Хабрахабр

Особенности национального ритейла, или Как я проверил на прочность французские технологии

Если Amazon и Walmart начинают что-то тестировать и внедрять, чаще всего это значит, что через пару-тройку лет у покупателей в российских торговых сетях будет аналогичный сервис. Никто не будет спорить, что новые технологии сначала появляются и обкатываются в американском ритейле. Российских — но не европейских: там ситуация с ИТ в ритейле совсем иная.

За несколько дней изучил разработки 100500 компаний, в основном французских, среди которых много стартапов. Почему я так решил, расскажу.
В сентябре ездил во Францию — заглянул на ключевую ритейл-выставку в Париж и в самый инновационный магазин одной крупной европейской сети. Ожидал увидеть прорывные новинки, а встретил — местные ремейки. Темы все знакомые — использование данных, digital-маркетинг, управление цепочками поставок, омниканальность и маркетплейсы. Но, может, французские аналоги — качественнее, инновационнее, кастомнее? У многих мировых вендоров всё это давно есть в продуктовых линейках. Чтобы разобраться, решил провести краш-тест этих поделок.

Управляемые полки
Поехал на выставку. №1. Задумка классная, очень упрощает управление запасами, например, булок. На умной полке лежат товары, а система их опознает и учитывает. Компьютерное зрение? На мой интерес: «Видеоаналитика? Сила тяжести! Машинное обучение?» — разработчики замотали головами. Беру товар, система измеряет оставшуюся массу и определяет, чем решил угоститься Retail_Tsar. Наличие разных булок на полке проверяют по массе, то есть, по сути, это не полка — это весы.

Но в другое место. Я решил представить себя французом после посещения магазина с умной витриной, взял с полки пирожок — а потом передумал и положил его назад. Оказалось, что это не одни весы, а несколько, информация с которых неким образом агрегируется. Редкий покупатель будет заморачиваться и возвращать товар ровно в ту точку, откуда взял. А уж когда я выстроил их поперек полки, а не один за другим, умная полка сбилась окончательно и, возможно, отправила разработчикам просьбу прогнать этого русского.
Идея интересная, реализация вялая. Простая перестановка товаров в рамках одной категории — и система не смогла посчитать и определить вид пирожка.

Умный POS
Автоматическая касса, которая распознает товары на подносе, — привлекательное решение для небольших кафе, нацеленных на ланчи офисных сотрудников. № 2. Техническая начинка — уже поинтереснее: система распознавания, связанная с кассовой системой и — куда без них — с весами. Обслуживать их побыстрее было бы здорово.

По плану система будет строить 3D-модель круассана, и если ты его обкусал или порвал, то поймет, что это было, даже если часть уже в животе. Разработчики мне бодро рассказывали, что POS с легкостью отличает чашку кофе от круассана, а тот — от бутерброда. Система икнула и отказалась распознавать такое святотатство. Ассортимент бизнес-ланчей обычно небольшой, зашить один раз информацию о продукции, конечно, потребует некоторого времени, но зато какой результат!
Я положил круассан набок. А уж когда я закопал под ними булочку, система потеряла вообще все.
— Месье, — говорю, — у вас явные проблемы с распознаванием.
— Нет-нет, — отвечают разработчики, — это просто система еще не научена на эти конкретные булки, мы их утром купили. Прикрыл круассан бутербродом — аналогично. Вот к вечеру она их запомнит, еще и инженер наш приедет, проконтролирует, вот как раз тогда и приходите.

Представил, как в обед так отвечают в кафе, загрустил.

Умная витрина
В топовом инновационном Парижском магазине. №3. Изящная этажерка прикручена к стене, множество отсеков для бутылок. Умная витрина для вина, которую, как мне сказали, будут тиражировать на всю сеть. Хочешь полусухое — пожалуйста. Хочешь сегодня французское, нажимаешь кнопку — подсвечивается. Я сказал «ага» и пошел переставлять бутылки. Хочешь водку…, а нет у них водки!
Думаю, вы уже догадываетесь, что было дальше. То есть рядом требуется сотрудник, который будет следить, чтобы все стояло строго на своих местах? Но подсвечиваемые секции от этого не изменились: расположение в них было захардкорено. Еще, не дай боже, кончится товар: пока не поколдует электрик, будет светиться пустое поле? И под чьим внимательным взглядом покупатели будут возвращать бутылку в строго отведенную секцию?

Стол прекрасный, белый, на него выводится проекция. Мои сопровождающие улыбнулись: «Димитри, лучше посмотрите наш проекционный стол». Понятно, что для массового сегмента или магазина у дома такая история — дорогая и бессмысленная, зато какой необычный клиентский опыт получат посетители алкогольных бутиков!
Беру бутылку, ставлю. Красота: ставишь бутылку, и перед тобой всплывает информация об урожае, цене, регионе, еще какие-то подробности. Поворачиваю другой стороной. Ничего не происходит. Ну, может, конкретно эта бутылка — не особо удачный урожай, не хочет стол отображать о нем данные. Аналогично. Проверяю, включен ли стол. Ставлю другую — тот же результат. Тогда покажите, где найти правильную продукцию. Ларчик просто открывался: оказалось, работает система только на продукции определенного поставщика.
Допустим, хотя решение странновато. Хорош юзер экспириенс, 20 минут прикладываю к столу разные бутылки безо всякого результата. Но и это шампанское было встречено сначала игнором, а потом высветилась неверная информация. За это время опытный консультант мне бы уже продал их все, и мы бы уже выбирали сыр.

***

Есть перспективные: например, автоматизированная подсобка-куб, которая будет очень удобна для небольших обувных магазинов. Я не хочу сказать, что ни одна современная французская разработка в ритейле меня не впечатляет. Другое решение – мобильное приложение дополненной реальности, которое позволяет «примерить», например, вендинговый автомат к пространству в магазине: встанет-не встанет, останется ли нормальный проход, как будет сочетаться с окружением… Привязка элементов дополненной реальности не к QR-коду или другой метке, как мы привыкли, а к изображению — например, к рекламной листовке или флаеру. Система автоматических стеллажей, которая по запросу выдает нужную модель нужного размера и следит, чтобы консультанты убирали коробку на место, что позволит здорово сэкономить место и ускорить поиск товара.

Российский ритейл подхватывает их быстрее и более жаден до инноваций, чем традиционный французский — и европейский в целом. Но все это, кроме куба — технологии, которые уже есть у нас и хорошо исследованы. Дело в некой консервативности европейских покупателей, которые не пушат ритейлеров внедрять что-то новенькое, а годами ходят в один и тот же магазин. Легкий национальный колорит — распознавание круассанов или вюрстов — ничего принципиально не меняет. Пришлось покупать несколько, чтобы продавцы поверили: их POS действительно умеет творить такие чудеса. А магазины иногда даже не знают, что умеют: когда я был с семьей на Кипре и попытался расплатиться за коктейль телефоном, собралась целая толпа желающих на это посмотреть. Особенно если покупать без нашей торговой наценки. Российский потребитель в этом плане гораздо избалованнее, ритейлеры — изощреннее, и технологии быстро охватывают всю страну.
Зато у французов вино хорошее.

Захотите поговорить о вине и Париже — моя почта DSmirnov@croc.ru

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также

Закрыть
Кнопка «Наверх»
Закрыть