Hi-Tech

Недели лишней работы и миллионы рублей: сколько потратил бизнес за месяц битвы Роскомнадзора с Telegram

Недели лишней работы и миллионы рублей: сколько потратил бизнес за месяц битвы Роскомнадзора с Telegram

Это вызвало проблемы в работе не только мессенджера, но и многих сторонних сервисов, чья инфраструктура располагалась в тех же подсетях, что и у Telegram. 16 апреля 2018 года Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram в России, заблокировав сразу несколько подсетей крупных хостеров — Google, Amazon и других.

Редакция vc.ru опросила предпринимателей о том, что у них перестало работать, как они справились с ситуацией, когда узнали, что их сервисы попали под удар Роскомнадзора, и сколько ушло на это денег.

Например, typeform.com и expo.io — они все ещё частично заблокированы. Мы столкнулись с нестабильностью работы многих сервисов, которые мы используем.

И это сейчас часть системы обучения курьеров. Де-факто все курьеры научились использовать прокси и VPN.

Сейчас IP-адрес петербургского сервиса «Птички» все ещё под блокировкой, но сервис доступен за счёт прокси. Мы подняли систему автоматического обхода блокировки через наш прокси для основного сервиса. И в целом на будущее этого достаточно.

Это меньше 1% от месячного объема. Так как мы быстро настроили прокси, то потеряли суммарно где-то 20-50 заказов. Ожидал большего. Я считал это для юристов, которым передал информацию для суда.

Неделя разработки — это где-то 500-700 тысяч рублей. Главная потеря в том, что две недели инженеры вместо разработки занимались пожаротушениями. Ещё можно добавить стоимость хостинга наших прокси-сервисов. Можно считать, что миллион потеряли. Это чуть меньше 20 тысяч рублей.

Мы сократили объем вложений в российскую часть и ускорили экспансию — за апрель открылись в Алматы и Сан-Пауло. Кроме того, чисто психологически нам стало неспокойно от того, что сервис значительной степени развивается в России. И выбираем следующие города, скорее всего, это будет Гонконг, Кулуа-Лумпур и Мехико.
Сейчас готовимся к открытию в Джакарте, Минске и Лагосе (это Нигерия).

Мы больше боялись, а блокировки помогли справится со страхом. Расходы на экспансию мы считаем как инвестиции, они недорого стоят. Вот, например, запуск в Алматы уже за две недели дал результат в виде хорошего удержания клиентов.

Владимир Кобзев

гендиректор курьерской службы «Птичка»

Соответственно, мы не могли проводить уроки. Часть нашей экосистемы располагалась на хостинге Amazon и попала под блокировку.

Тогда мы начали экстренно разворачивать инфраструктуру на других хостингах. Сначала мы пробовали поднять прокси-серверы и пустить трафик через них, но нагрузки оказались большими, и проблему это не решило.

Общие потери от непроведенных уроков составили 2 млн рублей, ещё около 500 тысяч мы потратили на разворачивание дублирующих систем.

Сейчас все наши действия направлены на разработку технологических решений, позволяющих минимизировать подобного рода ситуации. Пока мы критически оцениваем перспективы судебных разбирательств и не готовы тратить деньги ещё и на это.

Александр Ларьяновский

управляющий партнёр онлайн-школы английского языка Skyeng

Ещё просветы бывают у клиентов «Билайна», но все крупные и те, кто пользуется их инфраструктурой (вроде «Ростелекома» и «Онлайма»), блокируют наглухо. Наши проблемы очень простые — с 19 апреля сайт не открывается примерно у 90% пользователей из России, за исключением тех, кто пользуется VPN или маленькими региональными провайдерами. На письма с просьбами разблокировать в индивидуальном порядке операторы отвечают «ничего не можем поделать, обращайтесь в органы».

Времени ушло много, и проблемы пока не решены, никаких перспектив по разблокировке нашей подсети Digital Ocean не видно, поэтому сейчас мы в процессе переезда на Vultr.

Но вот такой удар буквально через две недели после запуска — это очень неприятно, тяжесть его в каких-то измеряемых величинах измерить сложно. В деньгах потери не очень существенные, мы некоммерческое издание, у нас нет рекламы, так что, к счастью, у нас нет почвы для конфликтов с клиентами и субподрядчиками.

В суд обращаться пока не планируем, потому что у нас никакого легального статуса нет — ни юрлица, ни адреса, ни лицензии от самого Роскомнадзора, так что непонятно, кто именно должен предъявлять претензии. Сейчас у нас есть запасные площадки на «Яндекс.Дзене» и Medium, это отчасти спасает. Может, именно поэтому ни на одно из наших писем, звонков и твитов РКН так и не удосужился ответить.

Алексей Ковалёв

редактор издания Coda

Митинг в поддержку Telegram в Санкт-Петербурге 1 мая

В течение некоторого времени около 15% наших российских пользователей испытывали сложности со звонками и передачей медиафайлов. В результате блокировок пользователи различных онлайн-сервисов в России, в том числе и пользователи Viber, столкнулись с проблемами подключения.

Нам потребовалось три рабочих дня для того, чтобы восстановить полноценный доступ к Viber для всех пользователей в России. Наши инженеры постарались в кратчайшие сроки завершить работу по устранению сбоев и осуществить подключение к новым серверам.

Их доверие и лояльность куда более важны для нас, нежели возможные финансовые потери. Нашей первостепенной задачей остается предоставление возможности бесплатного и безопасного общения для пользователей Viber.

Мы не рекламируем себя в социальных сетях и не призываем людей устраивать шумные протесты на улицах. Мы не занимаемся политикой. В Viber мы направляем все усилия на единственное, что действительно имеет значение, — интересы пользователей.

Джамел Агауа

генеральный директор Viber

Ряд внешних, которые используются клиентами как часть продукта: Intercom, readme.io, befree.io. У нас не работали внутренние сервисы для работы: Slack, Trello, Pipedrive, Nuget. Плюс падение морали у разработки и компании в целом.

Используем проксирование, закупаем услуги внешних подрядчиков, применяем VPN и роутинг запросов, делаем изменения в продуктах, уведомляем клиентов и так далее. Около двух недель активно устраняли последствия и до сих пор еще не до конца всё устранили.

За год это примерно до порядка пяти миллионов рублей разово не полученной выручки. Неделя простоя компании — это примерно 2% оборота.

Это до 1% выручки ежегодно, пока блокировки не отменят. Больше беспокоят постоянные затраты людей на использование VPN и снижение продуктивности, особенно вне офиса, а также постоянные затраты на поддержку костылей вокруг блокировок.

В суд идти планируем, работаем над формированием исков и юридической позиции. Описанные меры должны защитить нас от дальнейших ковровых бомбардировок, если не рассматривать совсем уж китайские сценарии изоляции.

Александр Горник

глава маркетинговой платформы Mindbox

В первую очередь это почувствовали те, кто увлекается World of Warships Blitz и Gods and Glory. К сожалению, некоторых наших игроков коснулись проблемы, связанные с блокировкой определенных IP-адресов в России.

Для этого мы использовали новые серверы и IP-адреса, не подвергшиеся блокировке. Со своей стороны мы сделали все, чтобы максимально быстро решить проблему доступа к играм и вернуть нашим пользователям возможность наслаждаться ими. В целом на обеспечение бесперебойного доступа к играм у нас ушло около двух недель.

Сейчас мы изучаем варианты изменений, которые необходимо будет внести в серверную архитектуру и которые помогут нам облегчить работу серверов в России в многооблачном или гибридном облачном пространстве. Естественно, мы делаем все возможное, чтобы избежать подобных проблем в будущем.

PR-служба Wargaming

В какой-то момент перестали работать Slack, Google Docs, коммуникация с командой рассыпалась на множество разных частей, пришлось экстренно поднимать дополнительный сервер с VPN и прокси, но забавнее всего, что Telegram продолжал работать — и координацию о том, как наладить работу, с коллегами делали через Facebook и Telegram.

Я думал, никогда не увижу, что заблокируют шрифт — увидел. Пик безумия был, когда оказалось, что шрифты Google заблокированы у части пользователей, что сказалось на работе и приложений, и наших сайтов в целом.

В итоге развернули дополнительные сервера для туннелирования трафика, раздали их сотрудникам, перенесли шрифты временно на CDN, отключили ожидание полной загрузки элементов в части скриптов.

Сложно оценить в рублях, сколько мы потеряли, но, очевидно, потеряли — так как компания и многие сотрудники испытывали проблемы в бизнес-процессах, а ключевые сотрудники разработки были заняты устранением этих «искусственных» проблем в течение нескольких дней.

Денис Ширяев

менеджер продуктов ИД «Комитет»

Что происходит вокруг Telegram сейчас

Некоторые подсети были разблокированы — к 16 мая под блокировкой оставались 10,8 млн IP-адресов. С момента начала блокировки были заблокированы миллионы IP-адресов — на пике их количество приближалось к 18 млн. Продолжаются жалобы на работу некоторых сервисов, в том числе игровой службы PSN.

Аналитики считают, что эти изменения могут быть связаны не только с блокировкой, но и с майскими праздниками, когда активность традиционно падает. Telegram продолжает работать, за месяц количество просмотров в популярных каналах упало на 15%, а доля активной аудитории — на 7 процентных пунктов.

#telegram #блокировки

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»