Хабрахабр

Необходимый минимум по психологии для руководителя

В разных компаниях и командах тимлид может выполнять разные функции: руководителя проекта, архитектора, тестировщика, дизайнера, проектировщика и, иногда, работать как служба поддержки. Он может принимать разные формы от инженера на высшей ступени эволюции до сержанта или классического менеджера. Но неизменно одно — тимлид регулярно встречается с проблемами сотрудников, руководителей и заказчиков.

Тимлид тоже человек и его часы иногда сбоят, он устает, не высыпается, болеет, к нему подкатывает депрессия, а тем временем сроки горят, возникают конфликты. Обязательная функция тимлида решать эти проблемы, чтобы команда и компания работали как часы, а вот с этим беда. Проблемы разные, но многие из них можно решить, пройдя краткий курс психологии: восстановить энергию, гормональный фон, перестать конфликтовать, понять себя и окружающих, удалить то, что мешает достигать своих целей.

За 17 лет в IT он вырос от специалиста службы поддержки до совладельца компании Neti. В этом поможет Андрей Макаров — директор по счастью в Neti. На основе «экспериментов» над окружающими и отдельного обучения на психолога собрал упрощенную модель системы восприятия человека. Последние 8 лет активно изучает менеджмент, методы вовлечения сотрудников и психологию. Если ее использовать, можно научиться лучше понимать заказчиков, руководителей, коллег и себя самого.

Под катом от первого лица: как ужиться с тараканами в головах заказчиков и сотрудников, как соображать быстрее, не терять энергию и эффективность, как распознать «сложных» людей, как создавать комфортные отношения с людьми.
Через реальные кейсы, Андрей покажет, как эта модель помогает добиваться от других и от себя самого того, что вам хочется.

Я начинал как специалист службы поддержки, работал консультантом, разработчиком, руководителем проектов и дорос до совладельца компании. Несколько лет назад меня укусил психолог и я стал погружаться в психологию, пробовать применять её в бизнесе для решения проблем. Недавно я получил психологическое образование после долгого и плодотворного обучения.

За это время собрал библиотеку историй с проблемами руководителей, сотрудников и заказчиков. Последние годы я активно анализирую всю работу в компании, от технических навыков до личностных качеств, и ищу, что можно улучшить. Некоторыми из них сегодня и поделюсь. В каждой из историй я находил повторяющиеся моменты, знание которых позволило бы этих проблем избежать.

Клод Адриан «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».

Не обязательно учиться на психолога, как я, чтобы получить от нее пользу. Достаточно знать и придерживаться нескольких принципов и правил, чтобы уже сейчас чувствовать себя лучше, работать веселее и легче общаться с людьми, поэтому дальше будет много дурацких и банальных советов.

Энергия

Она делится на физическую и умственную. Для физической заложите в план сон, спорт и не переедайте. Для умственной — медитируйте и решайте разные задачи в разное время. Как вы поняли, дурацкие советы уже начались:)

Физическая энергия

Она косвенно связана с психологией. Наше тело и мозг единая система. Когда нам плохо, мы болеем или устали, мозг тоже плохо работает. Обычно он ищет причины и способы решения проблемы. Но не всегда они правильные.

Я жил в отеле, ночами активно готовился к докладам и переделывал презентации. Недавно я две недели выступал на конференциях, которые шли друг за другом. Я думал, что мне нужно работать в тихой обстановке, возможно, снова перейти в разработчики, и все будет хорошо. Утром мне казалось, что быть докладчиком это не мое, мне хотелось только спать. Они очень громкие, особенно утром, а я не люблю вставать рано утром. В отель, к тому же, заселилось очень много китайцев. После китайцев мне захотелось переехать в деревню и пасти коров.

Занесите в план сон и спорт.

Это первый совет, который я вывел для себя после этой истории. Совет банальный, но работает. Без хорошего сна и спорта, многие (я, в том числе) пашут, пока не падают, и никак не отдыхают. Как следствие, возникают психологические проблемы, ощущение выгорания и плохое самочувствие.

Умственная энергия

Если говорить упрощенно, голова потребляет энергию в виде глюкозы, а кислород ее подбадривает. На каждое включение головы тратится энергия и к вечеру мы соображаем хуже, чем утром.

Принимайте важные решения утром.

С этим у меня была проблема, когда самые важные и сложные решения я откладывал на конец дня. Весь день я пашу, пашу, пашу, и вот пора ложиться спать, а я открываю свой список задач. Вижу важную задачу, по которой мне нужно принять решение. Но я устал и не хочу ничего решать, я хочу спать. Это психологически безопасный и простой выход, из-за которого я потерял много возможностей для развития: не брал новые проекты, не соглашался на интересные предложения.

Не звоните вечером если  хотите обсудить с ними важное и непростое решение, которое требует обдумывания. Совет также касается взаимодействия с заказчиками и сотрудниками. Исключение — если вы договорились посидеть в баре, выпить пива, обсудить вопросы, и расслабиться. Звоните утром или хотя бы в течение дня.

Продвинутый уровень — отслеживать свое состояние в течение дня, чтобы найти время, когда вы лучше принимаете важные решения.

Примечание. Если интересна тема состояний и умственной энергии, советую изучить работы Максима Дорофеева. Рекомендую почитать его книгу «Жизнь на полной мощности» или посмотреть доклад «Принцип экономии мыслетоплива».

Гормоны

Это нейробиология, тема уже ближе к психологии. Еще с древних времен в нас встроена система мотиваций — гормоны.

Гормоны вызывают какие-то реакции организма: голод, набор массы в виде мышц или жира, агрессию. Гормоны выделяются железами внутренней секреции, например, щитовидной, надпочечниками, поджелудочной или половыми железами. Гормоны действуют не мгновенно: появляется раздражитель, мозг приказывает железам работать, гормоны выделяются, разносятся кровью по телу, клетки в теле захватывают гормон и начинается реакция.

Гормоны делятся на разные классы, но для простоты поделим их на две группы: мотивирующие и демотивирующие.

Мотивирующие гормоны.

  • Дофамин. Мы получаем его, когда чувствуем, что развиваемся, выполняем задачи, ощущаем, что текущий опыт позитивен.
  • Окситоцин. Выделяется когда мы чувствуем принятие и заботу. Например, когда находимся внутри какой-то группы, и нас в ней принимают.
  • Серотонин. Гормон уважения и признания.
  • Эндорфины. Это спорт, смех, стресс.

Демотивирующий гормон — кортизол. Вырабатывается, когда мы не чувствуем психологическую и/или физическую безопасность.

Зачем знать о гормонах?

Во всем, что вы делаете — учитывайте гормоны.

Если вы хотите получить от сотрудника что-то новое — хвалите, показывайте, что он развивается. Если настраивать людей на что-то противоположное, они не будут это делать. Проанализируйте, какие гормоны, когда и от чего вы получаете? Если вы понимаете, что текущее получение гормонов не ведет вас к цели поменяйте поведение.

Общительные люди ощущают избыток окситоцина: семья, много друзей, 30 родственников собираются каждую субботу, а эндорфинов не хватает — некогда спортом заняться. У каждого человека есть определенная потребность в гормонах: переизбыток одних и недостаток других. Если вычислите недостаток гормона у конкретного человека и будете давать его человеку, он захочет с вами дальше работать.

Во всем, что делаете, задействуйте все двигатели. Гормоны и нейромедиаторы — это наши двигатели.

Один из моих сотрудников долго работал в страхе, постоянно всего боялся. Это плохо: в этот момент отключается творческое мышление, сложно решать задачи, где надо посидеть и подумать. Он делал что-то простое, а творческие задачи не мог.

