Хабрахабр

От критиков к алгоритмам: как демократия и технократия пришли в музыкальную индустрию

В предыдущих материалах (1, 2) мы говорили про системы, которые влияли на общественный вкус в музыке вплоть до конца 20 века. В этом расскажем о том, как они начали разрушаться.


Фото Spencer Imbrock / Unsplash

Трансформация критики в век мультимедиа

Технологии создали феномен музыкального альбома. Они же и поставили его под угрозу. Первый удар нанесло телевидение. До 1970-х телевизионный эфир не отличался разнообразием, практически все телеканалы западных стран были нацелены на одну категорию людей — офисных работников. Но уже в конце 70-х появилось кабельное телевидение, и владельцы новых кабельных каналов стали смелее в своих экспериментах с форматами вещания.

Канал, ориентированный на молодежную аудиторию, вышел в эфир с похоронным маршем «Video Killed The Radio Star». Главным из таких решений стал запуск MTV 1 августа 1981 года.

Но похороны пришлось отложить. За первые годы вещания компания потеряла $50 миллионов. Музыкальные видео в то время не были популярны, использовались для продвижения альбомных продаж и не воспринимались как самодостаточные произведения искусства. Поэтому первое время эфир телекомпании состоял из не более чем 250 видеоклипов. Но к середине 80-х канал «вышел в плюс» — и стал международным феноменом.

Для того, чтобы выжить в мире ситкомов и спорта, музыка должна была поменяться. Благодаря MTV музыкальный контент начал конкурировать с развлекательными передачами на других телеканалах. Исполнители тратили миллионы на съемки — многие «классические клипы» из 80-х и 90-х до сих пор находятся в списке самых дорогостоящих. Роль музыкальных видео как рекламы для пластинок отошла на второй план — теперь сами клипы старались делать зрелищными, привлекательными, вирусными. Экстравагантные видео привели к массовой популярности таких исполнителей как Мадонна и Майкл Джексон.

В цифровом мире есть лишь одна валюта — человеческое внимание. Цифровая революция дополнительно подстегнула эту конкуренцию. Академическая музыка, поп-клипы, новостные видео, статьи, фотографии, все то, что мы называем «контент», борется за право находиться на экране смартфона или компьютера.

Важность упаковки творческого продукта, бренда исполнителя и контекста, в котором можно его представить, резко возросла. Развлекательный аспект музыки и ее поверхностная привлекательность стали главным индикатором массового успеха.


Фото Simon Noh / Unsplash

На рынке, где с музыкой соперничают сериалы, такой подход поддерживать тяжело. Музыкальная критика «альбомного века» многое унаследовала от академической традиции — в том числе, тенденцию идеализировать абстрактность музыкальных произведений.

Поэтому современная музыкальная критика делает все больший акцент на том, что происходит «вокруг музыки», а некоторые считают жанр альбомной рецензии и вовсе мертвым. Более того, даже в академическом искусствоведении все большую роль играет критическая теория медиа, которая подходит к искусству с материалистической позиции, подчеркивает его социальный контекст.

Феномен массовой популярности

Но главными «убийцами критиков» были голоса обычных людей. Интернет стал по-настоящему демократичной медиа-площадкой, где каждый может высказать свое мнение. Если определенная позиция находит резонанс — она становится более заметной. Коллективное мнение слушателей, каким бы оно ни было, стало слышнее, чем мнение экспертов.

Цифровые площадки с минимальной цензурой уравняли все позиции. Ценность экспертных мнений как таковых значительно девальвировалась за последние 10 лет. Отличия между самиздатом и рецензированной статьей практически исчезли, а популярность стала более важным мерилом успешности контента, чем его качество в глазах экспертов.


Фото Marc-Olivier Paquin / Unsplash

Если раньше рецензии служили руководством к покупке альбома, то теперь физические релизы покупают единицы. Последний удар по классической музыкальной критике нанесли стриминговые платформы. С появлением Spotify и Apple Music послушать работу, которая только что вышла, и сделать собственные выводы по поводу ее качества, может любой.

Алгоритмы и метрики

Немаловажную роль в формировании музыкальной культуры играют рекомендательные алгоритмы. Люди, недовольные «вкусовщиной», доверяют им больше, чем критикам. Одной из первых подобный музыкальный алгоритм разработала соцсеть и онлайн-радиоплощадка Last.fm.

Pandora использовала алгоритмы, которые сравнивают уже сами песни, а не их слушателей. Их алгоритм сравнивал предпочтения слушателей, анализировал жанровые тэги, которые выставляли пользователи, и создавал на этой основе рейтинг. Каждому треку присваивались классификаторы, и на основе этих данных определялась «схожесть» музыкальных композиций.

Похожим образом работает Apple Music. Spotify строит профиль пользовательских предпочтений, принимая во внимание пользовательские действия и поведение — песни, которые люди проматывают; плейлисты, которые они создают.

Пользователь практически не вступает в контакт с музыкой, не соответствующей привычным для него жанрам и направлениям. Процесс поиска музыки на стриминговых платформах «заточен» под индивидуальный вкус, что превращает эту среду в своеобразную эхо-камеру. Шанс совершить случайное открытие в таких условиях меньше, чем при выборе диска или пластинки в магазине.


Фото Nadine Shaabana / Unsplash

Как и в случае со стриминговыми сервисами, привлечь внимание к своей песне на том же YouTube — нетривиальная задача: рекомендательный алгоритм учитывает досматриваемость видео, CTR (показатель, который часто увеличивают при помощи «кликбейта» — сенсационных заголовков и интригующих превью), просмотр пользователями других видео этого же автора, повторные просмотры и другие статистические данные. На мультимедиа-площадках ситуация обстоит немного по-другому.

Чем больше видео смотрят пользователи, тем больше рекламы им можно показать, и тем легче предлагать им другие ролики, которые будут гарантированно просмотрены до конца. Бизнес-мотивация YouTube понятна — их главной целью является удержание аудитории на своей платформе.

Даже если клип будет набирать просмотры, не имея «кликбейтного» превью и сенсационного названия, ему все равно придется конкурировать с самым разнообразным немузыкальным контентом, создатели которого делают все возможное, чтобы поднять популярность своих каналов. Все это значительно усложняет попадание нового музыкального контента в категорию «рекомендованное».

Спасут ли ситуацию кураторы

Платформы пытаются снижать эффект «эхо-камеры» за счет привлечения к процессу «живых» кураторов. Этот подход использует подавляющее большинство стриминговых сервисов. Бывшие журналисты теперь создают авторские плейлисты и тематические подборки. Но с музыкальной критикой эту работу сравнить нельзя: курируемые плейлисты и взвешенные, обоснованные критические эссе — это все-таки не одно и то же.

И, в каком-то смысле, плейлисты выполняют ту же самую роль. Главная задача музыкальной критики — отделять вечное от временного. Но если хорошая рецензия может заставить читателя по-новому взглянуть на композицию или альбом, раскроет ранее не известные факты о музыке или исполнителе, то плейлисты лишены этой дополнительной информационной нагрузки. Сам факт того, что определенная композиция включена в плейлист, говорит слушателю, что она достойна его внимания. В конце концов, слушатель, не понимающий, почему именно он должен заинтересоваться композицией, нажимает кнопку «skip» и возвращается к привычным трекам.

Без музыкальных критиков в их традиционном понимании «работа» по поиску нового и развитию музыкального вкуса ложится целиком на плечи слушателя — приходится самостоятельно искать новые жанры и направления, находить информацию об исполнителях и разбираться в том, «что хотел этим сказать автор». Спасет ли кураторство цифровую дистрибьюцию музыки — неизвестно. К счастью, сейчас вся эта информация гораздо доступнее, чем в эпоху расцвета музыкальной критики.

Наши материалы для дополнительного чтения:

Вышли на пенсию — обсуждаем когда-то популярные аудиогаджеты, которые уже «устарели»
История аудиотехнологий: синтезаторы и сэмплеры
В чем особенности и задачи звукового сопровождения игр
Зоопарк профессий, связанных с аудиоиндустрией
Что происходит на рынке аудиоподкастов
Сверхточная фокусировка звука – чем помогут метаматериалы
Российские ученые записали музыку космических пульсаров
Pay what you want: как эта модель проявила себя в музыке
От критиков к алгоритмам: лейблы, корпорации и музыкальная культура XX века
От критиков к алгоритмам: затухающий голос элит в мире музыки

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»