Хабрахабр

[Перевод] Фильму «Офисное пространство» 20 лет: как он изменил наши рабочие места

В 1999 году фильм мастерски спародировал одновременно рутинную и нелепую офисную жизнь. Что с тех пор поменялось?

В феврале ему исполнилось 20 лет, и если пересмотреть его сегодня, становится видно, насколько изменилась офисная культура – и насколько осталась прежней. "Офисное пространство" стал характерным фильмом, высмеивающим корпоративную банальность.

У него маленькая зарплата, он чувствует себя сломленным и считает свою работу бессмысленной, и разочарование в работе в итоге вдохновляет его на бунт против его начальников и корпоративной Америки.
Кульминация бунта являет собой катарсис, выражаемый через уничтожение всеми ненавидимого офисного принтера в чистом поле совместно с коллегами. В фильме, автором сценария и режиссёром которого был Майк Джадж, рассказывается история Питера Гиббонса, молодого программиста из фирмы с обобщённым названием Initech. После этого они пытаются украсть сотни тысяч долларов у компании, взломав при помощи вируса её корпоративные счета.

Но ты идёшь туда и находишь что-либо, что делает тебя счастливым». Идея фильма, сформулированная подругой Питера, Джоанной, которая тоже ненавидит свою работу официантки, проста: «Питер, большинство людей не любят свою работу.

Но насколько успешно мы изживаем эти аспекты? С тех пор, как в 1999 году этот фильм вышел на экраны, мы все больше задумываемся об абсурдных и страшных аспектах офисной жизни. Нужно ли благодарить за это фильм?


Фильм помог сформулировать на экране безрадостную, деспотичную корпоративную культуру «компания прежде всего», доминировавшую среди "белых воротничков" в 1990-х.

Что поменялось в мире работы?

В последние несколько десятилетий пародии на офис белых воротничков выросли в свой собственный поджанр в рамках поп-культуры.

Оба произведения высмеивали элементы современного рабочего места: некомпетентных менеджеров, отупляющую бюрократию, принудительные праздники, нескончаемая бесполезная работа и переполненные жаргонизмами служебные записки, которые никто не читает. Комиксы про Дилберта от Скотта Адамса были запущены в 1989 году, а в 2001 BBC начала показ оригинальной версии телевизионной комедии «Офис».

В данном контексте видно, как многие компании ответили на эти вызовы при помощи столов для работы стоя, комнат для медитации и йоги, или специальных дней, когда на работу можно привести свою собаку. «Офисное пространство» осуждал такую работу – провозглашавшую превосходство конформизма и однообразную как физически, так и умственно.

В своих очках с золотой оправой и цветастом галстуке, Ламберг похож на наследие директоров компаний из 80-х, эры "жадность – это хорошо". Самый яркий пример рабочей культуры, которого мы пытаемся избегать, это вечно пьющий кофе босс Питера, Билл Ламберг. В одном эпизоде он оставил субботним утром на автоответчике Питера 17 сообщений с напоминаниями о необходимости выйти на работу в выходной. Он занимается микроменеджментом и не обращает внимания на самочувствие и заботы своих подчинённых.

Он решает полностью перестать беспокоиться [точнее, ему дают такую установку / прим. Это приводит Питера к его срыву и к откровению в момент посещения им гипнотерапевта. С него хватит. перев.]. Он начинает опаздывать, отказывается от галстука и брюк в пользу футболок и сандалий, открыто играет на работе в «Тетрис» и разбирает свою кабинку при помощи шуруповёрта.

Они выгоняют многих коллег Питера, однако Бобам поведение пресыщенного жизнью Питера кажется глотком свежего воздуха, и они нарекают его «подходящим материалом для превращения в менеджера высшего звена». Неожиданно именно такой подход привлекает внимание двух сторонних консультантов, Боба и Боба, которых пригласили для устранения лишних людей из Initech.


Питер бунтует против своего токсичного босса, поедая «Читос» и играя в «Тетрис» на рабочем месте в повседневной одежде.

Сегодня многие директора ведут себя по образу и подобию Питера. В этом смысле фильм оказался неожиданно пророческим. Вместо уравнивающих кабинок организации переходили на открытые офисные пространства с креслами-мешками и столами для пинг-понга. Вспоминаются стартапы Кремниевой долины конца 2000-х и начала 2010-х, лидеры которых отказывались от костюмов и провозглашали свободу и творчество на рабочем месте. Светила бизнеса вроде Марка Цукерберга нарочито отказывались от рубашек и галстуков в пользу худи и джинсов, примерно так, как поступает в фильме Питер.

Цукерберг и ему подобные представляют собой отвлечение и аварийный выход из монотонной офисной работы, которого активно добиваются персонажи. Но дело не только в одежде. Много лет спустя это презрение к корпоративной жизни и появление новых технологий проложили путь в экономику подработок и открыли больше возможностей стать самому себе начальником.

Хотя новые методы работы освободили многих от засилья кабинок, они же породили "культуру суеты", заставляющую предпринимателей и независимых работников сгорать на работе, вместо того, чтобы за них это делал вездесущий босс типа Ламберга. Но у ситуации есть и минусы.

В этом смысле, многие проблемы, освещённые в фильме, существуют и поныне, просто в другом виде.

Что вообще не изменилось?

Многие комментарии фильма всё ещё актуальны, что говорит о существовании вечных проблем, в ловушку которых попадают офисные работники.

В настоящее время они выглядят такой же пустой обязаловкой, как принудительное легкомыслие «пятницы гавайских рубашек», упомянутой в фильме. Некоторые «решения», призванные избавлять от офисной скуки, кажутся искусственными – как автоматы для пинбола или настольного футбола, ставшие символами стереотипных стартапов. Если только департамент работы с персоналом и менеджеры не применяют реальных политик продвижения гибкости, эти жесты остаются ничего не значащими.

И вне зависимости от казуальности дресс-кода или количества игровых комнат, многие сегодняшние фирмы всё равно оказываются жертвами директивы «компания прежде всего», высмеиваемой в фильме.

Илон Маск, директор Tesla, в прошлом году подвергся критике, заявив, что никто не менял мир, работая всего по 40 часов в неделю – по-видимому, вооружившись высшей целью, отсутствующей в таком рабочем окружении, какое показано в фильме, и используя её для принуждения к переработке. Недавние исследования говорят о том, что работники компании Facebook считают её культуру «чем-то вроде культа», несмотря на исторически анти-корпоративные ценности.


Подавляющий босс и удушающая рабочая культура, изображённая в фильме, отражала реальность, существовавшую в реальном рабочем окружении белых воротничков

К примеру, один из Бобов говорит группе белых менеджеров, что хочет уволить коллегу Питера, Самира Нагинанаджара. Есть и другие проблемы менеджмента, отображённые в фильме и существующие до сих пор. Сегодня, хотя крупные и мелкие компании пытаются диверсифицировать рабочую силу, микроагрессивный повседневный расизм никуда не делся. Он постоянно спотыкается на фамилии Самира, и в итоге называет его, как «здесь-больше-не-работающего», под ухмылку своего коллеги.

Избегать неприятных личных дискуссий сегодня, благодаря технологиям, легче, чем когда-либо – за прошедшие с выхода фильма годы фирмы критикуют за уведомление об увольнении по емейлу или через голосовое сообщение, по SMS или в Твиттере. Позже Бобы говорят, что не собираются сообщать уволенным работникам, признанным лишними, об этом лично: «Нам хотелось бы по возможности избежать конфронтации».

В кульминационный момент фильма Питер с друзьями ведут хакерскую атаку, призванную выкачать деньги с банковских счетов Initech, чтобы «им никогда больше не пришлось сидеть в кабинках». Злость по отношению к корпорациям, которая мотивирует Питера и его друзей, существует и сегодня. Похожие сценарии разворачиваются в сегодняшних реалиях – не в виде комедий, а в виде искреннего обличения капитализма и 1%, к примеру, в популярном телесериале «Мистер Робот». Они готовы нарушить закон, чтобы разрушить компанию, кажущуюся им испорченной и несправедливой.

Наследие фильма

Хотя сборы «Офисного пространства» оказались разочаровывающими, за двадцать лет он стал культовым хитом. За эти 20 лет многое произошло, включая всемирный финансовый кризис, на фоне которого скучная работа в фильме кажется роскошью, которую белые воротнички принимают как должное.

Всё же главная тема фильма поднимает вопрос: можно ли на самом деле найти работу, которая вам нравится? Смотря фильм в 2019-м, легко заметить, на какие моменты мы среагировали и попытались их изменить, даже если некоторые изменения оказались искусственными. Вероятно, эти дискуссии будут идти, пока существуют рабочие места. Этот вопрос порождает важные дискуссии по поводу баланса работы и личной жизни, а также достойной карьеры, продолжающиеся и сегодня.

Сгребая пепел своей старой компании, он говорит, что его новая работа «не такая уж плохая: зарабатываешь деньги, занимаешься физическими упражнениями, работаешь на свежем воздухе». В конце фильма, после закрытия Initech из-за поджога, Питер устраивается на работу строителя. К счастью для него, его попытка совершить преступление окончилась ничем, и он выучил важный урок, одновременно с тем, как Initech понесла заслуженное наказание.

«Офисное пространство» напоминает нам, что, хотя идеальной работы не существует, всегда стоит обращать внимание на недостатки. Но как комментарий плохого менеджмента и неэффективной работы, фильм остаётся актуальным и по сей день.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть