Главная » Hi-Tech » Новый подход к оказанию врачебной помощи, или что умеют медицинские чат-боты

Новый подход к оказанию врачебной помощи, или что умеют медицинские чат-боты

Система называлась «Элиза», и она умела моделировать работу психотерапевта клиент-центрированного направления психотерапии: задавала пациенту вопросы, перефразируя уже сказанные им вещи. Считается, что первый медицинский бот появился пятьдесят лет назад. Однако это создавало лишь видимость интеллектуальности разговора.

Они помогают ускорить сбор анамнеза врачом и даже установить предварительный диагноз, тем самым повышая качество и скорость медицинского обслуживания. С развитием технологий и накоплением большого количества медицинских данных появилась возможность создавать более умных ботов, которые анализируют ответы пациентов и на их основе задают уточняющие вопросы.

Однако на сегодня число клиник и докторов, использующих в работе такие технологии, крайне незначительно. По оценкам Business Insider, через пару лет чат-ботов внедрят 80% мировых организаций, включая поликлиники и медицинские компании.

Что мешает внедрению ботов

Отношение к чат-ботам у людей неоднозначное. Одна из причин — недоверие к технологии. При этом 50% жителей Америки предпочитает общаться с живым человеком, решая какую-либо проблему. Например, только половина европейцев и треть американцев считают чат-ботов полезными. В медицине с этим ещё сложнее, так как не все пациенты готовы довериться машине в вопросах, связанных со здоровьем.

Медицинские данные зачастую плохо структурированы, люди по-разному описывают свои симптомы и не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. Есть и технические сложности. При этом один и тот же набор симптомов может быть индикатором сразу нескольких болезней.

Однако последняя проблема постепенно решается с ростом объёма накопленной и размеченной текстовой информации и развитием алгоритмов машинного обучения. Помимо это для корректного выделения информации необходимо научить алгоритм понимать контекст, а не просто выдёргивать из текста ключевые слова.

Такие системы должны отвечать законам, связанным с обработкой персональных данных пользователей. Также широкое распространение ботов замедляют сложности с регулированием их деятельности. Например, в США чат-боты должны удовлетворять Закону об ответственности и переносе данных о страховании здоровья граждан (HIPAA).

Положения HIPAA регулируют сбор и обмен так называемой закрытой информации о состоянии здоровья пациентов, пересылаемой в любом виде: электронном формате, по почте или в устной форме, и требуют соблюдения полной конфиденциальности.

Что касается нашей страны, то в России медицинское ПО во многих случаях нужно регистрировать как медизделие — что удлиняет процесс от появления разработки до её внедрения и использования.

В разработке большинства подобных сервисов доктора принимают непосредственное участие и на каждом этапе контролируют полученный результат — решения выходят на рынок только после одобрения, полученного от квалифицированных экспертов. Медицинские чат-боты не могут создаваться в отрыве от врачей-экспертов.

Как помогают чат-боты в медицине сегодня

Есть множество различных симптом-чекеров, большинство из которых сделано на традиционной вопросно-ответной системе, фактически автоматизирующей опросные листы — никакого искусственного интеллекта, все вопросы задаются по заранее прописанным правилам. Несмотря на указанные сложности, чат-боты уже используются в медицинской практике для решения определённого спектра задач.

Сервис WebMD, например, использует эти данные, чтобы показать пользователю релевантный контент про болезни со схожими симптомами. Такие решения позволяют собирать жалобы и анамнез пациентов в рамках самых распространённых кейсов.

Они не диагностируют болезни, однако могут напоминать о необходимости принять лекарство, предоставить информацию о возможных побочных эффектах или записать на приём к врачу. Чат-боты также используются в качестве виртуальных помощников как для докторов, так и для пациентов.

В среднем сбор анамнеза врачом занимает до 60% времени консультации и длится порядка 15 минут. Есть и более продвинутые интеллектуальные системы, которые подстраиваются под ответы пользователей, понимают контекст разговора и собирают подробную информацию о состоянии их здоровья, как и доктор в рамках обычной консультации. Делегирование этой задачи программе сокращает время сбора в несколько раз и снижает вероятность врачебных ошибок.

Пока точность постановки диагнозов у таких систем далека от идеала (по одним только жалобам пациента невозможно точно определить заболевание — для этого нужна дополнительная информация: данные осмотра, анализы, исследования, анамнез и другое), однако они обучаются «задавать» правильные вопросы и собирать более полную информацию о болезни, по сравнению с тем, что изначально описывает пациент. Используются и боты, которые умеют самостоятельно ставить предварительный диагноз на основании отмеченных симптомов.

Какие решения есть на рынке

Эта немецкая система задаёт множество персонализированных вопросов, которые она формулирует на основании информации, сообщаемой пациентом. Из представленных на рынке чат-ботов можно выделить решение ADA. В случае необходимости приложение соединяет пациента с реальным доктором в чате для консультации. Затем ADA оценивает ответы больного и сообщает вероятность того или иного заболевания пациента, поясняя, какие из названных симптомов повлияли на решение системы.

Чат-бот приложение даже тестируется Национальной службой здравоохранения Англии (NHS) в качестве первой линии для пациентов, желающих получить медицинскую помощь. Подобным образом работает и английский телемедицинский сервис Babylon.

Алгоритмы машинного обучения нашего приложения собирают симптомы, историю болезни и подготавливают данные для врача. На российском рынке тоже внедряются подобные решения — одним из них является чат-бот Doc+. Чат-бот может спросить, когда и как началась болезнь, уточнить, принимал ли пациент какие-либо лекарства и другое.

Когда вы покупаете в интернет-магазине утюг, магазин может предложить вам докупить гладильную доску. Сам процесс опроса и определения симптомов заболевания напоминает системы, используемые, например, в e-commerce или оценочных сервисах.

Бот DOC+ работает по аналогичному принципу, только вместо товаров и фильмов анализирует жалобы пациентов — он умеет находить те симптомы, которые часто встречаются вместе. Если вы ставите хорошие оценки фильмам определённого жанра, вам предлагают посмотреть похожие на них картины.

Однако до полноценного и повсеместного внедрения в больницах ботов, ставящих диагноз самостоятельно, должно пройти ещё какое-то время (и немалое), а пока боты могут собирать информацию, давать советы, тем самым уменьшая вероятность ошибок и экономя время врача и пациента. Со временем технологии искусственного интеллекта и машинного обучения станут более совершенными, а чат-боты — более умными.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Госдума в первом чтении приняла проект о росте штрафов для авиакомпаний за задержку рейсов

Госдума в первом чтении приняла проект о росте штрафов для авиакомпаний за задержку рейсов — Право на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти С 25 рублей до 100 рублей ...

Стартап дня: Alfabot — конструктор для создания ботов в Telegram и помощников в «Алисе»

Стартап дня: Alfabot — конструктор для создания ботов в Telegram и помощников в «Алисе» — Сервисы на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Сервис создаёт только самых простых помощников. ...