Хабрахабр

Особенности транспорта Универсиады и очень увлечённый Алексей


Красноярск, детская железная дорога.

Говорят, не очень правильно путать хобби и работу, но всё равно, когда мы видим странный поезд, то сразу в него садимся. Мы в Туту все немного гики. Даже если нам не в ту сторону.

А ещё Алексей хотел добраться домой в Москву на электричках. В Красноярске к Универсиаде резко увеличили число электричек внутри города, чем-то похожих на Московские центральные диаметры.

Фокус не прошёл, но я расскажу про то, что удалось узнать по дороге и что необычно в транспорте по дороге. Отвечая на вопрос, удалось ли проехать весь путь на электричках, — нет.

С чего началось

В Красноярске проходила Универсиада. Это как Олимпийские игры, только поменьше и для студентов. Там есть ряд удивительных особенностей с транспортом, и часть мы фиксили руками (только на время соревнований), а часть покрыли скриптами.

Больше всего был интересен вопрос, что станет с этой системой после окончания всех громких событий.

Обратного билета не брал. Итак, поскольку Алексей не любит летать на самолётах (но использует при необходимости), то туда поехал поездом.

Красноярск

В Красноярске нет маршруток. Вообще. Все автобусные перевозки — автобусами большой вместимости. И проблем это не создаёт.

Когда-то это были промышленные линии подвоза материалов к производствам и вывоза готовой продукции, а сейчас отличное соединение жилых районов с центром города и производствами. А ещё через город проходит не только Транссиб, но и четыре направления городских электричек. В принципе можно сказать, что всё как в Швейцарии, если не считать того, что это всё-таки Красноярск.

В 2008 году запустили первые две, сейчас уже 32 электрички на пять тысяч пассажиров в день. Тариф — 19 рублей, оплата — транспортной картой (вроде Тройки в Москве, эта же карта работает в автобусах, экономия два рубля при пересадке).

Есть свои особенности: долгое время в пути из-за смены направления движения, не везде есть платформы. Сейчас в городе с электричками в целом всё хорошо за исключением того, что они ходят довольно редко. На электричке из центра надо проехать мимо неё, затем на станции стоянка около 10 минут для смены направления движения, затем уже можно на платформу Тихие Зори, далее — пешком. Яркий пример — у «Платинум Арены», где было открытие и закрытие игр, платформы нет. Не везде хорошие подходы к платформам: есть слабо освещённые тропинки, и идти вечером немного страшно.

Основной пассажиропоток бывает утром и вечером, поэтому днём — большие интервалы.

Вторая особенность системы, важная для нас, — что в Красноярске на станции Красноярск пассажирский меняется номер поезда.

Но это физически один поезд, и можно просто не выходить, чтобы поехать дальше. На сайте РЖД и других сайтах городские электрички показываются как два разных поезда, что вполне логично, если вы работаете на железной дороге.

Вот как это выглядит с точки зрения логики расписания: поезд 6343-й становится 6673-м:

Выше в расписании вы видите, что они склеены на верхнем уровне, а вот так выглядит график движения: Мы же решили их склеивать, потому что в пользовательской логике это разумнее, а с учётом большого количества иногородних к Универсиаде — ещё и гуманно.

Разница во времени связана с тем, что у нас оно по умолчанию местное, а на РЖД по умолчанию — московское.

Это как раз та часть, которая во время Универсиады поддерживалась руками, а сейчас делается автоматически, потому что надо было ещё придумать, как определять неразрывные поезда.

Билет можно взять в кассе или прямо у него. В самой электричке на самый дальний маршрут устроено так: билет всё те же 19 рублей по городу, четыре вагона, и в них как кондуктор ходит контролёр туда-сюда. При пересечении границы города надо доплатить 100 рублей сверху за поездку.

Они работают, как в метро: те, что на выход, — диодами для людей. Турникеты оригинальные: нужно просто проходить без показа билета.

А вход на вокзал, как обычно, оборудован интроскопом и усталым охранником с ручным металлодетектором. На электричках есть контроль безопасности: можно попасть в них только через вокзал. Это ограничение безопасности Универсиады. С другой стороны, транзитные пассажиры должны выйти в город, а потом зайти обратно на вокзал, если им надо на другую платформу. Если ты уходил в туалет, то сразу поднимали панику и спрашивали. Ещё во время соревнований в каждой электричке были охранники — смотрели за забытыми вещами. В поездах было примерно так же.

Поезда очень чистые, и явно видно, что о них хорошо заботятся.

Остановки не очень удобные, особенно это было заметно по спортивным объектам. Сложилось ощущение: несмотря на то, что электрички в среднем на полчаса быстрее автобуса на маршрутах с окраин до центра, в городе их пока мало воспринимают как общественный транспорт. На станции Енисей электричка меняла кабину 10 минут, потом шла дальше, там высадка. Рядом с основной ледовой ареной проходит путь, но платформы нет. Это не очень удобно, поэтому многие пользовались автобусом.

Мы сначала думали, что проект МЦД будет чем-то вроде ребрендинга городских электричек, но оказалось, что там очень интересная интеграция с остальной транспортной системой города. В Москве примерно похожая ситуация с электричками в городской черте. В итоге должно получиться повысить количество привлекательных для пассажиров маршрутов, пустить новые «Иволги» и обновить инфраструктуру.

Маршрут

Теперь, собственно, слово Алексею:

Сходил на Красноярские Столбы: Хотел посмотреть Новосибирск и Омск.

Из Красноярска до Новосибирска — на поезде. Ещё погулял по Дивногорску и поехал. Заодно перефотографировал там всё. Взял билет до станции Обь. Ну и часто снимал по дороге. Это важно, потому что на более мелких станциях — более полное расписание, чтобы всем местным быть в курсе особенностей.

В ходу — бумажное расписание, в середине — вклейка с изменениями, а в ней ручкой — прямо оперативные изменения.

Потому что мы до сих пор грузим их к себе на сервера для коррекции ошибок как независимый источник данных. Зачем мне такие картинки? А когда-то начинали только с них.

Есть интересные пересадочные маршруты.

Почти везде можно по приложениям купить билеты, в Омске — своё собственное. Дивногорск — Красноярск. У контролёра я был первый такой, она долго пыталась понять, как сосканировать. В Красноярске — тоже, но после Универсиады это ещё и официально по городу. Надо было увеличить метку, потому что их устройство на близком расстоянии работало плохо. В конце концов получилось.

Итак, Красноярск Пасс 20:30 — Обь 09:44, далее на электричке Обь — Сады 10:02 — 10:13.

Пришла электричка в другую сторону, контролёры уже прошли, и я спонтанно решил сесть и поехать куда-нибудь, быстро посмотрев (пока электричка стояла на Оби, там минуты две была стоянка), что обратно можно вернуться. Вообще дальше хотел уехать на автобусе в город, но он в этот момент только ушёл.

Поскольку билет взять не успел, то поехал зайцем. Тут мне была интересна её загруженность. Посмотрел оригинальные павильоны — они типовые для Новосибирска и необычные для Москвы. Доехал до остановки, когда была электричка в обратную сторону.

Во время прогулки прокатился по почти кольцевому маршруту Гагаринская — Сокур — Центр, чтобы получше узнать местные электрички. Затем на электричке — до Новосибирска-Западного, на трамвае — до метро, далее прогулка по городу целый день. Хотел найти битком набитую: слышал, что может быть такое. Вышел на остановке «Центр» и там около часа смотрел загруженность электричек. Все от четырёх до 10 вагонов — составность под пассажиропоток, сидячие места везде были. Но не нашёл. Но мало.

Как дома. Ходят торговцы, как в Москве, но реже. Составы похожие и платформы низкие.

Пересел на электричку Татарская 7:28 — Омск 10:32. Далее — поезд дальнего следования: Новосибирск-главный 01:09 — Татарская 07:06. к. Там надоело ходить с вещами, сдался в камеру хранения на пригородном вокзале (она недорогая, в районе 100 рублей, в Новосибирске не стал сдавать, так как там сильно дорого/сутки + получалось два дня, т. И дальше была электричка в обратную сторону, доехал до Привокзальной. поезд — в час ночи, а терять час, чтобы приехать на вокзал до полуночи, тоже не хотелось).

Осмотрел весь метрополитен пешком: станция работает как подземный переход. Посмотрел вокзал, далее сел в электричку, проехал одну остановку и далее на автобусе поехал примерно вдоль трассы недостроенного метрополитена к единственной в городе станции метро и метромосту.

Везде стоит забор с буквой М, и указаны названия стройплощадок. Автобус от вокзала ехал вдоль трассы потенциального метрополитена. Метромост посмотрел: выглядит слегка заброшенным. Выглядит, как метро. А переход получился хорошим, просторным.

Вернулся на трамвае на вокзал, сел в электричку Омск 15:30 — Называевская 18:02, далее — Называевская — Ишим.

В дальних электричках есть отдельный вагон повышенной комфортности.
Есть детский вагон в электричке. Доплата есть не во всех электричках, в части электричек проезд просто по обычному билету. На входе в него надо доплатить 40 рублей, и будет бизнес-класс (мягкие кресла чуть пошире — и всё). Занимают вагон полностью сразу на конечной.

Попытался взять билет — продали до какого-то километра. Доехал с пересадкой в Называевской. Купил у них билет дальше. В поезде контролёры сказали, что надо было сразу у них брать. Был вариант доехать на поезде до Москвы. Приехал в Ишим, сел на поезд вечером. В последний отсек 40 % скидки перед туалетом. Дешёвых билетов не было, я посмотрел вариант — был дешёвый билет до предыдущей станции. Ишим — Зуевка до ст. Запаха нет, поезда хорошие. Там сел на электричку до Кирова и из Кирова ночным поездом — до Коврова (20:34 — 15:41), был ещё Глазов — Киров. Глазов (21:28 — 05:33). Во Владимирской области хотел посмотреть загруженность. Оттуда Ковров — Владимир и Владимир — Купавна. В Коврове сели солдаты и через две остановки вышли: это постоянные, по словам местных. Там локальная аномалия: в районе Коврова — под 100 %, потом низкая. Стало чуть понятнее.

В депо обычных составов и вагонов — впритык, а плановый ремонт проводить надо, плюс бывают неисправности. В составе электрички Владимир — Москва было четыре вагона повышенной комфортности. Потому что экспрессы в основном сейчас новые, с кондиционерами и прочим, а у старых вагонов от экспрессов срок службы ещё не истёк, вот их и используют как резервные. Вот и выцепляют вагоны, а взамен ставят то, что есть в наличии, чтобы не уменьшать число вагонов: в данном случае вагоны от экспресса. Я в такой состав попал за обычные деньги.

Кто тут гик?

Нет, мы не всегда так делаем, возвращаясь в Москву.
Да, мы хорошо знаем свою предметную область, поэтому часто изучаем транспорт на практике.
Нет, это совершенно необязательно для разработчика.

Потому что, наблюдая за пассажирами, можно придумать киллер-фичу. Почему это может быть полезно? А дальше поменять мир. Ну или просто понять, как сделать людям удобнее, и сказать продуктологу. И не сразу. Немного.

Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила. Ещё наши посты про железную дорогу: Аэроэкспресс, про транссиб, Гранд Экспресс, какие бывают поезда, энергосистемы вагонов, как устроен пассажирский вагон, как собирают вагоны, как они эволюционировали, про Ленинградский вокзал, про паровозы, про старые вагоны.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть