают плейлисты в Spotify.

Автолюбители делают самые разные заказы, от утреннего кофе до продуктов или обеда с самовывозом. Прошлогоднее исследование выявило, что общая сумма, потраченная владельцами автомобилей на покупки и оплаты во время поездок на работу, составила 212 млрд долларов. Они пользуются приложениями для поиска заправок и парковок, а иногда прямо в приложениях оплачивают подобные услуги.

Вопрос в том, получится ли у них, и позволят ли потребители? Производители хотят извлечь выгоду из всех этих действий.

Боясь отдать инициативу в руки технологических посредников вроде Apple, Google и Amazon, многие автопроизводители совместно с третьими сторонами разрабатывают собственные брендированные приложения для приборных панелей.

Mercedes-Benz объявил о запуске совместного проекта по созданию подобного решения. Например, Ford создал собственную систему, хотя в некоторых его моделях доступна Alexa. Продукты Xevo, крупного игрока в этом сегменте, используются в 25 млн автомобилей и позволяют производителям накапливать уникальный брендированный опыт, который можно контролировать с момента приобретения авто.

Такие покупки не делаются каждый день, а новый опыт люди хотят уже сейчас. Но чтобы ощутить преимущества определенных брендов, потребителям придется купить новый или хотя бы не слишком старый подержанный автомобиль.

При этом статистические данные показывают, что современные потребители обновляют свои машины реже, чем когда-либо.

Средний возраст американского автомобиля — 12,1 лет, и за период с 2007 по 2017 год этот показатель вырос на 2 года. На дорогах США сегодня 272 млн машин. Примерно 6,7 млн из них — легковые, остальные — малотоннажные грузовики и кроссоверы. В 2017 году в США было продано 17,1 млн автомобилей.

Новые машины стоят больше, чем многие могут себе позволить, поэтому им приходится приобретать подержанные. Потребители воздерживаются от смены автомобиля по разным причинам. Их продажи в США сегодня в два раза превышают тот же показатель для новых автомобилей.

Дизайн многих моделей с годами меняется незначительно, поэтому машины остаются эстетически привлекательными. Современные автомобили изготавливаются качественнее и потому могут дольше обходиться без ремонта. Да и в целом люди стали ездить меньше.

Но подобные факторы задерживают внедрение умных бортовых компьютеров, замедляют развитие экосистем приложений для них и набор критической массы пользователей. Это не создает проблем для телефонных приложений, давно использующих Bluetooth для подключения к автомобильным системам.

Чтобы ускорить процесс, автопроизводителям лучше разделить эту «поездку» с технологическими гигантами, в особенности двумя из них.

Новый автомобильный коммерческий опыт

Влияние голосового управления на коммерческую сферу изучается с тех пор, как в 2014 году на сцене появился Amazon со своей Alexa. Именно она, а не представленная за два года до нее Siri, превратила голос в эффективный способ взаимодействия с потребителем.

Сегодня Alexa завоевала почти 62% рынка голосового управления и может продемонстрировать более 30 тыс. Amazon сделал Alexa и поддерживающие ее устройства центром потребительской вселенной: сначала в их домах, а потом и в смартфонах, которые люди всегда носят с собой. навыков, улучшающих пользовательский опыт.

Она шутила, включала музыку и озвучивала прогноз погоды по первой просьбе. Alexa начинала как голос из цилиндрического устройства, которое обычно ставили где-нибудь на кухне. Разговор с неодушевленным предметом и получение относительно адекватных ответов на простые команды стали удобным и привычным для потребителей опытом.

Таким образом Alexa получила возможность учиться у потребителей, лучше понимать их речь и контекст.

А помощник, в свою очередь, стал давать более разумные ответы. Со временем люди привыкли к голосовому помощнику Amazon и сделали его своим домашним командным центром. Сегодня помощником Alexa пользуются на телефонах и в домашних устройствах, управляя светом, системами безопасности, замками, шторами и приборами с помощью одних только голосовых команд.

Однако Amazon задумывала помощника не только как переключатель всего и вся.

Их маркетплейс — это цифровой посредник и платежная сеть в одном флаконе, позволяющие покупателю найти необходимый товар. Amazon всегда был коммерческой площадкой. Экосистема, построенная компанией за последние 20 лет, нацелена на создание выгодных предложений для пользователей и продавцов, в том числе и за ее пределами.

Вначале они получали от Alexa информацию, потом поручали ей задачи, а после стали пользоваться доступом к сервисам, предполагающим коммерческое взаимодействие: заказ цветов или пиццы, вызов Uber. Alexa создавалась как некая прослойка между потребителями и платформой Amazon.

Она должна сопровождать пользователя, где бы он ни оказался, в том числе и за рулем автомобиля. Кроме того, Alexa никогда не «затачивалась» под конкретные устройства, каналы или сценарии использования.

Это, конечно, не значит, что Amazon и Alexa уже взяли под контроль автомобильную коммерцию, ведь подобное утверждение не справедливо даже для коммерции голосовой.

Потребители привыкли «спрашивать Google» обо всем, в том числе и о том, где купить тот или иной товар. Google и его голосовой помощник также пустили корни в поисковых и коммерческих системах. Во время поездок автолюбители постоянно обращаются к Google Waze и Maps, попутно пользуясь встроенными в них коммерческими предложениями. Компания также представила серию устройств, завоевавших более 25% рынка голосового управления, и собирает под своей эгидой группу мерчантов, включая Walmart, готовых задать Amazon жару в борьбе за прибыль.

Инновационные технологии уже пришли в этот сегмент, поскольку так захотели потребители. В результате основная конкуренция возникает отнюдь не между производителями автомобилей, которые желают встроить в машины красивые, брендированные, отзывающиеся на голосовые команды бортовые компьютеры и боятся, что технологические гиганты возьмут эту сферу под свой контроль.

Этот девайс наверняка окажется под многими рождественскими елками в этом году. Echo Auto стоимостью 29,99$ (вскоре 49,99$) поможет Alexa оказаться за рулем любого автомобиля на дороге. Для Alexa включение автомобиля в коммерческую экосистему означает прежде всего подключение потребителя с последующей возможностью совершать покупки прямо в дороге.

У него есть свои преимущества и мощная Android-экосистема за плечами. Но не стоит сбрасывать со счетов Google. Хоть эта компания с ее 4% долей на рынке голосового управления сейчас бесконечно далека от успеха, у нее есть все мотивы и финансовые инструменты, чтобы вернуться в игру. Также следует помнить и про Apple.

И по крайней мере один из этих технологических гигантов использует приятный женский голос в качестве посредника в общении с потребителем. Так или иначе, это будет гонка между технологическими гигантами, которым удастся запустить богатые экосистемы внутри и за пределами автомобилей. А автопроизводителям, не желающим потесниться, в состязании делать будет нечего.

image

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть