Hi-Tech

От виджетов для кнопочных телефонов до интерфейсов для улучшения генома, или Как приложения меняют нашу жизнь

Даже когда я пришла в офис для интервью, пришлось оторвать его от поздравления сотрудника с днём рождения и прерваться в середине разговора на несколько внеплановых встреч. Сергея было тяжело поймать, мы не с первого раза договорились о встрече: то он в разъездах, то на встречах, то в отпуске. Я тоже решила так обращаться. Коллеги привыкли называть его Серж, так и представили.

Насколько я знаю, все началось с проекта «Встречер»? Серж, расскажи, как появилась идея заняться мобильными приложениями, еще в те времена, когда про них не слышали?

Однажды я купил себе телефон с кнопками новый — Nokia. Да, да. Он даже, по-моему, был немножко «тач». В нем уже были виджеты.

Что за модель, не помнишь?

Такая красивая, раздвижная, бело-красная. Нет, не помню.

Так я ездил, ездил пару месяцев и понял, что нужно делать мобильный продукт, потому что за мобильными телефонами будущее. Я поставил туда виджет TechCrunch и читал в метро новости. Углубился в поиски того, что можно сделать. Когда я это понял, начал целенаправленно искать идею. Собственно, этой идеей я и занялся тогда. Меня заинтересовала идея социальной сети, которая сообщает друзьям, что они находятся недалеко друг от друга, и позволяет чаще встречаться, потому что довольно часто люди рядом, но не знают об этом.

Ты читал о чем-то подобном в TechCrunch или эта идея у тебя родилась?

В общем, я где-то видел эту идею, но реализацию мы свою придумали. Тогда уже был проект «Loop» и еще какой-то. В разных реализациях и тогда были какие-то приложения, и сейчас есть. Сама возможность людям находить друг друга благодаря геолокации — такая очевидная.

Какого успеха достигли? До чего дошли в итоге?

Мы туда еще добавили афишу мероприятий московских, кино, концерты. Мы запустили продукт, набрали 10 000 пользователей и продали как рекламный проект компании Sony Ericsson, которая тогда производила телефоны.

В принципе, проект был реализован до конца?

Мы осуществили эту сделку, но уже под брендом Sony Ericsson проект не был запущен, потому что тогда появились Android-телефоны, а мы делали еще на предыдущем поколении. Да, хотя я бы не назвал его успешным. Весь маркетинг Sony Ericsson сосредоточился на Android-приложениях, у нас уже не хватило ресурсов на разработку, поэтому все закрылось.

Сколько человек изначально работало над приложением?

Во «Встречере» было 4 человека: 3 директора и программист Паша.

Это ты и твои партнеры? Три кнута?

Было очень смешно, когда я что-то придумывал, шел к менеджеру проекта, а он передавал задачу программисту, который сидит со мной практически за одним столом. Генеральный, технический и директор по маркетингу. Рядом сидел директор по маркетингу и думал, как мы это потом продвинем, но до него дело почти никогда не доходило.

А сколько вложений «Встречер» потребовал?

Порядка миллиона рублей. Я не помню, если честно. А потом мы подписали с Sony Ericsson контракт — там миллиона полтора, и деньги мы потратили на продукт. Хотя даже сам продукт «Встречер» мы запустили за меньшие деньги, но несколько сотен я туда вложил. Так что можно считать, что несколько сотен на запуск и потом еще.

Понимаю, что ты чувствовал, что за этим будущее, понимаю, как могла возникнуть такая идея. Откуда была эта вера? Как ты поверил и вложил большие для того времени деньги в проект? Но тогда не было для этого платформ и технических возможностей. Это и есть идея фикс сумасшедшего предпринимателя?

Знаешь, тоннель, а в конце свет. Да, было страшно, но у меня за этим стояло сильное интуитивное ощущение будущего. Мне было важно начать свой бизнес. Я вот так это ощущал. До этого я занимался работой на клиента. Я, конечно, сильно переживал за успешность, вообще, очень склонен переживать за такие вещи, но уже несколько лет мечтал запустить свою компанию и делать продукты. Это сложно, это труд тяжелый и одноплановый, пока ты не начинаешь по-другому видеть вещи. У тех, кто работает на клиента, часто возникает мысль, что надо сделать собственный продукт, и все будет хорошо, можно забыть о клиентах. Мы и раньше пытались запускать свои продукты с той командой: телевизионные проекты делали, свой телеканал.

А студентом подрабатывал?

Да.

Какая самая смешная подработка была?

Был 98 или 99 год, не помню точно. Да, это было очень смешно. Борис Ельцин грузил кирпичи, Прохоров в лесу что-то делал, и я подумал: «Можно и мне что-то погрузить». Почему-то меня цепляли легендарные истории про первые работы олигархов. Там мы грузили помидоры. Поступив на московский физтех, еще за несколько дней до учёбы мы собрались студенческой компанией и поехали на овощной рынок. Больше мы помидорами не занимались. Зарплату нам выдали тоже помидорами, которые за неимением холодильника стухли за 2 дня. Просто нужно было попробовать.

Это были эпизодические истории. Уже чуть позже на более старших курсах были «безумно выгодные» ночные подработки — выгрузка книжек. А бонусом было то, что можно было на английском стырить книжки. Денег у меня немного было, семья небогатая, поэтому иногда это было в тему, потому что по деньгам за ночь работы выходило, как стипендия, если не больше.

А самая первая моя работа, за которую я получил деньги: в 10 классе решал вступительные экзамены для студентов, которые поступали.

Ага, мошенничал!

Нет, я не мошенничал, помогал людям.

Слушай, если мы разоблачаем тебя немножко, расскажи про позор студенчества?

Мне стыдно за то, как мы устроили дикие гулянки, когда еще не начали учиться и только заселились в общагу. Могу несколько вспомнить фактов. Спал около умывалки. Я спал в коридоре своей общаги — не дошел до комнаты.

Напился?

А там уже ходили такие аспиранты, которые наукой занимались. Да. Я три получил, потому что мне казалось, что студент учится в ночь перед экзаменом, и хотелось попробовать это сделать. Ещё стыдно за первый экзамен по матану. Я попробовал и получил 3.

Помнишь его? Расскажи про своего первого клиента? Как нашли друг друга?

Он был главным директором и двигателем стартапа, в котором я раньше участвовал. Первый клиент — это был бывший партнер по работе Роман. Объездил все московские агентства, которые занимаются продажами медийки. Мы делали развлекательный онлайн-телеканал, на котором я ещё до запуска пытался продавать рекламу. Но когда канал открылся, он жил недолго. Была команда телевизионщиков, режиссер был, отсняли штук 20-30 видео и с помпой открыли. Сразу было понятно, что аудитории нет.

Свой первый заказ он отдал мне в работу. Потом Роман открыл агентство мобильной разработки в Москве, а я как раз в Питере собирался. Разработчиков у них не было, а у меня был — один (смеется).

А что это был за проект?

Это мебельный бренд. Это был проект для бренда BoConcept с виртуальной реальностью. Тогда еще не было никакого Core ML, это 2010 год был, и мы запустились. Приложение позволяло примерить весь их каталог мебели на твою комнату. Пользователь мог сам управлять расстоянием, объекты можно было зумить, чтобы подгонять размеры. Там не было масштабирования, не было 3d-моделей, это были просто фотографии.

Это уже для iPhone разрабатывалось?

Можно было сделать скриншот и сохранить. Да. Мужчина мог показать своей девушке, или наоборот, она могла показать своему мужчине: «Дорогой, смотри, как сюда круто встает диван».

Работала тогда команда «Встречера», я правильно понимаю?

С этой командой мы раньше занимались вирусными историями: придумывали анимационные игры многопользовательские и делали рекламный вирусный проект для «Росинтера». Нет, предыдущая. Вы намного больше заработаете, чем с этого рекламного проекта». Тогда встречались с Алисой Чумаченко еще до Mail.ru, и она пыталась нас вразумить: «Ребята, делайте свою игру. У нас постоянно бродили такие мысли.

Как же ты оказался в Петербурге? Вся эта история происходила в Москве, где ты учился и успел проявить предпринимательский потенциал. Все-таки у нас городом возможностей считается столица.

С юности у меня был романтический образ Петербурга, думал сюда поступать, но приехал учиться в Москву.

А откуда ты?

Так сложилось, что команда собралась в Петербурге, личная жизнь как-то сложилась, я решил переехать сюда и переехал. Город Инта, республика Коми на Севере.

А команда твоя как собралась: среди друзей или по созыву?

Я искал целенаправленно людей в интернете. По созыву. Интернет же уже был в 2008 году.

Сколько тебе лет было? 2008 год.

26.

Ведь карьеру ты строишь как руководитель компанией и весьма успешно. Как случился переход от технической специальности, по которой ты учился, к управлению?

Я разработчиком не работал никогда, сразу пошел заниматься продажами, потом уже добавил продуктовую, проектную идеологию.

Как ты повышаешь свою квалификацию? У тебя нет образования в сфере управления, но ты движешься вперед и развиваешься.

Интересуюсь, как работает машинное обучение, как блокчейн работает или еще что-то. Я просто слежу за тем, что происходит, что-то читаю.

То есть ты знаешь, где их продвигать в профессиональном плане, а сам по наитию? Внутри компании у вас ребята постоянно продвигаются по своим направлениям, ездят на семинары, в том числе за рубеж.

Есть набор тренингов, семинаров, которые я посещаю. Во многом так и есть. Поэтому наша компания всегда работала как квалификационный лифт. Но одна из моих фишек в том, чтобы замечать возможности других людей, что с ними можно сделать, что им можно еще дать, чтобы они продвинулись. Мы брали довольно молодых ребят и выращивали из них специалистов.

У вас и студенты работают, это правда?

Таких, которые еще не схватили звездность. Да, молодых, но перспективных ребят берем. На выходе получаются качественные специалисты, которые за 1 день находят работу, если им надо.

Когда я пришла, все дружно поедали именинный пирог. У вас в офисе такая размеренная и приятная атмосфера: молодая команда, прекрасный офис в центре города, сотрудники имеют возможность в перерыве отвлечься на партию в настольный футбол. Выдвигается кто-то ответственный и собирает команду или ты назначаешь? А когда приходит заказ, как срабатывает команда? Как процесс строится? Или кто-то из твоих приближенных понимает, что с этим справится вот этот, другой, третий?

Здесь ключевая фигура — это руководитель проекта. Мы просто понимаем, кому этот проект подойдет из наших всех товарищей.

От чего это зависит? Сколько по времени занимает процесс?

Зависит от объема продуктов, сложности, количества сценариев, которые нужно учесть, уникальности. Это может занимать от пары недель до нескольких месяцев.

Например, решили создать приложение, потому что это модно, и все так делают. Случается ли, что приходят клиенты, которые сами не знают, чего хотят? Что происходит в этом случае?

У нас высокий барьер на вход. Я бы сказал, что стать нашим клиентом сложно.

Не только денежный?

Поэтому заказчика, который не знает, зачем ему продукт, мы просто не возьмем. Клиент действительно должен хотеть с нами работать. У нас такие были, но как минимум они четко понимали, зачем им нужно приложение, какой бизнес они хотят построить, как он должен работать. Бывают люди, которые не очень компетентны в разработке или даже продуктовых вопросах, не знают, как какой-то продукт сделать. Там можно курьеров заказать, уборку, ещё что-нибудь. Например, мы так делали маркетплейс вроде YouDo. Клиент не очень разбирался, как построить приложение, как backend написать — это все была наша работа. Заказчику было четко понятно, как это должно работать, откуда взять исполнителей, которые готовы оказывать услуги. С такими заказчиками мы можем работать. Но, что им нужно по бизнесу, они четко знали. Бывают также корпоративные проекты, когда заказчик может быть уровня MasterCard. Это пример таких стартапов. Остальное все уже на откуп — как именно это сделать. Они тоже четко понимают, какое направление бизнеса хотят развить, знают, что им нужно приложение для пополнения баланса телефона, переводов с карты на карту и выпуска виртуальной карты. Таких заказчиков мы любим, они понимают несколько бизнесовых сценариев, а мы уже придумываем, как это в приложении сделать.

Вы проводите какие-то опросы? Как вы понимаете, что есть где-то недоработки, или что-то стоит улучшить в продукте?

Есть отзывы в сторах, которые мы читаем. Есть метрики, за ними чаще всего следит заказчик. Мы их всегда предлагаем, обсуждаем, это достаточно живой процесс. Команда всегда очень погружена в проект, за него болеет, фанатеет, у ребят есть много идей по дальнейшему развитию. Это уже человек 10, которые получают опыт и имеют возможность выступать как пользователи. Команда обычно сама пользуется продуктом. Перед запуском «Велогорода» мы бегали вокруг велостанций и опрашивали людей, которые читали инструкцию, узнавали, понятно им или нет. Иногда собирается информация специально для проектов, проводятся опросы.

Расскажи вкратце, чем приложение может помочь заказчику или его бизнесу?

С десктопной версией, с мобильной версии в телефоне это бывает сложнее. Бывает так, что какую-то задачу пользователю, покупателю нашего заказчика интереснее выполнить с телефона, хочется где-то на бегу сделать. Приложение можно сделать гораздо быстрее, удобнее, полезнее для пользователя.

Какие преимущества дает приложение для бизнеса?

Сервис тебе нужен, ты иногда им пользуешься. Если есть несколько условно одинаковых сервисов, у одного есть мобильное приложение, а у другого нет или оно плохое. Яндекс.Такси делают Uber, потому что у них приложение намного удобнее. Ты выберешь тот сервис, у которого приложение лучше.

По сути, это дополнительный канал продаж?

А бывает так, что мобильное приложение представляет свою собственную ценность. Да. Ты, конечно, можешь посидеть и за компьютером, они недавно сделали веб-версию, но там другая механика, нет этого свайпа. Например, тот же Tinder.

Одни уже имеют свой бизнес, продукт, сервис, и к нему создают еще один канал доступа и продаж, более заточенный под этот формат потребления, использования. Есть два типа заказчиков. Это может быть, что угодно: от приложения для интеграции с самокатами и велосипедами до медицинских приложений, которые с какими-то новыми медицинскими системами интегрируются и что-то врачу показывают. Другие заказчики при помощи мобильного приложения создают принципиально новый сервис.

А есть ли такие отрасли, которые точно никогда не будут нуждаться в приложениях?

Парикмахерские, салоны красоты тоже. На мой взгляд, весь сегмент ресторанов не нуждается в приложениях.

Например, для управления персоналом? Даже внутренние сервисы?

Единственный смысл — это лояльность. Нет. Спросите у человека номер телефона, и по номеру начисляйте ему все, что он хочет. Как справедливо наш директор по развитию Саша Хорошевский написал в своей статье: «Нахрена мобильное приложение? Это одна из иллюзий, которая раньше жила на рынке, что такого рода заказчикам приложения нужны, делались конструкторы для них. Не надо ничего с собой носить, даже приложение». Нашим вторым заказчиком был конструктор приложений для бутиковых отелей, американский рынок. Мы тоже такие конструкторы делали. Если у клиента, посетителя отеля, ресторана есть какая-то задача, он ее решает достаточно просто — звонит, пишет в заведение или онлайн-запись делает и все решает. Тогда же он и загнулся, потому что приложений наклепали, а ценности в них нет. Приложение не нужно для этого. Находит на Яндекс.Картах или в Booking.com.

О магазине электроники. Так о любом бизнесе можно сказать.

Например, маркетплейсы нужны, потому что хочется что-то поискать, пока ты...(смеется) Я недавно искал самокат, лежа в парке. Кстати, магазины электроники — это спорная история. Ну, взял и поискал. Мне шальная идея взбрела в голову: «Хочу себе самокат прямо сейчас». В приложении это было бы удобнее делать.

Купил?

Купил вчера.

Поздравляю!

Еще не опробовал.

Может быть, ресторанам и салонам красоты бот подойдёт? А что по поводу ботов?

Он тебе сигнализирует: «Ты записан на столько-то» и в календарик сам добавляет. Вот бот, как Google показал, который сам звонит и все вопросы решает, может помочь.

Например, голосовому ассистенту ты говоришь, что хочешь на маникюр с дизайном завтра в 3 часа.

Если у тебя хоть сколько-то оригинальный язык, которым ты разговариваешь, пишешь, то он тебя уже не понимает, вызывает специалиста и ты ждешь. Да, но боты пока все достаточно туповатые. Я очень люблю обратиться с каким-то вопросом, который мог бы и сам решить, но мне хочется пообщаться. У меня есть Тинькофф, они большие пионеры, и у них в чате боты отвечают. Он пишет: «Уточняю», а потом тебе человек отвечает. Это удобно, но еще ни разу бот не смог мне ответить. Бот не может. Человек.

Команда у тебя крепкая?

Да, очень.

Что будешь делать тогда? А возможно такое, что нагрузка будет слишком велика?

Людей нанимать.

Легко найти технических специалистов такого уровня, который вам нужен? А есть кого?

Сейчас намного больше стало желающих нанять технических специалистов. Всегда достаточно легко находили, но в последний год стало сложнее нанимать, несмотря на то, что компания подросла и улучшились условия.

То есть конкуренция среди работодателей?

Джуниоров найти легко. Да. Даже если они где-то работают, им постоянно бомбят. Все, кто имеет какой-то опыт, завалены предложениями. Они просто сидят на месте, что-то пишут, а им там в Linkedin наяривают всякие рекрутеры.

Как держишь? Ты боишься своих потерять?

Стараемся держать, давать интересные задачи, смотреть, как человеку дальше интересно расти, и стараться открыть эту поляну.

Я правильно понимаю, что финансовая сторона для сотрудников не так интересна как развитие, при прочих равных условиях?

Хотя финансовая тоже имеет значение, поэтому у нас зарплата не ниже, чем у остальных. Я бы сказал, что да. Любой человек может сказать, что найдёт себе работу с зарплатой больше. Всегда есть компании, которые готовы перекупить сотрудников. Если я пойду куда-то работать, то зарплата будет выше. Это, кстати, ко мне тоже применимо. Мы стараемся удержать не только зарплатами, мотивируем.

Ты сам вычисляешь мотивации своих сотрудников или психологов, шаманов нанимаешь?

Ведических астрологов использую активно. Всех использую. У него и приложение есть астрологическое. У нас работает ведический астролог.

Ты общаешься и в процессе как-то раскрываешь, примерно представляешь, куда они хотят двигаться? Ну, ты же не в открытую спрашиваешь людей, о чем они мечтают?

Узнаём, насколько он доволен, чем недоволен и куда хочет двигаться дальше, в том числе по зарплатным ожиданиям. Примерно раз в год мы проводим с человеком собеседование.

Такая калибровка?

Он постоянно случается. Зарплатный рост мы в любом случае планируем из года в год. Это тоже важная часть, потому что, как правило, они намного лучше, чем я исследуют зарплатную сферу, соответствующую их уровню компетенции. Во многом я ориентируюсь на запросы самих сотрудников. Бывает так, что себя переоценивают, но как-то с этим справляемся.

Как формируется стоимость заказного продукта?

Объясняем заказчику, почему хотим вложить столько, почему их проект этого заслуживает, почему им надо на это соглашаться и таким путем идти. Мы ориентируемся на то, сколько ресурсов хотим вложить в продукт. Смотрим, сколько у нас, сколько у других. Когда участвуем в тендерах, заказчики иногда говорят, где мы находимся в ценовом диапазоне. Нам не все конкуренты интересны, только определенный пул, ближайших по весовой категории. Так мы понимаем, как это оценивается рынком. Но мы далеко не всегда на них ориентируемся, больше на себя.

Немножко подталкиваете?

Мы не самые дешевые. Да. Заказчик со своей стороны объясняет, что у него вот столько денег и больше нет, и мы как-то стараемся друг друга понять. Дороже среднего, бывает, что самые дорогие. Иногда не получается, иногда получается.

В чём состоит твоя работа?

Ключевых моментов несколько: слушать, принимать решения и прикладывать силу к этому, чтобы оно шло и развивалось. Моя работа состоит в том, чтобы думать, разговаривать с людьми: с коллективом, с заказчиками, с партнёрами. То есть ввалил энергии — и оно поехало. Давать чему-то ход, жизнь, помогать.

Принимать решения — это самое главное, да?

Компания двигается, когда люди ходят, а не только, если я куда-то хожу. Да, и ещё следить за людьми (в хорошем смысле), чего они хотят, потому что это очень важно.

Есть проект за который обидно?

За «Велогород» было немного обидно. В целом, нет. Оставили старые со старой железной начинкой и софтом. Хороший проект, тогда много систем написали, а они физические станции не поменяли, не успели. В сторах было много негатива. Соответственно, наша новая система интегрировалась со старым ржавым железом, которое не всегда хорошо работало.

Как я поняла, у вас пару лет назад была такая стратегия – работать с железом, да? Кстати, вы из-за этого поменяли курс дальнейшей активности?

Просто оказалось, что подобные проекты достаточно специфические и эпизодические, нет огромного рынка. Да, нам это было интересно, мы об этом рассказывали, но изменилось всё не из-за «Велогорода». У нас есть несколько крупных заказчиков, для которых мы до сих пор делаем проекты с разными интеграциями, но это сложно сделать основным позиционированием, ведь мы хотим видеть и других заказчиков, их такой вектор может и привлекать, и пугать. Эти компании часто разрабатывают какие-то решения внутри либо хотят разработать очень недорогие маленькие проекты. Начали акцентировать внимание на том, что делаем сложные проекты, и это действительно так. Поэтому мы немножко иначе себя стали позиционировать. Хотя сейчас мы снова хотим поменять вектор, нарастили другие экспертизы и нам есть, что ещё о себе рассказать миру. У нас очень хорошая техническая команда.

А сам сколько языков знаешь? Сотрудники MobileUp изучают английский.

Ну, английский тоже знаю. Один, русский.

Часто выезжаешь за границу? Это само собой разумеется?

Ты знаешь, в этом году довольно часто получается...

По работе?

Да, мы в Амстердаме открыли юридическое лицо.

Поздравляю!

Оно еще в процессе открытия, но мы уже подписали бумажки.

Вы ориентируетесь на европейский рынок?

С заказной разработкой больше рассчитываем на российский рынок, но у нас есть несколько продуктов, которые ориентированы на американцев. Мы уже на всех ориентируемся. Есть продукт, который будет глобальным, может быть, даже на китайский рынок зайдет.

Это не заказной?

Созданное юридическое лицо в Амстердаме — это тоже под свой продукт. Нет, это свой продукт.

Секретик раскроешь, что это будет примерно?

Сейчас участвует в акселераторе Rockstart в Амстердаме. Это будет корпоративный каршеринг, он в принципе уже запустился.

Делаем проект, который объединяет попутчиков, потому что есть много людей из одной компании, которые ездят по одним и тем же маршрутам, но даже не знакомы между собой. Мы нашли в Америке очень интересную нишу: корпоративный каршеринг. Плюс зеленая экономия — снижение выбросов. Компания им компенсирует расходы на перемещение. Есть ещё один проект, но про него пока не расскажу. Еще нетворкинг, в который компания специально инвестирует, здесь его можно производить естественным путем, просто потому что люди ездят в одно и то же время по одним и тем же маршрутам.

Расскажи про него. У вас есть свой проект — приложение «Аэростат».

Борис Борисович Гребенщиков уже десять лет раз в неделю выпускает на радио программу с музыкой и своими размышлениями о смысле всего сущего. Это мой личный небольшой проект. Мы сделали приложение, в котором собраны эти передачи, их тексты, можно их скачивать, добавлять в избранное. Эти 40-минутные программы, которые я сам люблю слушать, однажды перестали выходить в подкастах, и не было способа их слушать. Появился удобный такой инструмент для того, чтобы слушать эти подкасты.

Ты был инициатором? То есть ты таким образом решал свою проблему?

Это была моя личная проблема, но она актуальна для всех, кто слушает, «Аэростат». Да, я был инициатором. Ежемесячно несколько тысяч человек в приложении, а есть ещё люди, которые про него не знают и слушают как-то иначе.

У него есть амбиции? Планируешь как-то продвигать проект?

Главное — выполнять свою задачу, то есть доставлять передачи Бориса Борисовича людям, а продвигать не планируем. У него никаких амбиций нет. Информация о нём есть в группах в соцсетях, и новые люди туда приходят. Мы его продвинули на начальном этапе, оно появилось во всех группах, которые посвящены БГ, даже он сам репостил эти записи.

То есть он никак не монетизируется и просто по фану сделан? Это некоммерческий проект?

Пока по фану. Да, это некоммерческий проект. Это очень важно. Это полезная штука, она полезна многим людям, которые слушают и любят эти вещи.

Сам что ещё, кроме БГ, слушаешь?

Сейчас вкусы расширились классной мировой музыкой: alt-J, Radiohead и другие. Я вырос на «Аквариуме» и остальном русском роке.

Был только один собственный проект компании?

Сначала был «Встречер», потом «Топ-скидка», там можно было смотреть все скидки на карте. Нет, мы всегда пытались делать свои продукты. В неё мы вложили 150 тысяч рублей, а заработали 1,5 млн рублей. Была детская игрушка «Учубука», она до сих пор есть. Был музыкальный проект — приложение, которое позволяло стримить концерты в высоком качестве звука и отправлять в социальные сети: Facebook и Youtube. Успешная, но деньги небольшие, мы не стали развивать. Музыканты когда про него слышали, говорили: «Да-да-да», — но реально им это было не так интересно, они делают прямой эфир в Instagram или в Facebook. Проект мы закрыли. У нас были гипотезы, которые не сработали. Это победило. Мы думали, что решающее значение будет играть возможность управлять звуком в приложении и возможность съёмки сразу с нескольких ракурсов на разные девайсы.

Ты, стоя у руля компании, плодящей эти самые приложения, не ощущаешь ответственности перед социумом? Существует мнение, что приложения лишают людей единого канала информирования, такой большой разброс, что у пользователей дезориентация: что хорошо, что плохо?

Я не чувствую такой ответственности, потому что люди сами должны за себя отвечать, выбирать и задумываться о своей информационной гигиене, что они потребляют.

Подожди, если бы ты был наркодиллером, я бы задала тебе такой же вопрос, ты бы сказал: «Нет, я не чувствую ответственности, потому что люди сами выбирают, что им потреблять», примерно такой же был бы ответ?

Смузи и авторские кофейные напитки. Ну, мы производим не наркоту, а смузи (смеется).

Это вещи, которые дают вполне ощутимый вклад в повышение качества жизни людей во всем мире. А если серьезно, мы же делаем в основном приложения для бизнеса: приложения для идентификации пользователей, покупки билетов, медицинские продукты, банкинги, кассовые системы. Поэтому за них вообще не стыдно ни капельки.

Сколько у тебя у самого приложений в телефоне?

Много.

Есть любимые?

Да, наверное, есть: Telegram и Instagram.

Несмотря на то, что Telegram пытаются заблокировать?

Всё равно он лучше всех. Да.

Допустим, сейчас нет мобильных приложений и вообще мобильной индустрии. Давай немножко отвлечемся и помечтаем. В какую индустрию поверил бы? Куда бы ты свою деятельность направил?

Это огромная и очень интересная тема. Все, что происходит с машинным обучением, особенно на стыке с медицинскими данными или транспортными системами, или с биологией, генетикой.

Ты бы хотел чем-то таким управлять?

Я бы туда влез, или в блокчейновые истории пошел бы.

Что ты вообще думаешь о блокчейне? Кстати, об этом следующий вопрос. Участвуешь ли сам в таких делах? Это перспективный рынок или пузырь?

Так что участвуем в этих делах, да. Мы потихонечку пилим свой продукт. Сейчас выходит и происходит много ерунды. Я без особого фанатизма отношусь.

Например?

Ну, раскрутка денег на ICO.

Ты купил себе биткоины?

Да, у меня есть некий портфельчик.

Вовремя купил или так себе?

Я не умею покупать. Нет. Если я пытаюсь играть на курсах, то теряю. Я покупаю на пике и продаю в самой яме и нормально теряю деньги.

У тебя же развита интуиция, чего не хватает? Почему так? Не можешь чего-то предугадать или азартен слишком?

Оно просто не работает. Я не знаю. Поэтому, когда в декабре был сильный рост биткоина, я уже пытался проворачивать обратные истории. Интуиция мне подсказывает, но в этом сегменте она с точностью до наоборот выдает результат. Если мне хочется что-то купить, значит идеальный момент этого не делать.

А технологии будущего? Так. Что в ближайшее время будет популярно?

Машинное обучение, голосовые ассистенты, блокчейн.

Люди станут киборгами? Когда будет совмещение человека с машиной?

Apple AirPods — это прекрасное совмещение человека с гаджетом. Уже есть. Идея та же самая. Просто оно не имплантируется, а вставляется и вынимается.

А ты сам что бы придумал? Мне, например, иногда хочется, чтобы монитор был у меня под веком.

Это либо под веками, либо как-то ещё. Я хочу, чтобы не нужно было носить с собой смартфон и на него смотреть постоянно. Должно быть достаточно большое изображение, которое можно видеть прямо перед собой. Могут быть какие-то очки с проекторами или модификация сетчатки. Но это всё ещё маленькая штучка, в которую надо тыкать пальцами. Смартфоны же стали больше, чем прежние кнопочные телефоны.

И если мы не будем себя модифицировать, то станем, грубо говоря, домашними котами будущих роботов. Илон Макс в одном из своих интервью говорил, что скоро люди перестанут понимать машин без внедрения технологий в их собственный организм. Что ты думаешь по этому поводу?

Апгрейд тела человека будет осуществляться, но не механически, скорее, речь о редактировании генома. Да. Это будет не пользовательская история, а про здоровье, про более серьёзные вещи. Не чтобы музыку включить силой мысли или с машиной соединиться. Волосы будут перекрашивать не краской, а геномом, можно будет сделать, чтобы они у тебя закудрились на всю жизнь. Потом дойдет до редактирования того, что ты хочешь в себе поменять: цвет глаз, например. Специалисты по татуировкам станут специалистами по косметическому редактированию генома.

Если татуировщики будут редактировать геном, именно отвечать за красоту, то мобильные разработчики что? Какое место мобильных разработчиков будет в этой системе?

Интерфейсы сохранятся. Станут генными разработчиками. Соответственно, будут не мобильные разработчики, а какие-то ещё другие разработчики. То есть они явно перестанут быть основными интерфейсами. Разработчики проекционных интерфейсов в глаз.

Какие дальнейшие планы? Куда движетесь сейчас? Как видишь компанию через 10 лет?

Мне ещё никто не ответил, как он себя видит через 10 лет, но я скажу. Я, конечно, сам люблю на собеседовании такое спросить. IT-компанию со своим производством и своими продуктами. Я хочу построить глобальный холдинг в России. Недавно у меня родился план построить университет и город, но это долгосрочно. Всё это будет замешано в большой бурлящий котёл. Да, город было бы интересно построить.

Умный город?

Красивый! Зачем умный?

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть