Hi-Tech

Нереализованный потенциал Evernote: почему один из самых популярных сервисов для заметок теряет пользователей

Появление компании, причины успеха и основные ошибки — в адаптированном переводе материала сооснователя сервиса для поиска и хранения документов FYI Хитен Ша.

В закладки

Аудио

Сооснователь Evernote Фил Либин Flickr

Инвестор, программист и соучредитель программы Y Combinator Пол Грэм как-то написал, что лучший способ придумать идею для стартапа — спросить себя, какой продукт ты хочешь сам.

Приложение-помощник, которое позволило бы запомнить всё. Для Степана Пачикова таким продуктом был Evernote.

Тем не менее Evernote пришлось столкнуться с рядом управленческих просчётов и неудачных запусков, и будущее компании сейчас неясно. Приложение считается одним из ярких образцов продукта фримиум-модели.

В материале — следующие темы:

  • Какой фактор стал решающим для успеха и как позиционирование продукта сооснователем Филом Либиным повлияло на рост популярности Evernote.
  • Как долго компания может противостоять давлению инвесторов ради верности своим убеждениям в роли бесплатного продукта.
  • Насколько опасно увлечение новыми направлениями и временный уход от основной миссии.

2008–2011 годы: создавая невозможное

Учился основам экономической математики, получил докторскую степень по нечёткой логике в Академии наук СССР в Москве, посвятил большую часть своей жизни работе над решением сложных вычислительных задач. Пачиков начинал карьеру в области компьютерного анализа рукописного ввода и оптического распознавания символов. Он наблюдал, как поэтапный распад Советского Союза нанёс ущерб культуре и коллективной памяти, но не знал, как это остановить.

С этой целью Пачиков создал с другом — гроссмейстером по шахматам Гарри Каспаровым — в 1986 году первый компьютерный клуб страны в Москве. Пачиков рассматривал компьютеры как средство не только сохранения индивидуальной и культурной памяти, но и как средство расширения возможностей для детей, растущих в политической и социальной нестабильности в России в 1980-х годах.

Впоследствии из этой игры получился Paragraph — первое в мире коммерческое программное обеспечение для распознавания рукописного ввода. Пачиков и Каспаров придумали игру, которая побуждала детей развивать навыки рукописного ввода.

Так он переехал из Москвы в Купертино в Северной Калифорнии. После образовательных экспериментов на Пачикова обратила внимание Apple и попросила разработать программное обеспечение для распознавания рукописного ввода для карманного компьютера Newton.

Несмотря на это, Пачиков всё равно хотел улучшить образование детей. Проект Apple Newton и Paragraph в итоге провалились. В 1990-х годах он уже разрабатывал продукт виртуальной реальности, который позволял детям изучать историю, начиная с эпохи Древней Греции.

Evernote

Первоначально Evernote задумывался как мозговой интерфейс, посредник между мозгом и устройством.

В 2002 году Microsoft контролировала почти 94% рынка клиентских операционных систем. Пачиков работал над прототипом Evernote (который первоначально был EverNote) в течение двух лет и выпустил бета-версию для Windows в 2004 году.

Ранний прототип Пачикова не был до конца готов, но большая часть основной функциональности уже имелась, включая технологию распознавания рукописного ввода, которую Пачиков впервые применил в Paragraph. Операционная система Apple OS X была выпущена в марте 2001 года, и количество пользователей составляло чуть больше 2% рынка.

Как и Пачиков, Либин в молодости эмигрировал из России в США и интересовался вопросом ограничения человеческой памяти. В 2006 году в Бостоне предприниматель Фил Либин рассуждал, чем заняться.

Его третий продукт Ribbon представлял собой организационный инструмент, целью которого было помочь людям сохранить и получить доступ к необходимой информации. После запуска и продажи успешной компании по разработке программного обеспечения для электронной коммерции и фирмы по защите информационных технологий Либин погрузился в изучение возможностей увеличения человеческой памяти в электронном варианте.

Именно в то время Либин впервые услышал о проекте Пачикова EverNote.

Когда Либин приступил к разработке программы, Пачиков уже добился значительного прогресса в разработке EverNote. EverNote и Ribbon были очень похожи по замыслу. Они решили не конкурировать друг с другом, а объединить свои компании. Либин отправился из Бостона в Кремниевую долину встретиться с Пачиковым.

Концепция

Одной из первых его задач было — упорядочить выполнение внутренних проектов, над которыми работали Пачиков и его команда. После слияния двух компаний Либин стал генеральным директором. Либин настаивал на том, чтобы компания сосредоточила все свои усилия на совершенствовании основной идеи продукта: расширении возможностей для пользователей по сбору, поиску и хранению любой информации, где бы пользователи ни находились.

Наибольший вклад Либин внёс, когда решил переориентировать Evernote с Windows на мобильные устройства.

iPhone от Apple появится только через год, и, по признанию Либина, большие ставки на мобильные устройства были не чем иным как авантюрой. В 2006 году доля пользователей, использующих мобильные устройства, была не так велика, как сегодня.

Продукт внешне и внутренне отличался от своего раннего воплощения: он был адаптирован для мобильных устройств. Когда в 2007 году появился iPhone, Evernote был готов.

Разработка мобильных приложений стала для специалистов ещё одной формой реализации талантов. Однако основанием для создания мобильного приложения Evernote стала не обновлённая эстетика приложения, а появление App Store.

В 2008 году Evernote запустил ограниченную частную бета-версию, ориентированную на повальное увлечение производительностью, которое закрепилось в Кремниевой долине. Либин контролировал первоначальную разработку.

Поэтому Evernote предполагал работу с любым видом информации: с рукописными заметками, сохранёнными URL-адресами, аудиозаписями, фотографиями с телефона, картинками, списками дел, статьями — практически со всем, что можно было сохранить, архивировать и синхронизировать на нескольких устройствах. С помощью Evernote Либин хотел преодолеть разрыв между физическим и цифровым мирами.

Пользователи могли искать сохранённые элементы, используя большое количество фильтров поиска, включая дату, ключевое слово, тему, местоположение, контакты и так далее. Основное достоинство Evernote было в его функциональном поиске, который Либин назвал «электронной чуйкой». По одной детали найти сохранённую заметку было намного быстрее.

Либин полагал, что этому будет придаваться важнейшее значение при использовании. Либин считал важным создать ощущение постоянного доступа к программе и максимально сократить время поиска нужной информации. Даниэль Эк хотел, чтобы у пользователей Spotify было ощущение, что вся музыка мира находится на их жёстком диске. Тот же принцип послужил основой ранней разработки Spotify.

В то время как Evernote удвоил объём собственного хранилища, другие приложения сосредоточились на облачном хранилище. К сожалению, для Либина это был не совсем продуманный шаг. Такой выбор впоследствии принесёт компании много сложностей. В 2008 году такое решение не создавало проблем для Evernote, однако это уже было отклонением от технологических тенденций.

Либин считал, чем дольше люди будут использовать продукт и чем больше они будут собирать и хранить с его помощью информацию, тем более ценным Evernote будет пользователю. Evernote был запущен как бесплатный продукт.

Не было и причин для перехода с бесплатных планов на платные. Либин хотел настолько плотно привязать Evernote к пользователю, насколько это было возможным, — и привязал: у пользователей бесплатной версии продукта практически не было ограничений по функциям. Единственным преимуществом перехода на платную подписку стоимостью $5 в месяц было дополнительное пространство для хранения.

Один венчурный фонд за другим отказывал компании Либина. Такое отношение Либина к бесплатному программному обеспечению, возможно, пользовалось большой популярностью среди растущей базы пользователей Evernote, но было несовместимо с политикой инвесторов. Никаких претензий к продукту не было, но пользователи не переходили на платные тарифы.

Поиск денег

Утром в октябре 2008 года две стороны должны были встретиться, чтобы подписать бумаги. После попыток обеспечения себя институциональными инвестициями Evernote заключил с европейским венчурным капиталом соглашение на финансирование в размере $10 млн. Имея наличные деньги всего на три недели, Либин понимал, что Evernote как компания не выживет. Но инвестор неожиданно отменил собрание и отозвал предложение о финансировании.

Однако это было не просто письмо поклонника приложения, пользователь хотел также инвестировать в продукт. Примерно в это же время Либин получил письмо от шведского пользователя, которому полюбился Evernote. Либин признал, что компания нуждается в финансировании, и в этот момент инвестор предложил компании $500 тысяч.

Evernote был спасён.

У него было немного денег, и он просто обожал наш продукт. Это был просто компьютерный гик и предприниматель. Лёг бы я спать на десять минут раньше — не проверил бы я тогда свою почту и, вероятно, пошёл бы на работу закрывать бизнес. Это была удача.

Фил Либин

бывший генеральный директор Evernote

Компания начала с привлечения $26 млн в рамках первого цикла, проведённого DoCoMo Capital в сентябре 2009 года. После вложения шведского инвестора последовали и другие инвестиции. В октябре 2010 года Evernote привлекла $20 млн в рамках третьего цикла серии C, вновь возглавляемого Sequoia, а также $50 млн в рамках венчурного раунда Sequoia в июле 2011 года. Два месяца спустя Evernote привлекла ещё $10 млн в рамках второго раунда, который провели Morgenthaler Ventures и Sequoia Capital.

Менее чем за три года Evernote прошла путь от изгоя венчурного капитала до любимчика Кремниевой долины, получив при этом более $100 млн инвестиций.

Но не потратила ни цента на рекламу. Большую часть полученных денег компания потратила на разработчиков и открытие других офисов.

До выхода закрытой бета-версии Evernote у продукта было более 125 тысяч пользователей отчасти благодаря статье на TechCrunch, которая привела несколько тысяч человек. С момента запуска закрытого тестирования в 2008 году рост Evernote был постепенным, устойчивым и вполне естественным.

Многие продукты используют приглашения как маркетинговую стратегию, чтобы извлечь выгоду от эксклюзивного доступа. Во время закрытой беты Evernote был доступен только по приглашению. Evernote сделал это из соображений безопасности.

Между техническими затратами на синхронизацию собственных приложений на нескольких платформах в режиме реального времени и работой над новым типом архитектуры бэкенд-серверов инженеры Либина больше заботились о стабильности своих систем, чем о привлечении внимания.

На грани банкротства Evernote вышла невредимой из глобального финансового кризиса в инвестициях венчурных фондов. Возможно, бесплатная версия Evernote сначала не понравилась инвесторам, но инстинктивная догадка Либина о долгосрочном, но неизбежном росте оказалась верной.

Evernote перешагнула порог безубыточности, и будущее выглядело перспективным — пока компания не начала сбиваться с пути в 2011 году из-за серии неудачных запусков продуктов. В Evernote было 80 сотрудников, более 10 млн пользователей, а годовой объём продаж составил около $16 млн.

2011–2015 годы: новые продукты, новый рынок, новые проблемы

Продукт уже был прибыльным и имел в банке больше денег, чем представлений о том, что с ними делать. В период с 2011 по 2015 год дела Evernote шли хорошо. Продукт привлекал более миллиона новых пользователей каждый месяц. Компания стабильно росла, нанимала талантливых сотрудников и расширяла сферу деятельности.

В попытке диверсифицировать потоки доходов компания запустила несколько продуктов, повлёкших за собой проблемы, которые смутили и пользователей, и инвесторов — всё это уводило компанию от основного видения её основателей.

В то время вышел Apple iPad 2. Летом 2011 года Evernote выпустила первый из трёх автономных продуктов, которые выпускала в течение следующих шести месяцев: Evernote Peek.

В нём была реализована функция адаптивного пробуждения и работы при выключенном экране, взаимодействующая с функцией Smart Cover в самом iPad. Peek — это приложение-викторина для тренировки памяти при помощи вопросов и ответов. Чтобы узнать ответ, нужно было раскрыть остальную часть обложки. Пользователи могли разложить часть смарт-обложки своего iPad, чтобы увидеть на экране вопрос по какой-либо теме.

Пользователи могли упорядочить свои кулинарные воспоминания, помечая места и других людей, чтобы было легче запомнить, что ели, с кем и где. Несколько месяцев спустя, в декабре 2011 года, Evernote выпустила ещё два приложения для iOS: Evernote Food и Evernote Hello — упрощённые специализированные версии основного приложения Evernote.

Клиенты могли поделиться информацией о новом блюде в соцсетях. Реальными различиями между Food и основным приложением Evernote были интеграции с Facebook и Twitter и некоторые навигационные элементы в приложении.

Проблема была в том, что в Evernote Hello приходилось заносить информацию вручную. Hello должен был помочь пользователям запоминать людей с помощью списка контактов. Evernote Hello даже не умел читать электронные визитки. Приложение не поддерживало NFC — протокол связи, который поддерживает бесконтактные платёжные системы, такие как Apple Pay, и позволяет мобильным устройствам обмениваться небольшими объёмами данных. Каждое поле должно было быть заполнено вручную.

Продукты не приносили пользы людям. Пользователи и инвесторы были недовольны приложениями Food и Hello.

Понять причины появления этих двух продуктов несложно.

Хотя доминирующее положение в этой нише в то время занимал Flickr. С помощью этих продуктов Evernote пытался стать основным местом назначения для мейнстрима тех дней: в 2011 всюду фотографировали еду.

Если бы приложение работало с NFC, то всему пакету продуктов Evernote удалось бы раскрыться в полной мере для удобства бизнес-пользователей на новом рынке. Но Hello не был до конца реализован. А в итоге Evernote Hello был скорее невнятным ответвлением Evernote.

В мае 2012 года Evernote стала «единорогом» после привлечения $70 млн в рамках инвестиционного раунда серии D, организованного CBC Capital.

Компания всё ещё располагала большей частью из $96 млн. Больше Evernote в финансировании не нуждалась. Участие компании в последнем раунде планировалось для выхода на китайский рынок.

Позже рынок Китая станет вторым по величине рынком для Evernote после США. В отличие от большинства западных технологических компаний, чьи продукты часто быстро копируются и переименовываются китайскими фирмами, Evernote решила создать свой собственный клон для китайского рынка — Yinxiang Biji, или «ноутбук с памятью».

Компания запустила приложение Evernote Business. После серии неудачных продуктов Evernote попытался исправить курс в августе 2012 года.

В компании работало около 230 сотрудников по всему миру, в три раза увеличилось число разработчиков, работающих с API Evernote, также увеличилась база пользователей: число регистраций возросло с 12 млн до более 38 млн за один год. К моменту запуска Evernote Business сам Evernote был популярен.

Компании нужно было решить, как диверсифицировать источники поступления средств. Получив почти $100 млн венчурного финансирования, Evernote оказалась под давлением инвесторов. Evernote решила сфокусироваться на предпринимателях, чтобы те могли подключить бизнес-аккаунт.

Чтобы такая сделка была ещё более привлекательной, пользователям, которые связали свои аккаунты с рабочими, были обновлены пакеты до Evernote Premium. Такой шаг стимулировал компании использовать в своей работе Evernote почти так же, как Slack на ранней стадии развития.

Это привело к тому, что общее венчурное финансирование Evernote составило более $250 млн, а её стоимость составила $2 млрд. В ноябре 2012 года Evernote получила ещё $85 млн в рамках раунда вторичного рынка, проводимого британским венчурным фондом M8 Capital. Необходимость делать ставку на бизнес-пользователей стала очевидной.

Через него она планировала продавать материальную продукцию: блокноты, стилусы, сканеры, кошельки, кофты. В сентябре 2013 года компания представила Evernote Market.

Evernote Market растратил почти все активы бренда.

Пользователи не так нуждались в стилусах, молескинах и рюкзаках, как в хорошо работающем продукте для организации и улучшения производительности. Продукты, продаваемые на Evernote Market, не несли сильной смысловой нагрузки.

Ещё повлиял и факт, что версия Evernote 2013 года была, по мнению пользователей, самой нестабильной из всех на тот момент.

Вместо того чтобы решать актуальные для пользователей проблемы с программным обеспечением, Evernote продавал фирменные рюкзаки.

Он не отвечал и представлениям Пачикова. Evernote Market был не просто признаком того, что компания и сам Фил Либин отошли от первоначального позиционирования.

В 2014 году компании стало ещё хуже.

Сначала пользователи жаловались только на официальном форуме продукта и соцсетях. Несмотря на свою популярность, Evernote приобрела репутацию среди растущей пользовательской базы как нестабильный продукт. Но позже материал о нестабильности приложения — «Evernote, заполненный багами слон» — написал бывший журналист TechCrunch Джейсон Кинкейд.

Он сохранил почти 7000 заметок с момента открытия продукта. Кинкейд был пользователем Evernote в течение многих лет. Кинкейд решил написать материал о нестабильности Evernote после того, как столкнулся с множеством технических проблем: повреждёнными файлами, неполным резервным копированием и медленной работой службы поддержки Evernote.

Публикация оказалась вирусной и привлекла столько внимания, что Либин лично связался с Кинкейдом, чтобы извиниться.

Я обеспокоен тем, что, просматривая свой архив Evernote, я могу столкнуться с большим количеством искажённых аудиозаметок. Конечно, это не смертельно, но учитывая, насколько я полагался на Evernote, это сильно нервировало — теперь каждую заметку оставляю с тревогой.

Что ещё хуже, моя паранойя всё больше проявляется, когда я думаю, что были и заметки, которые вообще никогда не сохранялись в архиве.

Джейсон Кинкейд

бывший автор TechCrunch

Это мессенджер, который дополняет бизнес-планы Evernote. В октябре 2014 года Evernote представила свой последний продукт — Work Chat.

Командная работа на протяжении многих лет была слабой стороной в концепции Evernote. Он тоже был представлен с большим опозданием. Компания уже проигнорировала уход всех продуктов и услуг в облако и занималась улучшением корректной и быстрой работы на устройстве.

Work Chat был первым маленьким шагом к нейтрализации этих проблем. Вдобавок Evernote разрабатывался для частного пользования, тогда как другие приложения для повышения производительности фокусировались на функции совместной работы.

Вместо создания надёжного продукта, основанного на командном использовании, Evernote тратила время на приложение для фотографирования еды. Но в целом компания занималась больше поисками доходов, чем реализацией актуальных идей.

Такие продукты, как Slack и Google G Suite, успешно перешли от личного продукта к продукту для совместной работы, а Evernote — нет. Кроме основного приложения Evernote, всё остальное отвлекало компанию от основной цели — помочь людям запомнить всё.

Тем не менее Evernote оставались в тени до июля 2015 года, пока не внесла значительные изменения в свои цены. В рамках раунда серии E в ноябре 2014 года компания привлекла дополнительные $20 млн.

Другим изменением в ценах на продукт стало введение нового варианта среднего уровня под названием Evernote Plus, стоимость которого составляла $25 в год. В соответствии с новой структурой цена плана Evernote Premium увеличились с $45 до $50 в год.

В июле 2015 года Либин объявил о своём уходе с поста генерального директора Evernote и передаче полномочий бывшему руководителю Google Glass Крису О'Нилу. В 2015 году Evernote пересмотрела не только структуру ценообразования, но и руководящий состав компании.

Либин, как сообщается, проявил мало интереса к коммерческой деятельности компании и приверженности миссии компании. Провальный запуск Evernote Market, нестабильность работы и множество багов в продукте, отсутствие чёткого направления — всё это нанесло ущерб Evernote и Либину как генеральному директору. Сам он сообщил, что «не очень воодушевлён» назначением О'Нила.

Я не могу себя представить на месте сотрудника Evernote, слушающего, как ваш давний генеральный директор (и до сих пор исполнительный председатель) публично признаётся, что ваше будущее особо его не заботит. Привлечение и удержание талантов — основная обязанность генерального директора, и если Либин серьёзно не заинтересован в этом, он давно должен был уйти.

Джош Диксон

основатель Syrah

На фоне всеобщего беспокойства в компании за будущее продукта новость о назначении О'Нила новым генеральным директором Evernote заставила многих засомневаться в компетентности и достаточном опыте О'Нила.

Бездействие Либина в вопросе найма операционного директора вплоть до июня 2015 года, когда компания выдвинула на должность Линду Козловски, вице-президента Worldwide Operations ltd, воспринималось как ещё один симптом проблем с лидерством компании.

С каждым новым экспериментом и неудачным продуктом Evernote всё дальше отдалялся от видения Пачикова. С 2011 по 2015 год компания продолжала инвестировать в разработку новых продуктов, но ни один из этих продуктов не предполагал расширенные информационные услуги и не был построен на основных функциональных возможностях и цели Evernote.

2015 год — настоящее время: обратно к истокам Evernote

Единственное, что могло спасти Evernote, — вернуться к истокам продукта. На неудачные попытки диверсифицировать свою продукцию и источники доходов Evernote ушли миллионы долларов и очень много времени. Но это компании воплотить не удавалось. Для О'Нила это означало вернуться к первоначальному представлению Пачикова об Evernote как о расширении человеческого разума.

На посту генерального директора О'Нил первым делом закрыл Evernote Food в августе 2015 года, так как основное приложение Evernote уже могло делать практически всё, что мог делать Evernote Food.

По данным Evernote, компания продала брендовые товары на сумму около $12 млн через сервис. Через полгода компания закрыла Evernote Market.

Он работал в Evernote почти девять лет. Через два месяца после закрытия Market из компании ушёл технический директор Дейв Энгберг. Уход Энгберга не подвергся особой огласке, как и уход других руководителей Evernote примерно в то же время.

Во-первых, были введены ограничения в бесплатных планах. После ухода Энгберга Evernote внёс изменения в цены продукта. Во-вторых, Evernote поднял цены на свои категории Plus и Premium до $34,99 и $69,99 в год. Теперь их обладателям ограничили синхронизацию данных до двух устройств. Цена выросла примерно на 40%.

Это было ограничение загрузки файлов до 60 МБ в месяц для бесплатного тарифа Evernote. Одним из самых больших и самых непопулярных изменений у пользователей в Evernote была не новая цена. Это не понравилось клиентам, которые использовали Evernote для сохранения изображений и других медиафайлов.

У обновлённого совета директоров не было иного выбора, кроме как повысить цены. Для Evernote реструктуризация бесплатного продукта была как давно назревшей, так и срочно необходимой. Однако для пользователей это было неожиданно.

А некогда лояльные пользователи стали критиковать новые тарифные планы. Вместо постепенного введения ограничений на бесплатную версию Evernote резко перешла от бесплатного продукта к дорогому платному сервису и не исправила ошибки, которые присутствовали в платных версиях продукта.

Компания объявила о переходе с собственной инфраструктуры данных Evernote на Google Cloud. Следующее крупное изменение в Evernote под руководством О'Нила произошло через несколько месяцев.

Примерно 50 млн учётных записей пользователей в 2013 году были скомпрометированы в результате проблем в системе безопасности, и решение Evernote о переносе своей инфраструктуры данных в Google Cloud рассматривалось как разумный шаг для компании с таким большим количеством данных пользователей. Безопасность данных была острой проблемой в Evernote в течение некоторого времени.

Однако компания столкнулась с ещё одним PR-эффектом, когда TechCrunch сообщило, что новая политика конфиденциальности компании позволяет сотрудникам Evernote читать личные заметки пользователей.

Но иногда просмотры учётных записей пользователей сотрудниками Evernote неизбежны, чтобы убедиться, что всё работает правильно. Последнее обновление политики конфиденциальности позволяет некоторым сотрудникам Evernote осуществлять надзор за технологиями машинного обучения, применяемыми к содержимому учётной записи.

TechCrunch

Несмотря на попытки компании позже пересмотреть условия, в оригинальном обновлении политики конфиденциальности Evernote чётко указывалось, что пользователи не могут отказаться от просмотра своих заметок сотрудниками Evernote. Политика была разработана как способ для Evernote обеспечить точность технологий машинного обучения.

Реакция компании была слабой. Многие пользователи отмечали в Twitter негодование политикой Evernote, связанной с чрезмерным вмешательством.

В феврале 2017 года О'Нил подтвердил доходность компании после закрытия Evernote Food и Evernote Market и периода финансовых преобразований.

Примерно через год, в феврале 2018 года, Evernote выпустила Evernote Spaces — продукт для совместной работы. Evernote вела себя сдержанно после проблем с конфиденциальностью в сфере машинного обучения.

В итоге Spaces опоздал на шесть лет. Проблема была в том, что Evernote должна была разработать Spaces ещё в 2012 году, а не тратить время, деньги и капитал бренда на Evernote Market. В Evernote Spaces просто не было необходимости. Рынок программного обеспечения для продуктивности и работы в команде уже был насыщен, уже был продукт для связи в режиме реального времени Slack, Box и Google Drive для онлайн-хранилищ, а также G Suite для личной и совместной работы.

Evernote стремилась вернуться к своей первоначальной идее продукта, который помог бы пользователям запомнить всё.

Ушли финансовый директор Винсент Тулан, финансовый директор Эрик Вробель, технический директор Анирбан Кунду и глава отдела персонала Мишель Вагнер. В августе 2018 года Evernote провела ребрендинг, и в сентябре 2018 года издание TechCrunch сообщило, что Evernote уволила большую часть топ-менеджеров компании. Пользователи забеспокоились, что компания потеряла свои ориентиры.

В каком направлении может двигаться Evernote

Несмотря на проблемы, Evernote по-прежнему имеет относительно большую базу пользователей: куда компания может направить свои силы

  • В разработку продукта для совместной командной работы, например, Spaces или другого коллективного продукта для совместной работы. Если Evernote надеется остаться на рынке, ей необходим продукт, который сможет конкурировать с G Suite и аналогичными инструментами.
  • На улучшение основного продукта Evernote. Репутация нестабильного продукта оправдана. Компания годами пренебрегала техническими недоработками.
  • В поиск покупателя. Сейчас один из немногих оставшихся вариантов Evernote — надеяться, что появится покупатель, который приобретёт компанию. До этого пока не дошло, но приобретение станет идеальным вариантом для осаждённой компании.

Чему можно научиться у Evernote

  1. Выпускать продукт вовремя. Своевременность — основная причина успеха, несмотря ни на что. Если бы на разработку Evernote ушло на шесть месяцев больше, он бы не попал в первую линейку приложений для iPhone 2007 года. Время появления приложения Evernote сыграло огромную роль в росте компании.
  2. Быть верным своим убеждениям. Фил Либин годами подвергался критике за то, что обеспечил пользователей бесплатным тарифом в Evernote. И Либин был прав, когда настаивал на сохранении функций бесплатной версии, поскольку это и стимулировало рост пользователей и побуждало инвесторов вкладывать деньги в Evernote.
  3. Следить за трендами, даже если они не касаются вас лично. Evernote готовилась к синхронизации и работе в мобильном устройстве и пришла к успеху с продуктом индивидуального применения. Но упустила возможность извлечь выгоду из тенденции коллективного пользования.

Слоны никогда не забывают

Несмотря на свой потенциал и смелость концепции основателя компании, Evernote в какой-то период потеряла ориентир и забыла про миссию. Говорят, что слоны никогда не забывают, и Кремниевая долина — тоже.

Несмотря на то, что компания всё ещё имеет базу заядлых и лояльных пользователей, компания переживает период выхода из затруднительного положения, но про неё точно не забудут.

#evernote

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть