Хабрахабр

[Перевод] Эффект хипстера: почему нонконформисты часто выглядят одинаково

Наука о сложности объясняет, почему попытки отвергнуть общепринятое просто приводят к новой согласованности

Вы ощущаете общепринятую культуру чуждой для себя и хотите заявить, что не являетесь её частью. Вам, наверное, знаком этот эффект – а, возможно, вы и сами являетесь его жертвой. Вы решаете одеваться по-другому, поменять причёску, применить нетрадиционный макияж или средства для ухода.

И вы все выглядите более-менее одинаково, что прямо противоположно тому контркультурному заявлению, которое вы пытались сделать. И всё же, когда вы, наконец, открываете миру свой новый образ, оказывается, что вы такой не один – миллионы других людей приняли те же самые решения.

Схожие процессы происходят у инвесторов и в других областях, изучаемых социальной наукой.
Как происходит такая синхронизация? Это эффект хипстера – контринтуитивное явление, в результате которого люди, отрицающие общепринятую культуру, начинают выглядеть одинаково. Неизбежна ли она в современном обществе, и есть ли способ по-настоящему выделяться из толпы?

Тубул – математик, изучающий то, как передача информации в сообществе влияет на поведение людей. Сегодня мы получим ответы благодаря работе Джонатана Тубула из Университета Бранде в Массачусетсе. В частности он концентрируется на сообществе, состоящем из конформистов, копирующих большинство, и нонконформистов, или хипстеров, пытающихся поступать противоположным способом.

Иначе говоря, эффект хипстера – это неизбежный результат поведения большого количества людей. Он пришёл к заключению, что в довольно большом разнообразии сценариев популяция хипстеров всегда испытывает фазовый переход, во время которого её члены синхронизируются друг с другом в своей оппозиции к общепринятым нормам.

Эта задержка важна. Важно, что модель Тубула учитывает время, требующееся каждому индивиду для того, чтобы обнаружить происходящие в обществе изменения и среагировать соответственно. Информация медленно распространяется по модным сайтам, из уст в уста, и т.п. Люди не реагируют мгновенно на появление новой, очень модной пары обуви. Задержка на распространение у разных индивидов отличаются – некоторые могут рьяно следовать советам модных блогов, у других к ним нет доступа, и им приходится полагаться на молву.

Для этого он создаёт компьютерные модели, симулирующие взаимодействие агентов, часть из которых следует большинству, а другая часть – ему противоречит. Тубул изучает вопрос о том, при каких условиях хипстеры синхронизируются, и как они меняются в зависимости от задержки распространения и пропорции хипстеров.

В целом, как говорит Тубул, популяция хипстеров сначала ведёт себя случайным образом, но потом путём фазового перехода приходит в синхронизированное состояние. Эта простая модель выдаёт удивительно сложные варианты развития. Он обнаруживает, что это происходит при широком разнообразии параметров, и что это поведение может быть весьма сложным, в зависимости от взаимодействия хипстеров и конформистов.

При равных пропорциях хипстеров и конформистов вся популяция подвержена случайным переключениям между различными тенденциями. Бывают и некоторые неожиданные результаты. Почему так – пока непонятно, и Тубул планирует изучить это более подробно.

«К примеру, если большая часть индивидов бреет бороду, тогда большая часть хипстеров захочет её отращивать, и если эта тенденция распространится на большую часть популяции, это приведёт к новому, синхронизированному переходу к бритью», — сказал Тубул. Можно возразить, что синхронизация произрастает из простоты сценариев, где предлагается выбор из двух вариантов.

Если хипстеры, к примеру, смогли бы отращивать усы, квадратную бороду или эспаньолку, тогда это разнообразие выбора могло бы предотвратить синхронизацию. При наличии большего количества вариантов легко представить другой вариант развития событий. Однако Тубул обнаружил, что если модель предлагает больше двух вариантов выбора, синхронизация всё равно происходит.

«Мы будем глубже исследовать этот вопрос в следующей работе», — сказал он. И всё же ему интересно изучать её дальше.

К примеру, они могут быть полезными для понимания финансовых систем, участники которых пробуют заработать деньги, принимая решения, противоположные решениям большинства участников биржи. Над хипстерами легко потешаться, но применимость этих результатов гораздо шире.

Как говорит Тубул: «Кроме вопроса выбора наилучшей одежды для текущего сезона, у этого исследования могут быть важные последствия для понимания синхронизации нервных клеток, инвестиционных стратегий или проявляющейся динамики в социологии». И в самом деле, существует множество областей, в которых задержка распространения информации играет важную роль.

Продолжение истории от журнала The Register: жалоба хипстера и неожиданная развязка

Однако ситуация становится более интересной, когда гипотеза, описанная в статье, подтверждается забавной перепиской. Обычно заголовок вроде «Эффект хипстера: почему нонконформисты часто выглядят одинаково» вызывает эффект закатывания глаз.

В работе, по сути, утверждалось, что в попытке сделать «контркультурное заявление», хипстеры в результате становятся похожими друг на друга. В феврале журнал MIT Technology Review опубликовал краткое, но содержательное описание 34-страничной работы от экспертов из Университета Бранде. Подробности интересной модели того, как случайные действия хипстеров приводят к «фазовому переходу в синхронизированное состояние», а также запутанные сетевые формулы смотрите здесь.

Редактор MIT, Гидеон Личфилд, прокомментировал последствия публикации статьи в твиттере, назвав их «предупреждающей историей»: Статью сопровождала фотография из стока, где был изображён усреднённый миллениал в куртке в шотландскую клетку и круглой шапочке, или, как описывает это Getty, «модной зимней одежде».

Он обвинил нас в клевете, вероятно, связанной с тем, что мы назвали его хипстером, и в использовании его портрета без его разрешения. «Мы тут же получили яростный емейл от человека, утверждавшего, что на фотоиллюстрации к истории изображён он. (О самой истории он тоже отозвался не слишком лестно)».

Наш журнал не может позволить, чтобы из-за этой статьи на него подали в суд. Ого, а слова «усреднённый миллениал» случайно не являются клеветой?

Личфилд продолжил рассказ:

Однако мы бы не стали использовать изображение без соответствующих прав. «Насколько я знаю, называть человека „хипстером“, не значит клеветать на него, вне зависимости от уровня его ненависти к этому. Это была стоковая фотография с Getty Images, и мы проверили её лицензию».

Он сказал, что в лицензии было указано, что если изображение используется «в связи с нелестной или слишком спорной темой (такой, к примеру, как заболевания, передающиеся половым путём)», необходимо указывать, что на фото присутствует модель.

Личфилд указал, что не считает, будто назвать кого-то хипстером будет «нелестно или слишком спорно», но на всякий случай связался с Getty.

«Он просто перепутал себя с другим», — сказал Личфилд. Стоковый гигант связался с моделью, и оказалось, что товарищ на фото был не тем человеком, что пожаловался в издание.

«Всё случившееся лишь доказывает нашу историю: хипстеры настолько похожи друг на друга, что даже не могут сами себя отличить от других».

34 страницы теории были доказаны в краткой переписке по емейл. Вот так. Ваш ход, хипстеры.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть