Hi-Tech

«Остаться впервые в жизни без работы было страшно»: бывший арт-директор Slava об уходе из агентства и смене профессии

Ольга Гришакова — о причинах ухода из агентского бизнеса, путешествиях и сложностях на пути к новой сфере.

В закладки

Редакция vc.ru предложила рекламным специалистам поделиться историями о смене сферы деятельности: зачем они это делают, как переходят в новое направление и чем занимаются сейчас.

Первая история — рассказ бывшего арт-директора агентства More и Slava Ольги Гришаковой.

О знакомстве с рекламой

Но поступить на журналистику в 16 лет не удалось, и я пошла на факультет рекламы в Московский государственный университет печати. Я всегда хотела быть журналистом — мне нравилось быть в центре событий.

Но на второй год обучения программа поменялась, преподаватели ушли, у меня появилось много свободного времени. Факультет был новым, мне всё нравилось настолько, что я быстро откинула мысли переходить в другой университет. Я искала стажировки, участвовала в студенческих конкурсах, поступила на второе высшее — экономику и управление на предприятии — и стала учить итальянский язык.

Тогда только вышла книга “Lovemarks”, агентство для меня было просто мечтой. Летом после третьего курса у меня была стажировка в качестве арт-директора в агентстве Saatchi&Saatchi у Стюарта Робинсона.

Мы отправили ей моё резюме, и уже через пару недель я стажировалась. На стажировку я попала без особых усилий и очень сюрреалистично — моя подруга пришла на встречу в церковь евангельских христиан, познакомилась там с девушкой, которая работала аккаунт-менеджером в Saatchi.

Многому нужно было учиться, но у меня была предрасположенность к этой работе. После стажировки я поняла, что это интересная работа, и я могу её делать. Мне было 20 лет, я хотела многое попробовать, приключений, а не сидеть в офисе, даже если это мансарда в центре. Но я отложила это на время.

Я переводила тексты с итальянского, ездила сопровождающим в Италию, работала продавцом в магазине мужских рубашек, была официанткой, рисовала логотипы и буклеты, делала фототесты актёрам, фотографировала концерты и мероприятия — старалась брать всю работу на свете, только бы за неё платили и у меня была бы возможность делать то, что интересно.

Поступила в «Британку» на «Визуальные коммуникации» к Леониду Славину, но проучилась всего год. Параллельно я заполняла пробелы в арт-директорстве. Тогда же я проходила курсы по фотографии у Ольги Тупаноговой-Волковой, а по ретуши фото — у Александра Забара.

Решила, что нужно получить такой навык, с помощью которого я могла быть быть не только исполнителем, но и организовать других и в то же время зарабатывать, позвонив по телефону или написав письмо. Однажды я словила задний кант на сноуборде и получила серьёзную травму, после которой пришлось остаться дома почти на шесть месяцев.

Как только мне разрешили сидеть, я всё же устроилась в офис в центре — менеджером в креативном отделе медийного агентства Target Media.

Писала длинные тексты в защиту концептов и такие же длинные подробные комментарии от клиентов, чтобы всё было понятно всем сторонам. Когда работала аккаунт-менеджером, то терзалась, глядя, как другие придумывают концепции и делают принты, и додумывала их в голове. Решила пойти на курсы Mads на второй поток.

После них у меня сложилось портфолио из восьми выпускных работ, я добавила туда свои фотографии и скетчи из «Британки».

Я прошло собеседование и меня приняли на первую в жизни работу арт-директором в только что открывшееся агентство Slava.

Жизнь в рекламе

Потом агентство выиграло тендер от Google, Life Group. В Slava в самом начале было несколько клиентов с молочными продуктами — BioMax, Imunele. Мне всегда было важно, чтобы босс был для меня вдохновляющим примером в профессии — и спасибо Денису Лапшинову, что он справлялся с такой функцией и со временем доверял мне всё больше работы.

Тут закладывались основы — понимание, что работает, а что нет, как понятно донести идею, писать брифы, адекватно комментировать. А в начале было чувство «неужели теперь это моя работа» — теперь всё это можно делать легально: искать картинки, придумывать истории, делать пекшоты, ездить на съёмки.

Первые ролики для Imunele for Kids, придуманные в офисе Cabinet Lounge на Лубянке

Это было круто и подразумевало минимум сна. Со Slava я попала в «Канны» во время фестиваля, потом мы летали в Нью-Йорк в кампус Mads, снимали с голливудским оператором Романом Васяновым, режиссёрами с мировыми именами.

Потом была большая и многогранная кампания по запуску новой Lada Vesta и Xray со съёмками под Петербургом, Москвой, Сочи, Барселоной. Когда перешла в агентство More, боссом стал Ярослав Орлов, а первой интересной кампанией — Smartory. Было потрясающе работать с автомобильной категорией.

На плейбеке он часто переводил монитор в чёрно-белый вариант, чтобы цвет не мешал проверять композицию кадра — с тех пор тоже часто так проверяю. Один из роликов снимали с Алексеем Германом младшим.

Nike вело агентство Instinct, которое находилось через стенку. В More сделали пару сезонов для Nike, моего бренда мечты с детства. Мы так хотели работать с Nike, что напросились участвовать в брифингах, а потом проводили вечера и выходные, чтобы реализовать работы для бренда. Работа в нём тоже была когда-то моей мечтой.

Проект с Nike

Я рада, что получалось попадать в самое пекло, когда в агентствах принципиально брали большие и амбициозные задачи, а очень небольшие группы людей их покоряли. У обоих агентств это было время становления.

Сейчас мы дружим, работаем иногда на некоммерческих проектах и курируем студентов. Всё это время я работала в паре с копирайтером Юлей Андриановой.

Почему решила уйти из рекламы

Это были насыщенные четыре года в рекламе или даже девять лет беспрерывной активной работы в целом. На излёте полутора лет в More меня накрыло, наверное, то самое эмоциональное выгорание. Мне не нравилось отсутствие драйва в работе. Если раньше я радовалась новому брифу, большим задачам, то потом это состояние прошло, накопилась усталость.

Я понимала, что работаю на тот момент на одной из лучших позиций для арт-директора в Москве, и смена агентства не поможет в профессиональном росте. Также мне стало тесно в профессиональном плане. Тесно было скорее просто от работы в созданной заранее системе.

Я была не самым приятным для аккаунт-менеджеров и продюсеров арт-директором, который всё время недоволен и хочет других ретушёров, другой продакшн, переделать ещё раз: на пару фреймов не докрутили, графика не та — хотя клиента и команду всё устраивало.

Именно столько мне бы хватило, чтобы накопить недостающую сумму для путешествий и завершить дела. Я заранее предупредила коллег, что уйду через три месяца.

Как совершила переход

Договорилась с собой, что разрешаю такой перерыв, только если в конце него придумаю себе бизнес и постепенно начну его строить. После увольнения из агентства планировала несколько поездок — получилось почти три месяца в путешествиях. Тогда я думала: «Никаких иллюзий — через полтора года я остановлюсь, суммирую всё, что получилось, и по результатам решу, стоят ли они того, чтобы идти дальше, либо вернусь в предыдущую профессию».

Одновременно призналась себе, что я устала работать «на дядю», а точнее в системе, где ты зарабатываешь деньги кому-то. Друг посоветовал, что для нового дела надо выбрать ту сферу, где мой прошлый опыт и достижения станут весомым плюсом.

Если оставаться в Москве, то самые очевидные — стать креативным директором, постепенно стать режиссёром, перейти в продюсеры, погрузиться в дизайн, например, упаковки. Из арт-директора я видела несколько прямых путей. Из очевидного пути — искать работу арт-директором за границей.

Моя сильная сторона — это картинки, и я понимаю, что такое стильно, это ценится в сфере моды. Рассуждала примерно так. Моя сестра заканчивала обучение в лондонском Marangoni по специальности дизайн одежды, хотя мода и новая для меня сфера, но я с удовольствием в неё окунулась. Также я обожаю дни на съёмочной площадке, я бы буквально жила этим процессом.

Постепенно я решила, что буду делать коммерческие фото и видео для фэшн и рекламы, стану продюсером и посмотрю, сложится ли это в продакшн.

Также я видела московский потолок по заработку в профессии арт-директора, мне было интересно, насколько я в силах поднять эту планку, сменив профессию.

Путешествия — это классно, но их отравляло сильнейшее беспокойство из-за неопределённости. Оставаться без работы, даже без плана работы, в первый раз в жизни было страшно. Я стала собирать материалы для лекций на разные темы по рекламе и дизайну — обязательное упражнение по часу в день в будни, ходить на спорт раз или два раза в день. Решила, что мне нужны константы, вокруг которых организуется время. Это помогло.

Это придало уверенности, что арт-директор всегда работу найдёт. В середине отпуска я вернулась в Москву, в почте и Facebook, которые я удалила с телефона, обнаружила 28 приглашений на собеседования. Стало спокойнее.

Это были интересные предложения, но я не готова была приступить к новым задачам. Я сходила на четыре собеседования. Кайф от безделья я поймала только в конце третьего месяца, когда было пора возвращаться в работу — заканчивались средства и появилось ощущение, как после летних каникул в школе, когда рвёшься к делам. И уехала ещё на месяц.

Проект для «Сбербанка» «Активный возраст»: фотограф Даша Ястребова, арт-директор Ольга Гришакова, продюсер Анна Тафрова (Stereotactic)

Когда вернулась в Москву, переход из одной профессии в другую выглядел так:

  • 50% времени занимал фриланс в качестве арт-директора на больших проектах (ролики, кивижуалы, digital) для агентств или для клиентов напрямую. С момента брифинга до завершения проходил месяц-два, но сумма гонорара большая. Эти проекты давали ощущение стабильности на ближайшие месяцы.
  • 30% уходило на всё, что можно сделать быстро и так же быстро получить оплату. Тут часто был даунгрейдинг: я делала логотипы для ИП, оформляла презентации. Эта работа не увеличивала портфолио, но приносила средства на каждый день.
  • 20% времени в самом начале уделила для переориентации в продюсера. Было непонятно, когда и какие проекты это будут, и внутренне я готова была делать их в ноль.

Через полгода соотношение стало 50% — креатив с агентствами и 50% — продюсирование. Первый год я почти круглосуточно работала. А сейчас, через 2,5 года, 70% — продюсирование и 30% — креатив.

Увидела в Facebook её сообщение о поисках личного менеджера. Первые продюсерские проекты появились через фотографа Дашу Ястребову. Мы встретились, я рассказала о себе, и мы договорились, что попробуем поработать на коммерческих проектах.

Постепенно я стала уверенно чувствовать себя в продакшне фото и видео в форматах студии, а также пост-продакшне. Получилось несколько съёмок, одна за другой. Потом постоянным партнёром по съёмкам стал оператор Арабек Давудов из Superbasic.

Как только получала бриф, звонила кому-то и пыталась проверить логику следующих шагов или предлагала пообедать со мной, чтобы мне рассказали, как идти по этому пути и сделать минимальное количество ошибок. В это время я часто встречалась с продюсерами, владельцами разных компаний, много советовалась. Люди любят делиться своими историями, опытом. И это было правильно.

Принять, что ты опять не эксперт, что опять в начале пути, практически ноль, и что тебе ещё учиться и учиться. Тому, кто спрашивает совета, придётся выйти из зоны комфорта. Иногда нарывалась на мнение от людей «да зачем ты лезешь», но просто больше их не тревожила.

Чем занимаюсь сейчас

Только что отучилась на дисциплине “Art-direction for Fashion” на онлайн-курсе Saint Martins, чтобы плотнее объединить два направления: арт-дирекшн и продюсирование. Сейчас я работаю как продюсер и оставила немного времени на фриланс арт-директором.

Если моим талантам — фотографу, режиссёру, оператору — нужно сопровождение менеджера, то с радостью работаю линейным продюсером с продакшнами. Стараюсь брать проекты, даже если это реклама, связанные только с фэшн и лайфстайл, чтобы знать тонкости съёмок бьюти, спорта, предметов, детей, глобальных кампаний, и в целом знакомиться с компаниями на рынке.

Это не только фэшн фото и видео, это ещё и традиционная реклама, а также контент для соцсетей. Из известных брендов мне удалось поработать с Zasport, Divage, Butik.ru, Kupivip.ru, «Снежной Королевой», ГУМ, Uber, «Сбербанком», UniCredit, «Газпромом», сетью ресторанов «Урюк». Сняли вместе с дружественным продакшном «Первое творческое объединение» рекламные кампании для WorldSkills Russia и Ticketland.

Оператор и монтаж — Арабек Давудов, креативный директор — Алёна Лавдовская

Максимум говорю: «Вот несколько работ из портфолио, если мы вам нужны, то знайте, что мы есть». 90% клиентов приходит по рекомендации, и это здорово, так как я ненавижу продавать свои услуги. Несколько раз клиенты подписывали документы и выходили на съёмки просто потому, что нас порекомендовали, даже не видя остальные работы.

Если раньше удовольствие я находила только в производстве картинки, то сейчас документы, права, выплаты и договорённости расписаны по таблицам и доставляют такое же эстетическое удовольствие. Через год выстроилась хорошая административная часть, которая важна для больших клиентов.

Много всего попробовала: разные команды, фотографов, операторов, бухгалтеров, юристов, продюсеров, ассистентов, визажистов, стилистов, ретушеров, монтажёров — остаются только те, с кем процесс работы приятный и получается достойное качество работы.

Пример работы для World Skills Russia: фотограф Пётр Титаренко, продюсер Елена Степанищева, дизайн «12 космонавтов»

Сейчас у меня есть два основных продукта.

Мы совмещаем съёмки фото и видео, затем адаптируем материал на максимальное количество медиа: наружку, прессу, витрины, соцмедиа, всё, что может быть нужно бренду. Первый — съёмки для кампаний. Причём не одних и тех же. Важный сейчас показатель — это количество имиджей. Бренду надо быть всё время на виду, и мы помогаем с этим.

На этом месте находим местную модель. Второй — это путешествия для брендов, когда фотограф или оператор берёт с собой чемодан вещей или отдельный продукт, едет в Исландию, США, Италию, куда угодно, на красивую локацию. Даже если бренд небольшой, международные истории дают ему силу и вес. И каждый раз выдаём огромное количество контента.

Но мне нравится идея, и я продолжу вкладывать туда усилия и рассказывать о ней. Этот второй продукт удивительным образом для меня ещё не полетел — видимо, надо больше знакомиться с владельцами марок и постепенно получать доверие.

Съёмка фотографа Лены Артамоновой из Исландии

Даже в студийной локации можно снимать красиво. Мне нравится находиться в небольшой команде. Думаю, это самоограничение нужно, чтобы отточить мастерство на всех этапах.

При этом понимаю преимущества, которые даёт агентство или большая компания — возможность работать с самыми крутыми продакшнами, глобальными клиентами с именами. Я рада, что решилась на историю с уходом из агентства и сменой деятельности.

Во время плавания без подстраховки в виде аккаунт-менеджеров и директоров учишься быстрее. У меня сейчас другая проработка. И пока мы просто думаем-делаем-смотрим. Сейчас знаю, что продолжу заниматься картинками.

#сменилисферу

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть