Хабрахабр

[Перевод] Что на самом деле случилось с исчезнувшим малайзийским Боингом (часть 3/3)

Не претендую на лавры товарища five, но мне кажется, что цикл статей прервался на самом интересном месте, и позволю себе восполнить этот пробел.

  1. Исчезновение
  2. Прибрежный бродяга
  3. Золотая жила
  4. Заговоры
  5. Возможный сценарий
  6. Капитан
  7. Истина

5. Возможный сценарий

По правде говоря, о судьбе рейса MH370 сейчас уже можно многое сказать с уверенностью. Во-первых, он исчез по воле человека. Невозможно представить, что известная траектория полета была вызвана любым известным сочетанием сбоев в матчасти и человеческих ошибок — с учётом полного радиомолчания борта в течение нескольких часов. Сбой бортового компьютера, ошибка в системе управления, обрыв гидролиний, обледенение, попадание молнии или птиц, удар метеорита, попадание вулканического пепла, механическое повреждение, отказ датчиков или приборов, поломка радиооборудования или электрооборудования, пожар, дым, взрывная декомпрессия, взрыв в грузовом отсеке, потеря ориентации пилотом, медицинские проблемы, бомба, война или стихийное бедствие — ни один из этих факторов не может объяснить траекторию полета.

На объяснение могут уйти страницы текста, но самолёт всё же управлялся из кабины. Во-вторых, несмотря на гипотезы, управление самолетом не было захвачено из аппаратного отсека, пространства под кабиной пилотов. В течение этого же периода автоматическая система телеметрии отправила стандартный получасовой отчёт через спутник в отдел обслуживания авиакомпании. Перехват управления произошёл в 20-минутный период с 1:01 утра, когда самолет выровнялся на высоте 35000 футов до 1:21 утра, когда он исчез с экрана вторичного радара. Значит, спутниковая система связи в тот момент работала. В нём была информация об уровне топлива, высоте, скорости и географическом положении, ни один из параметров не был необычным.

Логи первичных радаров — как военных, так и гражданских — позже указали, что тот, кто управлял рейсом MH370, должно быть, выключил автопилот, потому что поворот борта на юго-запад был настолько острым, что наверняка был выполнен вручную. К тому времени, когда самолет ушёл из поля зрения вторичного радара (читающего метку транспондера), вполне вероятно — учитывая неправдоподобность того, что оба пилота действовали согласованно — что один из них был недееспособен или погиб, или был заперт вне кабины. (прим. Обстоятельства позволяют предположить, что кто бы ни был за штурвалом, он сознательно устроил разгерметизацию самолёта. Я не очень понимаю, как пилот из кабины может разгерметизировать салон) Примерно в то же время почти все электрические системы были намеренно отключены. пер.: как? Но одним из его последствий была временная потеря связи со спутником. Причины отключения не известны.

Он считает, что при выполнении поворота самолёт поднялся до высоты 40 000 футов, на границе практического потолка для данного типа. Инженер-электрик по имени Майк Экснер из города Боулдер, штат Колорадо, который участвовал в работе Независимой группы, активно изучал радиолокационные данные. Экснер полагает, что подъем был нужен для ускорения эффекта от разгерметизации самолета, чтобы в результате люди в салоне, как минимум, утратили способность активно действовать. Во время маневра пассажиры испытали бы некоторые перегрузки — ощущение вдавливания спиной в кресло.

Пассажиры в салоне стали бы недееспособны в течение нескольких минут, потеряли сознание, и мягко умерли, без удушья или иных эффектов.

В салоне этот манёвр мог бы остаться незамеченным, за исключением внезапного выпадения кислородных масок и, возможно, использования бортпроводниками нескольких портативных устройств аналогичной конструкции (баллон с кислородом, соединённый с маской, немного похожий на небольшой огнетушитель — прим. Умышленная разгерметизация была бы очевидным способом — и, пожалуй, единственным — упокоить потенциально агрессивных пассажиров в самолете, который должен был бы лететь ещё несколько часов. Маски в салоне не были рассчитаны более чем на 15 минут использования при экстренном снижении ниже 13000 футов; при следовании на высоте 40 000 футов они вообще не имели никакой ценности. пер.). Эта сцена была тускло освещена аварийными огнями; мёртвые пассажиры сидели пристёгнутыми на своих местах, на их лицах, вероятно, были надеты бесполезные кислородные маски, подвешенные на трубках к потолку.

6. Капитан

Остаётся единственный вариант развития событий — угон кем-то изнутри, кем-то, кому не нужно применять силу для проникновения в кабину. То есть, это должен быть пилот, у которого случилось помутнение рассудка. Вариант, что пилот захотел убить сотни невинных пассажиров при совершении суицида, кажется иррациональным; однако такое уже происходило ранее. В 1997 году капитан сингапурской (прим. пер.: индонезийской) авиакомпании SilkAir, как полагают, отключил черные ящики на Boeing 737 и совершил столкновение с поверхностью реки на скорости выше скорости звука. В 1999 году рейс авиакомпании EgyptAir 990 потерпел крушение в море у побережья Лонг-Айленда из-за действий второго пилота, погибли все люди на борту. В 2013 году, всего за несколько месяцев до исчезновения MH370, капитан рейса 470 LAM Mozambique Airlines направил двухмоторный самолет Embraer E190 в пике с крейсерской высоты, убив всех 27 пассажиров и всех шестерых членов экипажа. Самым последним случаем (на момент публикации исходной статьи) был самолёт Airbus компании Germanwings, пилот которого врезался во французские Альпы 24 марта 2015 года, что также привело к гибели всех пассажиров на борту. Второй пилот, Андреас Любиц, подождал, пока капитан уйдёт в туалет, а затем заблокировал его вне кабины. У Любица в медкарточке была зарегистрирована депрессия, и, как выяснилось позднее, он изучал исчезновение MH370 годом ранее.

Из выпуска The Atlantic за ноябрь 2001 года: автор исходной статьи про EgyptAir 990 (англ.)

Он был молод и оптимистичен и, по сообщениям, планировал жениться. В случае с MH370 второй пилот не очень похож на преступника. Он не был немцем, который сделал не слишком удачный выбор своей жизни в стагнирующей отрасли бюджетных авиакомпаний, обеспечивающий не слишком большой заработок и ещё меньший авторитет. Про его жизнь не было известно каких-либо неприятностей, он не был замечен в протестных настроениях или неуверенности. Он летал на отличном Боинге-777 в стране, где национальная авиакомпания — предмет гордости, а её пилоты до сих пор считаются довольно успешными людьми.

Первым предупреждением является его изображение в официальных отчётах как безупречного человека — хорошего пилота и спокойного семьянина, который любил играть в симуляторы полётов. Зато капитан Захари вызывает опасения. Это образ, продвигаемый семьей Захари, но он противоречит многочисленным признакам проблем, которые были слишком заметным образом подтёрты.

Никто не был удивлен. Официальное заявление полиции Малайзии опровергает то, что уже было известно о капитане Захари.

Сделанные следователями формальные выводы были неадекватными. Полиция обнаружила некоторые аспекты жизни Захари, которые должны были заставить их копать глубже. Официальный отчет, говоря о Захари в роли КВС, гласит:

Он не был замечен в беспокойности, апатии либо раздражительности. КВС Захари, по сообщениям из авиакомпании, обладал хорошей стрессоустойчивостью. На всех записях видеонаблюдения внешний вид был похожим, то есть ухоженным и одетым. Не было никаких существенных изменений в его образе жизни, у него не было межличностных конфликтов или семейных стрессов… Не было никаких поведенческих признаков социальной изоляции, изменения привычек или интереса… При изучении поведенческого шаблона КВС Захари на камерах [в аэропорту] в день полета и предыдущих 3 полетов, не наблюдалось никаких существенных изменений в поведении. Его походка, осанка, выражение лица и манеры были нормальными.

Это противоречило тому, что известно о Захари. После разговора в Куала-Лумпуре с людьми, которые были с ним знакомы или знали что-нибудь о нём, я узнал, что Захари часто бывал одинок и расстроен. Его жена ушла от него и жила в другом доме. По его собственному признанию друзьям, он проводил много времени, расхаживая по пустым комнатам, убивая время между рейсами. Он также бывал романтичен. Известно, что он устанавливал отношения с замужней женщиной и ее тремя детьми, один из которых был инвалидом. Он также был увлечён двумя молодыми интернет-моделями, с которыми он столкнулся в социальных сетях и чьих страницах в Facebook он оставлял комментарии, по-видимому, не вызвавшие отклика. Некоторые были неприкрыто сексуальными. Например, в одном из комментариев он упомянул, что одна из девушек — она была в халате на опубликованной фотографии — выглядела так, словно только что вышла из душа. Захари, кажется, несколько оторвался от своей прежней, устоявшейся жизни. Он общался со своими детьми, но они выросли и жили отдельно. Отрешённость и одиночество, которые могут сопровождать использование социальных сетей, едва ли помогли ему справиться со своими проблемами — а Захари много сидел в социальных сетях. Следователи из отдела авиакатастроф и энтузиасты сходятся в том, что сильно подозревают его в депрессии.

Но Малайзия к ним не относится, и официальное отсутствие доказательств обратного лишь подчёркивает, что у Захари были психологические проблемы. Если бы Малайзия была страной, в которой от официальных лиц можно ожидать услышать истину, то полицейский портрет Захари как здорового и счастливого человека имел бы некоторый вес.

Малайзийские следователи утверждают, что это один из нескольких сотен полётов, которые были пройдены в симуляторе. Экспертиза симулятора Захари показала, что он моделировал полёт, примерно совпадающий с маршрутом MH370 — путь лежал на север вокруг Индонезии, за которым последовал длинный перелет на юг, который заканчивался исчерпанием топлива над Индийским океаном. Виктор Яннелло, ещё один выдающийся член Независимой группы, инженер и предприниматель из города Роанок, штат Вирджиния, провёл обширный анализ симулятора полётов. Это утверждение в целом правдиво, однако не полностью. Из всех полётов, извлечённых из симулятора Захари, его отличало следующее. Его заключение подчёркивает то, что проигнорировали малазийские следователи. Вместо этого он несколько раз прыгал по шкале времени вручную, передвигая самолёт вперёд и вычитая топливо по мере расходования. План полёта, соответствующий траектории MH370, был единственным, который Захари не выполнял непрерывно — другими словами, взлетал на симуляторе и позволял компьютеру моделировать полёт час за часом, пока самолёт не достигнет аэропорта назначения. Вряд ли Захари что-то новое мог бы узнать по технической части полёта, репетируя действия в похожем на игру продукте от Microsoft для широкой публики. Яннелло считает, что Захари ответственен за диверсию. «Это как если бы он имитировал симуляцию» — так говорит Яннелло о Захари, комментируя полёт MH370. Яннелло подозревает, что цель этих полётов — оставить предсмертной записку, прощальную улику. Но данные из симулятора невозможно отмести как случайное совпадение. Без объяснения причин аргументы Захари узнать невозможно.

Его имя опущено из-за возможности неприятных последствий для него. В Куала-Лумпуре я встретился с одним из давних друзей Захари, также капитана Boeing 777. Он описал тайну рейса MH370 как широкую пирамиду в основании, но на вершине её лишь один человек. Этот человек также согласился, что Захари виновен в исчезновении рейса, хотя пришёл к этому выводу крайне неохотно. Он сказал: «Это невозможно. То есть, расследование могло начаться со многих возможных объяснений, но закончилось единственным верным. Но это — единственный возможный вывод». Это не укладывается у меня в голове. — «Легко. Я спросил, как мог Захари разобраться со своим компаньоном в кабине, вторым пилотом Фариком Хамидом. Ему достаточно было попросить пойти проверить что-нибудь в каюте, и парня уже не было бы». Захари был инструктором. По его словам, Захари испытывал проблемы в семейной жизни, он недавно переспал с несколькими стюардессами. На вопрос, что могло быть мотивом такого действия, он понятия не имел. Все мы так делаем. «И что? Но его жена об этом узнала.» Он почти уверен, что в одиночку это не должно привести к такому срыву, но эмоциональное состояние Захари явно могло быть одним из факторов. Вы летаете по всему миру, за спиной у вас красивые девушки.

Интрижки, специфические настройки его симулятора, не говоря уже о не складывающихся в единую картину технических подробностях? Говорит ли отсутствие всех этих деталей в официальном отчёте о том, что Захари покрывают малайзийские следователи? Мы знаем кое-что из того, что следователи знали, но решили не раскрывать. На данный момент мы не можем сказать. Скорее всего, они обнаружили гораздо больше фактов, которые мы ещё не знаем.

Можно представить себе Захари в конце полёта, пристёгнутого к мега-удобному креслу в кабине, в коконе мягкого света от панелей знакомых приборов; осознающего, что после всего сделанного им пути назад нет, и чувствующего, что спешить некуда. Возвращаясь к гибели MH370. Вокруг стоял гул работающих двигателей, на дисплеях с плоским экраном светятся прекрасные пиктограммы, выключатели и тумблеры мерцают тщательно продуманной подсветкой, тихо свистит воздух снаружи. Скорее всего, он давно восстановил давление и температуру в салоне. Около 7 утра солнце взошло над горизонтом на востоке, слева от самолета. Кабина — самый глубокий, самый защищенный, самый личный его дом. Захари умер во время полёта? Через несколько минут оно осветило и океан далеко внизу. Проведённая следователями симуляция показывает, что самолет, если бы его просто оставили в покое, не полетел бы вниз так стремительно, как видно на спутниковых данных, — другими словами, перед крушением кто-то был за пультом управления, активно помогая разбить самолет. В какой-то момент он мог снова сбросить давление и покончить с жизнью, но это весьма спорно. С этой скоростью самолет буквально рассыпался в конфетти, коснувшись воды — что подтверждают обломки Блейна Гибсона. В любом случае, где-то на седьмом повороте в течение всего маршрута, после того, как двигатели остановились из-за нехватки топлива, самолет вошел в неуправляемое спиральное пике, снижаясь со скоростью свыше 15 000 футов в минуту.

7. Истина

Официальные расследования на данный момент прекратились. Австралийцы сделали то, что смогли. Китайцы хотят копать дальше и подвергают цензуре любые новости, которые могут всколыхнуть семьи погибших. Французы уехали во Францию, заново анализируя спутниковые данные. Малайзийцы просто хотят, чтобы эта тема перестала волновать людей. Прошлой осенью я присутствовал на мероприятии в городе Путраджайя, где Грейс Натан и Гибсон стояли перед камерами с министром транспорта Энтони Лоуком. Министр официально принял пять новых обломков, собранных за лето. Он был настолько жалок, что злился на себя. Он почти не говорил и не отвечал на вопросы прессы. Натан буквально кипел от такого отношения со стороны министра. В тот вечер за ужином он настаивал на том, что правительству нельзя так легко уйти от этой темы: «Они не следовали протоколу. Они не следовали процедуре. Я думаю, что это ужасно. Можно было сделать гораздо больше. В результате бездействия военно-воздушных сил — всех сторон, которые не следовали протоколу, дежуривших в первый час после первых замеченных проблем со связью — мы сейчас вынуждены тратить огромные усилия. Каждый из них нарушил протокол один раз, несколько раз. Каждый человек, нёсший в то время ответственность за какие-то действия, не сделал то, что он должен был сделать. В разной степени тяжести. По отдельности некоторые могут показаться не такими уж и плохими парнями, но если вы посмотрите на ситуацию в целом, каждый из них внёс стопроцентный вклад в то, что самолет не был найден».

Натан надеялся, что Ocean Infinity, недавно обнаружившая пропавшую аргентинскую подводную лодку, вернется к поиску, опять же, на безвозмездной основе. Каждый из них был государственным служащим. Но правительство Малайзии должно было бы подписать контракт. Компания предложила возможность сделать это ранее на этой неделе. Натан беспокоился о том, что это не будет сделано по политическим и культурным мотивам — и до сих пор это так.

Нет, он не загорелся, он оставался в воздухе все это время. Если обломки когда-либо будут найдены, они положат конец всем теориям, которые игнорируют спутниковые данные или тот факт, что самолет продолжал сложный управляемый полёт после первоначального поворота с направления на Пекин, а затем оставался в воздухе ещё шесть часов. Нет, он не был сбит после долгих размышлений военными какой-то из оставшихся под ним стран, которые висели на хвосте, прежде чем нажать на курок. Нет, он не стал «призрачным полетом», будучи способным к ориентированию в пространстве, выключению и повторному включению систем. Общая черт этих объяснений в том, что они противоречат достоверной информации, которой располагают следователи. И нет, это не произошло где-то в Южно-Китайском море, и он не стоит нетронутым в замаскированном ангаре в Центральной Азии.

Голосовой самописец работает в двухчасовом цикле, который, вероятно, будет содержать только звуки последних сигналов тревоги, если только тот, кто находился за пультом управления, не был жив и в настроении дать объяснения потомкам. Кроме того, обнаружение обломков и двух черных ящиков мало что может сделать. В лучшем случае он ответит на некоторые относительно несущественные вопросы, например, когда именно давление на самолете было сброшено и как долго оно оставалось низким, или как именно спутниковая связь была отключена, а затем снова включена. Другой «чёрный ящик», регистратор полётных данных, предоставит информацию о функционировании самолета на протяжении всего полёта, но он не выявит какой-либо сбой соответствующей системы — потому что никакой сбой не может объяснить то, что произошло. Интернет-сообщество будет бурлить, но вряд ли это то событие, которого все ждут.

Это основное направление исследований. Важные ответы, вероятно, находятся не на дне океана, а на суше, в Малайзии. Загадка может иметь простое решение, и оно может быть разочаровывающим. Если, конечно, малазийская полиция знает больше, чем осмелилась заявить, если они не столь некомпетентны, как военно-воздушные силы и воздушные диспетчеры. Если Блейн Гибсон хочет настоящего приключения, он может потратить год на прогулку по Куала-Лумпур. Ответы вполне могут быть рядом, но их сложнее найти, чем любой чёрный ящик.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть