Главная » Hi-Tech » От неудачного бизнес-плана до первого миллиона: история медиа «Минфин»

От неудачного бизнес-плана до первого миллиона: история медиа «Минфин»

Автор издания MC Today Виталий Шкиль узнал у основателей «Минфина», как они сделали одно из немногих прибыльных украинских СМИ.

Сергей Виндерских, Иван Евтушенко и Евгений Измаилов

В разгар кризиса 2008 года трое университетских друзей Иван Евтушенко, Евгений Измайлов и Сергей Виндерских запустили финансовое медиа «Минфин». Они инвестировали в него почти все сбережения и рассчитывали спустя год-два стать миллионерами, но просчитались с бизнес-моделью.

Бизнес держался на плаву, но о миллионах можно было только мечтать. Едва медиа стало прибыльным, как грянула вторая волна кризиса, и друзьям снова пришлось думать, как выжить. Им это удалось, сейчас оборот «Минфина» — €1 млн.

Конец 2008 года основатели «Минфина» вспоминают уже спокойно. Но десять лет назад финансовый кризис резко изменил жизнь предпринимателей. До медиабизнеса Сергей, Иван и Евгений в партнёрстве занимались консалтингом, помогая населению в выборе финансовых продуктов.

Но в 2008 году всё резко изменилось. 13 октября правительство ограничило кредитование населения, «а на следующий день мы остались без работы», — вспоминает Иван.

Спасение утопающих стало делом самих утопающих. И друзья решили применить финансовые знания в новой сфере. От предыдущего бизнеса остался полурабочий сайт. Сергей предложил основать медиа, которое будет рассказывать о финансах понятным языком. Альтернативных идей не было, и друзья рискнули. Так появилось медиа «Минфин».

Лидером в сегменте финансовых медиа тогда было издание Finance.ua. В 2008 году посещаемость «Минфина» достигала 80 тысяч визитов в месяц, тогда ресурс решил навязать конкуренцию лидеру.

На запуск нового бизнеса партнёры потратили $60 тысяч из личных накоплений. Следующие четыре года друзья продолжали инвестировать в медиа — как оборотные деньги, так и личный доход вне «Минфина».

Отбивать затраты партнёры рассчитывали с помощью медийной рекламы. Выходцам из финансового мира медиабизнес казался лёгкой прогулкой по цветочному полю.

Посмотрели прайс Finance.ua, умножили на посещаемость и прикинули, что быстро станем миллионерами.

«Анализировали как большие эксперты в медийном рынке», — с юмором дополняет Евгений.

Но реальность отличалась от ожиданий. Например, партнёры даже не догадывались, что рекламодатели постоянно получают скидку до 70%, и доход издания намного скромнее того, что они себе представляли. Со статусом миллионеров пришлось подождать несколько лет.

50 тысяч лидов в месяц

Первые несколько лет медиа-дебютанты работали как агрегатор финансовых новостей. Контент для публикаций основатели искали и выбирали самостоятельно. Полноценная редакция у «Минфина» появилась только в 2013 году.

В кризис спрос на информацию о финансах вырос. Валютные скачки и непонимание завтрашнего курса гнали людей в интернет за новостями. «Минфин» организовал им виртуальную переговорную — чат, где люди обсуждали новости и обменивались инсайдами.

Кризис помог финансовому ресурсу выжить в первые годы существования. Весной 2009 года посещаемость ресурса достигла десяти тысяч пользователей в месяц, и компания занялась поисками рекламодателей.

Рекламных денег хватало на зарплаты и реинвестирование, но вопрос заработка оставался открытым. Друзья решили не хитрить и применили опыт похожих зарубежных проектов. Часть модели скопировали у российского медиа Banki.ru, что-то подсмотрели у польского ресурса Money.pl. «Получился гибрид», — говорит Евгений.

Кроме медийной рекламы, «Минфин» начал продавать клиентам лиды. В отличие от баннерной или тизерной рекламы, лидогенерация обеспечивает переход конкретного клиента на сайт рекламодателя с целью заказать продукт.

На сайте «Минфина» предприниматели разработали раздел с так называемыми банковскими пакетами. Финучреждения размещали информацию о кредитах, депозитах, адреса отделений и банкоматов. «Минфин» эту информацию систематизировал, предлагал пользователям сравнить процентные ставки в разных банках и прямо на сайте заказать кредитную карточку.

Если схема срабатывала, банк за каждого полученного клиента платил комиссию «Минфину». Также на сайте можно было связаться с банком по горячей линии.

Пресс-секретарь «Кредобанка» Виктор Гальчинский постоянно отслеживает комментарии клиентов на странице банка в «Минфине». «Клиент обращается публично, только если ему никто не смог помочь, или ситуация требует индивидуального рассмотрения», — говорит он.

В 2012 году партнёры основали партнёрскую сеть Finline — площадку для веб-мастеров, которые собирали трафик для украинских банков на других сайтах. Но банки ещё не понимали, зачем это им. Предпринимателям пришлось самостоятельно объяснять, почему выгодно покупать лиды.

Следующий год предприниматели оббивали пороги финансовых учреждений, доказывали, что схема работает. Упорная коммуникация дала результат спустя год. Появились первые контракты, которые потянули за собой и других клиентов.

С «Минфином» начали работать «Дельта банк», «Приватбанк» и другие. «», — вспоминает . Компания обслуживала десяток клиентов в месяц, генерируя им в сумме 50 тысяч лидов.

В 2013 году банки поняли, что СРА — это выгодно, и рынок начал быстро расти.

Для привлечения трафика на сайт владельцы использовали только контекстную рекламу. Сегодня поисковики обеспечивают половину посетителей «Минфина», а доля прямых переходов — 40%. От серого трафика компания отказалась намеренно. «Понимали, что подсядем на иглу, а результата не будет», — объясняет Евгений Измалилов.

Дела в бизнесе шли настолько хорошо, что партнёры привлекли иностранного инвестора. Его имя и размер вложений партнёры не раскрывают. Но денег им хватило, чтобы создать платформу для обработки и анализа лидогенерации, наконец-то собрать полноценную редакцию и не погибнуть в течение следующего года. «2013 год был для нас самым успешным», — говорит Сергей Виндерских.

Клиенты перестали платить

В 2014 году повторилась история 2008 года. Меньше чем за год курс доллара вырос с 10 гривен за доллар до 30. Начались громкие банкротства. Банки, которые выжили, переживали кризис ликвидности и затормозили выдачу кредитов, население прятало валюту под матрац. Банкам было не до рекламы в интернете.

У предпринимателей были наполеоновские планы на 2014 и 2015 годы. Получив инвестиции, они приготовились к рывку: расширили штат, сформировали редакцию. Но выручка бизнеса стремительно сократилась. «Эмоций было много, но только негативные», — вспоминает Сергей.

Компания приводила банкам клиентов, только те после отправленной заявки на кредит исчезали. Конверсия лидов могла достигать 0,1%, банки отказывались платить. Как посредник Finline платил веб-мастерам за трафик наперёд, а от банков ждал постоплаты.

«Мы попали в кассовый разрыв в несколько сотен тысяч долларов», — вспоминает Евгений.

В очередной кризис предприниматели стали снова искать возможности. Как и пять лет назад, интерес населения к валютным делам вырос, и трафик на сайт увеличился в четыре раза. «Впервые за шесть лет мы обогнали Finance.ua», — говорит Иван.

Компания вернулась к началу пути и начала снова продавать медийную рекламу. Лидогенерацию после двух лет как направление заморозили. Медийка не компенсировала потери, но позволяла бизнесу оставаться на плаву.

Ещё одно антикризисное решение предприниматели снова подсмотрели в России. В банковских пакетах на сайте они начали продавать заявки не на кредиты, с которыми у банков были проблемы, а на депозиты. Именно в денежной массе те и нуждались.

«Банки готовы были платить за тех, кто принесёт им деньги», — объясняет Евгений.

Но появилась новая проблема — люди неохотно заполняли анкеты. «Не все соглашались в кризис указывать в заявке: хочу разместить $20 тысяч», — продолжает Евгений. Ситуацию решили с помощью бонусов. Все, кто приходил в банк благодаря «Минфину», получали дополнительные 1-2% годовых.

Сегодня друзья считают, что пережить худшие времена помогло понимание рынка, лояльность аудитории, которая искала на сайте советы, и финансовая подушка от инвесторов. «Без неё как-то бы выгребли, но было бы гораздо сложнее», — вспоминает Евгений.

Банки снова открыли кредиты

В 2015 году партнёры замерли в ожидании. На протяжении года они наблюдали за развитием рынка и осенью рискнули снова продавать лиды. Полноценно направление заработало в начале 2016 года. «Банки начали кредитовать население и пошли нам навстречу», — говорит Иван.

Летом того же года партнёры решили, что с них достаточно конкуренции с Finance.ua, и купили сайт. Несмотря на схожую тематику, аудитория ресурсов пересекалась только на 15%.

«Российские акционеры были рады продать долю в украинском сайте», — говорит Сергей. 25 человек из штата Finance.ua и украинский акционер ресурса перешли в штат «Минфина». Бывший владелец Finance.ua уволился оттуда через полгода.

Позиционирование двух медиа разделили. «Минфин» — сайт для малого бизнеса, отвечает на вопрос, куда инвестировать сбережения. Finance.ua — для населения, Сергей называет его финансовым супермаркетом, куда читатели приходят, чтобы сравнить стоимость продуктов разных банков.

Сегодня месячная посещаемость обоих медиа составляет 4 млн уникальных визитов в месяц. По оценке основателей, в сегменте финансовых медиа они контролируют половину рынка. Придя в себя после кризиса, бизнес снова приносит прибыль. Годовой оборот компании в 2017 году составил €1 млн. В первом бизнес-плане 2008 года предприниматели ошиблись. Но миллион всё же заработали.

#медиа #маркетинг


x

Ещё Hi-Tech Интересное!

9 правил партнера, который хочет развить, а не развалить бизнес

Чтобы не обделаться и не разойтись через полгода с битой посудой, мы спросили у ребят из Стереомаркетинга — как они делают бизнес уже 5 лет и при этом даже не удосужились заключить какой-то договор товарищества. Долго работая поодиночке в роли ...

Четыре стратегические ловушки на пути к успеху компании

Четыре стратегические ловушки на пути к успеху компании Ловушка 1: видеть себя успешной компанией, определяющей рынок Заблуждение заключается в том, что компания может доминировать на рынке, определяя дальнейшее развитие не только самой себя, но и отрасли. Лидер рынка может пользоваться ...