Хабрахабр

[Перевод] 2018-й был годом самоката. Что дальше?

Главным транспортным трендом 2018 года неожиданно стали не электромобили и не автопилоты, а маленькие электрические самокаты. Вряд ли кто-то мог это предугадать. Такие ранее никому не известные компании, как Lime, Bird, Scoot, Spin и Skip, внезапно стали миллиардерами и самыми успешными стартапами Кремниевой долины. Сервисы их аренды просто-таки заполонили американские (а потом и европейские) города.

Против них проходили многотысячные протесты – пешеходы боролись за «свои тротуары», которые не должны отдаваться под транспорт. О них разгорались горячие дебаты на заседаниях городских советов. Образовались даже целые новые отрасли предпринимательства, связанные с их ремонтом, подзарядкой и перепрошивкой. Десятки тысяч самокатов были разбиты или украдены. А воры самокатов – еще в разы больше. «Подзарядчики», например, за пару часов непыльной работы могут получать под $600. Дошло до того, что они делятся на банды, каждая из которых контролирует свой район, где кража самокатов поставлена на поток.

Получая по $100-$150 млн от инвесторов каждый раунд, они не считаются с расходами и количеством потерянных устройств. Новым стартапам нет до этого дела. Lime, основанная в январе 2017-го в качестве стартап по аренде велосипедов, теперь стоит между $2 и $3 млрд. Bird, которая пока не принесла ни копейки, теперь оценивается в $2 млрд. Еще около двух десятков компаний сейчас идут по тому же пути.

регуляторы, с которыми приходиться бороться за каждый квадратный метр города. Главная проблема у них на этом этапе – не воры, а конкуренты и гос. А это значит, что, скорее всего, как у Горцев, в итоге останется только один. Все стартапы копируют модель онлайн-сервиса, и в плане темпов расширения, и в плане взаимодействия со своими клиентами.


Кто-то тратит электричество на майнинг, а кто-то – на «чарджинг»

Благодаря Uber, Lyft и сервисам аренды велосипедов миллионы людей со смартфонами приучились кататься на технике, которая им не принадлежит. Откуда вдруг возникли все эти электроскутеры – понять несложно. Плюс – ничему не надо учиться, и места такой переносной электрогаджет почти не занимает. Большинство из них живет в городах, где машинам приходится стоять в пробках, и перемещение по тротуару (особенно со скоростью!) выглядит очень заманчиво.

И если порог входа в Uber и Lyft для инвесторов уже очень большой, то Bird, Spin, Skip, Scoot и другие готовы радостно принять ваш венчурный капитал размером всего в несколько миллионов. Об этих и многих других преимуществах можно красочно рассказать потенциальным инвесторам. Маркетинг на всё, подключение новых городов каждый день, местные знаменитости в «Инстаграме», радостно летящие на вашем самокате с капучино в руке. А потом – round B, round C и далее по наклонной.

Доходов самокатные компании не приносят, зато тратят с каждой неделей всё больше. Но теперь хайп постепенно спадает. У многих начинают появляться вопросы по поводу экономической обоснованности всего концепта. Некоторые, вроде Skip, уже по уши в долгах. А для продолжения освоения рынка этим компаниям нужны очень серьезные вливания. По информации Bloomberg, энтузиазм венчурных капиталистов быстро остывает, и новые раунды уже не собирают таких больших денег, как раньше. В 2019-м их самокаты рискуют в одночасье стать глиняными черепками, если золотые антилопы-инвесторы прекратят бить копытцем.

Чтобы успешно пройти через неспокойное время, в этом году «самокатным» стартапам и размещающим их у себя городам (в том числе и Москве) предстоит ответить на несколько больших вопросов:

Кто победит в борьбе за лучшее железо?

Но именно на фронте создания лучшего самоката сейчас разыгралось одно из главных сражений. Казалось бы, что может быть проще: доска, два колеса, моторчик, который их крутит. И запретить конкурентам использовать свои наработки, запатентовав всё, что можно. Чей продукт будет безопаснее, надежнее и проще, тот может быстрее привлечь к себе пользователей. Основная задача сейчас – сделать такой «электроскутер» (как их в США называют), чтобы его было как можно проще чистить, и нельзя было убить, как бы ручки у вандалов ни горели.

А в идеале – еще и обладать механизмами, ограничивающими скорость, потому что у каждого города и штата сейчас ограничения для самокатов свои. И всё это как-то должно сочетаться с удобством для клиентов.

С более прочными колесами и технологиями, позволяющими следить за поведением пользователей, и посылающими разнообразные сигналы, если самокат крадут или ломают. Lime и Bird, два лидера рынка США, этой осенью выпустили по новому поколению самокатов. Такие замки, помогающие от воров, теперь являются главной фишкой Skip. А Skip из Сан-Франциско представила самокаты со специальными убирающимися замками-проводами, которые «всасываются» в корпус самоката и не занимают места на тротуарах. Часть девайсов Skip теперь также идут со смотрящими назад камерами, следящими за тем, соблюдает ли их ездок местные законы и нормы. Как говорит СЕО компании, Санджей Дастур, «мы не ждем, что проблема уйдет сама собой, мы делаем что-то, чтобы с ней бороться».

В электромотоциклах и скутерах в том же Китае и на Тайване они стоят уже давно. Другая важная инновация, которая может позволить одной из компаний вырваться вперёд, – сменные батареи. Но вот как их аккуратно разместить в маленьком корпусе самоката – вопрос пока что открытый.

Всё будут делать собственные «сменщики», куда более пунктуальные и без позывов к воровству. Принадлежащий Uber стартап Jump на днях объявил, что в его самокатах следующего поколения батареи будут сменными, так что их команде станет намного проще оперировать, и можно будет перестать полагаться на частников, подзаряжающих аккумуляторы десятков самокатов у себя дома. Но технология Jump, судя по всему, выйдет на улицы только в 2020-м. Плюс, девайсы будут в рабочем состоянии 24/7, им не нужно будет постоянно отдыхать по 4-6 часов, заряжаясь. У других компаний есть возможность проявить себя до этого.

Всё меньше людей будет пробовать их просто потому, что «это что-то новое». В 2019-м милым «транспортным гаджетам» придется доказать, что они на самом деле являются достойной, качественной альтернативой уже привычным машинам и велосипедам. «Мы должны предлагать надежный, здоровый сервис. Об этом перед инвесторами рассказывал глава Lime Тоби Сан. Только так электросамокаты смогут стать мейнстримом».

Что скажут регуляторы?

Вторая половина – правительства стран и городов, которые от новой моды на самокаты в целом пока не в восторге. Даже если компании создадут супер-устройство нового поколения, которое будет ездить три дня без подзарядки, и на котором будет безопаснее, чем в коляске у мамы, это только половина истории. Другие – запрещают отдельные компании, работая только с отдельными «одобренными» фирмами (принципы выдачи таких разрешений пока что малопонятны, так что у многих появляется повод заподозрить коррупцию). Многие города США до сих пор запрещают движение такого электрического транспорта по своим улицам.

В десятках городов США идут пилотные проекты, пытающиеся ответить на вопрос того, как эти новые транспортные средства вписываются в общую транспортную систему. Прошел всего год после начала этой самокатовой лихорадки, и многие госчиновники еще не понимают, что с ней делать. Кто на них ездит, доступны ли они для людей с низким уровнем дохода, могут ли они в перспективе заменить такси или автобусы, существуют ли реальные риски для пешеходов.

Но компании этим сильно недовольны: они считают, что число гаджетов должно достигнуть «критической массы», после которой их популярность начнет расти в геометрической прогрессии. Многие городские советы решили пока ограничить количество электросамокатов на улицах, пока они разбираются в том, что это вообще за существа, и как они работают. Пока что у них стартапов деньги, чтобы проверить такую теорию, но города «подрезают им крылья». Если они будут во всех людных местах и их не придется искать, чтобы ими воспользоваться, людям будет просто лень ждать автобус или вызывать Uber.

Сначала город полностью запретил самокаты на своих улицах, сейчас – разрешил, но только для двух компаний (Scoot и Skip), и только сроком на год. Некоторые, как, например, Сан-Франциско, пошли еще дальше. Lime и Bird предлагали горсовету что угодно, включая инвестиции в инфраструктуру (защищенные дорожки для самокатов и велосипедов), если им разрешат предлагать свои сервисы в городе, и сейчас активно опротестовывают решение властей. Этот город – сердце Кремниевой долины, место тусовки большинства продвинутых людей, не боящихся новых средств транспортации, и родина половины «самокатных» стартапов. Стартапы, которым максимум два-три года от роду, уже тратят миллионы долларов на лоббистов – больше, чем Google и Amazon.

Есть ли перспектива?

Или, может быть, это тренд, который уйдет так же быстро, как и появился. 2019-й – год, в котором станет понятно, будут ли электросамокаты транспортом городов будущего. Компании даже работают с чиновниками над созданием открытых стандартов обмена данными, чтобы все стартапы в городе как-то могли кооперировать, создавая общую транспортную систему. Уже сейчас о внутренней кухне этих стартапов городские власти знают больше, чем об Uber и Lyft, благодаря своему тесному с ними «общению».

Это будет тот транспорт, который вы выбираете, когда вам надо быстро совершить путешествие буквально в пределах нескольких километров. Если такая работа окажется продуктивной, самокаты, в перспективе, действительно имеют шанс стать одним из самых популярных видов транспорта, по крайней мере в больших городах. А такси или каршеринг – скажем, если вы едете с компанией или если вам надо довезти сумки в аэропорт.

Также в 2019-м подоспеют другие исследования. Если нынешняя популярность электросамокатов – не маркетинговый трюк, созданный за счет инвесторских миллионов, а действительный показатель качества и удобства услуги, то в 2019-м их станут использовать еще чаще, даже несмотря на замедление потока новых денег от венчурных капиталистов. Насколько он безопасен, компенсирует ли невысокая скорость движения отсутствие существенной защиты перед ездоком? Насколько такой транспорт уменьшает объемы выхлопных газов в воздухе? Пока что детальные тестирования самокатов для ответов на все эти вопросы проводили только сами компании, и их результаты сложно назвать непредвзятыми. Могут ли его использовать престарелые жители, люди с нарушениями координации?

Перед тем, как начинать верить в счастливое будущее, и скачивать новые приложения к себе на смартфон, хотелось бы понимать, насколько король одет.

S. Для покупок любых товаров в США у вас есть Pochtoy.com. P. Доставка с нами – от $11. Гаджеты и одежда по ценам на 30-50% ниже российских. А все читатели нашего блога после регистрации получают скидку 7% по коду HABR. 90 за полкило.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»