Hi-Tech

От гида по торговым центрам Украины до сервиса планирования круизов в США и других странах

После свадебного путешествия они решили создать планировщик досуга во время круизов CruiseBe, прошли в далласский акселератор Tech Wildcatters и переехали в США. Алексей и Марина Шумаевы – молодая украинская семья.

В интервью для MC Today Алексей и Марина рассказали об идее создания CruiseBe, своих предыдущих проектах, отличиях ведения бизнеса в США и Украине, а также поделились опытом участия в бизнес-инкубаторе.

Первые стартапы пара делала под украинский рынок

На последних курсах они начали встречаться. Алексей и Марина познакомились десять лет назад — вместе учились в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко.

Понимали, что нужно делать свой проект», — вспоминает Алексей. «Работать на кого-то не хотелось. Так как Марина была программистом, а Алексей — маркетологом и дизайнером, решили запустить студию сайтов.

«Мы сделали пару сайтов, но быстро поняли, что хотим запускать стартапы», — говорит Алексей.

Работники могли делиться там опытом и находить клиентов. Первый проект пара запустила в 2013 году: «Это была своего рода социальная сеть для сантехников, нянь, ремонтников и мужей на час — смесь Uber и LinkedIn». Чем-то похожим сейчас занимается Kabanchik.ua.

Из-за неопытности основатели сразу вышли на рынки нескольких стран — Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Но проект так и не выстрелил. И проекту не хватило ресурсов на развитие.

Уже потом поняли, что нужно было начать с одного города», — рассказывает Марина. «На сайте зарегистрировалось около двух тысяч работников, но они были сильно распылены по городам.

«В лучшее время сайт посещали 30-35 тысяч человек в месяц. Следующий проект пары – «ТРЦ-гид», который помогал сориентироваться в торговых центрах. Мы сотрудничали со многими торговыми центрами, от Dream Town до "Проспекта"», — объясняет девушка.

Не нужно было даже статистику собирать. «В 2014 году рынок просел: во время Майдана людям было не до походов по торговым центрам. В регионах ситуация была еще хуже. Ты приходишь в торговый центр в субботу днем, а там не больше 100 человек. Решили заморозить проект», — вспоминает Марина.

Идея CruiseBe возникла во время свадебного путешествия

В 2013 году Алексей и Марина были в круизе и удивились, что нет сервисов, которые помогали бы спланировать подобные путешествия. Закрыв «ТРЦ-гид», пара вспомнила об идее, которая возникла у них во время свадебного путешествия.

Это занимало много времени. Информацию приходилось собирать из разных источников — от «Википедии» до TripAdvisor. Так и началась работа над CruiseBe — планировщиком досуга во время круиза.

Так как главный круизный рынок находится в США, проект сразу начали готовить под местный рынок: «Мы понимали, что выйти туда без опыта будет тяжело — подали заявки в десять американских акселераторов».

Мы не особо хотели туда ехать, к тому же в текущий набор уже не успевали, а следующий был аж через полгода», — рассказывает Алексей. «Первый акселератор, который был готов нас взять, оказался из небольшого города с населением до 100 тысяч.

Это было зимой: в вагоне десять градусов тепла, связь появляется редко. «О том, что мы проходим в далласский акселератор Tech Wildcatters, узнали, когда шестой час стояли в застрявшем поезде "Интерсити" по дороге из Днепра в Киев. И тут на email приходит письмо, что нас ждут на интервью в Далласе», — вспоминает пара.

Алексей и Марина считают, что им в каком-то смысле повезло, потому что у них уже была открыта американская виза: «Нам нужно было лететь туда через две недели, оформить все документы с нуля мы бы никак не успели».

Акселераторы — это в первую очередь о нетворкинге

Отбор в Tech Wildcatters состоял из трех этапов: заявка, психологический тест (могут ли участники быть предпринимателями, готовы ли брать на себя риски) и личная встреча.

Обычно программы в акселераторах длятся три месяца и на этом все заканчивается. «В финальном этапе участвовало 50-60 стартапов, прошли — 10-15, в том числе и мы. Мы же, несмотря на то, что прошло почти полтора года, до сих пор приходим в офис стартап-инкубатора и общаемся с менторами — они нам всячески помогают», — говорит Алексей.

Акселератор помог Шумаевым разобраться с тонкостями ведения бизнеса в Америке: «Узнали много юридических нюансов: как зарегистрировать компанию, платить налоги».

Менторы научили правильно общаться с клиентами, вести переговоры с партнерами, корректировали план развития: «80-90% о стартап-культуре мы не знали вообще, хотя думали, что ничего особо нового здесь не получим».

Обычно это небольшая сумма, которой хватает, чтобы пройти программу, сделать какой-то минимальный продукт и, возможно, запустить первую рекламу. Финансирование — далеко не главное, что дает акселератор.

Алексей Шумаев

сооснователь CruiseBe

Вы находите "своего" человека и потом общаетесь с ним. Главное — нетворкинг: «Акселератор — это некий посредник между стартапами и менторами. Так мы познакомились с Андресом Фабрисом, который более 25 лет в индустрии путешествий — многому у него научились».

Как работает CruiseBe и как его монетизируют

«Изначально же мы просто собрали информацию о всех портах и городах — когда корабль стоит где-то по восемь часов, люди хотят узнать, что там можно посмотреть». Сейчас CruiseBe это сайт, мобильное приложение для iOS и чат-бот в Facebook.

Чтобы человек мог просто выбрать свой круиз и его дату, и программа сама построит маршрут и предложит варианты досуга. За пару дней до выступления перед инвесторами в акселераторе пара решила добавить функцию агрегатора.

Чтобы на них не потеряться, людям выдают бумажные карты, как в далеком прошлом. «Круизные лайнеры огромные. Мы же добавили в наше приложение возможность загружать карты в офлайн и строить маршруты по лайнерам — как в Google Maps, сейчас это работает на 40 кораблях», — добавляет Алексей. Цены на интернет на борту могут доходить до $30 за час или до $300 за весь круиз, поэтому ими мало кто пользуется.

У мобильного приложения — восемь тысяч скачиваний. В среднем каждый месяц через CruiseBe люди строят две тысячи круизов, посещаемость сайта — 15-20 тысяч человек в месяц.

Кроме Алексея и Марины, проектом занимаются еще несколько людей. Команда CruiseBe небольшая. Также есть шесть-семь специалистов по контенту и программистов на аутсорсе.

Возможность смотреть информацию о круизе, корабле и отдельном порте тоже стоит денег. Монетизация проекта происходит за счет рекламы в приложении и на сайте. Платная подписка на год стоит $19,99, а скачивание одного круиза для просмотра в офлайне — 4,99. Также можно приобрести премиум-подписку, чтобы отключить рекламу и получить доступ ко всем платным функциям.

Алексей рассказал, что сейчас их проектом интересуются несколько крупных компаний: «Они хотят лицензировать наши данные — будем зарабатывать еще и на Big Data».

Чат-ботом пользуются несколько человек в день, это больше задел на будущее

Раньше это был просто бот, коммуникация с которым происходила путем выбора предложенных вариантов ответа в формате «Да или нет». «Также у нас есть чат-бот в Facebook с элементами искусственного интеллекта», — говорит Марина. Теперь же он умеет распознавать речь человека и поддерживать диалог.

«Мы сделали так, чтобы бот не только помогал найти информацию по круизу, но и развлекал человека: играл с ним в викторину или предлагал узнать порт по фотографии», — добавляет Алексей.

Были на одной сцене с представителями Facebook, Airbnb и Expedia. Чат-бот CruiseBe оценили эксперты: «Мы выступали на конференциях в Майами и Сан-Франциско с докладом о нем. Осенью расскажем о боте в Лас-Вегасе».

У нас — несколько человек в день. «Несмотря на то, что сейчас все говорят о чат-ботах, ими пользуются не так много людей. Кроме того, возраст нашей аудитории — за 40 лет, они пока не сильно доверяют ботам», — рассказывает Марина. На рынке путешествий почти у всех похожая ситуация.

При этом пара говорит, что они не могли проигнорировать это направление — будущее однозначно за чат-ботами: «Мы прекрасно понимали, что это больше работа на перспективу и сразу отдачу мы не получим».

Чат-бот превратился в техподдержку 24/7 и избавил основателей от необходимости отвечать на банальные вопросы, вроде «Покажите мне план этого корабля».

Разница между бизнесом в США и Украине

При желании можно достучаться до любого человека, даже до руководителя крупной компании. Американцы очень открыты. Мне кажется, даже с Цукербергом пообщаться можно. Мы однажды общались с вице-президентом American Airlines — написали ему на почту, и он помог нам советом.

Алексей Шумаев

сооснователь CruiseBe

В США тоже могут отказывать в чем-то, но делают это с улыбкой, что гораздо приятней. «Когда мы начинали у себя, много кто морозился. Правда, сейчас у нас на родине ситуация изменилась – люди стали более открытыми», — считает Шумаев.

По словам Алексея, они все очень любят раздавать советы, даже если не разбираются в теме. Но в открытости американцев есть и минус.

Не проанализировав предварительно необходимость элементов, потратили месяц на разработку, а в итоге ими никто не пользовался», — вспоминает Алексей. «Нам часто советуют добавить какие-то функции на сайт, пару раз мы на этом попались.

#Украина

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть