Hi-Tech

Открыть винодельню в России: сколько стоит участок и оборудование и на чём можно сэкономить

Объём инвестиций, ошибки на старте, опыт виноделов.

В закладки

Кратко

  • Виноделие — капиталоёмкий бизнес, и вложения окупаются долго.
  • Всегда есть риск потерять урожай из-за плохой погоды, вредителей или болезней.
  • Трудно конкурировать с производителями дешёвого вина, учитывая запреты на рекламу и неразвитую культуру потребления.
  • Законодательство ориентировано на крупные промышленные предприятия.
  • Трудно найти квалифицированных сотрудников — агрономов, виноделов, технологов. Сельское хозяйство непрестижная категория на рынке труда, база знаний в вузах устарела.
  • Спрос на вино растёт.
  • В стране много земли, пригодной для выращивания винограда.
  • Государство выделяет субсидии и снижает ставки по кредитам для фермеров.

Россия будет пить вина больше во много раз». В интервью изданию «Коммерсантъ» глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает, что винодельческий рынок сейчас самый перспективный из алкогольных: «Там длинные деньги, но если у инвестора есть возможность подождать, они точно отобьются.

Сейчас формируется система, аналогичная французским аппелласьонам. Российское виноделие переживает период становления. В России появляются новые хозяйства, а крупные предприятия расширяют уже имеющиеся территории виноградников. Появились вина с ЗГУ (защищённое географическое указание — 85% винограда для их изготовления выращено в обозначенных географических границах) и ЗНМП (защищённое наименование места происхождения, 100% винограда выращено в обозначенном месте).

Леонид Фадеев

винный академик

По данным L-Wine, в 2018 году около 40% клиентов интересуются камерными и небрендовыми производителями, поэтому сейчас для них лучшее время заявить о себе. В последние пару лет развивается тренд на потребление вина от небольших виноделен (с оборотом до 50 тысяч бутылок вина в год).

Андрей Ушаков

директор департамента маркетингового управления винного бутика L-Wine

Сколько стоит винодельня

Виноделу нужно найти подходящую землю и обработать её, купить и посадить саженцы. Путь от идеи до первой бутылки вина занимает около пяти лет. Также надо внедрить систему ЕГАИС и получить лицензию на розничную продажу. Параллельно начинается строительство винодельни, закупка техники и оборудования.

Земля

Поэтому часто покупатели нанимают почвоведов и ампелографов (специалистов по винограду), чтобы те проанализировали характеристики участка. Основатель винодельни Uppa Winery Павел Швец убеждён, что потенциал почвы и микроклимата участка — 80% успеха. Такая экспертиза стоит от 10 до 20 тысяч рублей.

По оценке Леонида Фадеева, винного академика, исполнительного директора АО «Скалистый берег» (виноградники в Краснодарском крае), цена гектара земли сельхозназначения в южных регионах России варьируется от 250 до 540 тысяч рублей, а может достигать и 5 млн рублей. Как сообщает ТАСС, лидерами по производству винограда в России считаются Краснодарский край, республики Крым и Дагестан. Всё зависит от расположения участка, типа почвы, транспортной доступности, коммуникаций.

Подготовка почвы

Затем участок размечают и определяют место для посадки кустов — это называется геодезическая разметка. Перед тем как сажать виноград, проводят подъём плантажа — землю взрыхляют и удобряют. Всё вместе — около 39 тысяч рублей за гектар. Она помогает оптимизировать дальнейший уход за кустами и сбор урожая.

Саженцы

Стоимость одного саженца из российского питомника — около 50 рублей. От их качества зависит, приживётся ли куст, будет ли он устойчивым к болезням, урожайным. По мнению винного академика Леонида Фадеева, российские саженцы по качеству хуже заграничных. Однако большинство виноделов покупают саженцы в Европе, там они стоят около €2 за штуку. Для этого нанимают рабочих, им платят около 10 рублей за куст. Чаще всего на одном гектаре высаживают от трёх до пяти тысяч саженцев.

Команда

Первый отвечает за качество винограда и урожайность, второй за производство вина. Ключевые фигуры на производстве — виноградарь (агроном) и винодел. Универсального состава сотрудников нет. Далее, в зависимости от масштабов, в команду набирают технологов винного производства, рабочих на виноградники и в цех, бухгалтера, юриста, маркетолога.

Если нанять винодела, агронома, двух технологов и двух рабочих — получится минимум 2,16 млн рублей в год. Уровень зарплаты определяет регион и профессиональный вес, но в среднем агроном и винодел получают более 50 тысяч рублей, рядовой сотрудник от 20 тысяч рублей (по данным superjob.ru).

Помещение винодельни

Это разные деньги. Для производства 50 тысяч бутылок нужно помещение около тысячи квадратных метров, говорит Павел Швец в интервью Restoclub: «И тут на выбор: можно накупить панелей и построить уродливое здание или пригласить крутого архитектора. Если взять среднюю сумму — $400 за м², — то производственные помещения обойдутся в $400 тысяч».

Новое оборудование для винодельни может стоить несколько сотен тысяч евро, бывшее в эксплуатации — около €100 тысяч.

Вино выдерживают под звуки классической музыки. Гравитационная винодельня Alma Valley (Крым). Суммарные инвестиции в проект составили от €30 до 40 млн

Фото: РБК

Сельскохозяйственная техника

За комплект техники для участка до пятидесяти гектаров придётся отдать от 10 до 30 млн рублей, считает Ашот Саркисян, глава КФХ Саркисян.

Как правило, виноделы покупают технику за рубежом — в России мало продавцов и цены выше. Если всё новое — ещё больше, один трактор может стоить 12 млн рублей. Основатели дома Burnier привезли её из Швейцарии, глава винодельни «Кантина» — из Германии.

Правовой статус и лицензия

Владельцу небольшой винодельни нужно в первую очередь получить статус ИП (индивидуального предпринимателя) или зарегистрировать КФХ (крестьянское фермерское хозяйство) в налоговой инспекции.

В КФХ ответственность распределяется между членами сообщества согласно документу, который составляют при регистрации. И если ИП — это конкретное лицо, то КФХ — сообщество, которое назначает главу, и уже этот человек автоматически получает статус ИП. КФХ не платит налог на доходы физических лиц (13%) первые пять лет и получает льготы при аренде земли у государства. ИП отвечает за свою деятельность единолично.

Нужно оплатить пошлину 65 тысяч рублей и предоставить копии свидетельств из налоговой, документы, подтверждающие, что у вас есть виноградник, производственное и складское помещение, копию договора с лабораторией, которая будет контролировать качество продукции. Лицензию выдаёт Росалкогольрегулирование (РАР).

По данным российского Inc., без неё работают около 150 «гаражных» виноделов, но это нapyшeниe фeдepaльнoгo зaкoна, за кoтopoe могут наказать: оштрафовать, конфисковать имущество, материалы, оборудование, привлечь к уголовной ответственности. Лицензия для КФХ позволяет производить не более 50 тысяч литров вина (от 50 до 66 тысяч бутылок) в год.

ЕГАИС

Государство обязывает производителей и торговцев её внедрять. Единая государственная автоматизированная информационная система создана для борьбы с контрафактом и позволяет контролировать производство и оборот алкоголя. Для этого в Росалкорегулировании нужно получить программное обеспечение — это бесплатно.

Придётся нанять оператора ЕГАИС или обучить своего сотрудника. А криптоключ и специальное оборудование — компьютер, принтер, сканер — в среднем обойдутся в 250 тысяч рублей. Зарплата оператора составляет от 25 до 65 тысяч рублей (по данным HeadHunter), курсы — от 16 тысяч за человека (в учебном центре «Микроинформ»).

Но стопроцентной урожайности можно ждать только на шестой год». «Самые крупные расходы приходятся на первые два года, — говорит Ашот Саркисян, — ещё пару лет нужно для того, чтобы получить первый, минимальный урожай, а с ним и доход.

И тут всё зависит от возможностей инвестора: можно в год потратить 300 тысяч рублей, можно 600 тысяч, можно 1,5 млн. Начиная с третьего года, стоимость содержания виноградника снижается. Чем больше манипуляций на винограднике, чем дороже удобрения, материалы и техника, тем выше итоговая сумма.

Всего

  • Экспертиза почвы — от 10 тысяч рублей.

  • Участок — от 250 тысяч рублей за гектар.

  • Первичная обработка почвы — от 27 тысяч рублей за гектар.
  • Геодезическая разметка — от 12 тысяч рублей за гектар.

  • Российские саженцы (3000) — от 180 тысяч рублей на гектар.

  • Европейские саженцы (3000) — от 470 тысяч рублей на гектар.

  • Посадка винограда (3000 саженцев) — от 30 тысяч рублей за гектар.

  • Средства для защиты растений от вредителей — от 15 тысяч рублей за гектар ежегодно.
  • Помещение винодельни — от 20 млн рублей.

  • Оборудование — от 7 млн рублей.
  • Техника — от 10 млн рублей.

  • Персонал — от 2 млн рублей в год.

  • Лицензия — 65 тысяч рублей.

  • ЕГАИС — от 250 тысяч рублей.

Итого: от 514 тысяч рублей за гектар на покупку земли и сельхозработы и более 39 млн рублей на строительство, оборудование, административные расходы.

Можно дешевле

Сумму годовой аренды рассчитывают так: кадастровую стоимость участка умножают на коэффициент, который для земель сельхозназначения равен 0,6%. В первую очередь можно сэкономить на земле, если не покупать её, а взять в аренду у государства.

Пример: кадастровая стоимость конкретного участка площадью один гектар в Краснодарском крае — 165 478 рублей.

Если взять его в аренду для выращивания винограда, в год нужно будет платить 165 478 * 0,6% = 992 рубля.

Найти землю и узнать её кадастровую стоимость можно на публичной кадастровой карте Росреестра.

Начать можно с участка любой площади, но чтобы получить государственную компенсацию, нужно посадить виноград минимум на одном гектаре земли.

Средняя площадь виноградника в Австрии, например — 1,1 гектара (по данным OneSoil). Ошибочно утверждать, что маленькая винодельня не может производить качественное вино. Там небольшими винодельнями управляют поколения семей.

На маленьком винограднике можно свести её использование к минимуму, как это делают производители органического вина. То, какой должна быть сельхозтехника и сколько её нужно, зависит от площади участка и плотности посадки. А при необходимости — арендовать технику или нанять бригаду рабочих со своей.

Например, небольшой аппарат для розлива по бутылкам стоит 123 тысячи рублей. Если не приобрести часть оборудования, некоторые функции придётся выполнять вручную. При малых объёмах можно работать без него, но разливать вино надо будет самому.

За это время на него можно накопить. Необходимое оборудование — пресс, винификатор, емкости — не понадобится первые два-три года, пока растёт виноград.

На чём экономить не нужно

  • На саженцах. Саженцы плохого качества могут не прижиться — так виноделы фактически теряют до 10% кустов. Хуже, если саженцы «болеют» — они могут заразить здоровые кусты, и тогда пострадает значительная часть будущего виноградника.
  • На экспертах (агрономах, виноделах). Профессиональный совет или услуга часто сами по себе помогают сэкономить или не потерять деньги. И наоборот.

Прежде чем инвестировать, нужно чётко просчитать всю экономику, начиная от закладки виноградника и заканчивая маркетингом. Нет установленной минимальной или максимальной величины вложений, но точно можно сказать, что виноградарство и виноделие — недешёвое удовольствие. При этом нужно учитывать курс евро и уровень инфляции, потому что это влияет на стоимость оборудования и материалов.

Леонид Фадеев

Как рассчитывать предполагаемый доход

Составляя бизнес-план, нужно учесть урожайность винограда, его рыночную стоимость и количество, необходимое для производства одной бутылки вина.

В любительском или дачном формате — от 5 до 10 килограммов с куста. Урожайность. В промышленном масштабе её рассчитывают на гектар, в зависимости от сорта и плотности посадки она составляет от 8 до 15 тонн, говорит Сергей Сердюк, основатель винодельни «Дача Сердюка».

В среднем килограмм стоит 50 рублей. Цены на виноград. По данным КФХ Саркисян, уже на третий год виноград можно продавать. В это время урожайность не будет стопроцентной, но даже, например, 4 тонны винограда — это около 200 тысяч рублей.

Таким образом, на пятый-шестой год, когда виноград будет давать 100% урожая, из восьми тонн можно получить примерно восемь тысяч бутылок вина. Расход винограда. Один килограмм — не более 0,7 литра вина, то есть бутылка.

Она зависит от того, сколько винодел вложил в производство. На главный вопрос — какова себестоимость бутылки — однозначно ответить нельзя. И у всех показатели разные.

Государственная поддержка

В 2019 году сумма субсидий вырастет вдвое — до 3 млрд рублей. Как сообщает ТАСС, в 2018 году государство выделило 1,4 млрд рублей на поддержку виноградарей. Фермерам компенсируют до 80% расходов на покупку саженцев, уход за виноградниками и установку шпалеры (опоры, по которой вьётся растение).

По закону ему должны возместить 80% от этой суммы, то есть 1,6 млн рублей. Сумму рассчитывают по гектарам, например: фермер установил шпалеру на десяти гектарах и заплатил 200 тысяч рублей за каждый, в сумме 2 млн рублей.

По данным КФХ Саркисян, за пять лет сумма компенсации может достигать 450 тысяч рублей за гектар.

Те виноградари, у которых нет начального капитала, могут оформить льготный кредит. Но чтобы получить деньги от государства, нужно сначала вложить свои. Заявку на кредит должен одобрить банк и федеральное Министерство сельского хозяйства. Ставку до пяти процентов годовых предлагают «Сбербанк», «Альфа-банк», «Россельхозбанк» и другие.

Ошибки на старте

Леонид Фадеев рассказывает, что может стать причиной провала в винодельческом бизнесе.

  • Главная ошибка — назвать себя профессионалами. Присутствие на рынке множества заурядных (в том числе некачественных) вин говорит о том, что далеко не все виноделы способны произвести достойный продукт.
  • Отсутствие предварительного бизнес-плана и чёткой стратегии развития. Инвестор должен знать, на что он идёт, во сколько ему это обойдётся и когда он получит обратно свои инвестиции. Многие вкладываются в винодельческий бизнес только потому, что это престижно.
  • Отсутствие производственной концепции винодельни. Например, инвестор начинает вкладываться в производство премиальных вин. Но по мере развития хозяйства приходит аппетит, и он значительно расширяет площадь виноградника и увеличивает объём производства. Так первоначальная концепция размывается, качество вина неизбежно снижается, и бренд уже не воспринимается потребителями как премиальный.
  • Привлечение неспециалистов и нежелание вкладывать в обучение персонала. В условиях стремительного развития отрасли, внедрения инновационных технологий и очень высокой конкуренции это неминуемо приведёт к финансовым потерям.

Сергей Сердюк, частная винодельня «Дача Сердюка»

Сергей Сердюк

  • Вина без диоксида серы.

  • 2 гектара в хуторе Каныгин (Ростовская область).

  • Год основания: 2013 год.

  • Первые продажи: планируются в 2019 году.
  • Цена бутылки в рознице: от 400 до 500 рублей.

Виноградники «Дача Сердюка»

Фото: пресс-служба компании

15 лет назад он купил 180 килограмм винограда, добавил ещё 50 килограмм дачного и переработал его в столовое вино. Сергей Сердюк занимается виноделием с отцом и братьями. Такая “народная классика” не для нас». «Виноград давили ногами, выдерживали вино в баллонах с резиновой перчаткой, — вспоминает Сергей, — но мы никогда не добавляли в вино сахар и воду.

За четыре года семья заработала на профессиональное оборудование и цех. Без лицензии Сергей продавал вино знакомым и посетителям сельскохозяйственных ярмарок. На строительство ушло около миллиона рублей, часть работы братья выполняли сами.

Чтобы делать вина на новом качественном уровне, решили выращивать свой виноград.

Провести анализ почвы пригласили специалиста из института Потапенко (научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия), за «дружеский» визит он взял 5000 рублей. В 2014 году гектар земли в Ростовской области оценивали в 50–100 тысяч рублей.

«В первый и последний раз, — говорит Сергей, — плохо, дорого, долго». Чтобы посадить виноград, наняли бригаду рабочих. Работу выполнили на четверть и взяли за неё 60 тысяч рублей.

Винодел говорит, что в сельском хозяйстве люди — самая большая проблема. Оставшийся виноград Сергей с братьями высаживали втроём. Чтобы её решить, он старается максимально механизировать работы на участке, а весь ручной труд делать вместе с рабочими, обучать и контролировать их.

По оценке Сергея, гектар виноградника «от голой земли до винограда со шпалерой» стоил от 800 тысяч до 1 млн рублей.

«Совмещать непросто, — признаётся он, — а после посадки винограда стало практически невозможно. У Сергея есть другая работа, он инженер-электроник, делает военное электрооборудование. Но пока везёт и успеваем». Каждый год у нас из-за этого сезонные работы на поле проходят на грани.

Идею предложил отец — ему нравился чистый вкус и аромат натуральных вин. Особенность вин «Дачи Сердюка» — отсутствие диоксида серы (консерванта Е220) в составе.

По часовой стрелке: Сергей Сердюк (отец), Сергей Сердюк, Алексей Сердюк Семейная дегустация.

Фото: пресс-служба компании

«Когда человек узнаёт, каким может быть вино без серы, другое он уже пить не может, — говорит Сергей, — конечно, это нас ограничивает в продажах и транспортировке, но это точно того стоит».

В год семья производит 4500 бутылок — по словам Сергея, для крупных сетей этого мало. Такое вино должно храниться при температуре от +5 до 15 °С, а в большинстве магазинов температура в зале и на складе комнатная — около +20 °С. В 2019 году они планируют открыть фирменный магазин при винодельне и продавать вино там.

Павел Швец, биодинамическая винодельня Uppa Winery

Павел Швец

  • Самые популярные биодинамические вина России.
  • 12 гектаров виноградников в селе Родное (республика Крым).
  • Год основания: 2006 год.
  • Первые продажи: в 2013 году.
  • Цена бутылки в рознице: от 2100 до 14 тысяч рублей.

За двадцать лет Павел Швец работал сомелье в ресторанах Москвы, импортировал вина и крепкие напитки для корпоративных клиентов, руководил с партнёром рестораном в Петербурге, оформлял частные винные коллекции и открыл собственную винодельню.

«Я искал землю, которая способна дать максимально высококачественное вино, — вспоминает он, — я не обращал внимание на её удаленность от коммуникаций, на её стоимость, на удобство. Павел начал с выбора участка. Я забил на всё, кроме потенциала качества вина».

Правда, когда винодел начал строить дороги, проводить электричество и коммуникации, это стоило больших вложений из-за неудобного расположения виноградника.

На полуострове Павел покупает только топливо и моющие средства, всё остальное приходится заказывать из континентальной части России и других стран. У винодельческого бизнеса в Крыму есть специфика — рабочих найти трудно, а оборудования нет вовсе.

Питомники не готовы заключать прямые контракты с крымскими и севастопольскими предприятиями. В интервью ТАСС он говорит: «Мы сейчас покупаем саженцы за границей. Получается значительно дороже, дольше, сложнее и больше риска. Нам приходится иметь посредника на континенте, чтобы купить саженцы. Всё остальное — так же». Это увеличивает стоимость на 5–10%.

Он уверен — чтобы заниматься этим бизнесом, нужно разбираться в агрономии и виноделии, понимать, как устроен рынок, уметь анализировать и предвидеть тенденции, обладать управленческими навыками, чтобы создать команду и быть её лидером. За все этапы создания вина Павел отвечает сам. Даже проект винодельни он разрабатывал лично.

Партия разошлась в России, Украине, Норвегии, Дании и Гонконге. На закладку виноградника в 2008 году Павел пригласил коллег по виноторговому и ресторанному бизнесу, чтобы они сами сажали виноград.

Поэтому он выбрал биодинамику. Павел хотел создавать уникальный продукт, чтобы его не сравнивали с аналогами из Бургундии и Бордо.

Почву обрабатывают плугом. За виноградом для биодинамических вин ухаживают согласно фазам луны, лозы удобряют натуральными гомеопатическими удобрениями, например, навозом или кварцем, выдержанном в коровьем роге. Птиц, животных и насекомых, которые обитают на виноградниках, не травят, а воспринимают как часть экосистемы конкретного виноградника.

Вино из этого Пино Нуара, собранного в 2018 году, появится только весной 2020 года

Фото: facebook.com/uppawinery/

Некоторые процессы продолжаются до сих пор. В 2014 году виноделу пришлось менять лицензии, кадастровые документы, документы на права собственности. В остальном дело развивается спокойно и стабильно.

Мы высаживаем виноград, делаем пятьдесят тысяч бутылок вина в год, и они все продаются. По данным ТАСС, в бизнес Павел Швец уже вложил около €1–1,5 млн и об окупаемости не беспокоится: «Мы не собираемся ничего развивать. Мы выращиваем виноград и делаем вино. Мне ничего не надо больше. Чтобы что-то делать хорошо, надо на этом максимально сфокусироваться».

Алексей Скляров, винодельня «Кантина»

  • Натуральные вина и сыры.
  • 15 гектаров виноградников в Анапе (Краснодарский край) и восемь гектаров в Азове (Ростовская область).
  • Год основания: 2013 год.
  • Первые продажи: в 2018 году.
  • Стоимость бутылки в рознице: от 450 до 1000 рублей.

Журналистикой стало невозможно заниматься», — вспоминает Алексей Скляров, основатель первого в России частного медиахолдинга. «Владея одной из крупнейших в стране телерадиокомпаний, я, как и многие медиахолдинги, столкнулся с процессом зачистки информационного пространства. После нулевых он решил вернуться к виноделию, которым раньше занимался «для себя».

Оба участка обошлись в 7,5 млн рублей. Сейчас Алексей владеет виноградниками в Анапе и Азове. Но по мнению предпринимателя, вино продаётся хуже — много конкурентов и короткий сезон. В Анапе проще и выгоднее выращивать виноград и развивать агротуризм.

Усадьба и виноградники «Кантина» в Анапе

Фото: пресс-служба компании

Поэтому виноград из Анапы поступает на переработку в Азов. В Ростовской области всё наоборот: виноградник содержать накладно — сказывается климат, но продажи наладить легче благодаря близости к Ростову. При винодельне открыты дегустационный зал и своя сыроварня.

«Он продал нам всё: от трактора до гайки, мы загрузили шесть фур и одним караваном привезли всё в Азов. Оборудование Алексей купил в Германии у пожилого винодела. Тогда мы вложились, но нам повезло, что всё купили комплектом», — вспоминает Скляров.

Скляров считает, что из-за этого приходится дополнительно тратиться на подгонку и стыковку её элементов. Когда покупаешь подержанное оборудование по частям, сложно собрать всю технологическую цепочку от первичной переработки до розлива.

На это ушло два года — предпринимателю отказывали четыре раза. «Кантина» первая из фермерских виноделен получила лицензию. По словам Алексея, всё дело в несправедливых условиях для фермеров. Сейчас лицензию получить легче, но желающих мало.

В результате даже маленькие фермерские хозяйства должны выполнять те же требования, что и заводы: устанавливать ненужное оборудование, нанимать лишних людей, внедрять и обслуживать систему ЕГАИС». Это подтверждают Рено и Марина Бюрнье, владельцы винодельческого дома Бюрнье: «Российский алкогольный рынок регулируют законы, ориентированные на крупные промышленные предприятия.

Его производят из зарубежного виноматериала — фактически из готового сухого вина, часто произведённого из сортовых остатков винограда на винодельнях Аргентины, Испании и других стран. Другая проблема — конкуренция с производителями балкового вина.

«Происхождение нашего вина можно по системе ЕГАИС проследить вплоть до конкретного виноградного куста. Такое вино дешевле в рознице, поэтому нетребовательные покупатели отдают ему предпочтение. А то, что стоит на полке в магазине — максимум до выборгской таможни, — говорит Скляров, — мы потребовали, чтобы закон обязывал помечать этикетки балковых вин надписью “происхождение неизвестно”, тогда нам будет легче».

Окупить их надеется через десять-пятнадцать лет. За пять лет Алексей инвестировал в проект 150–160 млн рублей. Пока вина «Кантина» представлены в Ростове и области в сети «1000 и 1 бутылка», отношения с другими ритейлерами складываются сложно. Официальные продажи начались в 2018 году.

Вина «Кантина»

Фото: facebook.com/cantinaazov/

И привыкают они к нему медленно. Генеральный директор «Кантины» Кирилл Кривонос считает, что для покупателей фермерское вино — новый продукт. 00 до 7. Положение усугубляет отсутствие культуры потребления вина и ограничения в рекламе (только по телевидению с 23. 06. 00 и в печатных изданиях, но не на первых и последних страницах — статья 21 Федерального закона от 13. 2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть