Хабрахабр

Отмена телескопа WFIRST и россияне на орбите Луны

Ситуация, когда ресурсов хватает на все желаемые проекты, обычно встречается только в компьютерных играх, причем на низком уровне сложности. В реальной жизни, как правило, приходится выбирать, и движение в одном направлении означает стагнацию в других. Очень ярко этот тезис проиллюстрировали две новости прошлой недели, хорошая и плохая. С одной стороны, страны-участницы проекта окололунной станции Gateway подтвердили свою заинтересованность в дальнейшей работе, с другой — в проекте бюджета NASA на 2020 год не нашлось места инфракрасному телескопу WFIRST, что может означать окончание эпохи «флагманских» телескопов агентства.


Телескоп WFIRST, изображение NASA

Когда уходят флагманы

Инфракрасный телескоп WFIRST, который должен иметь поле зрения в 100 раз больше, чем «Хаббл» и предложен для обнаружения экзопланет и изучения темной материи, уже не первый раз находится на грани отмены. Год назад в проекте бюджета NASA на него не предусмотрели денег, но Сенат все-таки выделил средства для продолжения работ. Сейчас же WFIRST находится в худшей ситуации — в Конгрессе США растет недовольство задержками и превышениями сроков телескопа «Джеймс Уэбб», и во второй раз проект могут уже и не спасти.


Проект бюджета NASA по годам, источник

Сокращения не могли не повлиять на уже идущие программы, например, предложено отказаться от разработки версии 1B для ракеты SLS с более грузоподъемной верхней ступенью Exploration Upper Stage. В целом проект бюджета NASA на 2020 год 21 миллиард долларов, на 500 миллионов меньше, чем год назад. Бюджет астрофизического отдела предлагается сократить на 347 миллионов, с 1191 миллионов до 844, а изучение Земли — на 152 миллиона. Но самый сильный удар нанесен астрофизике и изучению Земли. В целом научную часть бюджета собираются сократить с 6,9 до 6,3 миллиардов.

Джон Морзе, руководитель астрофизического отдела NASA, сообщил в интервью Space.com:

В предложенный бюджет нельзя уместить еще одну обсерваторию, которая будет стоить несколько миллиардов. У нас будет «Джеймс Уэбб», отличная обсерватория, но ничего больше. Поэтому они и отменили WFIRST — на проект общей стоимостью 3 миллиарда долларов и сроками 7-8 лет просто нет средств.

Остановка работ над телескопом, который должен был бы стать следующим после «Джеймса Уэбба» может означать, что в течение многих лет у агентства не будет следующего большого телескопа. Напомню, что проекты агентства группируются по объемам выделяемых средств, и к самым дорогим, «флагманским» (Flagship) миссиям относятся телескопы «Хаббл», «Чандра» и «Джеймс Уэбб». Сопредседатель научной команды WFIRST Дэвид Спергель сообщил space.com дословно:

Если этот бюджет примут, то новых «флагманских» миссий не будет.

Также стоит отметить, что Gateway и SLS не «съели» WFIRST напрямую, на них выделяется на порядок больше средств. Но, например, предложенные 363 миллиона долларов на разработку лунных посадочных аппаратов практически точно совпадают с ежегодными расходами на WFIRST, которые Морзе оценивает в 400 миллионов.

Предлагается отменить спутник изучения океана PACE и климатологическое оборудование CLARREO Pathfinder для МКС. Также, увы, в условиях сокращения бюджета WFIRST является не единственной потенциальной жертвой. Впрочем, остановка финансирования STEM уже предлагалась в бюджетах 18 и 19 года, но столкнулась с резкой критикой как республиканцев, так и демократов, так что у программы все-таки есть шансы получить средства и в этом году. И что совсем печально, в проекте бюджета нет денег на образовательную программу STEM, в которой у студентов была возможность работать в проектах агентства.

Те же и Gateway


Свежая схема окололунной станции Gateway, изображение NASA

После неопределенности второй половины 2018 года отрадно видеть, что «Роскосмос» сохраняет участие в проекте. В начале марта прошла встреча многосторонней координационной группы, состоящей из представителей NASA, Европейского (ESA), Канадского (CSA) и Японского (JAXA) космических агентств и Роскосмоса, на которой стороны подтвердили свои намерения продолжить работу. Состав участников совпадает с агентствами, создавшими МКС, разве что доли участия изменились. Также стоит отметить, что Канадское космическое агентство стало первым официальным партнером NASA, 28 февраля этого года, остальные агентства пока что входят только в координационную группу.

ESA создают один модуль и участвуют вместе с JAXA в еще одном. Из опубликованной схемы видно, что в наибольшей степени Gateway является американским проектом — три модуля создаются в NASA, и сменные логистические отмечены как совместные NASA и JAXA. Корабль Orion состоит из командного отсека NASA и сервисного, создаваемого в ESA. Один модуль будет делать Россия, а Канада предоставит манипулятор. Логично предположить, что космонавты и астронавты будут представлены на станции пропорционально доле участия в проекте, аналогично МКС. Так что соотношение долей получается похожим на 4(NASA):2(ESA):1(JAXA):1(CSA):1(Роскосмос). Это заметно отличается от привычного нам распределения ролей на МКС, где наиболее сильно присутствие американцев и россиян, европейцы летают регулярно, но не в каждом полете, японцы летают реже раза в год, а канадцы появляются раз в несколько лет. И, если «Орион» будет летать с экипажем 4 человека, то 2 кресла займут американцы, одно, скорее всего, достанется европейскому астронавту, а последнее по какой-либо схеме будут получать астронавты Канады, Японии и российские космонавты. Также, поскольку станция предполагается посещаемой, экипажи будут зависеть от непосредственно выполняемых работ, например, сборку первых трех модулей будут выполнять американцы и европейцы, а первый канадец, японец или россиянин прилетят с первым модулем или важным оборудованием соответствующей страны.

В 2022 году на коммерческой ракете-носителе к Луне должен отправиться модуль Power and Propulsion Element (PPE) с солнечными панелями и электрореактивным двигателем. По текущим планам Gateway будет представлять собой посещаемую станцию на высокоэллиптической гало-орбите вокруг Луны. S. В 2024 одновременно полетят European System Providing Refuelling, Infrastructure and Telecommunications (ESPRIT), модуль с дополнительными запасами топлива, коммуникационным оборудованием и шлюзом для научного оборудования и небольшой U. Станцию из трех модулей соберет экипаж первой экспедиции посещения, прилетевший на корабле Orion. Utilization Module с пространством для экипажа. Gateway планируется использовать как для миссий к Луне, так и для отправки марсианского корабля в 2030-х. Затем к комплексу добавят два обитаемых модуля, сменный логистический, канадский манипулятор (должен прилететь на первом логистическом) и российский многофункциональный модуль, судя по изображению, являющийся главным образом стыковочным отсеком.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»