Хабрахабр

Неконкурентные «преимущества» Билайн

Я не из тех людей, кто прыгает по операторам, по тарифам. Более 10 лет я являюсь абонентом Билайн. Пока не произошло два события, которые заставили меня начать судиться с моим оператором. Мне было комфортно с «пчелкой». Честно. Я не хотел судов и не хотел выносить эти истории в паблик. Но, видимо, порочную практику можно прекратить лишь через судебные акты о признании условий договора недействительными и наказание компании рублем. Мне ведь и так по долгу службы этих пабликов и бесконечных судов хватает. Две истории ниже о неконкурентных преимуществах Билайн.

Штраф за уход История #1.

Нашел уютный особнячок на Масловке, где сейчас и сидим. В 2017 году я подыскивал себе новый офис для своего адвокатского кабинета. Во время арендных каникул, которые мне дали для проведения ремонта помещения, меня предупредили, что в офисе нет интернета. Цена была хорошая, место шикарное, так что я согласился. Представитель арендодателя убедил, что это не проблема, и дал мне контакт менеджера из Билайн, который поможет мне подобрать наиболее подходящий тариф и быстро подключит меня к сети. А что за адвокат, практикующий в сфере цифрового права, без постоянного и надежного интернета?

Правда, тарифы меня не сильно порадовали. Я созвонился с менеджером, который мне поведал, что все провода уже лежат, и подключение займет всего 1 день. Стоимость тарифа со скоростью 10мб/с при этом стоил порядка 11 000 / месяц. Самый дешевый безлимитный пакет интернета стоил 5500 рублей в месяц со скоростью трафика не более 5 мб/с. Пришлось согласиться на самый недорогой вариант. Но деваться была некуда, так как имеющаяся у меня Yota работала нестабильно, а стабильный доступ к сети является первоочередной необходимостью в моей работе.

Пакеты начали застревать, скорость соединения с некоторыми ресурсами порой сильно падала, что приводило к замедлению собственных процессов и повышенной нервозности всей команды. После того, как я набрал команду юристов в работу над несколькими проектами, имеющегося интернета с лимитом скорости до 5 мб/с стало явно недостаточно.

Учитывая, что цена на аналогичные услуги была в 2 раза меньше, я охотно согласился на новое предложение и сделал вполне разумный выбор в сторону поставщика с наиболее низкой ценой. Где-то через полгода со мной связался другой оператор связи, Филанко, который сразу же предложил мне тариф со скоростью до 10мб/с за ту же стоимость что и тариф Билайна со скоростью 5 мб/с.

Какого же было мое удивление, когда после разговора с саппортом Билайна, помощник сообщил мне, что Вымпелком просит заплатить еще 37 000 рублей за расторжение договора, что составляет стоимость 7 месяцев услуг за неистекший период года. Мы направили уведомление в Билайн о расторжении договора, согласившись заплатить за неистекший месяц пользования услугами компании.

Несколько раз объяснял компании, что ст. Оставил заявку в поддержке, чтобы со мной связались юристы или компетентные менеджеры компании для прояснения непонятной ситуации. Юристы так и не связались со мной, но мне позвонила пара менеджеров после моих многократных жалоб и претензий. 782 ГК РФ прямо позволяет мне, как Заказчику, в любое время расторгнуть договор оказания услуг, оплатив Исполнителю лишь фактически оказанные на момент расторжения договора услуги. На все мои попытки убедить их, что компания совершенно очевидно нарушает закон и собственные Правила предоставления услуг, ограничивая меня в моих гражданских правах, мне отвечали, что, к сожалению, ничего не могут поделать, и заботливо интересовались, нет ли у меня каких-либо еще вопросов. Надрессированные защищать интересы корпорации менеджеры отдела жалоб и предложений отработали все по скриптам, но естественно ничего решить так и не смогли.

Это был одностраничный документ с минимальным количеством информации. Само собой, что в момент подписания договора сразу после монтажа оборудования монтажник меня с этими Правиламине ознакомил, а в самом договоре отсутствовала какая-либо ссылка, по которой можно ознакомиться с указанными правилами. Не так быстро удалось обнаружить эти правила, потому что ссылка на них запрятана где-то глубоко во внутренних страницах сайта. Мы отправились самостоятельно искать их на сайте Билайна.

Год назад мы делал рейтинг открытости операторов связи и аналитику и приверженности правам человека. Доступность и удобность Пользовательских соглашений — это, вообще, отдельная песня. Мы смогли их найти только воспользовавшись интернет-поиском И несмотря на то, что Билайн получил самый высокий бал ( 28,2%), мы отметили, что Условия оказания услуг Билайн невозможно найти через главную страницу компании.

Читаем Правила. Нашли. Что же выясняется? Действительно есть такой пункт.

Билайн, пренебрегая нормами ГК РФ, действительно вставил такой пункт в свою оферту, создавая по-сути заградительный штрафной щит для конечного пользователя для того, чтобы последний не расторгал договор и не уходил к конкурентам.

Кроме того, объясняю Билайну, что адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью, не регулируется коммерческим правом, а потому Правила для корпоративных клиентов не подлежат применению. Еще раз пишем в Билайн, доносим до них свой legal opinion, что полагаем указанный пункт Правил не подлежащим применению в связи с его противоречием действующему гражданскому законодательству. Ответил коротко, долг не признаю, имеется спор о праве и я прошу обращаться в суд с этим вопросом. Через какое-то время получил ответ, мол я не прав в своих суждениях, и за мной числится долг в размере 37 000, который надо срочно оплатить. Дальше началось самое интересное.

Билайн передает мои персональные данные и имеющуюся задолженность каким-то нанятым обезьянам из карманного коллекторского агентства, которые начинают мне названивать с утра до вечера (в том числе когда я нахожусь в роуминге) с требованиями немедленно погасить долг.

Долг пока висит в дебиторке у компании. С коллекторами разобрались. Посовещавшись с командой, что по указанному делу пока выберем стратегию пассивной защиты, то есть ждем, когда компания обратится в суд.

Долговая яма с кредитным лимитом. История #2.

И он был явно дорогой. У меня всегда был какой-то роуминг на Билайне. Я ответственно отношусь к своим клиентам и партнерам. Но я платил, потмоу что я много путешествую, а телефон должен работать всегда. После пересечения границы, Билайн прислал мне приветственное сообщение, мол, добро пожаловать в Грузию, и сообщил, что я могу подключить опцию к тарифу «Безлимитный интернет в Международном роуминге» стоимостью 350 рублей в день. В декабре 2018 года я уехал в Грузию. Подключил. Подумал, что предложение неплохое.

И вот недавно, выезжаю из дома. Съездил, вернулся и продолжил жить дальше. Звоню, а мне мне робот отвечает, что номер заблокирован. Мне чтобы выехать из нашего поселка, надо на номер позвонить, и тогда ворота открываются. Не сразу ведь и понял почему. Давно у меня такого не было. И какого мое удивление, когда я получаю СМС, что у меня задолженность на сумму более 23 000 рублей за услуги связи и почти исчерпан кредитный лимит в 27 000. Набираю команду проверки баланса.

Девушка по телефону недолго поковырялась и сообщила мне, что с декабря 2018 до настоящего времени мне начисляется расход в 350 рубля ежедневно за услугу международного роуминга. Набираю хотлайн Билайна, чтобы выяснить, WTF. И при возвращении в страну, я должен был по условиям тарифа самостоятельно ее отключить. То есть, сумма начисляется не за каждый день нахождения в роуминге, но и при нахождении в России, когда оператор прекрасно знает, что я нахожусь в домашней сети.

С чего вдруг такая щедрость? Второй вопрос, который меня интересовал, каким образом мой кредитный лимит по услугам связи стал 27 000, когда он еще в конце прошлого года был не более 10 000 рублей. Оказывается, компания имеет право в одностороннем порядке увеличить кредитный лимит исходя из месячных расходов абонента. И здесь меня ждал еще более удивительный ответ. По-моему, отличный бизнес. И вот, компания Вымпелком решила пойти не путем предупреждения меня об абсолютно ненужных для меня расходов, а вогнать меня еще глубже в долговую яму, несколько раз самостоятельно увеличивая мой кредитный лимит, без моего согласия и без моего ведома. И я ведь уверен, что я не один такой, кто попал в эту ловушку. Расходов никаких, прибыль сумасшедшая. Все, что мне предложили в компании после моей жалобы, это сделать скидку в размере 3 000 рублей.

Исковое заявление было подано в Савеловский районный суд г. По истории №2 мы обратились в суд. Will keep updated. Москвы и я со своей командой ожидаем назначения дела к слушанию.

Вряд ли подобные юридические капканы, расставленные для пользователей в неочевидных местах самих Правил оказания услуг и установленных Тарифов красят компанию и располагают доверием пользователей. Я нисколько не сомневаюсь в том, что я выиграю оба суда у Билайн, но меня очень расстраивает подобное отношение компании к клиенту, который уже лет 10 является ее абонентом.

Сначала попробовал уйти к Tele2 (привлекла поддержка eSim), потом пробовал уйти к Yota (привлекла хорошая цена на интернет и удобный сервис), но не отпускают. После обеих историй, конечно, я имел твердое желание уйти от Билайна к кому-угодно, воспользовавшись освобождением от «мобильного рабства». Якобы не совпадают данные у операторов. Уже дважды получил отказ. У меня все верно. Проверил данные по обоим договорам. Судя по всему, придется готовить жалобу регулятору и отдельно обжаловать это в суд, чтобы попрощаться с Билайном навсегда. Видимо, не хочет меня отпускать, мой любимый Билайн.

Если кто-то из читателей попал в похожую ситуацию, пишите мне любым удобным способом, помогу с юридическими бумагами, и будем вместе направлять коллективную жалобу антимонопольщикам и в Роспотребнадзор, для более эффективного воздействия на Билайн.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»