Главная » Hi-Tech » О большой российской продуктовой стратегии

О большой российской продуктовой стратегии

Мой основной вопрос: как связан предыдущий анонс с текущим, в чем причина релизов, могу ли я проследить логику людей и понять, куда же движется тот или иной продукт, компания или направление. Я каждый год внимательно смотрю все конференции таких компаний, как Google, Apple и «Яндекс».

Первый показывает финансовая отчётность, второй — пользователи продуктов компании и их возможности, а также люди, которые воплощают идеи в эти самые возможности. Два важных параметра для любой публичной продуктовой ИТ-компании — деньги и люди.

Основные продукты: поиск, почта, YouTube и так далее. Разберёмся на примере Google, как компания проводит анонс и запуск каждого продукта начиная с 2015 года.

  • 2015 год: Google Now и Android Wear (IoT) ecosystem.
  • 2016 год: Google Assistant и Google Home.
  • 2017 год: Google Home Global, Google.AI и Lens.
  • 2018 год: Google Duplex, AI Strategy и Google Home Update.

Как и в любой продуктовой компании, некоторые могут быть и неудачными, однако работа над основой, на мой взгляд, является логичным движением к развитию компании, которая нацелена на прибыль и конечного потребителя. Конечно, без экспериментов не обходится.

Продукты у компаний во многом схожи (подробнее про все анонсы можно посмотреть тут). Теперь давайте перейдём к нашему рынку и попробуем провести тот же самый анализ на примере «Яндекса». Но предыдущие конференции компании раньше всегда были посвящены маркетингу (Why?).

Релизы компании по годам:

  • 2015 год: «Яндекс.Радио» и рекомендательные технологии.
  • 2016 год: «Яндекс.Аудитории».
  • 2017 год: «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Здоровье».
  • 2018 год: «Яндекс.Станция».

Присутствует ли тут такое же логичное развитие анонсируемых ранее продуктов?

Какие возможности он принёс основному продукту за несколько лет? «Дзен» родился из анонса 2015 года. Однако вопрос о самостоятельности этого продукта весьма спорный. Кроме того, что это интеграционный продукт с рекламными блоками «Директ», его ставят в посадочные страницы или экраны других популярных продуктов — больше показов рекламы — профит. Метрики, которые я видел, вытекают из интеграций.

Рассмотрим основной доклад 2018 года и введение а-ля «Продукты, которые изменили мир»:

  • «Навигатор» — отлично! Без него сейчас действительно как без рук, он значительно сокращает наше время на планирование.
  • «Такси» — отлично! Прозрачное ценообразование, исключение из сценария пользования операторов.
  • «Поиск» — самое что ни на есть «чудо».

Эти продукты, как и правильно было замечено на презентации, являются отличным примером того, как и что можно сделать, так как отвечают на вопрос, почему же они так нужны и важны.

Гораздо больше на этом фоне меня интересуют задачи голосового интерфейса «Алисы» и выпущенной колонки «Яндекс.Станция».

Продажи «умных» колонок Amazon экспоненциально растут. Согласно отчету KPCB головной помощник — действительно достаточно популярная штука в мире. Голос существенно сокращает время использования продукта или выполнения различных действий.

Например:

  • в мессенджерах (скорость речи в несколько раз быстрее, чем скорость набора текста);
  • в поиске (легче сообщить запрос своим языком и поиск справится);
  • в управлении авто (безопаснее и проще в управлении основными мультимедиа и навигацией).

В первую очередь, и это подтверждают данные из того же отчета KPCB, — это онлайн-заказы. Но! Американцы ищут товары примерно в двух местах: Amazon & Google. Товаров, еды, такси и так далее. Потому что средняя площадь жилого хозяйства в США — всего 1500 квадратных футов, а инфраструктура доставки лучше и легче строится вокруг не многоэтажных комплексов. Почему они это делают там?

То же самое касается и развлечений в экосистеме Amazon (100 млн подписчиков Prime — хорошее тому подтверждение). Достаточно сделать всего пару тапов, и всё на месте, адрес и путь к нему уже известен и оптимизирован. Цена для рынка США на такие устройства приемлема (и есть «миниопции»).

Строят свой «умный» дом однако. Возможность интеграции с другими сервисами облегчает взаимодействие, например, интересные функции Amazon Echo вкупе с iPhone или Echo, Echo Plus и Echo Dot, которые недавно еще и «умный» звонок купили.

Android-штука экосистемная, и вокруг неё строят всё, что можно построить. Google пошла по-другому пути в ответ всему Android. Колонка позволяет на уровне системы бесшовно управлять «умным» домом (Nest Camera, Thermo и так далее). Удачно или нет, но пробовать всегда нужно. И мое любимое дополнение к списку выше, где же голос так нужен: телефонные звонки (Duplex).

Многим гораздо проще говорить с колонкой дома или за рулём, чтобы попросить её сделать определённые действия.

Зачем «Яндекс.Станция» нам

  • Заказ пиццы. Мой опыт показал, что в два клика это сделать всё же быстрее, а говорить колонке, какую пиццу с каким ингредиентами и набором салфеток, надо гораздо дольше.
  • Заказ такси. Ок, но как сообщить, на какой стороне угла нужно подать машину или как колонка подскажет, на какой стороне угла она уже подана? Иногда проще на карте выбрать удобную точку, особенно когда там ещё подсказывает, где дешевле. И сесть тут или напротив.
  • Развлечения (ТВ, сериалы, кино). Если есть интеграция с моим кинотеатром — то это уже что-то, но где тут можно обстоятельно выбрать кино или прочитать рецензии и узнать о составе актёров, рекомендациях от друзей? «Алиса, покажи мне классное кино», смотрю классное кино, голосом оставляю похвальный отзыв.

Я нет. Верите? Поправьте меня, ребята из медиасервисов, какие сценарии выбора кино или музыки популярны и почему? В этом сценарии настолько много переменных, что всё это сделать голосом проблематично (ну, пока) и я не понимаю, где я экономлю тут время. Правда, хочется понять, зачем в них голосовой интерфейс, который так горячо рекламируется.

Все эти сценарии в лучшем случае дадут рост 15-50% год, а доля в выручке от этих сервисов у поисковой компании вырастет незначительно по сравнению с уже имеющейся выручкой от поиска. Самое главное, подобные релизы не являются расширением продукта или источником его большей монетизации (не вижу здесь поиска и экосистемы вокруг).

Будущее? Экосистемы нет, роста заказов товаров нет (маркет, кажется, так и не победил кнопку «заказать сразу на маркете», а анонсированный проект со «Сбербанком» только на подходе). Настоящее? Да, возможно. Нет, не верю.

Ведь суть продуктовой компании — дать людям новые возможности и развивать их, сделать жизнь легче, а свою компанию интереснее как для инвесторов, так и для пользователей. Я хочу, чтобы наши компании думали над тем, как растить свой основной продукт и как его вести, а не только оптимизировать (например, заполняя стартовые экраны дополнительным контентом).

S. P. Будем ждать развития. Уверен, что колонка как устройство будет прекрасна.

S. P. S Ещё писать?

#яндекс #amazon #google #apple


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Цифры: сколько Amazon тратит на питание и проживание для стажёров

Цифры: сколько Amazon тратит на питание и проживание для стажёров Поиск Написать Войти Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Интернет-ритейлер Amazon ежегодно принимает на летнюю стажировку в Сиэтле 900 человек. Четвёртый год подряд их ...

10 самых дорогих стартапов, основанных студентами

10 самых дорогих стартапов, основанных студентами Поиск Написать Войти Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто