Хабрахабр

(Не только) первокурснику: Вуз.Инструкция 2.0

Часть 1 >>

Наш предыдущий пост про адаптацию на первом курсе «Первокурснику: Вуз.Инструкция 1. Всем привет! И там же, в глубинах обсуждения пришло понимание, что релизу «Вуз.Инструкция 2. 0» вызвал серьёзную ответную реакцию — шутка сказать, 290 комментариев суммарным объемом 153 000 знаков (это около 10 солидных хабропостов). во-первых, многие вопросы остались в стороне, во-вторых, нужен классный опрос, результаты которого будут полезны для всех нас и не только. 0» быть, т.к. И снова призываем вас делиться опытом в комментариях — некоторыми историями можно зачитаться! Мы нашли время для того, чтобы написать вторую часть: о курсовиках, армии, первой работе, втором высшем.

Конечно, нет 🙂 Всяких хватает.
Предупреждение. Статья написана сотрудником компании RegionSoft Developer Studio (чтобы лишний раз не кликать, мы разрабатываем мощную десктопную CRM-систему для малого и среднего бизнеса). Позиция компании может совпадать, а может и не совпадать с мнением автора.

Я не буду стараться связать статью в какой-то залихватски-сложный пост, пройдёмся по важным пунктам, которые значительно дополнят предыдущую статью и окажутся, пожалуй, даже более практически ценными.

Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus!

Курсовые работы

Вообще, в вузе есть несколько основных ступеней исследовательских работ:

  • доклад — короткое выступление по теме на конференции, семинаре, коллоквиуме и т.д.
  • реферат — изложение уже существующих позиций относительно предмета исследования
  • курсовая работа — самостоятельное исследование, сочетающее теоретическую базу и практические изыскания студента
  • дипломная работа — то же самое, что и курсовая работа, только с элементами глубокого исследования, научной новизны и обобщения полученных результатов
  • диссертация — научная работа, нацеленная на получение нового научного знания и практическое применение решений, программ, моделей и проч.

(Не, ну мы знаем, что не всегда так, но у технарей всё же строже, чем у гуманитарной части населения)

Совет простой: согласуйте с однокурсниками источники и делайте хороший рерайт материалов, тогда вы будете выгодно выделяться на фоне любителей «скачать реферат за 250 рублей». Доклады и рефераты никого не надо учить писать — тырить и компилировать мы все умеем, а тратить время на эти формальные вещи и писать их качественно приходится редко, преподаватели предъявляют довольно низкие требования.

К тому же, она является допуском к экзамену, а оценка за большинство курсовиков идёт в диплом наряду с оценками по предметам. А вот курсовая работа — это, по идее, уже вполне самостоятельное цельное исследование. Не вот чтобы он был нужен, но обидно.) (То есть все пятёрки в зачётке и один шальной трояк за курсач — и красного диплома у вас нет с вероятностью 90% (в некоторых вузах можно пересдать).

32-2001 с изменениями. Все тайны оформления и структуры работы хранятся в ГОСТ 7. ГОСТ, конечно, мы пересказывать не будем, остановимся на самых важных моментах. И тут важный нюанс, который нужно уточнить сразу: некоторые преподаватели не придают значения оформлению работы, а некоторые за одно только оформление готовы ставить балл выше, что отчасти справедливо, особенно для инженеров и программистов, которым предстоит оформлять кучу технической документации на протяжении всего рабочего стажа.

Тема

Есть такой очень важный лайфхак, который особенно касается программистов и инженеров. Если вы тщательно подумаете над темой первой курсовой работы, то можете здорово облегчить свою жизнь до самого диплома, а то и до диссертации. Выберите проект, который станет основой вашей курсовой — например, своё решение или какой-нибудь open source проект и начинайте развивать мысль. Все свои курсовые работы вы сможете испытывать на нём: теория будет относиться к нужному предмету, а практика основываться на уже существующем коде. Преимуществ несколько: во-первых, вам не нужно будет лихорадочно писать практическую часть с нуля, во-вторых, проект будет расти вместе с вашими студенческими изысканиями, в-третьих, на диплом вы выйдете с готовым решением. Ну и да, такой серьёзный подход всегда симпатичен преподавателям, которые будут руководить вашими исследованиями. Наконец, вы сможете написать о проекте на Хабре, Медиуме и т.д., получить ценные советы и даже контрибьюторов. Как вишенка на торте — отношение работодателей, многие из них любят, когда в резюме есть ссылочка на толковый GitHub, а значит, возможно увидеть сотрудника «лицом».

«Автоматизация промышленного предприятия» никуда не годится, а вот «Разработка алгоритма управления линией розлива молокосодержащих продуктов» — вполне. Тема каждой курсовой работы должна соответствовать предмету, специальности и специализации, при этом быть максимально конкретной и точной.

Структура

Вся структура описана в ГОСТе, но стоит остановиться на двух моментах, от которых многие студенты сходят с ума, а преподаватели не облегчают состояние, а повторяют термины как мы фразы иностранцам — то же самое, но громче. Ну вдруг дойдёт? Догадались, о чём речь?

Предмет и объект исследования

Это часть научного знания, у которой есть много аспектов изучения. Объект — более широкое понятие. Например, объект изучения — «автоматизация производства».

То есть это то, на что вы нацеливаете все свои действия. Предмет — это свойство объекта, отдельный вопрос, который вы изучаете для целей своей курсовой работы. Предмет конкретизирует объект. «Автоматизация бизнес-процессов на производстве» — это уже предмет, вы рассматриваете не всю автоматизацию, а конкретно узкую часть — бизнес-процессы.

Во вступлении к курсовой работе объект описывается несколькими предложениями, а предмет — несколькими абзацами.

Цели и задачи исследования

Цель: «создать алгоритм автоматизации бизнес-процессов, который сократит длительность рутинных операций на 25%». Цель — это итог, к которому вы стремитесь в исследовании. Как правило, в описании цели есть глаголы типа «обосновать», «внедрить», «разработать» и т.д. Но цель не всегда настолько конкретна, она может быть и шире: дать определение, выявить закономерности и т.д.

Фактически это ваш план, шаги, которые вы сделаете для того, чтобы достигнуть цели. Задачи — это выбор средств, методик и инструментов достижения цели. Например, для «создать алгоритм автоматизации бизнес-процессов, который сократит длительность рутинной операции на 25%» вы можете обозначить такие задачи:

  • изучить бизнес-процессы ООО «Разработка»
  • составить документальные требования к автоматизации
  • построить эмпирическую модель алгоритма
  • разработать алгоритм на С++
  • внедрить алгоритм в ООО «Разработка» и провести испытания.

Цели могут иметь подцели, задачи — подзадачи. Но на уровне курсовых работ не стоит углубляться в такую вложенность.

Практическая часть

Самый трудно добываемый материал — нужно либо обращаться на предприятия, либо искать что-то по библиотекам, либо писать свой проект. С высоты нескольких образований ответственно заявляю: третий вариант лучший (см. раздел «Тема»). Кстати, небольшой, но ценный совет: объединитесь с близким по духу и мозгу одногруппником и делайте личный проект вдвоём. Каждому будет легче, а само решение будет интереснее и глубже.

Шёл 2005 год. True story. Для очередной курсовой по финансам в сфере сельского хозяйства я в рамках практики заявилась в местный Минсельхоз и попросила данные, протянув флешку. После четырёх часов метания мне сунули статистический сборник и выпроводили с миром. В общем, сперва шли бесконечные согласования, доверять ли мне сведения о поголовье скота и объёмах рапса, потом выяснилось, что USB-порты закрыты, а начальнику департамента некогда. А вот парень из соседней группы писал курсовик по банкам и там его не то что с флешкой в управление, а на порог не пустили. На этих данных писать было невозможно — практическая часть курсовой была чистой эмуляцией на открытых данных из интернета. Так он обошёл все банки города, собрал листовки с описаниями кредитов и депозитов и написал блестящую работу.

В общем, лучше зависеть только от себя, а не от компаний, способных дать шанс написать хорошую практическую часть, — студентам-программистам сегодня это доступно.

Детали оформления

Опять же, все требования по оформлению есть в ГОСТе и будут изложены преподавателем. Однако есть несколько советов:

  • используйте схемы — это лучшее, что может быть в любой исследовательской работе по любой дисциплине (от филологии до проектирования батискафов), пусть схемы будут как в тексте, так и в приложениях
  • используйте таблицы — информация в них наглядна и приятна в прочтении
  • структурируйте текст с помощью абзацев, списков, рамок, использования подзаголовков и т.д. (но не переусердствуйте).

Покупка курсовой на заказ

Тут, как говорится, на собственной шкуре… Я сама писала курсовые на заказ (после двух бросила — мой перфекционизм не стоил тех 800 рублей), я видела, как на заказ пишут «профи» (это либо умельцы быстро компилировать информацию, либо сотрудники вузов и сузов, имеющие доступ к залежам курсовиков на кафедрах). И во всех случаях это отвратительно.

Шёл 2 курс и в основном были всякие «-логии», можно было отзубрить и не уйти в академ. True story. Произошла неприятность — одногруппница схватила менингит и отболела почти весь семестр, будучи не в состоянии что-либо учить. Она заказала курсовую у знакомого сотрудника вуза. Умница и отличница, она справилась со всем, кроме курсовой по экономике предприятия с огромной расчётной частью, которую мы пилили весь семестр. Через неделю преподаватель на защите открыл тайну тайн: оказалось, что теоретическая часть была по теме, а практика, расчёты и пояснительные записки — от другой работы. Он тянул до предела и отдал работу в день и даже час сдачи, правда, курсовик выглядел достойно. И сколько он взял?» «Семь тысяч». Препод спросил: «Кожин? Всё обошлось ответом по теории, четвёркой и громким внушением. «Вот скотина».

Плюс ко всему, это всегда расширение знаний и опыта. Короче, народ, не заказывайте вы курсовые и рефераты — не так много времени уходит на их написание. Пригодится, и не раз — черты хорошо написанной курсовых читаются в грамотных технических заданиях, лучших докладах на конференциях, в презентациях продуктов и, конечно, в документации к ПО. Да, в 18-20 лет кажется, что это всё не пригодится, что проще заработать (или взять у родителей) деньги, чем сидеть и пыхтеть. И это очень серьёзно.

Армия

Вот этот комментарий привёл нас к блоку про армию. Он выглядит очень хорошо и даже замотивировал нас на второй пост, но, конечно, это всё эмоции. Факты выглядят скучно.

  1. Среди всех моих одногруппников, знакомых и т.д. в армию как срочники ушли двое, как контрактники — ещё двое за все годы учёбы. Срочники спокойно вернулись и устроились один — в банк, другой — сисадмином, как и хотели во время учёбы. В армии один работал бухгалтером, второй — опять же админом, максимально близко к специальностям. Траву, конечно, не красили, потому что задач для людей с образованием там хватает. К тому же, объективно ну очень много поводов освободиться от службы по здоровью — гастриты, дуодениты и минус четыре на оба глаза у каждого второго. Плохо, конечно, но факт.
  2. Потерять квалификацию за год… А она была, раз её можно потерять? Узнаем из опроса — мы его таки сделали.
  3. Что касается битвы работодателей за то, чтобы выпускников технических специальностей не забирали. Во-первых, а как же остальные, их не жалко или нам не нужны другие профи? Во-вторых, мы все работаем в правовом поле и знаем, что такие действия в рамках действующего законодательства невозможны — компаниям не по плечу изменить ФЗ (а то вот мы бы налог на прибыль сделали 0,01% и, например, отменили штрафы за нарушения ПДД — ну несерьёзно же!). Так что при всей красоте идеи автора она утопична.
  4. Однако есть несколько типов компаний, работа в которых даёт право на отсрочку: таможня, некоторые органы государственной власти, пожарная служба, уголовно-розыскные службы, некоторые подразделения оборонных предприятий.

Теперь об отношениях студента и армии в рамках существующего правового поля.

Закон, регламентирующий наши отношения с армией, всегда можно почитать.

Их можно понять: кроме того, что мы не будем обсуждать на Хабре, есть ещё один фактор — за год знания из головы начисто улетучатся, мотивация учиться пропадёт и в результате человек будет с трудом пробираться по карьерной лестнице (или её как таковой не будет). Армия, конечно, двигатель высшего образования в России — нередко стремление «не служить» является единственной причиной поступления молодого человека в вуз.

Каким образом вузы защищают от армии?

без перерыва), иначе отсрочка невозможна. Если вы учитесь по системе бакалавриат + магистратура, в магистратуру нужно поступать в год окончания бакалавриата (т.е.

Дополнительная отсрочка даётся на время обучения в очной аспирантуре после окончания вуза.

запаса. В вузе может быть военная кафедра, после которой выпускник может больше не служить является офицером, сержантом, матросом, старшиной и т.д. В некоторых случаях требуется прохождение военных сборов от 3-х до 6-ти месяцев.
Что такое военная кафедра?

А из выпускников военных кафедр получаются как раз офицеры/рядовые запаса. Согласно статье 22 ФЗ № 53-ФЗ из призыва на срочную службу исключаются те, кто имеет статус запасника (вне зависимости от воинского звания). Однако такая категория граждан не избавлена от армии навсегда: они могут быть призваны на кратковременные военные сборы или мобилизованы в случае военных действий и ЧС (тьфу-тьфу-тьфу).

Кстати, в некоторых вузах есть целые военные факультеты, где студент получает узкую военную специальность, связанную с выбранной при поступлении специализацией. В принципе, к военной кафедре допускаются все здоровые, годные к армейской службе студенты, но иногда предъявляется дополнительное требование — хорошая и отличная учёба. И конкурс там высокий.

Кстати, отзывы о такой работе нейтральные и положительные: ребята находят там свой материальный интерес с одной стороны и неплохой круг коллег с другой. Некоторые студенты после вуза осознанно идут служить по контракту — проще говоря, идут работать в военную сферу по своей гражданской специальности: врачом, биологом, инженером, программистом, экономистом и т.д. Зарплаты опять же разные, но в целом однозначно ниже гражданки — там свои плюшки.

Увы, вузов с военной кафедрой катастрофически мало.

Как работодатель относится к службе в армии?

Мы в RegionSoft Developer Studio относимся нормально. Этот вопрос активно обсуждался в комментариях к нашему предыдущему посту. Думается даже, что такие соискатели более дисциплинированные. Если человек после вуза отслужил год и пришёл устраиваться на работу, он будет проходить собеседование на общих основаниях и решать будут его навыки и опыт. Посмотрим, что по этому поводу нам ответят в опросе. Но это так, программное заявление, мы не проверяли — многие, кого мы нанимали, косили обучались в аспирантуре.

Другое дело, что, вероятно, там не самый комфортный и востребованный стек технологий (в гражданском смысле этой фразы), но опять же — не берёмся утверждать. К слову, нередко после вуза ребята идут в армию по призыву либо идут в армию по контракту и, имея образование, работают фактически по специальности: проектируют, чертят, админят, кодят. Если у кого из хабровчан есть такой опыт, пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Поиски первой работы

Если студент хочет нормально войти в IT, то, кроме репозитория на GitHub, лучше иметь ещё и опыт работы. И тут будущие айтишники опять в выигрыше: если банк вряд ли возьмёт себе работника отдела выдачи кредитов бизнесу с 3-5 курса, то ИТ-компании такое практикуют.

  1. Если студент умеет расставить приоритеты и умудряться не быть отчисленным и одновременно работать, он может спокойно работать почти full time и сдвигать рабочий день по гибкому графику.
  2. В некоторых компаниях для студентов старших курсов есть интернатура — оплачиваемая частичная занятость с интересными задачами. Отличный способ попасть в крупную компанию.
  3. В компаниях есть официальные и неофициальные программы стажировок, когда студент работает part time по согласованному графику, приносит какую-то пользу компании, обучается, а по завершении стажировки принимается решение о дальнейшей работе.
  4. В крупных федеральных и региональных компаниях есть школы, курсы, корпоративные университеты, в которых можно принять платное и бесплатное участие, впитать квинтэссенцию практических знаний и получить приглашение на собеседование, а иногда и сразу на работу.

Если подобные способы поступления на работу официально определены на сайте компании, то процедура прохождения стандартна и описана там же. Другое дело, если стажировка или возможность работы студентов никак не обозначена. Тогда стоит написать хорошее, честное сопроводительное письмо, приложить к нему свои ценные ссылки, резюме, портфолио и разослать весь комплект по компаниям, которые вам кажутся интересными или подходящими по стеку технологий.

Попробуйте себя в небольших компаниях, которые развивают свои независимые проекты. Не гонитесь за крупными корпорациями — вы ещё успеете, с опытом работы и определёнными навыками коммуникации в них не так уж и сложно попасть. Почему небольшие компании лучше, мы рассказывали раньше.

У нас были разные случаи: программисты приходили студентами (даже нетехнических вузов!), работали, обучались и задерживались на 5-10 и более лет. Например, мы разрабатываем программное обеспечение для бизнеса и развиваем собственную CRM-систему — RegionSoft CRM. Сейчас мы тоже готовы взять пару толковых ребят в Нижнем Новгороде, если что — информация в конце поста. Если кому и приходилось уйти по каким-то причинам, нам было не стыдно отдавать своих сотрудников.

Что нужно делать на первой работе вне зависимости от её формы?

  • Попросить наставника (если его явно не предоставляют) или спросить, кому можно задавать рабочие вопросы. Бывает, что спросить у практика и узнать ответ за минуту гораздо продуктивнее, чем тратить время на самостоятельный разбор проблемы. Компаниям это тоже известно, и формальный или неформальный наставник всегда найдётся.
  • Записывать все важные находки и практические фишечки в тетрадь. Да-да, точно, как на лекции. Во-первых, вы не забудете то, что вас удивило или показалось полезным в работе, во-вторых, записи останутся с вами и будут подспорьем в учёбе, в-третьих, вы можете там же отметить свои пробелы и восполнить их, задав вопрос вузовскому преподавателю или покопавшись в источниках самостоятельно.
  • Пытаться понять, как работает компания в целом, осознать своё место в ней (в перспективе), познакомиться с корпоративной культурой. Это здорово поможет на дальнейших собеседованиях.
  • Учиться выполнять работу быстро, а не идеально. Перфекционизм — не лучший помощник в ежедневной деятельности.
  • Узнать, как устроена разработка и тестирование, как соотносятся на практике фронтенд и бекенд, как в процесс вовлекается системный администратор, что такое code style.

Если что-то не складывается или вы чувствуете, что не тянете такой режим в совокупности с учёбой, не бойтесь отказаться от работы, сменить её или вернуться к вопросу чуть позже. Сейчас редко случается так, чтобы одна работа и навсегда: в недавнем опросе среди читателей Хабра 45,5% респондентов сменили работу 3-5 раз, 14,7% — 6-8 раз.

Второе высшее параллельно с первым

Некоторые вузы дают возможность получить второе высшее образование параллельно с первым — на заочной или вечерней форме. И это хорошо, т.к. а) дешевле (а если вы отличник и активист, можно попросить материальную помощь у вуза на оплату этого самого обучения), б) в том же вузе, в) вы находитесь в привычном учебном ритме. Как правило, это довольно лайтовое освоение программы, с установочными сессиями. Иногда можно получить неплохую связку. Например, вы учитесь на программиста и решили получить второе высшее. Программист + экономист или менеджер = прожект менеджер, а потом CTO или CIO, программист + юрист = иногда безопасник, программист + переводчик = прогрессивный программист, программист + психолог = HR в IT. На самом деле, чудны дела на айтишном рынке и высшее образование лишним не бывает. Даже второе и не очень прошаренное.

Даже если вы работаете в 100% российской компании, без него в IT никуда (если вы не 1С-ник). Отдельно стоит сказать об английском языке. Очень много технической документации опять же на нём. Масса ценных и качественных материалов по языкам и технологиям программирования, по физике, космосу, медицине, биологии и остальным отраслям написана и существует только на английском языке. В общем, сонеты писать вам не нужно, но бытовой и технический — не ниже intermediate, а лучше upper-intermediate.

В большинстве из них преподавание слабое. В некоторых вузах английский язык идёт как второе высшее образование с присвоением квалификации «Переводчик». И вот потом уже на эти дрожжи можно проходить школы английского, репетиторов, стажировки за границей и проч. Однако это не значит, что нужно проигнорировать такое обучение — обязательно идите: за сравнительно небольшие деньги вы крепко освоите грамматику (это у нас тянуть умеют), вникнете в лексику и монологи, встретитесь с первыми носителями, освоите практику перевода. На такую университетскую базу глубокое изучение языка ложится просто шикарно.

Ещё одна статья о том, как стать программистом.

Разные вопросы, которые волнуют студентов

Какую специализацию выбрать на 3 курсе?

В принципе, вузы следят за тем, чтобы обновлять специализации в соответствии с запросами рынка, поэтому совсем уж «отвратных» вариантов почти не встречается. Дальше выбор зависит от вашего балла, ориентиров в карьере и т.д. Например, я своим нынешним знакомым студентам советую телекоммуникации (они будут всегда, в той или иной форме), информационную безопасность (работы много, специалистов мало), информационные автоматизированные системы управления (тоже ещё довольно долго будут жить в энтерпрайзе). Ну и конечно, обратите внимание на наукоёмкие варианты, если они есть: например, в специальности Программная инженерия можно встретить нейротехнологии. В общем, это сильно зависит от предложения вуза и ваших личных стремлений.

Какой язык программирования учить?

Всё зависит от того, на какие проекты вы нацелены, что вам нравится, как вам в вузе далось ООП (объектно-ориентированное) или функциональное программирование. Если всё более-менее ровно, что смотрите рейтинги языков и выбирайте то, что вам по душе. Хотя тенденции меняются и постоянно появляются новые технологии.

Для базы и понимания программирования хороши С и С++ — не бойтесь их, они дают глубинное понимание как программирования в целом, так и взаимодействия кода и компьютера. Единственное, что мы вам не советуем, это выбирать сильно устаревший язык (условно, COBOL) — ну мало ли, вы захотите быть уникальным в своём роде; и выбирать сверхновые языки — были случаи, что они так и не получали широкого распространения (навскидку, например, гугловский Dart).

Мобильная или энтерпрайзная разработка?

Скорее всего, вы попробуете всё и выберете свой вариант. Обязательно пробуйте — это интересно. По размеру заработной платы программистов тоже ничего определённого сказать нельзя: везде платят выше за тот стек, который ценнее.

Нужно ли разбираться в смежных сферах, например, системном администрировании?

Опять же, это сильно зависит от карьерных ориентиров. Тем не менее, сегодня всё идёт к интеграции разработки, системного администрирования, сетевого администрирования, проектирования и т.д. Тот же DevOps уже не просто тренд, а данность, сейчас на первый план выходит DevSecOps, а это ещё более широкий профиль специалистов. Вы можете с самого вуза выбрать своё направление и развиваться в нём, участвовать в конференциях, митапах, проектах и в итоге получить неплохую работу.

Нонсенс. Но это углублённо, а так разбираться нужно во всём — вы представляете врача, умеющего лечить сердце и не знающего остальную анатомию? В технических системах и механизмах та же история.

Нужна ли математика программисту?

Всегда изумляет этот вопрос. Наш вариант ответа — да. Она вообще всем нужна, так как развивает логическое мышление, учит структурировать, обобщать, находить связи и т.д. Углубленное знание математики понадобится всем разработчикам, кто хочет иметь дело с разработкой игр, с нейросетями, искусственным интеллектом, VR и AR, инженерией и т.д.

Диплом — это страшно?

Если вы из года в год писали курсовые, поняли структуру исследовательской работы, у вас есть база практики или хороший личный проект, диплом — это просто завершающая точка в обучении. Большая курсовая с красивой защитой. Совет один: если ваш научный руководитель исчезает или шифруется, не радуйтесь и не стесняйтесь, а бегите на кафедру и просите нового. Иначе вы выйдете на защиту по умолчанию на голову хуже сокурсников.

И опять есть мысль, что некоторые вопросы не охвачены, например, аспирантура и научная работа. Вот такой апгрейд получился у нашей статьи. Возможно, затронем эти темы при обсуждении результатов опроса.

Инструментов Хабра нам для него не хватило — хочется посмотреть некоторые срезы, поэтому мы выбрали Google Forms. Мы составили опрос по некоторым блокам, затронутым в обеих публикациях. Даёшь создать достойную выборку! Пожалуйста, ответьте на анонимные вопросы, а мы потом со всеми поделимся результатами.

Есть работа в Нижнем Новгороде

для продажников, web-разработчиков и программистов Delphi

Мы очень-очень спешно ищем себе продажника, неспешно — web-разработчика и программиста Delphi в офис в Нижнем Новгороде (без удалёнки, можно начинающих, но с небольшим опытом и пониманием). Никаких HR-ов, психологических тестов и вакансий с рассказами про дружную динамично развивающуюся компанию — пишите surikov@regionsoft.ru, звоните +7 (831) 233-13-03 и записывайтесь на собеседование. У нас круто, весело и интеллектуально.  

Если нужна CRM, пишите и звоните туда же или заходите на сайт.

Наш Telegram — иногда пишем интересно.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть