Хабрахабр

Нетоксичное лицемерие

Программистам сызмальства внушают важность технических навыков, забывая научить тактично общаться с окружающими. Наша конкурентная среда богата вызовами и достижениями. Это рождает комплексы равно как и высокомерие. Неудивительно, что в IT остро стоит проблема токсичности.

Трудно выразить мнение так, чтобы не вляпаться в очередную попытку выяснить, было ли грубым сказанное.
Я немного утомлен частотой ее появления в жизни.

Простые правила

Моя первая встреча с этим понятием произошла в джуниорстве. Бэкенд запилил паршивое API, не обсудив его с командой приложения. Я саркастично посетовал на отсутствие подтверждения от iOS команды. Ментор бэкенда тут же отправил анонимную жалобу на меня в корпоративную сеть.

Запомнил две вещи: всунутую книгу Карнеги, о которой позже, и фразу: «Я в переписке ничего такого не вижу, но ты умный парень и понимаешь, кто-то может воспринять это плохо». С дрожащими коленками я пришел на встречу с HR, задачей которой было причесывать студентов под гребенку корпоративного мышления. Я не понимал.

image

Некоторое время я боялся писать в чаты, потом начал понемногу пробовать. Это послужило отправной точкой для комплексов и перемен. Перед отправкой перечитывал сообщения вслух, но ничего не помогало. Пугающей была моя неспособность распознать эту самую загадочную токсичность ни в чужих, ни в своих словах. На моё искреннее непонимание косяка и просьбу разжевать отвечали «если ты не понял этого сам, значит тебе трудно придется в жизни».

С тех пор я накопил список правил, которые помогают всегда оставаться уверенным в корректности своего стиля общения:

  • Запрещена точка в конце сообщения. Лучше эмодзи или скобочка
  • Используй мемы/стикеры/гифки для передачи емких мыслей (согласен/сомневаюсь/восхищен). Они создают позитивное якорение у собеседника
  • Запрещена неразбавленная критика. Предваряй приветствием и благодарностью за проделанную работу
  • Повелительный тон заменяй вопросами: «Поменяй» -> «Что думаешь о таком изменении?»
  • Ненавязчиво интересуйся делами, желай удачи, общайся не только о работе
  • Если критики не избежать, уточняй, что это только твоё мнение. Вводное слово «кажется» отныне твой лучший друг. Никогда не пиши кому-то «нет/запрещено/не нужно»
  • Запрещены любые слова с негативными коннотациями, заменяй вопросами: «Бесполезный» -> «Как думаешь, зачем это нам пригодится?», «Нечитабельный» -> «Сможем ли мы это поддерживать?»

Разумеется, этот список можно пополнять более узкими правилами. И все бы хорошо, но… Я не хочу!

Мне не нравится танцевать с бубном, только чтобы люди обратили внимание на суть реплик, а не на свои эмоциональные отклики после их прочтения.  Я не хочу тратить свое время на поиск и соблюдение неписанных стандартов общения в тщетных попытках угодить всем вокруг.

Нормой, ожидаемым минимумом, является нейтральность. Ведь я не должен относиться к коллегам по-дружески. А уж если удастся вызвать приятные эмоции, подружиться —  это идет мне в плюс! Относиться никак, понимаешь?

Деформированная презумпция нетоксичности гласит: «ты груб, если не докажешь обратного». Но в наше время пресловутое никак сильно смещено в позитивную область. Почему же так произошло?

Влияние запада

Славяне не первопроходцы в IT. Там уже побывали американцы и установили свои порядки. Английский по праву является самым важным языком программирования. Но никто не договаривался при входе в IT менять свою культуру на американскую. Ведь китаец, выучивший английский для работы, не обязан пить чай с молоком?

«How are you?»  —  автоматическая фраза приветствия. Я прожил в долине 5 месяцев и отчетливо вижу, откуда пришла эта радикальная вежливость. Бездушное «Thank you so much» за удачную оплату картой в магазине.
Почему каждому программисту стоит принять это стандартом общения? Роботизированное «Sorry» после легкого касания рукавом. Могу поспорить. Может быть, он априори лучше русских неприветливых мин?

Мне хочется извиниться, когда я чувствую себя виноватым. Слова, которые говоришь каждому встречному, обесцениваются. Но только когда они сделали что-то приятное, важное для меня. Я обожаю благодарить людей! Да, я мог бы это сделать, но не должен. Мне не хочется говорить спасибо коллегам за их работу.

Негласные правила заставляют меня говорить слова, которые я не имею в виду. И это не «базовая вежливость». Выглядеть человеком, которым не являюсь. От меня требуется показывать собеседнику чувства, которых не испытываю. И это называется лицемерием.

Вот только разработка это не территория какого-то конкретного народа, но мультинациональное сообщество. На чужой земле нужно соблюдать установленные хозяином правила. И в наш век толерантности можно бы и вспомнить, что не у всех есть традиция скрывать истинный смысл фраз за драпировками пустых слов.

Аутсорс боится потерять важных клиентов, поэтому в ультимативном порядке пихает работникам памятку «как не прогневать западных коллег». Сыграло роль заблуждение «делай как там, будешь успешными как они» и русскими компаниями был ассимилирован американский стиль общения. Проводятся обучающие сессии, некорректное общение служит причиной переводов с проектов и низких оценок на perfomance review.

Апофеоз

Кому-то покажется, что я просто не смог в общение и нахохлившимся сычом бичую гибкие навыки. Может и так, но у меня есть друзья. Я нравлюсь людям, которые симпатичны мне, пью пивко с коллегами и смешу их шутками за гранью дозволенного. Я осознаю всю важность общения. Ведь именно оно создает продукты, делая бизнес успешным. Но как же меня з@ебало изо всех сил стараться быть не тем, кто я есть, и иметь дело с такими же людьми. 

Работа

Недавно случилась история, демонстрирующая апофеоз насажденной культуры вежливости.
Я узнал, что у коллеги А есть скидка, которой можно поделиться несколько раз. Мне так же сказали, что нет ничего страшного в вежливой просьбе это сделать. Коллега А приветливо ответил: «да, конечно, посмотрю позже :)». На следующий день ко мне подошел коллега Б, чтобы резко обвинить в том, что я написал А от его имени. То есть, коллега А, мило ответив мне, отругала коллегу Б за раскрытие информации. Естественно, А мне больше ничего не отвечал, регулярно улыбаясь на кухне.

Люди не меняются внутри. Эта ситуация показывает главную проблему лицемерной нетоксичности. Все это порождает нездоровую атмосферу страха и неуверенности. Они лишь покорно натягивают улыбку и держат говно в себе, зубоскаля за спиной. Но сложившийся исход запомнится навсегда, и это повлияет на мою зажатость в коллективе. Если бы коллега А просто написал «нет» вместо пресловутого «позже :)», я забыл бы об отказе через час.

Это то, что мы получаем, подавляя личность и навязывая неестественную социальную норму «в любой ситуации улыбайся». Люди не заражаются пассивной агрессией от того, что кто-то чихнул рядом. Наоборот, теперь они зреют в изоляции, варятся в собственном соку. Люди в масках играют по правилам, но это не снижает количество конфликтов. Крышка здоровой атмосферы подскакивает на котле бурлящих страстей.

Неработа

Участие в опенсорсе казалося мне классным занятием. Решать запросы людей, делать полезные штуки для всех. Но меня просто задушила нетоксичная атмосфера. Люди в issues интересуются здоровьем детей, жен и считают это нормой, которой необходимо соответствовать.

То есть, поблагодарить за работу, поинтересоваться делами и не использовать выражение «doesn't make any sense». В ответ на объективную обратную связь прилетает: «Я с Антоном полностью согласен, но все это надо было сказать вежливее».

Это порождает многочисленные: «мне вообще-то пофиг, просто мимо проходил и показалось, что ты токсичный». Существует тип людей, уверенных в своем единственно возможном понимании вежливости. Ведь теперь можно сослаться на токсичность оппонента, ловко обесценив любые дальнейшие аргументы. Такой комментарий автоматически убивает любую полемику. Клеймо грубости пылает свежим отпечатком и никто уже не будет выяснять, а была ли она на самом деле.

image

В какой-то момент я так устал от переписок на тему «ты неправильно ревьювишь и вообще задерживаешь работу, это грубо», что решил просто мерджить, не глядя. Подмечать откровенные ошибки тоже стало почти токсичностью. Легче потом поправить, чем час думать над сообщениями.

С ужасом вспоминаю этот сборник советов про лесть, лицемерие и манипуляции путем словесных ухищрений. Кстати, я таки прочитал «Секрет общения с людьми». Я не хочу работать в таком коллективе. Если это действительно рекомендованный способ поведения в IT, то лучше сразу увольте.

Субъективность

Главная проблема неписанного списка норм вежливости в невозможности свериться с ним. В любой момент кто-то может посчитать токсичным словосочетание «needs work», и ничего не удастся на это возразить.

И чайник на орбите не стоит забывать. Обычно субъективность высказывания свидетельствует против него. Фраза «Ты токсичный, потому что мне так кажется» является неоспоримым свидетельством. Но человеческое мышление штука гибкая, поэтому в вопросе токсичности внезапно ничего доказывать не нужно.

Но не буду по одной простой причине: это, сука, субъективно. Я мог бы детально разобрать конкретные кейсы. В смайликах и благодарности можно разглядеть тонкий троллинг, в рядовом вопросе харассмент. Любое сообщение можно интерпретировать как токсичное и как не токсичное, придать любой эмоциональный окрас. Вот только делать это не только не нужно, но и строго запрещено.

Не существует списка непростительных проклятий, которые в любых обстоятельствах являются оскорблением. Человека нельзя оскорбить, человек может оскорбиться. Или может ты никогда не пишешь «ах ты сука» в чате с друзьями?

Я, например, ненавижу сложноподчиненные предложения с союзом «однако» и считаю их чванливо высокомерными. Никто вокруг не может знать, какие ассоциации породят случайные слова и выражения. Может, бегу рассказывать всем про омерзительный акт токсичности? И знаешь, что я делаю, когда кто-то пишет мне такое? Нет, я осознаю, что у меня искажение, перестаю проецировать своих тараканов на других людей и обращаю внимание на суть пришедшего текста.

Решение

Как же систематизировать правила, которые каждый формирует исходя из своего жизненного опыта? Хм, а знаете что? Ведь программисты уже это сделали. Сейчас в каждом проекте есть линтер. И все рассуждения на тему «мне кажется, тут надо две пустых строки», "я считаю этот отступ неправильным" чудесным образом испарились. Ведь какой смысл ежедневно спорить и изобретать, если можно ввести регулирующие правила?

Хагакурэ и прочие кодексы пронизывают историю. Более того, вопрос токсичности тоже был решен человечеством. Но где-то мы свернули не туда, потому что часть признаков токсичности все равно витает в воздухе, дополняясь и меняясь по щелчку. Современная версия это code of conduct. Просто положи все правила в корпоративный гугл док. Не надо так. Мне всегда не хватало такого фундаментального документа, которым можно решить любой субъективный спор. Добавь примеров, не скупись на объяснение.

У человека, родившегося в юрте, привычка придерживать дверь перед девушкой не впитывается с молоком матери. Вот только не надо «ВЕЖЛИВОСТЬ ЭТО ТВОЕ ВОСПИТАНИЕ, МАМА ДОЛЖНА БЫЛА НАУЧИТЬ». Утрированный пример, но вежливость жестко завязано на культуру народа, и глупо ожидать стопроцентного совпадения в мышлении людей с разных континентов.

Читай то, что написано. Не надо додумывать, что имел в виду собеседник и соревноваться в уровнях иронии. Один честный разговор может решить всю ситуацию и перевернуть отношение на противоположное. Перестань скрывать антипатию и проглатывать конфликты.

Потому что скорее всего ты делишься своим личным опытом, не подкрепленным экспериментом. Прекрати, мимо проходя, оценивать стиль общения других, советовать что-то поправить. Это все равно что советовать ставить на черное, потому что у тебя пять раз сыграло. Такой опыт есть у каждого и, о ужас, ни один из них не является верным.

Вот просто взять и ничего не делать, если нет возможности можешь рационально объяснить, в чем же собеседник проявил грубость. Пограничные случаи токсичности («не могу указать на нарушенное правило, но что-то почувствовал») всегда следует разрешать в пользу обвиненного.

Чинить нужно не мир вокруг, но свое восприятие. Это даже не близко к радикальной честности, просто общение без лишних декораций. Начни предлагать адекватное общение без мишуры. Просто перестань требовать от ближнего предвосхищать свои капризы. Общение, в котором не боишься отправить следующее сообщение, не окружив его смайликами.

К просмотру

Очень скоро дядя Барух, которому удалось не измараться в токсичности, будет рассказывать инсайты о личном бренде разработчика. Приходите посмотреть! А если ты тоже устал от бесконечной словесной мишуры, залетай холиварить в твиттер.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть