Главная » Hi-Tech » От склада в квартире до 200 зоомагазинов по стране: история сети Petshop

От склада в квартире до 200 зоомагазинов по стране: история сети Petshop

Основатель Олег Корчагин — о том, как устроен рынок зоотоваров в России и будет ли успешным новый бизнес в этой нише.

В закладки

Теперь Petshop открывает по 40 магазинов в год и принимает от 150 тысяч заказов через интернет-магазин в месяц. История онлайн-магазина товаров для животных Petshop начиналась в 2007 году в квартире на юго-западе Санкт-Петербурга.

Основатель Олег Корчагин рассказал vc.ru, как начинал строить бизнес без инвестиций, почему пять лет не хотел открывать офлайн-магазин и как компания пережила экономические кризисы.

Свой бизнес в 23 года и помощь конкурентов

Поработав в крупной компании несколько лет, Корчагин понял, что его не привлекает корпоративная карьера, и решил открыть своё дело. В 2007 году Олег Корчагин работал младшим сотрудником в государственной фирме и получал зарплату в 13 тысяч рублей.

Будущему предпринимателю хотелось создать социальную сеть или сложное приложение, но он не был программистом. В начале двухтысячных годов развивались такие проекты как Facebook, а в России появился «ВKонтакте» и Avito. Тогда Корчагин решил, что его будущий проект будет связан с электронной коммерцией.

Детей у него не было, зато дома ждал пёс Рональдо. Он выделил две сферы возможного бизнеса — товары для детей и для животных. Поэтому он решил открыть интернет-магазин зоотоваров.

Себестоимость кормов предприниматель сравнил с ценами в магазинах и понял, что продавцы завышают стоимость — по его мнению, товары можно было продавать на 20% ниже. Корчагин провёл собственное исследование — нашёл в интернете поставщиков кормов для животных и узнал цены на продукцию.

Потому что для хозяев своих питомцев покупка корма — регулярный и необходимый процесс. Я был уверен, что онлайн-магазин с товарами для животных будет прибыльным. Кроме того, своей овчарке я покупал корм в мешках весом 15 кг или 20 кг. А значит, спрос должен быть постоянным. Интернет-магазин с доставкой избавлял людей от этой проблемы. Их было тяжело носить.

Олег Корчагин

Корчагин привлёк к проекту двух своих друзей — Валерия Сиротина и Николая Рябинкина.

У ещё одного друга Сергея была квартира на юго-западе Санкт-Петербурга — она стала складом для приёма и фасовки товаров.

Но едва узнав, что предприниматель хочет открыть свой интернет-магазин, поставщики отказывали — считали дело несерьёзным. Затем Корчагин стал договариваться с поставщиками кормов и других товаров — звонить на найденные в интернете номера телефонов и пытаться сделать заказ.

Получать расценки на товары и первые скидки стало проще. Тогда партнёры придумали легенду — звонили и представлялись владельцами несуществующего зоомагазина.

Существовали компании, работавшие по 15-20 лет в этой сфере, с большими розничными сетями магазинов и оптовыми направлениями. В 2007-2008 годах рынок товаров для животных уже был сформирован. Однако тогда они были консервативно настроены по отношению к бизнесу, ещё не осознавали перспектив развития в интернете.

Мы познакомились с владельцами крупной сети зоомагазинов, и они провели для нас экскурсию по складу, рассказывали, как работает этот бизнес, советовали не открывать розничных магазинов, так как этот рынок перенасыщен.

Как следствие, мы и те люди, которые поверили в перспективность развития интернет-бизнеса, стали гораздо прогрессивнее и сильнее традиционных розничных компаний.
А теперь наш проект — их самый крупный конкурент.

Олег Корчагин

Как работал магазин в первые годы

Директе» и стали ждать заказов. Партнёры создали сайт с помощью коробочного решения «Неткат», купили первую рекламу на «Яндекс. Онлайн-магазин назвали Petshop.ru.

Точную сумму вложений основатель Petshop не помнит. На начальном этапе вложения в бизнес были минимальные, из собственных накоплений.

Купленное грузили в машину и доставляли в квартиру-склад. Весь день партнёры принимали заказы по телефону, а на следующее утро ехали на склад покупать товары по списку.

Офис компании Petshop в 2018 году

Корчагин и его друзья развозили корм по всем районам Петербурга. На месте распределяли, кто по какому адресу поедет доставлять. Так повторялось каждый день. От клиентов получали деньги, на которые на следующий день снова покупали товары на складе.

Мы компенсировали это тем, что готовы были покупать мало, но регулярно. Мы закупались у поставщиков мелким оптом, и они ругались. В первый день заказов не было, но следующий день был один заказ, потом опять не было, а затем два заказа. К тому же не пользовались услугой доставки — сами забирали свои заказы со склада. Так мы и развивались.

Олег Корчагин

Однако всю прибыль партнёры вкладывали в развитие дела и жили на накопленные средства. В первый месяц работы выручка онлайн-магазина составила около 15 тысяч рублей, а во второй — 30 тысяч рублей.

Также они наняли двух сотрудниц на должность операторов колл-центра. Через несколько месяцев основатели магазина сделали первое крупное вложение — купили стеллажи, которыми заставили все свободные комнаты в квартире, и 200-400 кг корма впрок.

ТСЖ запретило нам пользоваться лифтом, и я заработал грыжу, поднимая тяжёлые мешки. Впоследствии вся квартира напоминала советский балкон, сложно было передвигаться — повсюду были товары для животных.

На этом чувстве мы привлекали людей — они работали на минимальных зарплатах, но хотели успеха, глаза у всех горели. Мы строили дело на энтузиазме, уже тогда я верил, что бизнес будет большим, и рассказывал об этом всем сотрудникам.

Будучи частью команды, она сделала очень многое для компании, а позднее она вышла замуж за моего партнёра. Одна из первых девушек-операторов с нами до сих пор.

Олег Корчагин

Реклама

Также основатели Petshop покупали рекламу в метро, но, по их словам, она оказалась неэффективной. Для продвижения магазина использовали разные рекламные каналы — расклеивали листовки, раздавали флаеры с номером своего телефона в местах выгула собак. Самым эффективным каналом продаж оказался «Яндекс.Директ».

К сожалению, эти показатели у меня не сохранились. В нашем сегменте первые год-полтора никто не пользовался «Директом», поэтому ставки были достаточно низкие, а CTR и конверсия очень высокой.

Олег Корчагин

Работало сарафанное радио: клиенты просто делились со знакомыми номером телефона магазина, рассказывая, что «у этих парней самые низкие цены, и они привозят корма на дом». Корчагин замечал, что часто люди обращались к ним за товаром, даже не зная, что у магазина есть сайт.

Предприниматели также использовали Google Adwords, однако сейчас чувствуют, что этих инструментов недостаточно.

В 2018 году фестиваль в Москве посетило 40 тысяч человек, а в Петербурге — 15 тысяч человек. С 2017 года они стали проводить собственный фестиваль, посвящённый домашним животным, — Petshopdays. Помимо этого, Petshop работает с блогерами, питомниками, приютами для животных, поддерживает зоозащитников и в целом уделяет внимание социально ответственным проектам.

В 2008 году случился кризис, однако, по словам основателя, он не повлиял на работу компании.

В чём-то кризис даже помог — люди начали искать, где можно покупать товары дешевле, и находили нас. Тогда бизнес был ещё слишком мал, к тому же у нас были самые низкие цены на рынке.

Олег Корчагин

Развитие офлайн-магазинов

К тому моменту компания работала уже пять лет и насчитывала около трёхсот сотрудников. Первый офлайн-магазин Petshop открылся в Санкт-Петербурге лишь в 2013 году. Сменив несколько офисов, партнёры переехали в бизнес-центр на Петроградской стороне.

Поэтому наотрез отказывался их открывать. Я считал классические магазины пережитком прошлого — неэффективной и нерабочей моделью бизнеса. Но изучив опыт разных компаний, мы поняли, что существует много товаров, которые плохо продаются через интернет, но хорошо — в офлайне.

А ещё есть товары, которые сложно купить, не потрогав, например, одежда или игрушки. Это товары импульсного назначения, когда клиент принимает решение о покупке в момент, когда смотрит на товар.

Мы стараемся не забывать и про отдельную категорию клиентов, которая никогда не будет заказывать в онлайне, им удобнее посетить магазин формата «у дома».

Олег Корчагин

По словам Корчагина, к тому моменту Petshop уже был одной из крупнейших компаний в Санкт-Петербурге. Магазин открыли на улице Савушкина, 127.

Магазину у Petshop двух форматов — средние (от 70 до 80 м²) и маленькие (от 40 до 50 м²). Ассортимент в офлайн-магазинах формируется с помощью матрицы товаров — продуктов, которые по статистике продаются чаще всего. Особенность Petshop в том, что цена на товары одинакова везде: и в онлайн-, и в офлайн-магазинах. По словам Корчагина, компания не видит смысла открывать магазины большей площади, чтобы не переплачивать за аренду.

Однако через несколько лет работы компании решили продавать и ветеринарные препараты. С момента открытия интернет-магазина партнёры продавали не только корма для животных, но и другие товары — игрушки, аксессуары и одежду для животных. Для этого потребовалось получить ветеринарную лицензию и нанять в штат ветеринарного врача.

По словам Корчагина, количество заказов даже выросло, но также возросла и цена закупки товаров зарубежного производства. Кризис 2014 года сказался на компании сильнее, чем в 2008 году.

В кризисный год в долю компании вошёл новый партнёр и вложил инвестиции, сумму которых основатель магазина не раскрывает.

Чаще всего в Petshop покупают корма для животных. Сейчас компания выполняет более 150 тысяч заказов в месяц. Корчагин уверен, что так происходит во всех зоомагазинах любой страны.

Бизнес растёт, но маржинальность падает

Некоторые процессы удаётся оптимизировать за счёт ИТ-решений, например, на складе — программа распределяет маршруты между водителями, тогда как раньше это делали сотрудники компании вручную. Компания думает о способах сокращения расходов и оптимизации.

Я верю в аутсорс, и мы планируем передать на аутсорс кадровое делопроизводство. Сейчас у нас много идей того, как мы можем сократить количество персонала в нашей компании.

Олег Корчагин

Из 2500 сотрудников Petshop 800 сотрудников работают в отделе логистики. Однако основатель утверждает, что не доверит сторонним компаниям логистическую службу, ведь логистика — одно из конкурентных преимуществ магазина.

Также пользователи сайта упоминают, что в компании сотрудникам платят серую зарплату. Работа в Petshop не самая простая — по данным анонимных отзывов на сайте pravda-sotrudnikov.ru, в отделении колл-центра компании строгие правила: регламентированные часы перерывов и высокие штрафы. На вопросы vc.ru о серой зарплате Корчагин отказался отвечать.

Когда сотрудника устраивает работа, ему не придёт в голову писать хорошие отзывы. Комментарии в интернете всегда пишут только недовольные. Насколько я знаю, так работают во всех колл-центрах серьёзных компаний. В колл-центре есть перерывы, но они жестко регламентированы. Я знаю организации, в которых ещё более жесткие правила работы.

Олег Корчагин

Не смотря на рост торговой сети (в год открывается около 40 магазинов по России), маржинальность Petshop падает, говорит Корчагин.

Сейчас по основным брендам мы торгуем в минус. Все сравнивают цены в интернете — соответственно, компании-конкуренты ведут ценовую войну. Игрушки и аксессуары имеют более высокую маржинальность. Продажа кормов премиум-сегмента практически не приносит прибыли.

Олег Корчагин

В 2010 году в Petshop запустили собственное оптовое направление. При создании бизнеса партнёрам пришлось столкнуться и с трудностями. Однако через семь месяцев сотрудники, которые занимались разработкой направления, уволились и создали компанию-конкурента, полностью скопировав своё прежнее место работы.

Когда сталкиваешься со сложностями, всегда можно что-то придумать, вложить немножко души, и всё получится. Я не расцениваю это как трудность. Мы собрали новую команду, а эти люди через несколько лет закрыли дело. Хорошо, что сотрудники ушли, значит, так было нужно.

Олег Корчагин

Из-за этого клиенты не получали вовремя заказы и жаловались в колл-центры и в интернете. Порой основатели компании не успевали за её ростом: объём заказов превышал количество сотрудников, которые могли бы справиться с работой. Этот опыт показал руководству, что логистика — одна из самых важных отраслей в бизнесе, вспоминает Корчагин.

Сотрудники Petshop

На протяжении 2018 года Корчагин с партнёрами занимается строительством завода по производству кормов для животных. Сейчас у Petshop 200 магазинов по всей стране и более 15000 заказов через интернет-магазин в месяц. По словам основателей, при заводе будет обустроена научная лаборатория, а на производство сможет попасть любой желающий, зарегистрировавшись на экскурсию. Запустить завод планируют в начале 2019 года.

К сожалению, наши потребители с предубеждением относятся к продукции российского производства. Отношение потребителей меняют кризисы — люди ищут более дешёвую альтернативу привычным товарам. Мы хотим изменить мнение людей о качестве российских кормов и создать хороший продукт премиум-сегмента.

Олег Корчагин

#история #petshop #животные


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Создатель магазина неофициальных приложений для iOS Cydia отключил покупки и рассказал о планах закрыть проект

Создатель магазина неофициальных приложений для iOS Cydia отключил покупки и рассказал о планах закрыть проект — Сервисы на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Разработчик планирует закрыть сервис из-за ...

Как Samsung готовится к Новому году с 5G

Именно это уже вскоре станет одним из главных событий в индустрии высоких технологий. В Новом 2019 году потребители смогут ощутить преимущества сетей 5G. Кроме того, помимо технической возможности обеспечения соответствующей скорости операторами, необходимы также и телефоны, которые поддерживают сети пятого ...