Хабрахабр

Переосмысление детской робототехники


За два года существования детских центров робототехники RoboCore, мы прошли долгий путь, полный взлётов и падений, о которых хотим Вам рассказать в статье.
Предлагаю двигаться по следующему плану:

  1. Формат детских кружков робототехники
  2. Реклама
  3. Расположение
  4. Преподаватели

Несомненно, существует ещё множество тем в направлении, которые хотелось бы раскрыть, однако я выделил 4, на мой взгляд, основные. В данных темах были самые большие падения и взлёты, когда мы, наконец, начинали копать в нужном направлении.

1. Формат детских кружков робототехники

С написания прошлых статей, моё мнение по поводу робототехники в России не изменилось. Несомненно, всё началось с Лего. Пришли дяди, сказали: “Вот конструктор, из него можно собирать машинки. Это и есть робототехника.” Для первичного освоения механики (раздел, который у Лего-робототехники прописан просто шикарно) Лего подходит как нельзя лучше. Однако они как не могли массово заинтересовать темой ребят средней и старшей возрастной группы, так и не могут. По понятным причинам. Когда тебе 12 лет, начинаешь понимать, что робототехника — это нечто большее, чем просто собирать конструктор. Абсолютно всех детей, прошедших через наши кружки, спрашивали, какой образ первый возникает в голове при слове робот? 90% отвечали — Терминатор, или его производные. Так что общего у терминатора и конструкторов Лего? Получилось классное название для Книги.)

Как их заинтересовать? Так что же такое робототехника для детей? Я не говорю, что мы нашли ответ, но, кажется, приблизились к нему. Думаю, что этим вопросом постоянно задаются владельцы Детских кружков Робототехники. В Москве орех пока до конца не раскусили. Стоит отметить, что ответ этот хорошо сочетается с региональным развитием робототехники.

Чего? Дело в том, что робототехника интересна детям только как частный случай. Ведь сидеть за столом и копаться в электронных компонентах, раз за разом собирая непонятно зачем бесполезных “роботов”, ездящих по линии, детям интересно только до определённого времени. — Техники в целом. И вот тогда начинается скука на уроках, отток детей. Как часто у Вас (владельцы детских центров робототехники, преподаватели робототехники) дети и родители спрашивают — “Так а роботов когда собирать будем?” Первичное понятие робототехники со временем расходится с внутренним осознанием ребёнка того, чем же должна быть робототехника. Теперь наши Центры робототехники выглядят так: Пол года назад мы ввели новый формат занятий.

Учебный класс чётко делится на три зоны:

  1. Зона работы с доской, сборки роботов, разработки чертежей.
  2. Зона программирования
  3. Рабочая зона, верстак.

Во-первых, мы отошли от стандартных компьютеров или ноутбуков за столами. Нововведения здесь два. Всю начинку компьютеров вынесли на стойку. Разработали свою стойку для программирования на 8 посадочных мест. Плюс достаточно удобно вести занятия преподавателю, а детям — заниматься. Антураж +100 очков. Никто никому не мешает.

Поставили сверлильный станок. Во-вторых, ввели верстак с множеством инструмента. На верстаке дети начали пилить разные вещи своими руками. В планах и дальше оснащать станками учебный класс. Это уже было не «ковыряние в мелкой электроники», а полноценное создание электронных устройств, с корпусом, с паянной электроникой и программой.

Недолго думая над вопросом, что же такое сделать, чтобы было много ручной работы, пайки и программирования, было решено делать сейфы с электронным кодовым замком. После переоснащения учебных классов мы решили для всех запустить проектную деятельность, чтобы дети прочувствовали новую атмосферу и зарядились нужной энергетикой.

У многих детей проявились фундаментальные проблемы в понимании работы технических устройств. На первых же занятиях по созданию сейфов в обновлённом классе мы поняли, что наконец копаем в правильном направлении. Тут мы начали дополнять знания детей в целом ряде школьных дисциплин. Пробелов было множество: от незнания, с какой стороны отвёртку нужно держать, до непонимания, сколько точек нужно для того, чтобы провести ровную линию в нужном месте при разметке стенки сейфа. 80% детей не умели правильно пользоваться линейкой. Например, в механике все измерения производятся в миллиметрах. Фраза: “Отмерь 155 миллиметров” была для них сродни заклинания из Хогвартса. Они просто напросто не могли отмерить нужный размер на брусе.

брус мы использовали сосновый, а без предварительно просверленных отверстий, он трескался при закручивании саморезов. Для скручивания брусков в каркас для сейфа, нужно было предварительно сделать разметку под отверстия, т.к. Дети 6-8 классов не всегда знали, что это такое, для чего нужно, и как ими пользоваться, не говоря уже о детях младшего возраста. Так для определения центра в прямоугольной разметке, нужно провести диагонали. Абсолютно на каждом этапе постройки сейфа с электронным кодовым замком, мы сталкивались с какой-либо проблемой в понимании детей. И так далее.

К слову, занятия мы проводим по 3 часа, 1 раз в неделю. Добавив к электронике и программированию, многоступенчатую постройку корпуса, активность детей оживилась до безумия. В начале мы боролись с возражениями родителей, что для ребёнка это много, ребёнок устанет и не сможет эффективно воспринимать материал. В небольших городах регионов так не делает практически никто. 70% детей просили сделать занятия по 3 часа, 2 раза в неделю, чтобы успевать больше. Но когда родители приходили забирать детей с занятий через три часа, а ребёнок, почуяв конец занятия, начинал бегать по всему классу в попытках успеть сделать как можно больше всего, и после не хотел уходить, возражения отпали сами собой. Было понятно, что детям не хватает времени и вовлечённости для раскрытия своего потенциала. Парадокс — за час занятий два раза в неделю, как мы занимались раньше, с детьми успевали сделать всё, но занятия были вялыми. Робототехника стала для детей образом жизни. Теперь же детям не хватает 3-х часов Занятия. Просили своих отцов помочь с разметкой. После очередного занятия дети считали дни до следующего занятия, брали проекты домой для доработки.

теперь проводили занятия не по 1 часу, 2 раза в неделю, а по 3 — 1 раз. Резюмируя, введением нового формата мы укрепились финансово, т.к. Один преподаватель за 2 дня в неделю вывел кружок на тот же уровень по выручке, что и раньше 2 преподавателя за 6 дней в неделю. За выходные через одного преподавателя проходит 6 полных групп по 10 человек в каждой. После каждого занятия они выходили, узнав что-то новое. Занятия детям стали нравиться гораздо больше. Многие дети брали проекты на доработку домой, просили помощи у родителей, что им очень нравилось. И это не «что такое датчик влажности, и как его подключать», а знания, которые они могли сходу применить дома, помогая родителям с ремонтом или создавая свои проекты. Все эти факторы в несколько раз усилили сарафанное радио. Дети стали более продуктивно проводить время дома, не валяя дурака, а занимаясь интересным делом, при этом укрепляя отношения с семьёй. В особо удачные недели у нас было по 2-3 записи каждый день только с сарафанки. Нас стали очень рекомендовать своим знакомым.

2. Реклама

Плавно перетекаем из прошлого пункта. В небольших городах в регионах одно из лучших направлений рекламы — это «сарафан». Усилив его новым форматом занятий, к нам повалили новые клиенты. За два года существования детских центров, мы пробовали качать множество источников рекламы. Соцсети, Инстаграм, контекст, оффлайн и пр. Сменили пачку маркетологов, проводили открытые уроки и другие мероприятия.

Заявки с него минимальные с очень большой ценой. Резюмируя: Из интернет-продвижения Вконтакте показал себя хуже всего. Регулярно ведя сообщество, новых людей вы туда практически не заманите. Дело в том, что привлекать новых клиентов там можно по сути только через рекламу. Другое дело Инстаграмм. Лента ВКонтакте работает не самым лучшим образом. Если к этому добавить таргет, то всё работает как надо. Элементарное качественное ведение профиля позволяет органически получать новых клиентов. По нему нужно проводить детальную аналитику. Контекст работает только в крупных городах. Оффлайн продвижение работает хуже всего. Самое простое — проверьте поисковую выдачу яндекса по запросам робототехники в вашем городе в вордстате. Стандартные листовки уже всем надоели. Цена заявки непомерно высока. В итоге, как вам кажется, обклеивая все остановки в городе, о Вас все узнают и начнут говорить, по факту за день объявление прочитает человек 10, и ни один не заинтересуется. Заказывать рекламу на билбордах, пилонах, остановках — аналогично. Итог: усиление сарафана, подпитываемое акциями, типа «приведи друга, получи скидку 10%» стимулирует новые продажи заметно сильнее всего остального.

Мы чётко знаем, где находятся наши клиенты (тут понимаем, что ходят дети, а платят родители, поэтому есть клиенты первой величины — это родители, т.к. В чём мы пока не разобрались, так это как можно получать клиентов напрямую из школ и детских садов. Однако с прямой рекламой нас туда не пускают. они в конечном итоге принимают решение, и клиенты второй величины — это дети) — в школах и садах. Но от этого мало толка. Можно пройти с мастер-классами и повесить рекламу на информационной доске максимум. Только самые стойкие доходят до звонка, но их меньшинство. Просто прочитав объявление, дети о нём быстро забывают.

3. Расположение

Тут, вероятно ничего особо нового я Вам не скажу. Основная закономерность, которую заметил при открытии кружков — при открытии рядом с парикмахерскими, магазинами, и другими местами скопления людей, Вас рекомендуют достаточно усердно. Так первых клиентов в нескольких кружках мы получили ещё до момента официального открытия. Если думаете, что открывшись рядом со школой или детским садом, к Вам будут каждый день заходить дети, то это не так. Такое расположение даёт дополнительное удобство при посещении кружка, но не при первом контакте. Первый контакт нужно усиливать чем-то ещё. Просто близкого расположения здесь недостаточно.

4. Преподаватели

Раньше, при найме преподавателей, думали, что главное — это наличие рвения к технике. Преподаватель должен разбираться в электронике и программировании, и этого достаточно — думали мы. Ведь сами вначале так преподавали детям, в нас было только знание техники, и этого хватало для успешного проведения занятий. Однако когда начали набирать преподавателей в различный кружки, с первых занятий поняли, что думали неправильно. Все преподаватели поголовно плохо вели занятия с самого начала. Они не понимали, что нужно делать, даже после детальных инструкций. Детям материал давали в непонятной форме, даже с нашими учебными программами. Когда дети начинали баловаться на занятии, преподаватели не знали, что с эти делать. Хотя инструкции на такие случаи мы предоставляли. Было много предположений, почему это так. Основное, конечно, у преподавателей должен быть опыт работы с детьми, ещё лучше — педагогическое образование. Недолго думая, начали тестировать гипотезу. Если мы брали на работу человека с пед. образованием, даже если он сразу не разбирался в электронике и программировании, готовясь своевременно к каждому занятию, преподавание было великолепным. От занятий дети были в восторге.

образованием. Вывод: преподавателем в детский центр стоит брать не электронщика, программиста, а обязательно человека с опытом работы с детьми, либо с пед.

Понятно, что уровень зарплаты должен соответствовать нагрузке. Ещё один момент, который хотелось бы осветить, система оплаты преподавателям. Второй — 500 рублей/час, с минимальной ставкой в регионе. Мы пробовали два варианта оплаты: первый — ставка 5000 рублей, которую преподаватель получит в любом случае, плюс 250 рублей/час занятий. Идеальный вариант — комбинировать варианты оплаты. Первый вариант более выгоден для бизнеса в случае, если детей на занятия ходит много, второй — если мало. На уровне договора прописать, что первые два месяца оплата такая, далее — другая.

В частности, как делать не нужно.) Пишите свои вопросы, на которые детально отвечу в следующих статьях. В плане открытия и ведения кружков детской робототехники могу рассказать ещё много чего.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть