Hi-Tech

Об инвестициях в людей, ошибках бизнес-ангелов и мотивации молодых стартаперов — интервью с Аркадием Морейнисом

Беседует автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

В закладки

Кратко о госте

Программист, предприниматель и инвестор, основатель фабрики стартапов «Главстарт», бизнес-акселератора «Антистартап», карьерного акселератора Product University, автор программы обучения школьников предпринимательству «Бизнес для школьников».

Окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ.

В 1990-х годах разработал программу для голосового общения по локальной сети Talker, которая была куплена американской компанией.

В 2005 году Rambler Group купила контрольный пакет компании. В 1997 году основал интернет-каталог цен Price.ru, который стал лидирующим каталогом рунета. В 2010 году Rambler завершила покупку Price.ru, после чего Морейнис покинул компанию и стал бизнес-ангелом. В 2007 Морейнис стал директором по разработкам и развитию проектов Rambler.

Аркадий Морейнис ведёт популярный Telegram-канал «Тёмная сторона» о бизнесе, стартапах и инвестициях.

О бизнес-ангельстве

Это даже не оценка проектов. Вся история про бизнес-ангельство — это история про поиск людей. Вот я посмотрел на проект, бизнес-план, по Skype поговорил о чём-то, ответил, что всё отлично, проект замечательный, — этот подход не работает.

Во-вторых, выгода раннего входа в перспективный проект. То, что я понимаю под бизнес-ангельством, — это, во-первых, азарт найти человека и что-то новое.

О коллаборациях

По поводу распространённой практики захода нескольких инвесторов в стартап есть старая поговорка: «Если ты разговариваешь со стартапом в комнате, где есть кто-то ещё, значит, ты зашёл не в ту комнату». Я и раньше не особо был к ним привержен, а теперь чётко понимаю, что смысла в коллаборации с кем-то нет никакого.

Представьте себе, есть условно начинающий предприниматель и три дядьки бизнес-ангела, зашедшие в него, каждый со своим представлением о жизни. При входе в проект очень важно не сбить прицел основателю. И если они втроём заходят в проект и начинают его жизни учить — в результате основатель не научится ничему.

Об ошибках бизнес-ангелов

В такой ситуации у многих инвесторов возникает проблема — они начинают влюбляться в идею и представлять, что бы они с ней сделали. Когда только начинал инвестировать, я смотрел на все приходящие проекты с точки зрения идеи и делил их на «круто» и «некруто». После этого есть два не очень хороших варианта.

Через какое-то время основатель уже работает в режиме «Я уже сделал всё, что вы сказали, — не работает. Первый вариант: инвестор начинает вольно или невольно заталкивать основателя в сторону, которую он считает нужной, рассказывать ему, что нужно делать, и в результате из нормального человека получается импотент. Что дальше?».

Здесь надо быть жёстче, как в рекрутинге: «Нанимай долго — увольняй быстро». Второй вариант: ты влюбляешься в идею и перестаёшь видеть, что основатель не тянет.

О первоначальной идее

Это просто нормальная ситуация. Я где-то читал, что 94% проектов, совершивших экзит, сделали это не с той идеей, с которой они начинали. YouTube чем был? Например, у Airbnb первоначальная идея — хостел с надувными матрасами. С чего начинался Facebook? Сервисом знакомств. Первым проектом Цукерберга в кампусе университета была голосовалка по оценке девушек Hot or not.

О том, без чего лучше не начинать стартап

Когда видно, что человек не заучил определённое количество фраз, а думает и что-то пытается говорить. Первое, что я всегда пытаюсь вычленить в основателе стартапа, — это наличие здравого смысла. Здравый смысл — просто мастхэв.

Совсем простой пример: приходит человек с идеей, а я говорю, что это говно. Второе, что я проверяю, — эмоциональную устойчивость. Если человек при первой же неудаче сложится, то как с таким предпринимателем в разведку идти?

Классический ответ стартапера на это: «Ну вы же не понимаете!». Третье — умение слушать, слышать и реагировать на то, что я говорю. Если я не понимаю, значит, ты плохо объясняешь либо ты не слышишь, что я говорю. Что значит, я не понимаю?

Основатель должен знать и понимать, что деньги — мерило востребованности. Четвёртое — про деньги. Большинство стартапов умирает именно от того, что продукт никому не нужен.

Об инвестициях в людей

Он должен развивать некие навыки, продаваться стратегическому покупателю, быстро учиться, у него должен быть здравый смысл. Если так задуматься, то человек сам себе стартап. Взял эту модель и попробовал перенести на рынок труда. Я посмотрел на рынок стартапов — там есть понятие акселератора. То есть Product University — это на самом деле карьерный акселератор. Осенью провели пилотный набор в Product School, а сейчас сделали уже Product University.

Представьте, я с 12 лет начинаю вести чувака: в 12 лет я в него инвестировал, отправил куда-нибудь поучиться на какую-то специальность, потом он пошёл работать, первый стартапчик и так далее. Меня тема инвестиций в людей очень занимает, так как это может быть та самая алгоритмическая составляющая, объединяющая мои текущие проекты. Это идеальная схема, но её нельзя юридически оформить, потому что это будет рабством в плохом смысле слова.

О внутренней мотивации и Product University

Часто вижу людей, которые, с моей точки зрения, ни к чему не стремятся. Это история о нераскрытых людях. Они это приняли. Или которые стремились, но у них не получилось, и их это обломало. Жалко. Когда идёшь и видишь старенького человека, у которого руки дрожат, который роняет палочку, у тебя же внутри что-то скрипит. А я на здоровых вот так смотрю, и мне жалко.

Я отсюда не свалил. Но есть и ещё кое-что, о чём абсолютно немодно говорить: всё-таки я живу в России. Вот меня этот вопрос тоже интересует. Вот вылезем мы когда-нибудь из жопы или нет? Это моя страна, это моя родина, я родился здесь, и я не хочу жить в жопе.

Подробнее о главных ошибках стартаперов, повадках бизнес-ангелов и проекте Product University — в полной версии интервью на канале.

#заметкипредпринимателя

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть