Hi-Tech

Переехать из СССР в США, привлечь $115 тысяч на краудфандинге и запустить сервис для разведённых родителей

История Елены Краснопёровой, которая построила карьеру в консалтинговом агентстве BCG и eBay, а затем стала предпринимательницей.

В закладки

Аудио

Девушка закончила колледж, поступила в Стэнфордский университет и сделала карьеру в консалтинговой компании BCG. В 1990-м году Елена Краснопёрова поехала учиться в США и осталась в стране. Её клиентами были технологические компании — eBay, PayPal и другие.

Это оказалось сложнее, чем рассчитывала предпринимательница, — бюрократия в государственных учреждениях и длинный цикл продаж мешали развиваться маленькой компании. В 2015 году Краснопёрова решила создать собственный стартап — сервис для коммуникации между школами и родителями.

Тогда она решила создать приложения, которые помогут общаться родителям между собой: не путаться в расписании, не забывать, кто именно забирает ребёнка из школы или ведёт к врачу.

Краснопёрова рассказала о своих первых предпринимательских ошибках, особенностях инвестирования в американские стартапы и о том, как попала в программу для женщин от Apple.

Из СССР в США

Родители отдали меня в английскую школу, поэтому я рано начала изучать иностранный язык. До 17 лет я родилась и жила в Перми. После школы я переехала в Москву и поступила на филологический факультет, хотела быть профессором: преподавать филологию и лингвистику.

Я попала в колледж Уэллсли, который находится на восточном побережье недалеко от Бостона. В 1990 году на третьем курсе у меня появилась возможность приехать по обменной программе в США. Кстати, этот колледж заканчивала Хиллари Клинтон.

Кроме того, мне выделили и финансовую помощь — это важно, потому что родители не могли оплачивать столь дорогое обучение. После года учёбы по обмену захотелось остаться в США: подала заявление, и меня приняли.

Во время учёбы поняла, что меня больше интересует бизнес, чем преподавание. После колледжа я поступила в Стэнфордский университет.

Я подала заявление, прошла несколько этапов отбора, и мне предложили работу. В 1998 году консалтинговая компания BCG искала консультантов не с типичным экономическим образованием, а с другим: гуманитарным, юридическим или медицинским.

Основными клиентами были технологические компании. Я работала в офисе в Сан-Франциско. Так прошло почти пять лет. Было интересно, но напряжённо: работала занимала около ста часов в неделю, приходилось путешествовать по разным городам и странам. Утомительный график стал сказываться на здоровье и семейных отношениях, тогда я решила перейти в eBay.

С 2003 года я работала только в технологических компаниях: eBay, PayPal, стартапах Zong и Upwork.

С 2015 года я ушла с работы по найму и решила стать частным предпринимателем.

Казалось бы, такая важная работа — воспитывать детей. Я давно видела, что мало кто делал приложения для мам и пап. Почему нам никто в этом не помoгает?

На помощь приходят и приложения: календари, заметки, напоминания. На работе у меня был ассистент, который помогал мне составлять расписание и назначать встречи. Но дома ассистентов нет.

Первый стартап

Из школ постоянно приходят электронные письма, объявления о мероприятиях, предложения волонтёрства и так далее. Моей первой идеей стало приложение для общения родителей со школами. В день иногда приходит по пять-шесть писем.

Мне показалось это неправильным и непродуктивным. Только представьте: в школе 500 детей и около 1000 родителей, которые работают в Кремниевой долине, но ежедневно должны находить время, чтобы вчитаться в письма, отобрать из них важную информацию и записать в календарь.

Изначально вложила в разработку собственные деньги — не могу назвать точную сумму, но для меня она была внушительной. Я назвала приложение SimplyCircle. Сначала у нас была только веб-версия SimplyCircle, а затем мы сделали приложение для App Store и Google Play.

Школы покупали мою систему и платили за ежегодную или ежемесячную подписки.

Найти подходящих людей не составило труда: большинство сотрудников были моими бывшими коллегами из PayPal или eBay. Я наняла команду: маркетолога, менеджера по продукту, специалиста технической поддержки и нескольких разработчиков.

Дело в том, что сначала нужно провести предварительное тестирование — понять, насколько рынок заинтересован в вашем продукте и готов за него платить. И хотя это были профессионалы своего дела, работать с ними в самом начале пути было ошибкой. Делать бизнес с нуля сложно, но в первые дни лучше самостоятельно заниматься маркетингом и поддержкой продукта.

Ещё в SimplyCircle вложились несколько моих друзей: каждый инвестировал небольшую по американским меркам сумму — от $5000 до $50 тысяч. Большую часть средств для работы я взяла из своих сбережений.

Всё дело в бюрократии: нельзя просто так прийти в школу и предложить свою технологию. После двух лет работы над SimplyCircle я поняла, что в США продавать технологии для школ очень сложно. Подобные вопросы решаются на уровне района, в котором может быть больше 20 школ.

А мы были маленькой компанией — в таких условиях сложно выживать. Переговоры длились долго, цикл продаж длинный.

Конкурировать стало тяжело. Кроме того, через два года работы у нас появились конкуренты: в нишу зашли несколько стартапов, которые привлекли десятки миллионов долларов инвестиций.

Приложение для родителей

Назвала это приложение Calroo. Я решила переключиться на b2c-нишу и начала работать над концепцией органайзера для родителей. Очень не хочется во время рабочего дня думать, не забыл ли муж про то, что сегодня его очередь забирать детей из школы. Оно позволяет родителям синхронизировать своё расписание, календари и другие дела, чтобы равномерно и удобно распределить домашние обязанности.

Весь смысл в том, чтобы облегчить жизнь занятых родителей, объединить все мессенджеры и календари в одно приложение и позволить легко обмениваться информацией.

На постоянную работу наняла только программистов. Во время работы над новым приложением я учла допущенные в прошлый раз ошибки: стала приглашать специалистов на проектную работу, когда возникала необходимость.

Ещё около $50 тысяч получила от двух бизнес-ангелов. Также я организовала краудфандинговую кампанию на Wefunder и собрала $115 тысяч.

Интерфейс Calroo

Как устроено инвестирование в США

Сейчас в США есть два финансовых документа — convertible note и SAFE.

Convertible note — это инвестиция, при которой бизнес-ангел вкладывает, например, $25 тысяч и получает расписку, что его деньги конвертируются в акции компании при определённых условиях.

Однако если компания провалится, то деньги от бизнес-ангела нужно вернуть. Допустим, если крупный инвестиционный фонд вложит в стартап минимум $2 млн. Это сложно — при банкротстве стартапу не из чего вернуть инвестиции.

Он похож на convertible note, но отличается тем, что в случае неудачи стартап не обязан возвращать деньги. Но акселератор Y Combinator создал новый финансовый документ SAFE — Simple Agreement for Future Equity. Это просто соглашение о том, что вы вкладываете деньги и верите в компанию.

WeParent

Если вы используете «Google Календарь», то все события из него будут отражаться и в Calroo. Calroo интегрировалось с разными календарями. Смысл в том, чтобы поделиться всей информацией с партнёром.

Но у разведённых пар другая ситуация — они не хотят делиться друг с другом всем своим расписанием.

Например, суд определил, что в школьное время дети находятся с отцом с семи часов вечера пятницы до шести вечера воскресенья, а в остальное время — с мамой. Кроме того, у разведённых пар с детьми в США очень строгое расписание. Это условие нужно строго соблюдать, иначе можно лишиться опеки над детьми.

В Calroo не было столь широкой функциональности. Эти нюансы я узнала, разговаривая с потенциальными пользователями. Тогда я решила создать приложение для разведённых родителей — WeParent.

Интерфейс WeParent

WeParent отличается от Calroo по функциям — вы можете дать партнёру ограниченный доступ в календарь, также в приложении есть общая библиотека, где можно оставлять записки, собирать счета, фотографии, необходимые контакты.

Они не особенно хотят друг с другом общаться, но обязаны из-за общих детей. Между разведёнными родителями бывает много конфликтов. Наша задача — свести конфликты к минимуму, чтобы не страдали дети.

Также в приложении общение формализовано — эту информацию можно будет использовать в суде, если понадобится.

За шесть месяцев у нас сменилось уже более 100 версий приложения — постоянно что-то улучшаем или добавляем функции. Мы запустили WeParent в марте 2018 года — на разработку ушло меньше полугода. Пока оно доступно только в App Store, но скоро появится и в Google Play.

Со временем (может быть, в следующем году) мы сделаем приложение более гибким и подходящим для разных семей. Сейчас я хочу сосредоточиться на аудитории разведённых родителей и сделать подходящее приложение.

При регистрации человек сможет указать, какой тип семьи ему подходит: полная семья, разведённая, только один родитель или родители, которые состоят уже во втором браке.

У варианта «полная семья» будет много функций от Calroo, а у варианта «разведённые родители» — WeParent останется примерно таким, какой он есть сейчас. Исходя из этой информации, приложение будет предоставлять нужный пользователю интерфейс.

Сейчас подписка стоит $10 в год, причём первые две недели им можно пользоваться бесплатно. Пока приложением пользуются тысячи людей — точный показатель сказать не могу.

Я знаю, что легче было бы делать бесплатное приложение и монетизировать его через рекламу, но не хочу так. Люди по-другому относятся к продуктам, за которые они платят пусть даже небольшие деньги.

Пусть в приложении будет меньше пользователей, но зато они будут настоящими.

Приятно осознавать, что рынок ценит то, что я создала.

Со временем мы будем повышать цену, но не слишком высоко.

Когда мы доделаем все функции, добьёмся стабильности по iOS-приложению и подключим Android-версию, можно будет подумать и о продвижении. Пока у компании нет маркетинговой стратегии: люди находят нас по ключевым словам в App Store.

Это писатели или журналисты, которые пишут статьи про разведённых родителей. Мы будем искать партнёров, которые ведут сайты и блоги. Мы хотим подключиться к этим группам, чтобы распространять нашу рекламу. Есть группы родителей, которые читают публикации и собираются где-то.

Например, PayPal может приобрести подписку на приложение, а потом предоставить сотрудникам его бесплатно, как employer benefits. Я мечтаю о том, что расширить метод продажи на b2b-рынок. Это приложение поможет им снизить стресс и думать о работе, а не о том, кто сегодня забирает детей из школы.

Больше всего мы сфокусированы на США. Пока приложение только на английском языке и доступно в пяти странах: США, Великобритании, Австралии, Канаде, Новой Зеландии.

В Америке я знаю своих конкурентов лучше, чем конкуренты знают себя. Я изучаю ситуацию и в других странах: ведь разведённые родители есть повсюду.

Я буду разговаривать с российскими потенциальными пользователями, узнавать, чем они пользуются, изучать местную конкуренцию. Пока не знаю, какие подобные приложения есть в России, поэтому не говорю, что мы точно будем здесь работать. Если моя гипотеза подтвердится, мы будем работать и в России.

Главное, чтобы у людей была потребность. Для каждой страны можно создать свою ценовую политику — когда WhatsApp начинал работать, приложение стоило всего $1.

Про конкурентов

Все хорошие идеи давным-давно пришли людям в голову. Если у вас появилась идея, но подобных продуктов ещё никто не сделал — скорее всего, у рынка нет в этом необходимости.

Если вы хотите сделать новую поисковую систему и посоревноваться с Google, то не советую так поступать. Конкуренция бывает разного вида. У Google миллиарды долларов и миллионы пользователей.

В моей нише с разведёнными родителями есть приложения других компаний, но у всех у них десятки или сотни тысяч (в лучшем случае) пользователей.

Понятно, что далеко не все они пользуются приложениями, которые разработали мои конкуренты. Я знаю, что разведённых родителей в Америке около 20 млн человек.

Моя ниша не занята крупными игроками, а значит, можно пробовать штурмовать рынок.

Они находятся в разных местах и по-другому подходят к приложению. Ни одна из компаний-конкурентов не расположена в Сан-Франциско, это тоже плюс для меня. Естественно, я изучала конкурентов: их бизнес, продукт, сколько инвестиций они привлекали и так далее.

Когда конкурентная фирма выиграла игру, то невозможно с ними конкурировать. Когда у вас совсем нет конкуренции, то это означает, что нет и рынка. Значит, спрос и рынок есть. Если у вас появилась новая идея или подход к проблеме, то конкуренты — это хорошо.

Entrepreneur Camp от Apple

В конце 2018 года Apple объявила о программе для женщин-предпринимателей Entrepreneur Camp.

Условия участия были такими: женщина должна быть предпринимательницей и иметь в команде одного мобильного разработчика-женщину. Когда я узнала о программе, то подумала, что это не для меня. А в моей команде все программисты были мужчинами.

Найти номинальную женщину-программистку и вместе податься на программу тоже не выходило: нужно было обязательно лично приехать в Apple Camp. Если бы я сама была программистом, то могла бы подать заявку.

Apple Entrepreneur Camp

Так нашлась команда, и мы вместе подали заявление. Через несколько дней мне написала женщина, которая тоже искала партнёра в команду, чтобы учиться в лагере. Сначала она работала с нами на фрилансе, а теперь перешла на неполный рабочий день. Мы начали работать вместе за несколько месяцев до Apple Camp, а потом поехали в лагерь.

Всего Apple выбрала 11 компаний из нескольких тысяч. Мы попали в первый набор. Мы были единственные из Калифорнии, а остальные из других штатов или стран. Было очень приятно оказаться в числе счастливчиков: услышать «да», когда так часто слышишь «нет».

Занятия проходили с 9 часов утра и до 17 часов. Программа была серьёзная и длилась две недели.

Для меня это тоже полезно — я ведь работаю с программистами, формулирую им задачи. Менторы на курсе учили программистов в командах работать над продуктом, дизайном, разработкой.

Это слишком мало. Если посмотреть на статистику инвестиционных фондов, то можно узнать, что только 2,2% денег идут в стартапы, созданные женской командой. В июне этого года мы посетили WWDC, нас пригласили бесплатно. Apple делает всё, чтобы помочь — советами, поддержкой и менторством.

Пять советов для предпринимателей

У меня было столько страхов, начиная с самого приезда в США. Первый урок — нужно быть уверенной в себе и принимать риски. Ведь я ни разу не была за границей и даже не знала, как выглядит доллар.

Мужчина изучает список критериев на должность и откликается, даже если имеет всего 50% навыков от нужных. Я психолог по образованию и могу подтвердить, что мужчины и женщины по-разному ищут и подают резюме на вакансии. Женщина стесняется подать заявку, если её компетенции расходятся с требованиями компании всего на 5%.

Если вам хочется получить работу и у вас есть какие-то навыки, пробуйте.

Если вы не поднимите руку, то вас точно никто не пригласит.

Да, случится много неудач и рисков, но когда вы пытаетесь, открываются новые дороги и возможности. Будьте уверены в себе. Под лежачий камень вода не течёт — это точно.

Как предпринимательница я шучу, что CEO — это не chief executive officer, а chief everything officer. Второй урок — нужно всю жизнь продолжать учится, не только в школе или в университете. Чаще всего понятия не имею, что нужно делать. Я делаю всё, что нужно для моей компании. Но я не могу для каждого задания нанимать специалиста с окладом $200 тысяч в год.

Предприниматель — это уникальный вид человека. Есть два вида людей в профессиональной жизни — предприниматели и все остальные. Но он оптимист и видит возможности там, где другие люди видят проблемы и риски. Это мазохист, который может переносить страдания.

Но с другой стороны, он гибкий и может учиться тому, что необходимо. Это упрямый человек, который настолько уверен, что со временем найдёт выход из любого положения, и идея сработает.

Это важно. Третий урок — найти баланс между профессиональной, семейной и личной жизнью. Мне нравится, что как предпринимательница я сама решаю, где работать и сколько.

У всех всегда загруженное расписание, но главное — ежедневно уделяйте время действительно важным для вас вещам.

Хотите писать книгу — пишите каждый день, даже если немного.

Хотя я предпринимательница, мать двоих детей, жена и дочь пожилых родителей. Так у меня получилось стать инструктором по зумбе.

Когда я была моложе, стеснялась этого. Четвёртый совет — не бояться просить о помощи. На самом деле, это не так. Психологическая установка была такая: если тебе чем-то помогли, то будешь обязан. Некоторые люди обожают помогать другим, так они чувствуют себя нужными. Обоюдная помощь — нормальное явление.

Большинству я советую не заниматься бизнесом, потому что это сложно, энергозатратно и дорого. Пятый совет — не сдавайтесь, особенно если вы решили стать предпринимателем. Я знаю, что в любой момент могу пойти в Google или Facebook, но не хочу. Если бы я могла, то пошла бы на корпоративную работу.

Уже пять лет, работая на себя, я принимаю самостоятельные решения и больше не хочу быть наёмным сотрудником.

Оказалось, что я всю жизнь к этому готовилась. Свою компанию я основала в 43 года, а сейчас мне 48 лет. В профессиональном плане я делаю то, для чего родилась, — помогаю людям.

#weparent

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть