Hi-Tech

Основатель «Бизнес Молодости» Михаил Дашкиев — о создании проекта, кассовом разрыве в $1 млн и планах на будущее

Беседует автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

В закладки

Ниже — выдержки из интервью.

О том, как начиналась «Бизнес Молодость»

Потом я стал маркетологом, рос в карьере, три года работал в найме и параллельно с карьерой уже как-то подрабатывал. Сначала я работал в найме менеджером по продажам, продавал в холодную — достаточно жёсткая деятельность. Чистыми я зарабатывал тогда 150–200 тысяч рублей. К моменту, когда начался проект «БМ», у меня было несколько маленьких компаний: диодная, цветочная и маркетинговое агентство — примерно 2,5 млн рублей в месяц выручки. Это было восемь лет назад.

Я обычный парень из Чебоксар, и в моей картине мира нормальная зарплата взрослого человека — 15 тысяч рублей, мои родители тогда зарабатывали 12 тысяч рублей.

Я закончил Высшую школу экономики, это классный вуз, там классное окружение, но я пытался применить SWOT-анализ, бостонскую матрицу, чтобы заработать денег, и у меня не получалось. Мне приходилось самому искать пути заработать, и я понимал, что те знания, которые у меня есть, — они неприменимы в моменте.

Аудитория очень ждала чего-то конкретного, применимого, относящегося к результату. Поэтому, когда нас позвали выступить в «вышку», чтобы рассказать, как мы зарабатывали деньги своим путём, возник большой ажиотаж.

Мы просто собирались каждую среду с ребятами, разбирали, обсуждали каждого, а в конце недели спрашивали, у кого какой результат. Мы сказали людям — давайте, чтобы доказать наши слова, мы возьмём группу людей и начнём с ними работать.

Мы тогда не понимали, что запускаем какой-то проект, это был неосознанный старт, хобби. Они нам за это платили 5000 рублей.

О том, почему предприниматели «застревают»

Всё не настолько примитивно. Внешний наблюдатель видит со стороны, ему кажется, что на сцене происходит следующее: «Давай, ты сможешь, давай». Если просто кричать «ты сможешь», то мало что изменится, не будет никакого эффекта.

Часто человек, зная, что ему делать, имея чёткий, подробный план, почему-то не делает. Но мотивация — важное слово. Я задавался этим вопросом. Почему он не делает? Если ты посмотришь, то обнаружишь, что подавляющее большинство людей в стране не делают то, что им нужно делать.

А можно понять глубинную причину, потому что лень — это защитная реакция организма против бессмысленности действий. Можно над ними смеяться, говорить, что это просто лень или какие-то неразвитые люди, хотя в такое состояние могут попасть и люди с миллиардными оборотами. Человек не действует, когда не видит смысла, когда он понимает, что текущая модель — тупиковая.

Можно бесконечно давить на него, но если он не видит перспективы, он будет только портить своё здоровье. Человек начинает двигаться тогда, когда в конфигурации, в которой он находится, появляется перспектива. Они работают, и работают очень много, но не видят перспективы. И я знаю, что огромное количество предпринимателей уровня малого и микробизнеса застряли в этой проблеме.

О машинах и квартирах

Если человек понимает, что он может купить машину, сделав все действия, то он будет очень стараться двигаться. Для большинства людей машина — самый лёгкий способ активизировать выброс всех нужных гормонов.

Когда человек делает первые шаги на пути зарабатывания денег, то можно, конечно, подсунуть ему мысль, что давай, занимайся благотворительностью, но если при этом он не закрыл свои базовые потребности, не может сам быть автономным, не может в ресторан сам сходить, то лучше быть честным и давить на то, что человека больше зажжёт.

Он занимался сотовым поликарбонатом и зарабатывал около 200 тысяч рублей. Был у нас такой дагестанец Галим Абдул Галимов. Только ответь честно. Мы спросили — что тебя больше зажжёт: купить Mercedes Е-класса, сделать подарок жене или свозить родителей в отпуск? У джигита должен быть хороший конь. Он говорит — машина.

Потому что нужно, чтобы мозг был «зажжён», чтобы он пустил тебя в стресс, пустил тебя в неопределённость. Он купил машину, и от этого выиграли и его родители, и его жена, потому что он вырос с 2 млн до 18 млн рублей выручки, сделав те действия, которые были стрессовыми для него раньше.

Когда люди идут в предпринимательство, делают нетипичные для себя действия, а предпринимательство это всегда неопределённость, и при этом мы не поощряем свой мозг, он создаёт лень, апатию, остановку, низкоэнергетичные состояния.

Самое главное быть честным перед самим собой.

Об агрессии

Уровень агрессии сильно снизился за последние несколько лет. Иногда мы действительно ведём себя агрессивно, но мы считаем, что так надо. Мы стали гораздо мягче и толерантнее, но если нужно жёстко донести какую-то мысль и это работает, то иногда мы выбираем этот способ.

И я вижу это в большом количестве, чего не вижу у других организаций, чистеньких, беленьких, классных, к которым не придерёшься. При этом я вижу, что человек меняет вектор своего развития и меняет свою жизнь. Но которые при этом скрывают свои результаты.

О главных уроках

Не каждому человеку стоит идти в бизнес. Я понял, что бизнес — это не самоцель и не самоценность. Мы про развитие, а не только про бизнес. В бизнесе хорошо выживают те, кто хорошо живёт в неопределённости. Когда ты покупаешь машину, она реально проявляется. Но наша позиция в том, что развитие должно как-то проявиться. Когда родители едут в отпуск, это реально происходит. Когда у тебя есть деньги на счету, они реальные.

Это было первое осознание. Бизнес это или не бизнес, другой вопрос. Моя сестра — она не предприниматель. В начале я верил, что бизнес — это то, что может каждый, и то, что нужно каждому. Хотя в начале я её убеждал: «Давай, давай». Её колбасит в неопределённости, но тем не менее она отличный специалист, и я уважаю её выбор.

Больше чем минус $1 млн. Второе осознание пришло во время большого кассового разрыва в 2013 году, когда нас ударило о землю. Если раньше я уважал результативность, то теперь эффективность — результат на ресурсы. Тогда я открыл для себя сферу финансов, финучёта, отношения к эффективности.

Это значит, что все наши представления о том, что каждый человек здесь нужен, были ошибочны. Чтобы выжить, нам пришлось сократить треть персонала, и мы поняли, что жили в большой иллюзии, потому что по факту ничего не изменилось — нас немного потрясло, выручка просела, но потом она вернулась.

Нужны были точные, правильные действия. Это были лишние наросты и лишние построения. Тогда даже родилось понятие «план-кинжал» — одно ключевое действие на неделю. нам пришлось реструктурироваться, менять подход, менять финансово-управленческий учёт.

О будущем «Бизнес Молодости»

Сегодня мы создали инвестиционный фонд, который покупает обучающиеся у нас компании с потенциалом. Для нас «Бизнес Молодость» — это скорее идеология, а не просто бизнес-составляющая.

Мы хотим выйти за рубеж — в мае планируем мероприятие «Инструментариум» в Корее.

Это нейронные сети, которые уже начали работать в нашей платформе, у нас есть возможность посмотреть на человека, найти его профиль в соцсетях, связать с его личным кабинетом Через пять-семь лет «Бизнес Молодость» это исследовательский институт, много данных, много умных людей, которые умеют эти данные интерпретировать и анализировать.

Это инвестиционный фонд и медиагруппа, мы сейчас много внимания уделяем производству фильма, контента, идей.

Подробнее о мотивации, методах и результатах «Бизнес Молодости» — в полной версии интервью на канале.

#заметкипредпринимателя

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть