Hi-Tech

От каталога и поиска до персонального музыкального помощника: как изменилась «Яндекс.Музыка» и что её ждёт в будущем

Интервью с руководителем сервиса Андреем Геваком.

В закладки

В декабре 2019 года «Яндекс.Музыка» раскрыла количество платных подписчиков: с середины 2017 года оно выросло в три раза и достигло 3 млн человек.

Руководитель сервиса Андрей Гевак рассказал, какие приёмы использовала компания для роста, как различаются вкусы аудитории в разных городах и странах и конкуренции со Spotify, если сервис запустится в России.

Коротко о «Яндекс.Музыке»:

— Работает с 2010 года.

— Доступна в 12 странах, включая Россию, страны СНГ, Грузию и Израиль.

— В библиотеке — более 60 млн композиций и 90 тысяч подкастов.

— Платформы: десктопная версия, мобильные версии, «Яндекс.Станция», «Яндекс.Авто».

— Количество активных пользователей в месяц: 15 млн человек.

Расскажете, из какого источника приходило больше всего пользователей и что именно сработало для продвижения? У «Яндекс.Музыки» 3 млн платных подписчиков.

Благодаря ей в «Яндекс.Музыку» пришли те, кто пользуется другими сервисами «Яндекса», входящими в «Яндекс.Плюс». Во-первых, появилась подписка «Яндекс.Плюс».

Это даёт сервису заметный прирост подписчиков, которые приходят и в «Музыку». У «КиноПоиска HD» в этом году появилось очень много классного эксклюзивного контента, в частности четвёртый сезон «Рика и Морти».

Во-вторых, запуск «Плейлиста дня».

Я верю в одну магическую кнопку «Слушать», которая всегда знает, как музыкой усилить эмоции.

«Плейлист дня» стал точкой притяжения — им пользуются более 600 тысяч пользователей каждый день. Порадовать, успокоить, ввести в состояние потока или выдернуть из рутины, и эта «кнопка» всегда тебя понимает.

В этом году запустили «Яндекс.Плюс» в Белоруссии и Казахстане. Мы много работали над развитием сервиса за пределами России и сейчас доступны в 12 странах. С точки зрения развития бизнеса у нас расширилось количество партнёров, тех, кто дистрибутирует контент и подписки.

Например?

Также есть продукты с другими операторами и производителями устройств. С МТС у нас совместный проект по схеме white label, «МТС Music».

Какие DAU и MAU у «Музыки» с учётом веб-версии, приложения и прослушиваний на «Яндекс.Станции» и в «Яндекс.Драйве»?

MAU по «Радару», если просто сложить месячную аудиторию всех платформ, будет сильно больше 20 млн, но я бы предпочёл считать реальных людей, которые заходят с разных устройств, — чуть больше 15 млн. Многие цифры по сервису публичны и видны на «Яндекс.Радаре». Там же видна и дневная аудитория сервиса.

«Музыка» — это продукт ежедневного использования, поэтому ежедневно слушающая аудитория важнее просто DAU (не все посетители слушают). Если говорить про те цифры, которые для нас в команде важнее, — это ежедневно слушающие. И вот здесь заметен активный рост: за год мы подросли по ежедневно слушающим на 35%.

Речь не только о понятном перетекании из веба в мобильные, но и о росте доли новых платформ. Распределение по платформам также постепенно меняется. Каждый месяц к «Алисе» обращаются более 45 млн пользователей, а музыкальные запросы — один из самых популярных сценариев.

Сам он читать пока не умеет. Например, у меня есть сын — маленький, ему на днях исполнилось 5 лет. У нас дома стоит «Яндекс.Станция», он подходит к ней и говорит: «Поставь песни из ’’Человека-паука’’». Если бы захотел послушать музыку, а я дал бы ему телефон, он не смог бы найти и запустить приложение или найти в поиске то, что хотел бы послушать.

В автомобиле мне удобнее не скачивать приложение и подключать его по Bluetooth к мультимедийной системе, а когда музыка уже встроена в аудиосистему, как в некоторых машинах «Яндекс.Драйва». Другой пример.

Не FM-станция, которая одна и та же для миллионов, а мой плейлист. Я сажусь в автомобиль, запускаю бортовой компьютер, и включается музыка из моего «Плейлиста дня».

Как это повлияло на количество платных подписчиков? Недавно сервис ограничил бесплатное прослушивание музыки до 30 минут в день.

Они могут непрерывно слушать музыку полчаса, после этого музыка ставится на паузу и включается инфоблок об ограничениях бесплатной версии. Ограничение в 30 минут включается только для тех пользователей, у кого пока нет подписки.

Им не очень интересно отправлять своё рекламное сообщение тем, кто оставил наушники на столе и ушёл. За музыку бесплатных пользователей «платят» рекламодатели, покупая аудио- и видеорекламу.

Если говорить про влияние на платных подписчиков, именно от этого резких скачков не заметили. Через полчаса мы ненавязчиво спрашиваем, с нами слушатель или нет, если пользователь подтверждает, это важный сигнал для рекламодателей.

В основе «Яндекс.Музыки» — персональные рекомендации. В нашей разработке сотни разных экспериментов, что сейчас актуально для всех слушателей — требование авторизоваться.

Главная причина всё та же: мы очень верим в сервис одной кнопки. Чем больше я взаимодействую с сервисом (слушаю, ставлю лайки исполнителям и трекам, добавляю их в коллекцию или выкидываю), тем лучше он меня понимает. Когда мне не нужно думать, где искать музыку, какой плейлист включить.

На выходе получается музыкальный поток: включи и наслаждайся. Эта кнопка очень простая снаружи, но учитывает тысячи факторов и сигналов, и складываем мы их под ID пользователя. А чтобы его включить, необходимо знать пользователя и понимать его.

Почему первые семь лет аудитория росла медленнее, чем сейчас? Сервис работает с 2010 года, но в январе 2017 года у него было 250 тысяч платных пользователей.

Люди не понимали, что такое подписка и зачем за неё платить. Аудитория хорошо росла, уже тогда были миллионы пользователей каждый месяц, но подписчиков было немного. Где-то в 2016 году случился перелом, в том числе благодаря появлению на рынке крупных игроков.

Музыкальные сервисы стали чем-то большим, чем просто каталог всей музыки.

Кроме того, у тебя может быть одна подписка на комфорт-класс в «Яндекс.Такси», сериалы на «КиноПоиск HD», место на «Диске» и «Музыку». Основная функция музыкального сервиса сейчас — не поиск, а персональные рекомендации. Люди научились платить в интернете и начали доверять свои платежные средства разным сервисам. В сумме это очень выгодно.

Но давайте вспомним, как всё начиналось десять лет назад: пиратство, треки вместо звонка на телефоне, в интернете было очень легко найти и прослушать аудиозапись. В потоке может быть не очень заметно, какой путь мы прошли в музыке.

Время шло, менялась конъюнктура рынка, стали появляться удобные приложения, и мы начали за них платить. Музыканты от этого ничего не получали. В чём-то похожий этап сейчас проживают подписные сервисы на фильмы и сериалы, где за последние годы тоже сильно выросли просмотры подписного контента.

К какому соотношению вы стремитесь? Как распределяется выручка «Яндекс.Музыки» от подписки и от рекламодателей в процентном соотношении?

Сейчас основной источник выручки — подписки. В целом текущее распределение нас устраивает. Точное соотношение назвать не готов, но доля выручки от подписчиков заметно больше, чем от рекламы.

При этом рекламная монетизация важна для бесплатной версии — с нами есть люди, которые по каким-то причинам пока не готовы платить за подписку, и мы даём такую возможность.

Мы придумываем истории вместе с брендами. Реклама сейчас трансформировалась в спецпроектные истории. С Pepsi проследили эволюцию дизайна банок и музыки из разных десятилетий.

При запуске трека включается диджейский пульт с эквалайзером. Мой любимый спецпроект из последних — с Miller (если у вас есть подписка, нужно не забыть разлогиниться, при покупке подписки рекламы нет). Можно кликать по кнопкам и добавлять скретчи в свои любимые треки.

Также в этом году мы добавили возможность покупать аудиорекламу для «Музыки» в «Яндекс.Директе».

Как вы считаете, сколько времени потребуется, чтобы выйти на точку безубыточности? Сервис прибыльный или пока ещё нет?

Мы не раскрываем финансовых показателей по отдельным сервисам, но в финансовой отчётности видно, как направление медиасервисов, куда входят «Музыка», «КиноПоиск» и «Яндекс.Афиша», растёт.

По данным пресс-службы «Яндекса», в третьем квартале 2019 года выручка медиасервисов увеличилась на 123% год к году — в основном за счёт видеорекламы в «Кинопоиске» и заработка сервисов подписок.

Согласно отчёту «Яндекса» за 2018 год, выручка медиасервисов в 2018 году составила 1,9 млрд рублей, скорректированный операционный доход — -845 млн.

справка vc.ru

Сейчас инвестируем в развитие технологий, выходим в новые страны — самая «отдалённая» пока Израиль. Мы много инвестируем в собственное развитие. Кстати, скоро выкатим версию на иврите для приложений «Музыки» на iOS, Android и компьютера.

По словам одного из героев материала, от «Яндекс.Музыки» он получает меньше всего — 6 копеек за прослушивание. Мы недавно выпустили материал о том, сколько получают музыканты за прослушивание песен в разных стриминговых сервисах. Порядок цифр примерно верен? Spotify и Apple Music платят почти в три раза больше.

Принцип понятный: чем больше пользователей слушают музыканта, тем больше денег он получает. Мы не работаем напрямую с артистами, условия сотрудничества с музыкантами определяет агрегатор. На деле сложнее.

На гонорары влияет стоимость подписки в стране: если артист получает гонорары от Spotify, a Spotify пока не запустился в России официально, оплата может считаться, исходя из стоимости подписки в другой стране и быть выше.

«Яндекс.Музыка» даёт выход на очень массовую аудиторию. Важно понимать, что для большинства артистов концерты — главный источник дохода. Мы продвигаем у себя и на «Яндекс.Афише» концерты разных исполнителей: известных и тех, кто скоро такими станет.

Ставка выплат для всех исполнителей одинакова или с лейблами у вас свои соглашения, с платформами для загрузки, которыми пользуется независимый исполнитель, другие соглашения?

Всё равно, независимый это исполнитель или артист лейбла. Ставка выплат для правообладателей зависит от доли в прослушиваниях на сервисе, которая рассчитывается одинаково для всех.

Вы поддерживаете начинающих и не широко известных музыкантов? Есть ощущение, что стриминговые сервисы более дружелюбны к большим и уже известным артистам, а небольшим довольно сложно пробиться в чарты и что-то заработать.

Логика системы рекомендаций устроена так — неважно, кто исполнитель и какой жанр он выбрал для себя, — его музыка найдёт своего слушателя.

Главный критерий — музыка должна понравиться. «Плейлист дня» не промотирует звёзд, он даёт именно ту музыку, которая тебе нравится. Через свой плейлист я открыл СПБЧ, RSAC и других классных музыкантов.

«Плейлист дня» Андрея Гевака

У нас уже довольно давно появилось направление, занимающееся развитием отношений с музыкантами.

Мы снимали клипы с «Комсомольском», Eighteen, группой «2Маши», Иваном Дорном и другими. И со всемирно известными — в этом году в Парке Горького прилёг Ширан, и с теми, кто пока ещё не так популярен, как Эд.

Клип Ивана Дорна

Клип группы «2Маши»

Мы помогаем музыкантам с организацией концертных туров, потому что «Яндекс.Музыка» и «Яндекс.Афиша» плотно интегрированы в друг друга.

В чём ваше отличие? Как вы оцениваете развитие сервиса Boom?

Формируется очень живая среда для развития технологий, появления новых подходов, идей. Мы верим, что конкуренция — это очень хорошо, круто, так и должно быть.

Также отличается главный сценарий входа: для нас это «Плейлист дня», для Boom — поиск музыки, которую уже знаешь. На мой взгляд, в текущем моменте Boom больше про каталог, а «Яндекс.Музыка» — про тебя и твой вкус.

Мы с большим интересом наблюдаем за ребятами и желаем нам всем быстро расти, места на рынке хватит всем.

В чём могут быть проблемы? Почему Spotify всё никак не может запуститься в России?

Сами ждём!

В чём их сложности? Хочется послушать вас — как человека из индустрии.

Но, конечно, этот вопрос лучше адресовать им. Внимательный читатель vc.ru может почитать про их запуск в Индии и больше понять про то, как сложно выходить на новые рынки.

Когда это произойдёт, как и за счёт чего вы планируете конкурировать?

Получаем очень много позитивных отзывов в соцсетях и через поддержку и изучаем, что нам пишут. Мы верим в силу наших рекомендательных технологий и «Плейлиста дня». Я вижу: люди счастливы и благодарны за то, что им больше не нужно искать музыку.

Эта технология уникальна. В ноябре мы запустили «Плейлист с "Алисой"», когда между треками «Алиса» в ироничной манере оставляет интересные комментарии. В развитии голосовых сценариев мы видим ещё одно конкурентное преимущество. Я не слышал, чтобы кто-то из стриминговых сервисов делал подобные штуки.

Мы строим чарты не только для стран нашего присутствия, но даже для разных городов и регионов России. Также мы гиперлокальны. Что пользователей в разных странах СНГ очень многое объединяет, но есть и много различий, особенно в плане того, как люди слушают музыку. Мы знаем, чем отличаются пользователи из России от разных стран СНГ.

В чём разница между жителем Москвы и Благовещенска? Можете привести несколько примеров про локальные особенности. Жителями России и Казахстана?

Почти во всех городах России виден примерно одинаковый набор: Тима Белорусских, Zivert, Billie Eilish. Мы недавно публиковали топ-исполнителей 2019 года. Также есть и различия.

Например, трек года Life от Zivert первыми начали слушать больше всего в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Какие-то города оказываются более чувствительны к трендам.

Понимая эти различия, для Челябинска, Новосибирска и других городов мы запустили специальные локальные плейлисты с суперкрутыми обложками и контентом, актуальным для города. Также в каждом городе есть свои любимые музыканты.

​Обложки для региональных плейлистов 

А ещё есть международность — это чарты специально для Казахстана, Белоруссии, Израиля. Мы у себя внутри это называем гиперлокальностью.

Например, аудитория в Казахстане наряду с международными хитами в 2019 году много слушает Скриптонита, Jah Khalib, V $ X V Prince и «масло чёрного тмина». Мы видим, как разные исполнители «заходят» там.

Различия есть, мы их чувствуем, понимаем и верим, что можем с помощью их отличаться от конкурентов.

Каких исполнителей любят в Узбекистане, Белоруссии и Израиле 

Какие ещё планируете добавить плейлисты, помимо «Плейлиста дня» и «Плейлиста с "Алисой"»?

У нас множество экспериментов с плейлистами, подкастами и тем, как мы стараемся подобрать музыку для человека утром, понять, чем она отличается от вечерней музыки.

Часто в Telegram-чате команды бывают сообщения вроде «эй, что вы там опять подмешали в "Плейлист дня"? Этим занимается отдельная группа ML-разработчиков. Круто получилось».

Также мы тестируем персональный плейлист с подкастами и в целом пытаемся органично соединить музыкальные и немузыкальные аудиосценарии.

Мы экспериментируем, чтобы постоянно улучшать «Плейлист дня», чтобы не заставлять думать и выбирать, а делать так, чтобы кнопка классно работала, учитывая все разные сигналы, которые есть вокруг пользователя. Не все пользователи одномоментно видят эксперименты.

Сколько из них работает над алгоритмами и технической частью, а сколько над тем, что связано с музыкой, — музыкальные редакторы, те, кто общаются с артистами? Сколько всего людей работает над «Яндекс.Музыкой»?

Основная часть команды — разработчики. В «Яндекс.Музыке» больше 100 человек. Чётко провести водораздел между людьми, работающими над «Яндекс.Музыкой», и сотрудниками других подразделений «Яндекса» иногда сложно: нам многие помогают.

С музыкой и артистами работает редакция, группа по коммуникациям с артистами, биздев, маркетинг, пиар, дизайнеры.

В какой момент сознательно решили развивать направление? Как возникла идея добавить в сервис подкасты? С чего начали?

В 2014 году вышел подкаст Serial, и мы понимали, что похожий бум со временем может накрыть и нас. Мы увидели, что подкасты становятся всё более популярными. Но дело не только в трендах.

Согласно нашим исследованиям, главная причина, почему люди слушают подкасты, — желание узнать что-то новое. Вспомните себя, у вас наверняка была ситуация в жизни, когда музыка начинает надоедать и хочется слушать что-то другое, осознанно — не только ради эмоций, а например, ради истории или просто чтобы заснуть под чей-то голос.

Поэтому мы начали создавать свои эксклюзивные подкасты. Сейчас подкасты — самая быстрорастущая часть контента по потреблению. Уже прослушали более 740 тысяч раз. Самый популярный сейчас — подкаст Кати Кронгауз «Истории русского секса».

Сколько составляет прирост год к году?

Количество тайтлов дико увеличилось. Больше чем в десять раз. Сейчас число опубликованных эпизодов подкастов приближается к 90 тысячам.

На повторе часто слушают «Шум моря», это, можно сказать, хит вне времени. Что касается немузыкального контента: мы видим, что выросло прослушивание детских сказок или звуков природы на «Яндекс.Станции».

Нет ли у вас планов выделить подкасты в отдельный сервис?

Если будет необходимость, мы пойдём по этому пути, но пока подкасты быстро растут внутри «Музыки». Думали про это. Я верю, что мы сможем дополнить подкастами и разным другим аудио (особенно коротким) музыкальный поток для тех, кто прямо сейчас немножко устал от музыки и хочет послушать новости, узнать что-то новое или просто посмеяться над потоком шуток.

Какими музыкальными сервисами вы пользуетесь сами, помимо «Яндекс.Музыки»?

Сейчас посчитаю точно, 24. В моём телефоне есть папка, где установлена пара десятков музыкальных приложений. Мне нравится слушать их и наблюдать, как разные сервисы по-разному общаются с аудиторией.

Из примеров:

  • Anghami — очень хорошее приложение, популярное в странах арабского мира.
  • Saavn — приложение для индийского рынка.
  • Китайское приложение Xiami Music — там много интересных продуктовых и визуальных вещей сделано. Недавно открыл для себя: ребята не боятся делать автоплей на все свои плейлисты. А ещё у них есть классная функция с фоновой музыкой: когда её включаешь, интерфейс сменяется горным пейзажем, можно смотреть и наслаждаться.

Очень разные способы коммуникаций и политика пушей. Эти продукты и их витрины отражают культурные особенности регионов и ту музыку, которая там популярна. В китайских приложениях много социальных и групповых механик.

Если бы у вас был неограниченный бюджет и ресурсы, какую функцию вы бы добавили в «Яндекс.Музыку»?

Постоянный доступ к музыке — очень хорошая штука. Есть одна вещь, которую невозможно сделать одночасно в одном сервисе, она требует развития всей индустрии. Раньше музыку невозможно было воспроизводить, и люди специально собирались в концертном зале, чтобы ею насладиться. Музыка всегда и во всём мире прерывалась ограничениями технологического характера.

Потом научились её воспроизводить, но требовался довольно дорогой физический носитель и установка, проигрывающая его, начиная от грампластинки и заканчивая магнитофоном, которая упрощала способ получения этой музыки, но тоже требовала усилий.

Когда всю музыку оцифровали, стоимость копирования произведений стала очень маленькой. Сейчас мы находимся на этапе, где трек можно за пару секунд включить с разных устройств.

Это как с наушниками — раньше были неудобные с проводами, которые вечно запутывались. Поэтому мы видим бум стриминговых сервисов, которые было сложно представить десять лет назад. Что будет дальше? Теперь наушники беспроводные. Вполне очевидно: наушники тебе не будут нужны.

Нет ли у вас планов сделать статистику прослушивания публичной для всех пользователей, как в Last.fm?

В парадигме того, что есть одна кнопка «Play», которая умеет всё, значимость этой статистики для большинства пользователей уменьшается.

Но если читателям vc.ru очень нужна эта функция, напишите в комментариях, почитаем и подумаем. Я думаю, со временем «Алиса» научится вгонять вас в краску, с ухмылкой отвечая на вопрос «что я слушал прошлым летом».

Пока больше фокусируемся на предоставлении информации для музыкантов: им статистика очень важна, чтобы понимать, как зашёл релиз, в какой город ехать с концертом и много чего ещё.

Любопытно узнать, есть ли идеи по развитию. Будет ли редизайн «Яндекс.Музыки»?

Что касается визуального языка, на vc.ru у нас была публикация про то, как мы его придумали и воплощаем.

Сейчас мы работаем над заметным редизайном. Если говорить о мобильной версии, она довольно радикально менялась несколько раз, веб-версия принципиально менялась один раз и развивается поступательно.

Не бывает редизайна ради редизайна: глупо переставлять мебель в квартире и переносить стены, не имея в голове цели, ради которой это делается (рождение ребёнка, необходимость организации библиотеки или домашнего сада).

В 2012 году в старые рамки перестала влезать идея персонализации, и мы радикально переделали сервис. В интернет-сервисах то же самое: редизайн нужен, когда новые идеи не укладываются в старые рамки.

Да. Есть ли у нас великая идея, которой тесно в текущем приложении?

Может ли в будущем «Яндекс.Музыка» превратиться в полноценное медиа или соцсеть, чтобы слушатели вместе с редакцией писали о музыке, концертах, музыкальных фестивалях?

Пока планов превращаться в медиа или соцсеть нет, но всё может быстро измениться. В нашей картине мира «Плейлист дня» и служит музыкальным медиа так же, как и «Плейлист с "Алисой"».

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»