Хабрахабр

НЕпрогноз на 2019 год

Ещё с прошлого месяца на Хабре, да и на других сайтах, стали появляться прогнозы о том, что нас ждёт в 2019 году: кто-то пишет про свои новые фичи, кто-то про тренды рынка, думается, что будет много итогов и споров о том, за какими технологиями окажется наступающий 2019-й. Конечно, все мечтатели и визионеры ждут прорывов в AI, VR, BigData, а реалисты — новых роботов от Boston Dynamics и сюрпризов от регуляторов. Мы тоже ждём роботов, уж очень они прикольные. А сегодняшний пост мы хотим посвятить тем вещам и принципам, которые должны переходить из года в год и никогда не исчезать из трендов (некоторые, увы, исчезают). Итак, наш непрогноз.

Источник. Просто у нас, как во всех порядочных IT-конторах, есть свой шаман (опционально — чукча), особенно, когда винды ёкхэрэ.
Наша компания RegionSoft Developer Studio занимается разработкой и внедрением программного обеспечения для бизнеса. Наша любимица, гордость и флагман — RegionSoft CRM, а ещё RegionSoft CRM Media, а ещё RegionSoft Application Server, а ещё… На самом деле, мы всё любим и выбрать не сможем. Суть в том, что в нашей команде нет красиво пишущих филологов, переводчиков, готовых генерить контент на основе источников, и даже маркетолога c МВА у нас нет. Мы тут почти все по образованию инженеры и прочие технари, ну и немного философы. Поэтому взгляд на тренды сугубо субъективен.

Ну что, поехали, вне трендов.

Люди

Профессионализм — высшая ценность в работе любой компании, которая тянет за собой и продуктивность, и результат, и хорошие продукты, и выручку и проч. Не важно, чем вы занимаетесь: разработкой, тестированием или кодингом на позиции джуниора, вы должны быть профессиональны в каждом конкретном промежутке времени. Не бывает профессионала в конце карьерного роста — бывают профессионалы на своём месте: профи это не только тимлид, но и парень-стажёр, выполняющий ручное тестирование (он должен знать эту сферу от и до). Только в таком ключе профессионализм нарастает и приносит пользу. Не бывает так, чтобы вы сидели-сидели, а потом — бац — и стали супер профессионалом. Только въедливость (но не в мозг коллег!), внимание к деталям и постоянное развитие приведут к стабильному росту.

Да, нам тоже этот расклад не нравится, особенно с учётом того, что на тональность и вектор отношений влияют старые как мир факторы: усталость, личные проблемы, здоровье и проч. Отношения внутри компании. Сегодня у нас с вами сложился век особых коммуникаций: большую часть времени мы общаемся онлайн, нередко пренебрегаем нормами поведения, а потом выходим в зону реального общения и транслируем часть шаблонов вовне. Поэтому старайтесь выстраивать линию сдержанного, уважительного поведения даже относительно коллег, которых хочется назвать чем-то неприличным. Реальность такова, что нужно аккуратно выстраивать отношения: увы, даже если вы ультра профессионал, но кому-то покажетесь некомфортным (мы избегаем слова токсичным, оно отвратительно), вы легко можете потерять работу. В конце концов, каждый делает своё дело.

Однако во всех случаях работает старый-престарый паттерн: разместить вакансии, собрать резюме, а потом вызывать по одному или по несколько и устраивать ничего не значащие испытания: психологические тесты, собеседования с HR-менеджером, второй этап уже по специальности, затем разговор на английском с HR, которая английский использовала только в инязе и на этих самых собеседованиях, ну и главная задача — пройти босса. Подход к подбору персонала. В каких-то регионах установился рынок работодателя и компании могут выбирать работников, в каких-то — рынок соискателя, и они выбирают работу мечты. Это привычно, но может отсеять профессионала по весьма субъективным причинам: например, ввиду нелюбви HR к интровертам.

И главное, не составлять описания вакансий, где по ощущениям нужен старший инженер NASA, а на самом деле — специалист по ручному тестированию. Думается, стоит что-то менять: например, больше внимания на интервью уделять профессиональным навыкам, а HR-ам заниматься адаптацией и институтом наставничества. А то «заработная плата от 70 тыс. Ещё момент: не забывайте о том, что вы написали в тексте вакансии. А 70 000 это после испытательного срока, в случае прохождения обучения и если на полнолуние по офису пролетит полярная сова». руб.» не равно «ну вот 45 000 до вычета НДФЛ и с выполненным KPI не ниже 97%.

Нет, друзья, оно нужно — как минимум, высшее, как максимум — высшее профильное. Обучение и образование. Мы уже второй год подходим к этой теме на Хабре, и видим один и тот же тренд: «в IT образование не нужно». Например, после месячного курса можно слабать простенький сайтик, а вот сделать его безопасным может только специалист с образованием и пониманием особенностей архитектуры и алгоритмов (конечно везде бывают исключения). Образование даёт навыки работы с источниками, критического мышления, адекватной коммуникации, базовое понимание очень многих вещей именно по специальности.

Плюс ко всему, образование разработчика должно быть непрерывным: читайте книги, источники, разбирайтесь в спецификациях новых технологий. Очевидно, что образование по-прежнему определяет скорость карьерного роста — хотя бы потому, что вам не нужно никого догонять. Только так можно держаться на гребне.

Советы на новый год

  • Обучайтесь: пройдите новый курс, прочитайте несколько профессиональных книг, заведите правило читать тематические посты на английском языке.
  • Если выбираете курсы, попробуйте проходить их не онлайн, а выбрать вечернее обучение — это гораздо больше вдохновляет, а знания лучше усваиваются.
  • Создайте хобби-проект и развивайте его: так вы сможете взглянуть на бизнес-процессы с разных сторон.
  • Если нет системы адаптации и нематериальной мотивации в компании, разработайте и внедрите их.
  • Заведите правило: пусть каждый месяц о продукте и о своём профессиональном подходе к нему рассказывают новые подразделения (митинги + вопрос-ответ).

Технологии

Использование стека разработки. На нижегородском GDG-2018 был замечательный доклад про server-side Swift. Он звучал реально вдохновляюще, и наш сотрудник стал участником разговора, где один разработчик горячечно доказывал, что это надо прямо завтра в продакшн и он непременно продавит эту идею. При этом у ребят всё на Java и довольно отлажено работает. Мотивировать причину своего резкого выбора он не мог ничем, кроме того, что «это же Swift и доклад — огонь». На самом деле, каждый месяц появляются новые технологии, пару раз в год обретают популярность старые или новые языки и фреймворки. Тащить всё это в свой стек технологий — это значит непрерывно осваивать и перестраивать. Задайтесь вопросом, что вам даст новая технология: сделает разработку более быстрой, сделает продукт лучше, снизит расходы на развитие продукта, позволит забрать лучших специалистов рынка?

Менять технологии на лету — опасная история, даже если перед глазами есть чей-то позитивный опыт. Лучше всего протестировать, проанализировать, понять выгоды и потом уже осторожно переходить на новые рельсы. Хотите улучшить проект? И да, новая технология в старых кривых руках не станет волшебной таблеткой, она станет новым стеком для написания костылей и багов. Для вас есть три слова: рефакторинг, оптимизация и тестирование.

Но тем не менее от клиентов даже очень крупных компаний возвращаются ужасные, а иногда и дурацкие баги, которые портят отношения с ними (например, одна компания продала софт за несколько миллионов, но у него… не было крестика в верхнем правом углу, чтобы закрыть окно — тестировщики пропустили это, а от клиента пришёл блокирующий тикет. Поставка клиенту. Мир IT покорён удобнейшими инструментами развёртывания ПО: контейнеры, DevOps и DevSecOps, которые перестали быть вау-темами на конференциях и стали обыденностью и т.д. Причин проблем на стороне клиента много: недобросовестное тестирование, кривая сборка, плохая работа технической поддержки, несоответствие инфраструктуры заказчика и требований ПО поставщика. Если что, это не мы :-)).

Иначе завтра клиенты уйдут к конкурентам, а это ваша зарплата (хотя виноваты будут, конечно, продажники). Не учитесь на клиентах, учитесь на тестовых версиях, обучайте инженеров и тщательно работайте над тест-планами.

Поэтому внимание нужно уделять не красивым презентациям с клипартными серверами на облачке, а работе с инфраструктурой клиента, особенно если на вас лежит задача её выстраивания. Модель поставки ПО. Бум облаков пошёл на спад и все на рынке поняли, что и облачный, и десктопный софт имеют право на существование. Да и вообще, в любом случае: меньше слов — больше дела.

Да, многие грешат тем, что набирают саппорт либо по принципу знания языка (если продажи на весь мир), либо по принципу «студенты подешевле». Поддержка клиентов должна быть профессиональной. Лучше всего, если вы сможете выделить человека/отдел (зависит от масштаба), который будет развивать службу поддержки и постоянно обновлять информацию о продуктах, проблемах, запросах, требованиях клиентов и т.д. В целом, ничего плохого в этом нет, но техподдержку нужно обучать, контролировать и периодически проверять на аттестации, иначе результат будет плачевным.   Это та служба, которая без подпитки свежей информацией через полгода превращается в тыкву.

Советы на новый год

  • Возьмите за правило тестировать и обсуждать новые технологии внутри команды.
  • Участвуйте в отраслевых конференциях как слушатели и как спикеры (лучше как спикеры!).
  • Проведите обучение и аттестацию службы поддержки.
  • Переработайте тест-планы и учтите самые внезапные моменты.
  • Если ещё не сделали, создайте и наполните базу знаний (по командам).

Бизнес

Не всегда первый вариант лучше, но всегда спокойнее 🙂

Это с одной стороны. Люди важнее, процессы — быстрее. Увы, бизнес так и не научился ценить людей — он ориентирован на порицание и обвинение больше, чем на возведение человека в ранг главного актива. Не видите здесь противоречие: автоматизировать процессы я не буду, но и людей, которые вне автоматизации ценнее всего, ценить не собираюсь? С другой стороны малый и средний бизнес очень медленно идёт к автоматизации бизнес-процессов, можно сказать, он почти даже не смотрит в их сторону. Кстати, абсолютно в любой компании есть процессы, которые нуждаются в автоматизации. Поэтому решение должно быть простым и надёжным: всю рутину загнать в алгоритмы и сделать автоматической, а людей перенаправить на решение сложных и коммуникационных задач.

Никакой. Автоматизация нужна не только процессам — она должна быть сквозной: производство, разработка, клиентский сервис, бухгалтерия, маркетинг, все подразделения нуждаются в программном обеспечении для того, чтобы упрощать выполнение задач и собирать данные, без которых бизнес скоро совсем не сможет. Решать эту задачу внутри инфраструктуры можно с помощью комплексных решений и/или интеграции. Желательно, чтобы смежные подразделения имели общие программные узлы: например, CRM-систему, ERP, ECM и т.д.

Прежде всего для того, чтобы оценить труд работников и вклад каждого в создание и реализацию продукта. KPI — вы можете их ненавидеть, вы можете их использовать, вы можете от них отказаться в принципе, но они необходимы. А вот в коммерческой службе KPI обязательны как инструмент мотивации и важная метрика продуктивности. Однако не стоит стремиться измерить то, что измерить нельзя: например, лучше трижды подумать прежде чем предложить систему KPI для программистов или проектировщиков.

Но они же опасная штука: вам кажется, что вы изобрели что-то гениальное, а таких приложений полный AppStore и Google Play. Идеи всюду: надо разработать новый софт — ищем идею, пора писать пост на Хабр — ищем идею, реклама, новые фичи внутри ПО, организация процесса разработки и технической поддержки — это всё идеи. Вот тогда идеям будет зелёный свет. Поэтому для каждой идеи руководствуйтесь формулой: сперва формулируем идею и её атрибуты (причина, пользователи, методы разработки, примерные результаты), затем проводим эксперимент (выпускаем релиз или продукт, представляем услугу), наконец, адаптируем (меняем исходя из фидбэка клиентов и пользователей).

Советы на новый год

  • Опишите процессы в компании, формализуйте их, нарисуйте схемы и попытайтесь автоматизировать.
  • Внедрите хорошее программное обеспечение, чтобы облегчить свой труд.
  • Переработайте систему мотивации и премирования, пересмотрите коэффициенты.
  • Заведите чистую доску, куда вы будете писать или прикреплять свои идеи всей компанией, в конце месяца или квартала обсуждайте их (можно предлагать для всех подразделений).

Перечисленные категории будут присутствовать в жизни каждого из нас очень долго, вне зависимости от того, куда дальше двинется прогресс. Потому, строя прогнозы, тренды, мечтая и вламываясь в амбиции, помните о них, учитывайте их и не забывайте, что пока живо человечество, будут живы схемы: человек — человек, машина — машина и человек — машина. А значит, нужно уметь выживать внутри этих систем — и не просто выживать, а активно работать и получать кайф от того, что вы делаете.

В 2018-м вы были с нами на протяжении 33 наших статей, люто минусовали и плюсовали, лихо комментировали, писали нам письма, критиковали и хвалили. Ну а команда разработчиков RegionSoft CRM и другого ПО для автоматизации бизнеса поздравляет вас с наступающим новым годом! Желаем вам успехов, крутых идей и реализаций, красивого и производительного кода, справедливых метрик, адекватных руководителей, порядочных сотрудников и, конечно, добра и здоровья. Спасибо вам, друзья! Чин-чин. До встречи в 2019 году!

Наши лучшие статьи за 2018 год:

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»