Hi-Tech

От немецкой аптекарской лавки до всемирной косметической империи: история Schwarzkopf

Первые шаги Ганса Шварцкопфа

Поначалу он занимался продажей уже знакомых всем средств — в 1898 году в Берлине Шварцкопф открыл небольшую лавку «Краски, лекарства, духи». Один из самых известных производителей средств для волос Ганс Шварцкопф был потомственным химиком и фармацевтом.

Ничего подобного в лавке Шварцкопфа не нашлось. Как гласит история, одна из клиенток магазина, вернувшись из Англии, попросила продать ей шампунь в пакетике, которым она пользовалась в Лондоне. Однако у владельца появилась идея создать нечто похожее самому.

На разработку новинки у фармацевта ушло пять лет, после чего был представлен первый растворимый в воде порошковый шампунь Schaumpon фиолетового цвета с запахом фиалки.

Кроме того, он пришёл на помощь и тем, кто всё ещё втирал в волосы натуральные продукты — яйца, молоко или пиво. Товар быстро стал популярным, составив достойную конкуренцию дорогим маслам и жёсткому мылу для мытья волос, которыми пользовались обеспеченные немки.

Но уже через год порошковый шампунь появился во всех аптеках Берлина, а вскоре вышел и на международный рынок. Сначала новинка продавалась только в аптечной лавке самого Шварцкопфа и стоила 20 пфеннингов (центов) за упаковку. Первые поставки были совершены в Голландию и Россию.

Ганс Шварцкопф решил использовать в виде торговой марки собственную фамилию, которая переводилась с немецкого как «чёрная голова». В 1903 году у бренда появились название и логотип. А Schwarzkopf — первым косметическим брендом в Германии. Порошковый шампунь стал первым фирменным продуктом, представленным на рынке красоты.

Так его товар официально стал первым в мире порошковым шампунем. В отличие от безымянного англичанина, который раньше немца придумал порошковый шампунь, Шварцкопф с самого начала проявил маркетинговую смекалку и запатентовал свой продукт. Кроме того, талантливый изобретатель придумал слоган своей компании: «Только лучшее для ваших волос!» Удивительно, но спустя столько лет эта фраза продолжает оставаться главным лозунгом бренда.

Так он добавил в состав миндальное масло и пантенол, чтобы смягчить волосы после мытья и сделать их более гладкими. Химик продолжал совершенствовать свою продукцию, задавшись целью разработать шампунь, который бы не только очищал волосы, но и оздоравливал их. Успех подтолкнул Шварцкопфа отказаться от аптечных и сопутствующих товаров и полностью посвятить себя выпуску средств по уходу за волосами.

Спрос по-прежнему превышал предложение. Уже через год фармацевт открыл завод по производству шампуня. Главная причина такого ошеломительного успеха была банальна — у бренда не было конкурентов. Поэтому через четыре года появилась ещё одна фабрика. Компания Schwarzkopf была монополистом на рынке.

Химик активно добавлял в продукты целебные травы и различные ароматы. Вместе с ростом популярности увеличивался и ассортимент. Так появились ромашковые, травяные, берёзовые и другие шампуни — всего восемь наименований.

Ни у немцев, ни у европейцев не было денег и возможности следить за волосами так же тщательно, как раньше. Казалось, талантливого изобретателя не остановить, однако началась Первая мировая война, и производство прекратилось. Люди стали экономить, и в первую очередь на косметике — шампуни перестали быть востребованы.

Трудно было найти в то время немца, который бы не пользовался шампунем от Ганса Шварцкопфа. Но как только война закончилась, фабрики заработали снова. Однако бренд постигла другая беда — в 1921 году немецкий химик внезапно скончался от сердечного приступа. Всего за пару лет компании удалось восстановить довоенные масштабы производства.

Новинки от Shwarzkopf

Им не только удалось сохранить дело мужа и отца, но и приумножить бизнес. После смерти основателя управлять компанией стали вдова Шварцкопфа и его старший сын, Ганс-младший. В 1927 году вышла революционная новинка бренда — первый в мире жидкий шампунь. Немалые бюджеты выделялись на продвижение средств — в 1925 году на рекламу компания Schwarzkopf потратила около 3 млн марок (€1,4 млн).

В отличие от его предшественника, жидкий шампунь не вызывал аллергических реакций и пенился. Несмотря на популярность порошкового средства, всё чаще клиенты жаловались на некоторые его неудобства. В течение года Schwarzkopf предложила покупателям сразу несколько вариантов нового шампуня. Но главное, новый флакон имел дозатор, а значит, делал использование гораздо более экономичным, что не могли не отметить расчётливые немцы.

Филиалы компании стали открываться по всему миру. В то же время бренд, успешно зарекомендовавший себя как новатор на рынке косметики, открыл первый учебный центр для парикмахеров в Берлине — «Институт по уходу за волосами» и построил новые производственные мощности.

В начале 1930-х годов бренд уже не только продавал свои товары в магазинах, но и стал тесно сотрудничать с парикмахерскими и салонами красоты. Не прошло и года с момента появления жидкого шампуня на рынке, как компания выпустила и запатентовала очередную новинку — первый в мире кондиционер для волос. До сегодняшнего дня компания является одной из самых востребованных среди профессионалов.

В 1933 году компания представила новое средство для волос Onalkal — первый на рынке шампунь без щелочи. Несмотря на очевидные успехи, бренд не собирался почивать на лаврах — внутри Schwarzkopf по-прежнему кипела исследовательская работа.

Именно это открытие легко в основу всех современных шампуней. Первоначально он появился в двух вариантах — сухом и концентрированном, который нужно было разводить в воде в пропорции один к десяти.

Именно в это время компания начала изготавливать отдельные товары специально для салонов красоты. Бренд активно завоёвывал мировой рынок, становясь одним из самых крупных производителей средств для ухода за волосами.

После окончания войны компания потеряла более 200 торговых марок в 27 странах мира по причине экспроприации и запрета на их использование. Даже Вторая мировая война не остановила Schwarzkopf. Однако все эти годы сотрудники бренда продолжали трудиться над запуском новых продуктов, в частности, средства для химической завивки волос.

Средство Onaltherma, выпущенное в 1947 году, позволяло получить желанные локоны без нагревания до 100 градусов, как раньше. Это было точное попадание — в моду вошли локоны, и девушки всего мира искали способ сделать себе прическу, не причинив ущерб волосам.

Вместе с тем появилась и краска для волос Poly Color, которая позволяла изменить цвет волос в домашних условиях. Коробки с продуктом для холодной химической завивки сметались с прилавков магазинов. Всё это окончательно закрепило за брендом славу авторитетного европейского новатора-производителя средств для волос. Средство было признано не только покупательницами, но и профессионалами на многочисленных выставках косметики.

Когда казалось, что удивить косметический рынок уже невозможно, немецкий бренд представлял очередное ноу-хау. Конкурентам приходилось только разводить руками, они просто не успевали за Schwarzkopf. В 1949 году компания выпустила первый в мире крем-шампунь в тюбике Shauma.

О значимости нового продукта говорило то, что в Германии и немецкоговорящих странах слово shauma стало синонимом «шампуня» и прочно вошло в лексикон. Средство стало одним из самых популярных шампуней в истории и самым покупаемым в западной Германии.

Поэтому в 1950 году штаб-квартира бренда переехала из Берлина в Гамбург. Однако экономические и политические разногласия в стране не могли не сказаться на компании. В 1963 году на компанию работало около 2800 сотрудников в Германии.

Первым товаром в этом направлении стал спрей-тоник Gliss, выпускавшийся в стеклянных бутылках. Середина 20 века принесла и новую моду, эпоха рок-н-ролла требовала блеска и сверкания, и это касалось не только одежды, но и волос. И это было только начало. При помощи распылителя можно было придать причёске блеск.

Следующим революционном продуктом от Schwarzkopf стало средство Taft — лак или, как его еще называли, жидкая сетка для волос.

Согласно легенде, лак получил своё название за звук, который издавал при распылении — «tffft». В салонах-парикмахерских новинка появилась в 1955 году, а через год она стала доступна во всех магазинах. С того момента в немецком языке появилось ещё одно слово — taften, что означает фиксацию прически при помощи лака.

Новые разработки были направлены на сохранение окружающей среды. Десятилетие спустя Schwarzkopf стал первым в мире производителем аэрозолей без фреона.

С её помощью можно было менять цвет быстро и безопасно. Бренд всегда старался идти в ногу со временем, поэтому когда в 1960-х годах стало популярным направление хиппи, компания мгновенно отреагировала, выпустив профессиональную краску для волос Igora Royal. Сейчас в каталоге марки находится более 120 оттенков на любой вкус.

Оно позволяло молодёжи экспериментировать с цветом волос в домашних условиях. Но наибольшую популярность заработало средство Igora Toning, выпущенное несколько лет спустя. Также на прилавках магазинов появился оттеночный шампунь Palette. Пенка, менявшая оттенок прически, стала первой подобной в Европе.

В 1975 году продажи Schwarzkopf составили 468 млн немецких марок (примерно €227 млн). Бренд зарекомендовал себя и как один из лидеров в области окрашивания волос.

Специалисты компании впервые задумались, что один и тот же шампунь по-разному действует на разные типы волосы. Ещё одним новаторством стало разделение продукции по типам. И выпустил средства для каждой категории. Именно Schwarzkopf условно разделил людей на обладателей сухих, нормальных и жирных волос.

Новые направления Schwarzkopf

В 1972 году бренд презентовал так называемый «Метод Schwarzkopf» для парикмахеров, который объединил в себе комплексный и индивидуальный подход к каждому клиенту. Не забывала компания и о просветительской деятельности, развивая свои обучающие центры. Мастеров обучали подбирать продукты от ухода за волосами в домашних условиях до использования профессиональных средств в салонах.

Ещё в начале 1970-х годов продукция появилась в Чехословакии. Покорив Запад, бренд Schwarzkopf решил двигаться на Восток и освоить один из самых заманчивых рынков — Советский Союз. К концу 1980-х годов продажи бренда составили почти 622 млн немецких марок (€301 млн). Однако потребовалось несколько лет, чтобы закрепиться на этом рынке — только в 1978 году предприятия Советского Союза «Свобода», «ЛатБытХим» и завод в Краснодаре запустили продукцию Schwarzkopf.

Сумма сделки не раскрывалась. В 1995 году концерн Hoechst, который владел 77% бренда, продал свою долю гиганту Henkel. На тот момент продажи бренда составили около 1,1 млрд немецких марок ( €533 млн). 23% компании осталось в семье наследников Ганса Шварцкопфа.

Для профессиональных стилистов в начале 21-го века было запущено направление Osis для создания причесок. Под новым руководством Schwarzkopf продолжила выпуск новаторской продукции. А в 2004 году на европейском рынке появилась новая торговая марка Got2b.

Для Schwarzkopf это стало хорошей возможностью расширить аудиторию за счёт привлечения молодёжи. Направление зародилось в США под влиянием уличной моды.

Достаточно вспомнить супермоделей: Хайди Клум, которая в 2006 году стала лицом лака Taft, и Клаудию Шиффер, которая не только рекламировала красящие средства, но и совместно с брендом запустила свою линию продуктов по уходу за волосами. В рекламе бренд всегда тесно сотрудничает со звёздами, в первую очередь немецкими.

В 2018 году компания представила новое лицо бренда, им стала немецкая топ-модель Тони Гарнн.

Продукцию бренда можно разделить на два направления: массмаркет и профессиональные средства, выпущенные для салонов-парикмахерских. Сейчас Schwarzkopf представлен примерно в 50 странах мира.

Среди немецкой аудитории наибольшим признанием по-прежнему пользуется марка Shauma от Schwarzkopf. Согласно исследованию “European Trusted Brands”, Schwarzkopf одиннадцать раз был назван читателями журнала Reader’s Digest (ежегодно выбирающего бренды, которым доверяют потребители) самым надёжным.

#какэтобыло

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»