Оказалось, что во время стресса выделяется кортизол, организм думает, что это опасность, и выделяет дополнительные эндорфины. Я долго пытался понять, зачем ему это состояние, почему он все время стремится быть в стрессе? Этот человек был зависим не от стресса, а от эндорфинов, которые получал во время стресса. Они действуют как встроенное обезболивающее, от них мы ловим кайф.

После этого сотруднику стало лучше, он перестал постоянно зависеть от стресса. Когда мы до этого додумались, я предложил походить в спортзал. Дело не только в спорте, но иногда простые решения спасают.

Эндорфины по структуре схожи с героином. Кстати, готовиться по ночам к докладам и не спать, это тоже форма зависимости.

Рекомендую книгу «Гормоны счастья» и мои доклады по ссылке в конце. Примечание. Эти идеи подходят также для достижения индивидуального счастья. Я рассказываю с точки зрения гормонов, как работать с заказчиками и с сотрудниками, в первую очередь, с удаленными.

Эмоции

Все, так или иначе, с ней сталкивались. Это большая, но максимально простая тема. Кроме стандартных идей из книг, для себя я вывел следующие.

Разные эмоции — для разного.

Каждую можно использовать для достижения определенных целей. Грусть подходит для рутинных задач. Злость для задач, где надо что-то преодолеть, сломать текущую картину мира и пойти по новому пути. Под каждую эмоцию можно подобрать дела, которые будут выполняться эффективно в этом состоянии.

Используйте состояние или переключайте его.

Когда  злюсь, сразу звоню в ЖЭК. Раньше я долго пытался строить с ними эффективные отношения, но не получалось. Со злостью отлично решаются вопросы ремонта подъезда или замены труб.

Найдите свои триггеры.

Когда научитесь использовать эмоции для определенных задач, следующий этап это найти триггеры: события, эмоции и переживания, которые вызывают эмоции. Для себя я определил воспоминания, которые вызывают ту или иную эмоцию. У меня есть специально выделенный человек из прошлого, который вызывает во мне злость: «Гребанный Вася из 4В!» Когда чувствую, что я в зоне комфорта и мне надо что-то сломать, то вспоминаю Васю, злюсь и что-то решаю.

Учитывайте основную эмоцию человека.

Часто (не всегда) у людей есть основная эмоция по умолчанию, в которой они постоянно пребывают. Это не очень хорошо, но иногда приходится учитывать. Например, если сотрудник постоянно немного злой или готов разозлиться в любой момент — давайте ему задачи как раз на преодоление. Он будет быстро делать что-то серьезное, интересное и сложное, и использовать злость во благо.

Конечно, если он будет постоянно заниматься рутиной, то сварится, но в целом учитывайте такое распределение. Если человек часто грустит, то иногда эффективно давать ему рутинные задачи.

Ее стоит развивать, но это отдельная и долгая песня. Отличная эмоция — интерес, которая всех на все мотивирует. Главное, сначала научиться работать с негативными состояниями.

Скрытые эмоции

В каждый момент времени в голове крутятся разные переживания. Чаще всего во время общения люди от нас хотят не только то, что говорят — внутри у них еще что-то вертится.

Приходит заказчик и говорит: «Все плохо! У меня был случай. Косяк, в принципе, было сложно предусмотреть. Вы накосячили!» Я смотрю на косяк и понимаю, что все не так страшно — за 5 минут исправим. Заказчик не успокаивается и твердит, что мы вообще плохие и дальше с нами работать не будет. Начинаю рассказывать, что сейчас все починим, косяк нестандартный. Понимаю, что проблема в другом: в голове, что-то произошло и он не хочет сейчас обсуждать эту задачу.

Если он еще раз накосячит на проекте, его уволят. Чуть позже мы пообщались, и я узнал, что человек боится увольнения. Он не чувствовал, что дальше все будет хорошо, но хотел, чтобы мы как-то восстановили это доверие. В таком эмоциональном состоянии заказчик потерял к нам доверие, когда мы накосячили.

Я приехал в офис с коньяком и мы долго сидели, восстанавливали доверие. Мы стали с ним работать: сделали процесс прозрачным, договорились как будем тестировать, разрабатывать, постоянно вовлекали в рабочие вопросы. В результате отлегло и у меня получилось вернуть хорошее отношение.

Не всегда можно понять основную проблему.

Все приходит с опытом. Когда вы коммуницируете с человеком и чувствуете, что все затягивается, возможно, стоит спросить, что он сейчас реально хочет. Если вы периодически себя анализируете, рано или поздно накопится опыт для анализа чужих проблем в чужих головах.

Общие правила работы с эмоциями

Заказчиков сложно понять, а себя? Что сделать, чтобы избавиться от мешающих переживаний, которые постоянно крутятся в голове? Я использую два метода.

Выгружайте вечером все дела и мысли из головы, чтобы лучше спалось.

Когда вечером ложусь спать, часто в голове крутятся мысли: «Заказчик написал какую-то фигню! Вот это плохо, здесь плохо». Чтобы от них избавиться, я беру листок бумаги и выгружаю на него все из головы. На это уходит примерно 5 минут, но потом я сплю спокойно.

Основной принцип: выгружай из головы куда-нибудь все, что есть, чтобы оно не мешало, находи основную проблему. На этом основаны многие техники, например, психологические дневники, частично техника пирамиды Минто.

Сделайте первое действие.

Например, приходит заказчик и рассказывает что-то долгое и срочное. Прямо сейчас его проблему не решить — она большая, а вам нужно обсудить другой вопрос. В этом случае сделайте первое действие. Я обычно говорю: «Я записал проблему, и попросил Василия ее решить — он уже начал с ней разбираться. Можем сейчас обсудить что-то другое?» Где-то в половине случаев это срабатывает и мы обсуждаем то, что мне нужно.

Желанные роли

Мы постоянно хотим кем-то быть и реализовывать себя в разных обществах: хорошим отцом, успешным руководителем, востребованным разработчиком. Нас здесь интересуют роли, в которых мы хотим быть. Мы в них не до конца уверены, потому что именно они вызывают много конфликтов и эмоций.

Он хотел, чтобы его считали крутым разработчиком, но сильно в этом сомневался. В начале моей карьеры руководителя к нам устроился новый сотрудник. Когда давал ему критическую обратную связь, он сразу переходил на эмоции и сопротивлялся.

За это время я шел от «Я не хотел тебя обидеть» до момента «Делай так» — это утомляло. Любую простую идею приходилось доносить полчаса. Я говорил: Поэтому, я сделал три простых вещи.

  • о фактах;
  • через свои эмоции;
  • как с экспертом.

Это работает так: «Я вижу, что случилось то-то. Боюсь, что будет такая-то проблема с заказчиком. Как ты думаешь, что можно с этим сделать? Ты лучше знаешь, с этим чаще сталкиваешься. Я пока вижу вот такой выход из ситуации».

За полгода наше взаимодействие улучшилось. Обратная связь в таком формате для человека, у которого желанная, но проблемная роль быть крутым разработчиком, работает лучше. Через эти фразы он понял, что я не хочу ничего плохого, и успокоился.

Если человек хочет кем-то быть и это вызывает проблему, дайте ему самореализоваться.

Хвалите за любые достижения, даже маленькие. Всегда есть за что — не бывает такого, что человек неудачник во всем. Если людей хвалить они успокаиваются и ситуация улучшается.

Убеждения

В течение жизни мы накапливаем убеждения, которые создают нашу картину мира: «Ты, что особенный?», «Не разговаривай с незнакомыми», «Где родился, там и пригодился», «Не жили богато — нечего и начинать». Убеждения копятся с детства, а мешают всю жизнь.

Полжизни я страдал: ел очень много, не мог остановиться, но доедал. Мама меня учила, что надо доедать до конца. От этого убеждения я долго отвыкал. Один раз съел перед важной встречей два больших гамбургера — это была самая тяжелая встреча!

Однажды, у меня был заказчик, который считал, что всех удаленных сотрудников надо шпынять, потому что иначе они не работают. Есть убеждения, которые мешают в работе. Лучше не иметь дел с такими заказчиками, но если вдруг, у меня есть небольшая техника, которая вам поможет.

Перескажите источнику его убеждение своими словами.

Когда слышу непонятное убеждение от заказчика и понимаю, что оно не логично, я пересказываю это же убеждение другими словами. Заказчик слышит как другими словами говорят его мысли, у него включается внутренний критик, и он анализирует свои слова. Иногда так получается убрать лишнее убеждение.

Если я говорю: «Я должен то-то» или «Он обязан то-то», то задаю себе логичный вопрос: «Точно должен? Технику можно применять также и к себе. Почему?»

Когда я уходил с первой работы, мой коллега сказал: «От хорошего руководителя сотрудники не уходят». Чтобы сломать лишнее убеждение, иногда приходится долго искать опровержения. Мне так хотелось с этим согласиться, что я принял это глубоко в себя и забыл.

Даже если они уходили по объективным причинам, например, не нравятся условия или меняют отрасль, мне казалось, что это я виноват, и мог ночами не спать. Позже, каждый раз, когда от меня уходили сотрудники, я испытывал жесткий негатив. В результате понял, что им действительно стало лучше не потому, что я был плохой, а потому, что им стало хорошо. Когда обнаружил это убеждение, я искал опровержения и спрашивал даже у ушедших сотрудников, что у них изменилось.

Ищите подтверждение, что текущее убеждение не приводит вас к результату.

Если периодически у вас возникают эмоции страха и злости, возможно, там зарыто убеждение-источник.

Образы

Человек постоянно формирует образы, потому что они упрощают жизнь. Зачем уточнять у каждого тигра опасный он или нет? Человек просто принял общий формат, что все тигры опасны по умолчанию.

Он выбирал себе в работники суровых мужиков без эмоций. Один мой заказчик считал, что все сотрудники, которые много улыбаются, плохие, потому что странные. Я не знаю, что на это повлияло, возможно, клоун побил в детстве.

Но если не получается, примените два метода. Если вы видите такой нехороший образ, который касается вас, откажитесь от работы с человеком.

Образ формируется от недостатка информации.

Мы завершаем образ на той информации, которая есть. Поэтому дайте больше информации. Если вы руководите удаленными сотрудниками, расскажите подробнее о себе и компании. Предоставьте больше информации и, возможно, вокруг вас не соберется деструктивный образ. Иногда это не помогает, но попытаться стоит.

Ведите себя нестандартно, когда всё плохо.

Сейчас я рекомендую всем руководителям задавать заказчикам и сотрудникам один вопрос: «Как тебе со мной работается? Что можно улучшить?» Вопрос ломает шаблон как каратист кирпичи: люди не привыкли слышать такой вопрос. Любые образы ломаются у всех, если руководитель постоянно задает такие вопросы.

Рекомендую книгу «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна — она глубже раскрывает тему. Примечание.

Сценарии

Мы в детстве следим за тем, что происходит вокруг нас, и копируем сценарии у авторитетов. Следующий уровень упрощения для мозга — это сценарии. Эти сценарии мы пытаемся проворачивать в жизни. Донором сценария может быть мама-домохозяйка, папа, который проводит все время на работе, фильмы, книги, мультики.

Сценарии создаются и в осознанной взрослой жизни во время сильного эмоционального переживания.

Мозг ленивый. Ему не интересно каждый раз придумывать новые сценарии или думать. Он экономит энергию, а сценарии — это шаблоны с минимальной затратой ресурсов. Мозг один раз запомнил, что если действовать по некоторому алгоритму, то он получит определенный результат. Дальше он будет придерживаться сценария, результат которого знает: так мозгу проще и безопаснее.

Сценарий вовлекает всех людей, которые в нем участвуют.

Во время первой встречи с заказчиком я обычно задаю вопрос: «Как тебе работа с подрядчиками? Что нравится, а что нет?» Однажды, один заказчик рассказал, что все его предыдущие подрядчики были прямо чудаки: «Шесть было до вас, и все плохие! Все делали неправильно!» Могут ли все подрядчики быть плохими? Скорее всего, у человека сценарий находить проблемы подрядчика и потом от него отказаться. Когда слушал жалобы, чувствовал, что уже вписан в этот сценарий. Через пару месяцев он меня пинком выбьет из своего офиса. Неприятное ощущение.

Есть два варианта решения:

  • отказаться от такого заказчика, потому что сценарии сложно менять;
  • сломать сценарий нестандартным поведением.

Во время общения я решил действовать иначе, чем подрядчики в его сценарии. Новый сценарий это обратная связь: мы постоянно обсуждали стратегические цели, впустили заказчика в свою систему, чтобы он видел процесс. Так мы сломали сценарий. Но это не всегда получается, поэтому чаще лучше отказаться от сотрудничества.

Иногда дело в нас самих.

Иногда стоит проанализировать, а не в сценарии ли вы? Когда окажетесь в негативной ситуации, спросите себя: «Было ли что-то подобное в прошлом? Может это сценарий?» Иногда я обнаруживаю себя в дурацком сценарии.

До этого у меня были подобные конфликтные отношения с другим сотрудником, назовем его «Алексей». Однажды, у меня был конфликт с сотрудником, назовем его «Борис». Мое отношение создает ситуацию, в которой «Борис» ведет себя также, как «Алексей» — создает конфликт. Я проанализировал ситуацию и понял, что переношу на «Бориса» сценарий с «Алексеем». Зачем мне это надо, понял уже позже, поменял поведение и ситуация наладилась.

Рекомендую книгу того же Эрика Берна «Люди, которые играют в игры». Примечание. Это уже другая книга, не «Игры, в которые играют люди».

Желания / сопротивления

Проблема в том, что желаний очень много, и мы осознаем не все. В голове всегда много желаний, мы постоянно чего-то хотим — это норма. Нам кажется, что надо брать и делать, а мы почему-то откладываем. Иногда мы говорим об одном желании, но внутри думаем о другом, а в результате не реализуются оба. Чаще всего это означает, что есть противоборствующие желания.

Сопротивления — это другие желания.

Об этом у меня есть не очень хорошая, но важная история. В 2016-2017 годах мое здоровье резко ухудшилось: мне должны были делать операцию на сердце, с легкими была проблема. Меня собирались положить в больницу на год. Я думаю: «Почему? Раньше же все было хорошо!» А здоровье все ухудшается и ухудшается. Пошел к знакомому психологу, и она спрашивает:

Задавай мне вопросы.
— Дорогое сердце, на фига ты болеешь?
— Нет, я, сердце, лучше у тебя спрошу — зачем тебе, чтобы я болело? — Что у тебя больше всего болит?
— Сердце.
— Хорошо, я — сердце. Что будет плохого, если я резко выздоровею?

Когда я это сказал, у меня упала челюсть — что за чушь?! Я сразу же ответил, что если сердце выздоровеет, то я не лягу в больницу и не отдохну там наконец-то. Получается, что я настолько устал и так долго работал в стрессе, что подсознание отправляло меня в больницу?

Противоборствующее желание надо удовлетворять, чтобы оно это не сделало за вас. Противоборствующие желания могут реализовываться «обходными путями». Поэтому со следующего дня я взял отпуск на две недели, отключил телефон, и здоровье стало налаживаться.

Иногда это может серьезно повлиять, вплоть до здоровья. История не об управлении, но после нее я стал отслеживать причины моих действий.

Повышайте приоритет важного желания.

В ситуации противоборства, важное желание можно связать с другим и повысить приоритет. Также можно подключить гормоны, которые будут мотивировать нас. Это поможет преодолеть противоборствующее желание.

Куда уходит энергия

Подобьем список того, что у нас есть.

  • Гормоны и нейромедиаторы. Они двигают нас вперед. Не всегда в правильную сторону.

  • Эмоции и переживания. Тратят наше внимание, иногда на то, что нам не нужно.
  • Фокус внимания. Постоянно сбивает с текущих мыслей.
  • Желанные роли. На них мы тратим энергию, пытаясь им соответствовать.
  • Убеждения. Забирают энергию для подтверждения.
  • Образы и сценарии — также потребители энергии.
  • Куча желаний. Каждое из них «съедает» энергию, даже если не выполняется.

Изначально в нашем теле есть физическая энергия, которую мы пускаем на все это. Чтобы стать эффективнее я стал прорабатывать каждый момент. Выровнял гормоны, чтобы получать их вовремя, поработал со своими эмоциями, научился их использовать, убрал из фокуса лишнее: записывал и постоянно выгружал. Проработал свои желанные роли, убеждения, образы и сценарии, и удалил желания, которые мешали.

Но потом я подумал, что есть уникумы, которые все это не делают. Стало лучше. При этом они тратят энергия по делу и достигают классных результатов.

Цели, миссия и смысл

Есть механизмы, которые называются «цель» и «миссия».

«Миссия» — это то, ради чего я живу. «Цель» это что-то близкое, иногда далекое, но достижимое.

Цель миссии чаще недостижима. В принципе, это и есть смысл жизни.

Кратко, алгоритм такой.

  • Нашел миссию: она далека и прекрасна, но достижима.
  • Принимаю ее глубоко внутри себя, погружаю поглубже в подсознание.
  • Мозг выстраивается ради миссии: убирает лишние убеждения и образы, выравнивает желания в соответствии с целью, выделяет гормоны во всех процессах.

Когда все это осознал, то начал искать свою миссию. Каждый день я задавал себе вопрос: «Я это делаю сейчас зачем? Что максимально хорошего произойдет через 2-3 года из-за того, что делаю сейчас?» Примерно через месяц миссия выкристаллизовалась. Я понял, что хочу улучшить рынок IT в России. Моя миссия это рынок ориентированный на человека: люди хорошо к себе относятся, получают удовольствие от работы и взаимоотношений с заказчиками, руководителями и коллегами.

Теперь не боюсь подходить к людям на конференциях, чтобы что-то обсудить. Когда принял в себе эту миссию, все стало проще: я перестал бояться выступать, писать статьи, и даже взялся за книгу.

Я понял, что мне надо сделать что-то страшнее, чем поговорить с серьезным директором серьезной компании. Забавно, чтобы избавиться от страха перед незнакомыми разработчиками, тимлидами и управленцами на конференциях, мне пришлось пообщаться с маргинальными личностями. После долгого и тяжелого взгляда очень хмурого человека, который раза в 2 раза больше, и непонятно — он меня сейчас убьет или обнимет, ничего не страшно. Поэтому по утрам я проводил эксперимент: пытался обнять незнакомых похмельных мужиков. Кстати, многие обнимались, один даже уснул на плече.

Тогда вы сможете использовать свое тело по максимуму, чтобы достигать своих целей.
Найдите смысл вашей работы и действий, и дайте этот смысл сотрудникам.

Примечание. Список книг и моих (и других людей) докладов для ознакомления.

Вы успеете изучить книгу Максима Дорофеева и подготовиться к его сессии групповой депрокрастинации. До TeamLead Conf осталось меньше месяца. Что такое прокрастинация, плохо ли это (надеемся, что нет:) и как применить ее себе на пользу — мастер-класс Максима будет полезен, прокрастинировать на нем не получится.

Изучайте, подбирайте подходящие доклады и бронируйте билеты до повышения цены. Подробное описание всей программы на отдельной странице. Подписывайтесь на рассылку, чтобы следить за новинками будущей конференции и получать дайджесты полезных материалов.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть