Hi-Tech

«Одним из главных препятствий был сам Маск»: что мешало запуску производства Tesla Model 3

Конспект материала автора Wired Чарльза Дахигга.

В закладки

Tesla Model 3

Молодой инженер Tesla был взволнован. Октябрь 2017 года, субботний вечер. Теперь его отыскал коллега, чтобы передать, что Илону Маску нужна его помощь. Весь прошлый год он трудился на Gigafactory — батарейном заводе Tesla в Неваде.

Автор Wired отмечает: компания надеялась, что Model 3 изменит рынок, доказав, что массовое производство экологичных автомобилей не только возможно, но и приносит доход. В 2016 году Маск заявил, что вскоре Tesla запустит в производство новый седан по цене $35 тысяч, сделав машину более доступной для среднего класса.

Проблемы с аккумуляторами, деталями, сборочными линиями. Прошёл год, работа над машиной отстала от графика. Хотя прежде компания собирала по три в день. Tesla поставила цель — производство 5000 машин в неделю.

Последствия амбиций генерального директора — задержки и сбои. Журналист Чарльз Дахигг пишет, что Маск потребовал, чтобы сборочные линии Tesla были предельно автоматизированы. Tesla потратила на Gigafactory больше $1 млрд.

К нему и подошёл молодой инженер. Субботним вечером Маск осматривал один из модулей сборочной линии. Дахигг приводит диалог, который слышали сотрудники Tesla.

— Это ты сделал? — Эй, парень, — крикнул Маск.

Инженер смутился: он не был уверен, о чём спрашивает Маск и почему он такой злой.

— Вы имеете в виде программу или вообще устройство?

— Это ты сделал или нет, — повторил Маск.

— Я не понимаю, на что вы указываете.

Убирайся отсюда и не возвращайся! — Придурок.

Разговор сбил его с толку. Молодой человек перелез через защитный барьер и ушёл. Новость его потрясла: он так много работал, а на следующей неделе должен был получить от менеджера отзыв и пока слышал о себе только хорошее. Вскоре к нему подошёл менеджер, объявив, что он уволен по распоряжению Маска. Вместо этого спустя два дня он подписал документы об увольнении, рассказывает автор Wired.

В расписании предпринимателя вдохновляющая речь для сотрудников Gigafactory. Через несколько недель Маск вновь прибыл на завод на своём частном самолёте. В Tesla тем временем начались массовые увольнения: всего из компании ушло 700 человек.

Тогда Gigafactory никак не могла производить 5000 аккумуляторов в неделю. Завод остро нуждался в переделке.

Маск задавал рабочим вопросы, отмечает Чарльз Дахигг, твердил, что они не справляются и подрывают работу компании, что им для такой работы не хватает ума.

Порой Маск увольнял сотрудников, зачастую пугал. Все знали о его срывах, считает автор. Один из менеджеров запретил подчинённым подходить слишком близко к кабинету директора на Gigafactory: неправильный ответ на внезапный вопрос мог поставить под угрозу их карьеру.

«Думаю, все недостатки можно исправить», — сказал Джон Макнил, один из главных помощников главы Tesla, пытаясь его успокоить. Топ-менеджерам удалось увести Маска в переговорную.

«Чем пахнет на заводе?» — спросил предприниматель. У Маска на уме было другое. Ему объяснили, что неподалёку стояли баки с жидким кремнием. Никто не ответил: все знали, что он чувствителен к запахам (соискателей даже просили не пользоваться туалетной водой). «Эти пары кого-нибудь убьют, — сказал Маск. При нагревании он пахнет жжёным пластиком. — Они убьют и меня».

Он, поднявшись на импровизированную сцену, поблагодарил работников и отметил, что работы будет ещё больше и думать придётся ещё крепче. Подошло время для выступления Маска.

Менеджеры вновь собрались в переговорной для обсуждения списка проблем Gigafactory. Маск спустился со сцены и, по словам одного из участников собрания, уехал.

Ещё через три месяца компания отчиталась о доходе в $312 млн — намного выше ожиданий Уолл-стрит. Восемь месяцев спустя Tesla объявит, что добилась своего и произвела 5000 машин за неделю.

Имена попросили не раскрывать даже те, кто хорошо отзывался о работе в Tesla. Почти все участники статьи давали интервью на условиях анонимности — из-за договоров о неразглашении или страха увольнения и суда. Тем не менее многие желали компании добра, надеясь, что она крепко встаёт на ноги, недавно показав прибыль.

Также в Tesla добавили: «Илон глубоко заботится о людях, работающих в его фирмах. Представители Tesla заявили, что некоторые сведения, полученные изданием, были «чересчур драматизированы» или «вырваны из контекста». Иногда же ему с большим трудом приходится увольнять людей, не показывающих результат, ставящих под угрозу всю компанию».

Издание узнало, что юридическая фирма, представляющей Tesla и Маска, протестует против статьи и данных в ней, и на Wired могут подать в суд.
Компания не дала времени на официальные интервью с Маском, членами совета директоров или топ-менеджерами.

«Конечная цель Tesla (и причина, по которой я в неё инвестирую) — помочь ускорить переход с экономики углеводородов на экономику солнечной энергии, — написал Маск в программе, названной “секретный план Tesla”. В 2004 году, вложив в Tesla $6,3 млн и вскоре став генеральным директором, Илон Маск отыскал область, соответствующую его амбициям. — Мы не остановимся, пока все машины не перейдут на электричество».

Классической, отмечает Дахигг, стала история с выдвижными дверными ручками. У директоров Tesla накопилось много историй о том, как Маск рушил их представления о возможном. В середине 2000 годов компания вела разработку Model S, и Маск настоял, что автомобилю нужны ручки, которые будут не выпирать, а выдвигаться словно по волшебству, реагируя на сигнал с электронного ключа, когда владелец будет приближаться к машине.

Их конструкция крайне сложна, они решают проблему, которую и проблемой-то не назвать. «Никто не скрывал, что такие ручки — безумная затея», — рассказывает Wired один из бывших менеджеров. Даже после выпуска Model S были неприятности. Но Маск не сдавался. Журналу Consumer Reports пришлось задержать свой обзор, потому что «чудные дверные ручки не пускали журналистов в салон».

«Они создают эмоциональную связь с машиной, ощущение, что вы прикасаетесь к будущему, — рассказал автору бывший работник. Но скоро выдвижные ручки стали фирменной чертой Tesla, появляясь на всех машинах. Он знает, чего хотят люди ещё до того, как они этого захотят». — В этом Илон гений.

Но главное — Tesla подтолкнула всю индустрию электромобилей, и теперь даже крупные производители вроде General Motors и Volkswagen предлагают машины на электричестве. Consumer Reports в итоге описал Model S как «лучшую машину, которая проходила их тесты».

Он бывает неловким, придирчивым, защищается, когда ему указывают на ошибку. Зачастую Маск не скрывает эмоций, отмечают коллеги, иногда он едва сдерживает слёзы, жутко расстроенный или охваченный важностью цели компании. «Мне как-то говорили, чтобы на встречах я больше сутулился, — рассказал Дахиггу бывший директор. Некоторым он кажется роботом, лишённым эмпатии, со странными привычками. — Илон лучше реагирует на собеседников, когда сидит выше».

Порой предприниматель всё-таки перегибал палку, вспоминают бывшие работники, открыто насмехаясь над сотрудниками на встречах, без причины сомневаясь в их компетентности и понижая в должности. Но в Tesla странности Маска приняли. Но Маск мог уволить кого угодно, ведь хороших специалистов, желающих поработать в Tesla, было много.

В том же году представили Model X, кроссовер с откидными дверьми. В 2015 году компания продала 50 тысяч Model S, цена начиналась от $76 тысяч. Вместе с популярностью Tesla росла и популярность Маска. Ещё через год прибыль компании увеличилась до $7 млрд, а штат превысил 18 тысяч человек. А неожиданная слава меняет человека, подметил топ-менеджер, работавший в Tesla много лет.

Камео Илона Маска

Известность коснулась и личной жизни генерального директора Tesla. Маск купил в Калифорнии пять поместий общей стоимость $72 млн (в одном даже была отдельная комната для видеоигр). После развода с первой женой в 2008 году он начал встречаться с моделями и актрисами.

«Мы это называли Twitter-управление, — вспоминает работник Solar City. Руководители подразделений начали читать бульварную прессу и страницу Маска в Twitter. — Какой-нибудь клиент напишет жалобу в соцсети, и нам поручат бросить всё и потратить уйму времени, чтобы уладить проблему одного болтуна, а не сосредоточиться на тысячах клиентов, которые в тот день ничего в Twitter не писали».

Тогда в его окружение входили люди, умеющие ему возразить, и к ним он прислушивался. И всё же переменами в настроении Маска было относительно легко управлять, отмечает автор Wired. Всё пошло под откос после анонса Model 3.

В этот день открывался предзаказ на Model 3, первый взнос составил $1000. Утром 31 марта 2016 года Маск отправился в салон Tesla неподалёку от Сенчери-сити, делового района Лос-Анджелеса. Производство должно было начаться минимум через год.

Самый оптимистичный прогноз — 50 тысяч. Долгое время менеджеры Tesla спорили, сколько машин забронируют. А в конце недели — 325 тысяч. Но уже в первый день было 180 тысяч предзаказов.

Компания, которая за всю свою историю продала меньше 150 тысяч машин, за год стала стоить больше, чем General Motors, которая продавала 150 тысяч машин в неделю.
Акции Tesla взлетели в цене.

На плечи Филда легла задача превратить Tesla в массового производителя. Вскоре после открытия предзаказов Даг Филд, вице-президент Tesla по разработке, созвал встречу, объявив работникам, что «теперь они работают в другой компании». Вместе с Джоном Макниллом, который руководил продажами, маркетингом, доставкой и обслуживанием, он стал главной опорой Маска.

Первый учился в MIT, работал в Ford и Apple. И Филда, и Макнила считали отличными управленцами, пишет Чарльз Дахигг. Макнил же до прихода в Tesla занимал должность консультанта в Bain & Company и славился умением создавать благополучную рабочую среду.

Думать о том, как наладить производство Model 3, начали за несколько месяцев до открытия предзаказов. У Tesla не было операционного директора, поэтому со временем Филд и Макнилл фактически стали руководить повседневной работой десятков вице-президентов и других сотрудников.

Дав сотрудникам время на отладку процессов, производство собирались наращивать постепенно и в итоге достигнуть планки в 5000 автомобилей в неделю. В октябре 2017 года должна была открыться сборочная линия во Фримонте.

Компании нужно двигаться быстрее, заявил генеральный директор: он хотел запустить производство на четыре месяца раньше срока. Однако вскоре после начала предзаказов Маск созвал совещание.

Маск упомянул, что уже какое-то время разрабатывает эту идею. Ему приснился завод будущего, где полностью автономные роботы работают быстро, а конвейеры доставляют детали точно вовремя.

Началась привычная менеджерам борьба: они пытались объяснить Маску, что его требования невыполнимы, а он стоял на своём. Отделам придётся пересмотреть свои планы на производство, указал Маск. Кроме того, задумка Маска требовала слишком много денег и времени. Tesla и без того строила самый современный завод по производству автомобилей, а усовершенствовать его можно и после запуска и отладки, твердили коллеги.

Нам нужно построить машину, которая строит машины, объявил он, но нужно двигаться быстро. Маск ответил: возможно всё, если это не противоречит законам физики. Полностью автоматизированный цех, по мнению Маска, послужит надёжной долгосрочной инвестицией.

В это время начали увольняться инженеры, а Маск иногда распоряжался понизить или вовсе уволить тех, кто слишком сопротивлялся, пишет автор Wired Чарльз Дахигг. Споры продолжались несколько недель.

Угроза увольнения витала в воздухе. Тогда Tesla, по оценкам самого Маска, тратила до $100 млн в неделю. Просто надо». По словам журналиста, порой Маск говорил: «Надо сегодня уволить кого-нибудь. Представитель компании оспорил эти слова, добавив, что Маск «принимает тяжёлые, но необходимые решения».

Инженеры всё пытались наладить работу конвейеров и роботов. Прошло больше года с начала предзаказов на Model 3, но компания и близко не подобралась к заявленному объёму производства. Tesla сильно отстала от графика, и некоторые клиенты начали требовать депозиты обратно.

Маск на вечеринке в честь передачи новой модели владельцам

А поскольку участки сборочной линии не работали, автомобили собрали едва ли не по крупицам. 28 июля 2017 года фирма провела большую пресс-конференцию и вечеринку, где передала первые Model 3 тридцати покупателям — большинство из них были сотрудниками компании. Тем не менее Маск в том же месяце написал, что Tesla будет выпускать 20 тысяч машин в месяц к концу года.

Маск, ожидая старта пресс-конференции, казался потерянным, а его взгляд — пустым, отмечает журналист. Перед началом мероприятия менеджеры забеспокоились. Он встречался с актрисой Эмбер Хёрд, и недавно они расстались.

Результат будет прекрасным, но производство этой машины станет большим испытанием». Выйдя к журналистам, Маск начал мрачно: «Нам предстоит полгода производственного ада. Простите мне мою сухость, в голове много всего». Он стал перечислять всё, что может пойти не так: «Наводнение, торнадо, пожар, затонувший корабль — если хоть что-то нарушит цепочку поставок, пострадает всё производство.

Облегчение, однако, длилось недолго, замечают коллеги предпринимателя. Маск, на первый взгляд, держался более непринуждённо, представляя те самые 30 машин. — Он был сумасшедшим гением, но мозгов в нём было 95%, остальные 5% — сумасбродство. «После того вечера и начались неприятности, — поделился с Дахиггом бывший топ-менеджер, бывший тогда рядом с Маском. В то лето, возможно из-за разрыва с Хёрд и трудностями с Model 3, ум и безумие поменялись местами».

«Я никогда не буду счастлив без человека рядом, — поделился Маск, — засыпать одному — сущая мука». После вечеринки Маск время от времени не появлялся на встречах или отменял их в последний момент, а в интервью для журнала Rolling Stone признался, что «последние несколько недель мучился эмоционально» и попросил любовного совета.

«Было чувство, что каждый день тебя могут уволить», — говорит один работник, у которого было три разных менеджера за три дня. Сотрудников не покидало ощущение постоянной угрозы. Многие же попросту не хотели брать инициативу в свои руки, опасаясь увольнения или унижений.

— А в компании, где работает так много мужчин, это особенно унизительно». «Перед всеми он орал на меня, кричал, что я ничего не смыслю, что я идиотка и он никогда не работал с таким некомпетентным человеком, — рассказала автору истории одна из бывших высокопоставленных сотрудниц Tesla.

По словам Чарльза Дахигга, на Gigafactory дела по-прежнему шли не очень. Тем не менее благодаря или вопреки руководству Маска к осени 2017 года отдельные участки производственной линии во Фримонте заработали, производство ускорилось.

«Это не прошло даром, — поделился с Дахиггом бывший топ-менеджер. В конце октября 2017 года Маск опубликовал у себя в Instagram видео, где он в небольшой компании жарит на крыше завода зефир, пьёт виски и распевает песню Джонни Кэша. — Все работают на пределе, а он там устроил привал».

Ещё $1,5 млрд Tesla потеряет в следующие девять месяцев. Вскоре компания раскрыла потери: $671 млн за предыдущий квартал (произведено было лишь 222 Model S). Мы решаем проблему, решаем». В беседе с аналитиками с Уолл-стрит, которую внимательно слушали менеджеры фирмы, Маск объявил: «Да, в последние три-четыре недели я жутко хандрил, но должен сказать: теперь я вижу дорогу к солнцу.

Одним из главных препятствий, считали они, был сам Маск, вносящий разлад, требуя полной автоматизации. Многие коллеги Маска были недовольны его словами, отмечает автор Wired. Мешали ещё большая текучка и страх перед главой Tesla.

Ушёл Макнил, став операционным директором в Lyft, следом — Филд, обратно в Apple. Уход топ-менеджеров продолжался до февраля 2018 года. Маск посчитал, что это пустяк. Увольнение Макнила стало большой потерей и заставило понервничать акционеров и директоров, пишет Чарльз Дахигг. Один из сотрудников финансового отдела компании рассказал Дахиггу: «Не осталось никого, кто мог дать Илону отпор». Всего же за два года Tesla покинуло 36 вице-президентов и менеджеров высшего звена.

Завод не работал: рабочие разворотили конвейеры на заводе во Фримонте, а детали подносили вручную, собирая коробки в кучи. К тому времени Маск мало-помалу начал признавать свои ошибки. В апреле Маск остановил производство на неделю, чтобы устранить неполадки.

— Если быть точным, моим промахом». «Предельная автоматизация была промахом, — рассказал в Twitter Маск. Коллеге он как-то обмолвился: «Нам надо перестать бить себя по голове».

Если в июле 2016 года он публиковал твиты 94 раза в месяц, то после ухода Филда и Макнила он лишь за июнь 2018 года твитнул 414 раз.
Но удары становились только сильнее, во многом из-за того, что Маска поглотили социальные медиа.

«Ты идиот», — твитнул Маск в ответ на критику одного эксперта. Содержание записей было хаотичным: отрывки стихов, высмеивание журналистов, оскорбления. Репортёру BuzzFeed руководитель Tesla отправил письмо, в котором называл его «конченым дураком». «Прости, хотел сказать, самовлюблённый идиот», — добавил он.

Когда же аналитик спросил финансового директора Tesla о капитальных расходах, Маск отмахнулся: «Скука. В мае 2018 года в групповой беседе Маск раскрыл заработок компании. Следующий?». Глупые вопросы нам не нужны. Зато на вопросы видеоблогера, поклонника Tesla, он отвечал целых 20 минут. Следующий вопрос он снова отбросил: «Такие сухие вопросы меня убивают!». После этого акции компании упали на 5%.

«Знаете, очень долго, когда Илон говорил и делал какую-нибудь глупость, я собирал команду и объяснял, почему волноваться на счёт его слов не стоит, — рассказал журналисту менеджер, работающий в компании несколько лет. К лету публикации, посвящённые Tesla, становились всё хуже, отмечает Дахигг. Слухи о поведении Маска дошли до потенциальных работников. — Но в какой-то момент дошло до того, что извиняться больше не было сил».

Как-то раз на собеседование пришёл кандидат в синих ботинках. Одна история стала образцом его импульсивности. Тот представил ему квалификацию соискателя, но глава Tesla остался непреклонен и отказал. Маск, повернувшись к коллеге, сказал, что ему не нравятся эти туфли.

Представитель Tesla заявил, что Маск отверг кандидата, поскольку его опыт не подходил для работы в Tesla, а «тот факт, что Илон мельком упомянул ботинки, никак не повлиял на его решение».

— Кому захочется, чтобы они проходили через всё это?». «После такого друзьям не посоветуешь подавать заявление, — поделился мыслями бывший работник фирмы.

«Последние несколько месяцев стали самым мучительным, самым адским временем в моей жизни», — признался предприниматель. На ежегодной встрече акционеров в июне 2018 года Маск был расстроен. Финансовая отчётность показала, что почти 20% клиентов, оформивших предзаказ, потребовали деньги обратно.

47 день рождения генеральный директор Tesla провёл на заводе. Вскоре Маск объявил: Tesla построила огромный тент на парковке у главного завода, где строится новая сборочная линия. «Работал и ночью, без друзей, никого не было», — рассказал он изданию The New York Times.

Компания добилась своего, пусть это и стоило сотен миллионов и десятков увольнений. 1 июля 2018 года, два года спустя после открытия предзаказов на Model 3, Маск разослал работникам долгожданное поздравительное письмо: Tesla произвела 5031 автомобиль за неделю. — Не могу не гордиться тем, что работаю с вами». «Невероятная работа прекрасной команды, — написал Маск.

Многие работники тоже считали успех невероятным, но по другой причине.

Просто подумайте: мы придумали машину настолько простую и изящную, что её можно собрать, грубо говоря, в палатке. Cам факт того, что мы смогли наладить настолько масштабное производство среди всего этого безумия, — настоящее достижение. Вот чем можно гордиться. Её можно собрать, когда генеральный директор на грани срыва, когда то и дело кого-то увольняют.

бывший инженер Tesla

Тем же летом Маск назвал «педофилом» одного из спасателей мальчиков, застрявших в пещере в Таиланде, после того как ему сказали, что его помощь не нужна. Но на этом странности не закончились, уточняет автор Wired. Спасатель подал на предпринимателя в суд, дело всё ещё ожидает рассмотрения.

А в августе Маск написал твит, в котором он «подумывает сделать Tesla частной компанией, выкупив акции по $420». Затем Tesla попросила вернуть поставщиков деньги, чтобы выплатить долги по кредитам общей суммой в $900 млн. Твит привлёк внимание Комиссии по ценным бумагам и биржам США и стоил Маску места председателя совета директоров.

После этого твита страницу предпринимателя в Twitter заблокировали

И хотя некоторые смеялись над тем, что он не затянулся, у властей нашлись куда более серьёзные вопросы: несмотря на то что эфир происходил в Калифорнии, где марихуана легализована, Маск, получивший доступ к государственной тайне в связи с работой SpaceX, должен подчиняться федеральным законам. В сентябре, во время беседы с Джо Роганом, Маск покурил марихуану.

Все работники SpaceX, включая Маска, проходят случайный тест на наркотики, проводимый независимой лабораторией. Представители компании в заявлении для Wired подчеркнули: «Работники фирмы подтверждают, что Илон никогда не находился под воздействием веществ, влияющих на рабочие решения. Эти тесты показали, что никаких следов наркотиков в крови Илона нет».

Впрочем, он не упомянул, чего стоили его требования сотрудникам. Осенью 2018 года Маск дал несколько интервью, не раз признавая, что организация производства Model 3 стала одним из самых тяжёлых периодов его жизни.

Пока же в минимальной комплектации машина стоит на $10 тысяч больше. Вместе с тем, несмотря на все успехи и неудачи, компании остаётся выполнить ещё одно обещание — снизить цену Model 3 до $35 тысяч. Помимо этого, бывшие топ-менеджеры обращают внимание и на других производителей, крупных, с хорошо отлаженной бюрократией.

«Сегодня компании как никогда прежде нужен крепкий второй номер с хорошим операционным опытом», — отметили специалисты RBC Capital Markets в письме клиентам. После того как Маск взял обратно слова о выкупе акций, некоторые аналитики, например из Cowen and Company, стали задумываться, не принесёт ли фирме пользу смена руководителя.

«Сильный операционный директор не будет мириться с тем, что Маск постоянно выглядывает из-за плеча», — сказал Дахиггу бывший топ-менеджер Tesla. Другие же не видят в этом пользы. В противном случае он ничего не получит. В январе 2018 года акционеры согласились выплатить главе Tesla $55 млрд в течение десяти лет, если он продолжит управлять фирмой и добьётся всех 12 целей, одна из которых — капитализация в $650 млрд.

Стало быть, он не мешает Tesla идти вперёд». Представитель Tesla уверен, что Маск доказал свою состоятельность: «Под руководством Илона мы успешно запустили производство Model 3, а последний квартал стал самым успешным за всю историю компании.

#tesla #илонмаск

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть