Hi-Tech

Передать должность технического директора «Медузы» и не нарушить рабочий процесс

Боря разбирается в некоторых технических аспектах «Медузы» лучше меня и хорошо знаком с командой. Важное замечание: я передавал дела Боре Горячеву — своему заместителю. В случае нового человека акценты были бы расставлены по-другому.

Участники: я, мой заместитель (новый техдир), отдел разработки, руководство, редакция. Передачу дел я рассматривал как ещё один проект, пусть и немного необычный. Цель: перенести все «секретные знания» из моей головы в головы коллег или во внешние системы хранения; не нарушить никаких критичных рабочих процессов, особенно затрагивающих внешние обязательства.

Мой план

  1. Перечислить, какие зоны ответственности у меня были и что входит в каждую из них.
  2. Совместно с Борей решить, кому и как мы передаем каждый пункт из списка.
  3. Передача (profit).

Зоны ответственности

  1. Техническая команда — отношения с каждым разработчиком, их мотивации, проблемы, ожидания и обещания. То, что обычно происходит между руководителем и подчиненным и часто не откладывается в долгий ящик.
  2. Информационная безопасность: стратегия, архитектура, бэкапы, подрядчики, потенциальные атаки и слабые места, требующие внимания.
  3. Архитектура: этот пункт у нас занял меньше всего времени — Боря и так придумал большую её часть.
  4. Текущие задачи: проекты, не стоящие в общей повестке дня, идеи проектов, переговоры или внешние дедлайны, которые не стоит пропускать.
  5. Цифровой актив и бюджет: чем владеет компания. Доменные имена, серверы-хостинги, сервисы и данные в этих сервисах.
  6. Контрагенты: этим корявым словом я обозначаю наших любимых партнёров и их точки соприкосновения с «Медузой». Это люди, к которым мы обращаемся, если вдруг что-то идёт не так в этом переплетённом мире.

Так называют число членов команды, которых одновременно может сбить автобус без катастрофических последствий для бизнеса. Одна из важных задач технического директора — повышение bus factor. Если уход технического директора разрушает все процессы надолго — что-то в работе технического отдела было устроено не так. Чем число выше — тем в большей безопасности компания.

Довольно теории, давайте смотреть скриншоты, как это было.

1. Техническая команда

Нас всего десять человек, и с каждым из разработчиков у меня были личные отношения. Во первых, я рассказал о своём уходе технической команде максимально рано. Я попытался передать максимум допустимой информации Боре, чтобы ему было проще строить свои отношения. Уйти по-английски я не считаю взрослым поведением.

Чуть больше эмоций и мыслей про внутреннюю кухню. Внутреннее письмо технической команде не отличалось принципиально от публичного объявления.

Административное: зарплата и логи её обсуждений хранятся в папочке на компьютере техдира, отпуска отмечены в Teamweek серым цветом (вот это не особо удобно).

2. Информационная безопасность

Я не знаю, как у других технических директоров, у меня в голове всегда есть «катастрофический сценарий».

Ответ — почти ничего. Катастрофический сценарий — то, что с моей компанией может сделать достаточно мотивированный хакер, обладающий моими знаниями о системе и не ограниченный во времени. Информационная безопасность — вопрос не только компетентности, но ещё двух важных факторов: какой уровень неудобства ради безопасности ты готов терпеть и то, сколько денег ты готов на неё потратить.

Редко кто так делает. Нужна идеальная безопасность — ложись в цинковый гроб и езжай в Fort Nox. Тем не менее, в наших силах сделать атаку достаточно дорогой, чтобы не нашлось желающих тратить серьёзные средства.

В этом пункте я попытался передать свои знания Борису. Я знаю слабые звенья в защите и постоянно думаю, как бы их улучшить.

3. Архитектура

Некоторое время назад мы с Борей составили вот такую схему.

В правом нижнем углу — список платформ, на которых можно читать, смотреть и слушать «Медузу».

Наверху — список основных платформ и того, от каких систем «Медузы» они зависят.

Мы начали её составлять полгода назад, набросали основной костяк и потом забросили. С этой схемой есть проблема: она неполная. Тем не менее, уже были ситуации, когда такой вот записанный формат помогал не забыть какую-то важную деталь. В реальной жизни мы почти всегда держим эту схему в голове и при необходимости выписываем её части по памяти на доске.

Сейчас есть только вот этот материал трёхлетней давности. Вообще, внутри этого пункта хотелось бы дать ссылку на свежую статью, описывающую всю внутренную архитектуру.

Техническая сторона Медузы – Meduza : dev

Ее написал технический директор «Медузы» Самат... Это первая статья из цикла «Техническая сторона «Медузы».

dev.meduza.io

Надеюсь, скоро мы прочитаем свежий текст про техническую архитектуру проекта за авторством Бориса. Статья, конечно, устарела, и это одна из вещей, которую я не успел доделать до ухода.

4. Текущие задачи

Тут были и срочные штуки и долгосрочные обязательства, так что я просто расшарил её на Борю. Я вёл свои текущие задачи в Trello, в скрытой доске «Техдир».

Конечно же, пришлось привести доску в порядок и пометить всё меточками, рассортировать по столбцам.

Я рассказал, что имел в виду в каждой из них, Боря задавал вопросы. После этой подготовки мы с Борей сели и прошлись по каждой карточке. Это всё заняло около пяти часов (два дня с перерывами).

5. Digital assets

Таблица «Сервисы» содержит все сервисы, к которым у нас есть логин и пароль. Тут меня сильно выручил любимый Airtable. Начиная от банального суперадминского доступа к gSuite (почта и календари) и заканчивая богом забытыми Telegram-ботами.

На скриншоте не видно, но там 91 строка

Есть столбец «Категория» для того, чтобы можно было составить в голове ментальную модель. В столбце Critical, отмечены критичные для работы «Медузы» сервисы. Примеры категорий: хостинг, backoffice, социальные сети, подкасты, статистика-аналитика, магазины приложений и почтовые рассылки.

Исходные коды у нас все в Github и Bitbucket, так что их передача равнозначна суперадминскому доступу к нашим организациям в соответсвующих сервисах.

Технический бюджет верстается в документе Google Spreadsheet. Бюджет. Внутри документа есть восемь вкладок, разберём их отдельно.

Почтовые рассылки — самый ад. Отдельно считаем «Вечернюю "Медузу"» по количеству подписчиков, отдельно — продуктовую рассылку (оплата за факт отправки письма), у Mailchimp хитрая система расчёта стоимости, получается большая таблица

Хостинг — самая большая строка расходов, отдельно считаются серверы для бэкендов и edge для CDN

Лицензии. Мы все любим лицензии на Sketch и Adobe CC

Всё это сводится к семи сухим строчкам и сумме денег

6. Контрагенты

Получается аккуратная табличка из людей, контактных сведений и того, чем они могут быть полезны. В таблице «Сервисы» есть столбец «Контактное лицо», связанный с отдельной таблицей контрагентов. Там ставится галочка, если я сделал intro Бориса. В этой таблице добавился столбец «передал». Много типовых писем и несколько сообщений во «ВКонтакте».

Как всегда, почти любая большая задача — это чеклисты (много чеклистов) в процессе и магия только в конечном результате.

#инструменты

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть