Хабрахабр

[Перевод] Что на самом деле случилось с исчезнувшим малазийским Боингом (часть 1/3)

1. Исчезновение
2. Прибрежный бродяга
3. Продолжение следует

1. Исчезновение

Тихой лунной ночью 8 марта 2014 года Боинг 777-200ER, эксплуатируемый Malaysia Airlines, вылетел из Куала-Лумпура в 0:42 и повернул в сторону Пекина, поднявшись на предназначенный ему эшелон 350, то есть на высоту 10 650 метров. Обозначение авиакомпании Malaysia Airlines — MH. Номер рейса — 370. Самолетом управлял Фарик Хамид, второй пилот, ему было 27 лет. Это был его последний тренировочный рейс, после которого его ждало завершение сертификации. Действиями Фарика руководил командир воздушного судна, человек по имени Захари Ахмад Шах, который в 53 года был одним из самых старших капитанов в Malaysia Airlines. По малазийским обычаям, его звали просто Захари. Он был женат и имел троих взрослых детей. Жил в закрытом коттеджном посёлке. Имел два дома. В первом доме у него был установлен авиасимулятор, Microsoft Flight Simulator. Он регулярно летал на нем и часто писал на онлайн-форумах о своем хобби. Фарик относился к Захари с почтением, но тот не злоупотреблял своей властью.

Им предстояло позаботиться о 227 пассажирах, включая пятерых детей. В салоне самолёта находились 10 бортпроводников, все малазийцы. Той ночью капитан Захари работал с радио, пока второй пилот Фарик управлял самолётом. Большинство пассажиров были китайцами; из числа остальных 38 были малазийцами, а прочие (в порядке убывания) были гражданами Индонезии, Австралии, Индии, Франции, США, Ирана, Украины, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов, России и Тайваня. В 1:01 он сообщил по радио, что они выровнялись на высоте 35 000 футов — излишнее сообщение в зоне с радиолокационным наблюдением, где принято сообщать об уходе с высоты, а не о её достижении. Всё шло как обычно, но передачи Захари были немного странными. Захари ещё раз сообщил о высоте самолёта на 35 000 футов. В 1:08 рейс пересек береговую линию Малайзии и направился через Южно-Китайское море в направлении Вьетнама.

Доброй ночи». Одиннадцать минут спустя, когда самолёт приблизился к контрольной точке рядом с зоной ответственности вьетнамской авиадиспетчерской службы, диспетчер в Куала-Лумпур Центре передал сообщение: «Малайзиец три-семь-ноль, свяжитесь с Хо Ши Мином один-два-ноль-точка-девять. Малайзиец три-семь-ноль». Захари ответил: «Доброй ночи. Это было последнее, что мир услышал от MH370. Он не повторил частоту, как следовало, но в остальном сообщение звучало обычно. Пилоты не связались с Хо Ши Мином и не ответили ни на одну из последующих попыток вызвать их.

Системы управления воздушным движением, или УВД, используют так называемый «вторичный радиолокатор». Простой радар, известный как «первичный радиолокатор», обнаруживает объекты, посылая радиосигналы и принимая их отражения, подобно эхо. Через пять секунд после того, как MH370 перешел в воздушное пространство Вьетнама, значок его транспондера пропал с экранов малазийской диспетчерской службы, а через 37 секунд самолёт стал невидим для вторичного радара. Он полагается на установленный на каждом самолёте активный ответчик, или транспондер, который отправляет более подробную информацию, например, бортовой номер и высоту самолёта. Диспетчер в Куала-Лумпуре был занят другими бортами, расположенными в иной части экрана, и просто не заметил исчезновения. Время было 1:21, прошло 39 минут после взлёта. Когда он через какое-то время обнаружил пропажу, то предположил, что самолёт уже вышел за пределы досягаемости, и его уже ведут диспетчеры Хо Ши Мина.

Очевидно, они неправильно поняли официальное соглашение, согласно которому Хо Ши Мин должен был немедленно уведомить Куала-Лумпур, если поступивший самолёт не выходит на связь более пяти минут. Между тем вьетнамские диспетчеры увидели, как MH370 зашёл в их воздушное пространство и затем исчез с радара. К тому времени, когда они подняли трубку, чтобы сообщить о ситуации Куала-Лумпуру, прошло 18 минут с момента исчезновения MH370 с экранов радаров. Они попытались повторно связаться с самолётом, но безрезультатно. Прошло еще четыре часа, прежде чем в 6:32 были приняты первые меры реагирования на чрезвычайную ситуацию.
За этим последовало выдающееся проявление растерянности и некомпетентности — по правилам, Координационный центр авиационной спасательной службы Куала-Лумпура следовало уведомить в течение часа после исчезновения, но к 2:30 это еще не было сделано.

Загадка, окружающая MH370, стала предметом продолжающегося расследования и источником лихорадочных спекуляций.

К этому времени самолёт должен был приземлиться в Пекине. Усилия по его поиску были первоначально сосредоточены в Южно-Китайском море, между Малайзией и Вьетнамом. Это были международные действия 34 кораблей и 28 самолётов из семи разных стран, но MH370 там не было. В течение нескольких дней первичные радиолокационные записи, спасённые с компьютеров управления воздушным движением и частично подтвержденные секретными данными малазийских военно-воздушных сил, показали, что как только MH370 исчез со вторичного радара, он резко повернул на юго-запад, полетел обратно через Малайский полуостров и начал крениться возле острова Пенанг. Оттуда он полетел на северо-запад вверх по Малаккскому проливу и далее через Андаманское море, где он исчез за пределами радиолокационного диапазона. Эта часть пути заняла больше часа — и она позволила предположить, что самолёт не был захвачен. Также это значило, что дело не в несчастном случае или самоубийстве пилота, с которыми доводилось сталкиваться раньше. С самого начала MH370 вёл исследователей в неизвестном направлении.

Множество семей на четырех континентах испытали опустошающее чувство утраты. Загадка, окружающая MH370, стала предметом продолжающегося расследования и источником лихорадочных спекуляций. Трудно бесследно удалить сообщение, а исчезнуть из сети и вовсе невозможно, даже если попытка является преднамеренной. Идея о том, что сложная машина с ее современными инструментами и избыточными коммуникациями может просто исчезнуть, кажется абсурдной. Многие из них нелепы, но все они возникли благодаря тому, что в наш век гражданский самолёт не может просто взять и пропасть. Такой самолёт, как Боинг 777, должен быть доступен для связи в любое время, и его исчезновение породило множество теорий.

Тем не менее, многое в деле исчезновения MH370 стало яснее, и теперь возможно воссоздать часть событий, произошедших той ночью. Одному всё же удалось, и спустя пять с лишним лет его точное местонахождение остается неизвестным. Вместо этого ответы придётся искать в Малайзии. Звукозаписи из кабины пилота и записи бортовых самописцев, вероятно, никогда не будут восстановлены, но то, что нам нужно знать, вряд ли удастся достать из черных ящиков.

2. Прибрежный бродяга

В тот вечер, когда самолёт исчез, американец средних лет по имени Блейн Гибсон сидел в доме своей покойной матери в Кармеле, штат Калифорния, разбираясь с её делами и готовясь к продаже имущества. Он услышал новости о рейсе MH370 на CNN.

Он прожил в Сиэтле больше 35 лет, но проводит там мало времени. По образованию Гибсон, с которым я недавно познакомился в Куала-Лумпуре, юрист. Его мать была выпускницей юридического факультета Стэнфорда и ярой защитницей окружающей среды. Его отец, умерший десятилетия назад, был ветераном Первой мировой войны, пережил в окопах атаки горчичным газом, был награждён Серебряной Звездой за доблесть и вернулся к службе главного судьи Калифорнии, проведя на этом посту более 24 лет.

Его мать любила путешествовать по миру, и она брала его с собой. Гибсон был единственным ребенком. В конечном итоге это упёрлось в определение «посещения» и «страны», но он остался верен идее, отказавшись от шансов на стабильную карьеру и располагая весьма скромным наследством. В возрасте семи лет он решил, что целью его жизни будет хотя бы раз посетить каждую страну мира. Он напечатал себе визитки «Авантюрист. По его собственным словам, по пути он баловался некоторыми известными загадками — конец цивилизации майя в джунглях Гватемалы и Белиза, взрыв Тунгусского метеорита в Восточной Сибири и местонахождение Ковчега Завета в горах Эфиопии. Устремлённый к истине», и носил фетровую шляпу, как Индиана Джонс. Исследователь. Когда пришло известие об исчезновении MH370, пристальное внимание Гибсона к происшествию было предопределено.

Оказалось, что MH370 продолжал периодически связываться с геостационарным спутником в Индийском океане, эксплуатируемым британской компанией спутниковой связи Inmarsat, в течение шести часов после исчезновения самолёта со вторичного радара. Несмотря на рефлекторные опровержения со стороны малазийских чиновников и откровенную путаницу со стороны малазийских военно-воздушных сил, правда о странной траектории полета самолёта быстро раскрылась. Предположительно, в течение этих шести часов он летел на крейсерской скорости на большой высоте. Это означало, что на самолёте не произошло внезапной катастрофы. Система для передачи основного контента — развлечения для пассажиров, сообщения для пилотов, автоматические отчеты о техническом состоянии — была, по всей видимости, отключена. Сеансы связи с Inmarsat, некоторые из которых были просто подтверждениями подключения, представляли собой короткие системные соединения, — по сути, не больше, чем электронный шёпот. Также было два спутниковых звонка; они остались без ответа, но в итоге предоставили дополнительные данные. В общей сложности было семь соединений: два были автоматически инициированы самолётом, а пять других — наземной станцией Inmarsat. С большинством этих соединений были связаны два параметра, которые Inmarsat не так давно начал фиксировать и сохранять.

Это мера времени передачи до самолёта и от самолёта, то есть мера расстояния от самолёта до спутника. Первый и более точный из параметров известен как смещение синхронизации пакета (burst-timing offset), назовём его для простоты «параметр расстояния». Учитывая пределы дальности полёта MH370, из ближние части этих кругов становятся дугами. Этот параметр определяет не одно конкретное местоположение, а все равноудалённые места — практически круг возможных точек. Седьмая дуга простирается от Центральной Азии на севере до Антарктиды на юге. Самая важная дуга — седьмая и последняя — определяется последним соединением со спутником, сложным образом связанным с истощением запасов топлива и выходом из строя двигателей. Расчеты вероятных траекторий полета определяют пересечение самолёта с седьмой дугой и, следовательно, его конечную точку — в Казахстане, если самолёт повернул на север, или в южной части Индийского океана, если он повернул на юг. Она был пересечена MH370 в 8:19 по времени Куала-Лумпура.

Самолет должен был мгновенно разлететься на миллион кусочков. Судя по электронным данным, попытки управляемой посадки на воду не было.

Мы знаем это из второго зарегистрированного Inmarsat параметра — смещения частоты пакета (burst-frequency offset). Технический анализ позволяет с уверенностью утверждать, что самолёт повернул на юг. Для успешного функционирования спутниковой связи доплеровские сдвиги должны предсказываться и компенсироваться бортовыми системами. Для простоты будем называть его «доплеровским параметром», поскольку главное, что он включает в себя, — меру радиочастотных доплеровских сдвигов, связанную с высокоскоростным движением относительно положения спутника, что является естественной частью спутниковой связи для самолётов в полете. Их орбиты могут слегка отклоняться, они также зависят от температуры, и эти недостатки оставляют отчетливые следы. Но компенсация не совсем идеальна, потому что спутники — особенно по мере их старения — не передают сигналы точно так, как это было запрограммировано в самолётах. Точка поворота была немного севернее и западнее Суматры, самого северного острова Индонезии. Хотя ранее значения доплеровского сдвига никогда не использовались для определения местоположения самолёта, технические специалисты Inmarsat в Лондоне смогли заметить существенное искажение, предполагающее поворот на юг в 2:40. При некотором допущении можно полагать, что затем самолёт летел прямо на неизменной высоте в течение очень долгого времени в направлении Антарктиды, лежащей за пределами его дальности.

Через минуту или две после пересечения седьмой дуги самолёт погрузился в океан, возможно, потеряв компоненты перед ударом. Через шесть часов доплеровский параметр указывает на резкое снижение — в пять раз быстрее, чем нормальная скорость спуска. Самолет должен был мгновенно разлететься на миллион кусочков. Судя по электронным данным, попытки управляемой посадки на воду не было. Также ни у кого не было ни малейшего физического доказательства того, что интерпретация спутниковых данных была верной. Однако никто не знал, где произошло падение, и тем более, почему.

Официальные лица Малайзии в конце концов признали, что это правда. Менее чем через неделю после исчезновения в «The Wall Street Journal» был опубликован первый материал о спутниковых соединениях, в котором указывалось, что самолёт, скорее всего, оставался в воздухе часами после того, как замолчал. Исследователи происшествия, отправленные из Европы, Австралии и США, были потрясены беспорядком, с которым они столкнулись. Малазийский режим считается одним из самых коррумпированных в регионе, и публикация данных о спутниковой связи показала, что малазийские власти в своем расследовании исчезновения оказались скрытными, трусливыми и ненадежными. Если бы малазийцы сразу сказали правду, такой мусор мог бы быть найден и использован для определения приблизительного местоположения самолёта; черные ящики могли быть найдены. Из-за того, что малазийцы скрывали известные им подробности, первоначальные морские поиски были сосредоточены не в том месте, в Южно-Китайском море, и не обнаружили плавающих обломков. Но даже узкая полоса океана — большое место. Подводный поиск в конечном итоге сосредоточился на узкой полосе океана за тысячи километров. Потребовалось два года, чтобы найти черные ящики от Air France 447, который врезался в Атлантику во время полета из Рио-де-Жанейро в Париж в 2009 году — а там исследовали точно знали, где их искать.

Поначалу Блейн Гибсон следил за этими разочаровывающими усилиями издалека. Первоначальные поиски в поверхностных водах завершились в апреле 2014 года после почти двух месяцев бесполезных усилий, и фокус сместился на глубины океана, где он остается и сегодня. Параллельно он вступил в посвященную пропаже MH370 группу на Facebook, которая была наполнена как спекуляциями, так и новостями, содержавшими разумные рассуждения о судьбе самолёта и местонахождении основных обломков. Он продал дом своей матери и переехал в Золотой треугольник на севере Лаоса, где вместе с деловым партнёром приступил к строительству ресторана на реке Меконг.

Районы Индийского океана, на которые указывали спутниковые данные, — примерно в 1900 километрах к юго-западу от Перта, — были настолько глубокими и неисследованными, что в первую очередь надо было составить подводную топографическую карту, достаточно точную, чтобы обеспечить возможность безопасной буксировки специальных аппаратов, гидролокаторов бокового обзора, на глубине многих километров под водой. Хотя малазийцы формально отвечали за все расследование, им не хватало средств и опыта для проведения подводных поисково-восстановительных работ, и австралийцы, как добрые самаритяне, взяли на себя инициативу. Дно океана в этих местах покрыто грядами, сокрытыми темнотой, куда никогда не проникал свет.

Навещая друзей на побережье Камбоджи, он спросил, не натыкались ли они на что-нибудь подобное, — ответ был отрицательным. Усердный подводный поиск заставил Гибсона задаться вопросом, не будут ли когда-нибудь обломки самолёта просто выброшены на берег. Хотя обломки не смогли бы приплыть в Камбоджу из южной части Индийского океана, Гибсон хотел быть открытым к любым вариантам, пока обнаружение обломков самолёта не докажет, что именно юг Индийского океана действительно стал его могилой.

Гибсон решил присутствовать, не имея приглашения и не будучи ни с кем близко знаком. В марте 2015 года в Куала-Лумпуре родственники пассажиров встретились в годовщину исчезновения MH370. Мероприятие проходило на открытой площадке в торговом центре, типичном месте для встреч в Куала-Лумпуре. Поскольку он не обладал особыми знаниями, его визит был воспринят скептически — люди не знали, как реагировать на случайного дилетанта. Присутствовали сотни людей, многие прибыли из Китая. Целью было выражение общей скорби, а также продолжение давления на правительство Малайзии с тем, чтобы получить какие-нибудь объяснения. Основным оратором была молодая малазийская женщина по имени Грейс Субатирай Натан, чья мать была на борту. Со сцены звучала негромкая музыка, на заднем плане висел большой плакат с изображением силуэта Боинга-777, а также словами «где», «кто», «почему», «когда», «кого», «как», а также «невозможно», «беспрецедентно», «бесследно» и «беспомощно». Она стала самым удачным представителем ближайших родственников погибших. Натан — адвокат по уголовным делам, специализирующаяся на делах о смертной казни, которых в Малайзии хватает из-за драконовских законов. Иногда она тихо всхлипывала, как и некоторые из зрителей, включая Гибсона. Выйдя на сцену в футболке не по размеру, на которой был напечатан рисунок MH370 с призывом «Ищите», она рассказала о своей матери, о глубокой любви, которую она испытывала к ней, и о трудностях, с которыми она столкнулась после её исчезновения. Она обнялась с ним, и со временем они подружились. После её выступления он подошел к ней и спросил, примет ли она объятие от незнакомца.

Это будет его ниша. Покидая траурное мероприятие, Гибсон решил помочь, занявшись тем пробелом, который он обнаружил, — отсутствием прибрежных поисков плавающих обломков. Официальные исследователи, в основном австралийцы и малазийцы, активно инвестировали в подводные поиски. Он станет пляжным бродягой, ищущим обломки MH370 на побережьях. Они бы посмеялись над амбициями Гибсона, — точно так же, как они посмеялись бы над перспективой того, что на пляжах за сотни километров друг от друга Гибсон действительно найдёт обломки самолёта.

Справа: Блейн Гибсон, американец, который отправился на поиски обломков самолёта.

Слева: малазийский адвокат и активистка Грейс Субатирай Натан, чья мать была на борту MH370. Автор фото: Уильям Лангевише (William Langewiesche)

Продолжение следует.
Прошу сообщать о найденных ошибках и опечатках в личные сообщения.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»