Хабрахабр

Не нажимай и не утверждай

Я могу ошибаться, но предполагаю, что эти два совета помогут вам не наступать на те грабли, на которые я несколько лет подряд прыгал с разбегу. Особенно, если для большинства окружающих вы «разбираетесь в компьютерах» или, более того, ваша работа напрямую связана с помощью пользователям.

Совет первый: «не утверждай»

Все мои хорошие руководители учили меня тому, что никогда не следует что-либо утверждать, даже если ответ для вас очевиден (бумага белая, на улице жарко, сахар сладкий и т.п.). Изначально мне было тяжело это принять, особенно когда очевидный и полезный (по моему мнению) совет для человека приходилось заворачивать в такую «обёртку», что и самому-то было сложно понять изначальную идею.

Тогда мне повезло, все ситуации сошли мне с рук, но я получил очень неприятный осадок, правда вместе с осадком ко мне пришло понимание следующих вещей:
— человек изначально может неверно формулировать вопрос (не точно или не полностью), поэтому ваш совет поможет лишь в части случаев, а в части не поможет (а где-то вообще навредит); Более-менее хорошо я начал усваивать этот урок только после того, как меня несколько раз очень здорово подставили коллеги и клиенты.

— с того момента, как вы дали совет, до момента начала его реализации может пройти гораздо больше времени, чем вы рассчитывали, и в тот момент времени ваш ответ может оказаться неточным, неполным или вообще неверным;

выполнить совет не точно или не полностью; — ваши слова могут случайно или целенаправленно исказить, т.е.

человек интересуется не для себя, а для кого-то (особенно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда подчиненные решают вопрос для руководителя); — в ряде случаев передача идет через «сломанный телефон», т.е.

— вы изначально могли неверно понять суть проблемы или то, что человек хочет получить в итоге;

— целью обращения было подготовка почвы для «подставы» (да, с таким я тоже сталкивался);

А вот если вы не утверждали, а говорили «я предполагаю», «могу ошибаться, но…» у вас остается пространство для маневра чтобы указать на то, что вы ничего не утверждали, а предполагали. Ситуаций может быть гораздо больше, но нам важно не это, а сам факт того, что ответ, который логически должен быть правильный, будет неверен и в лучшем для вас случае это будет пустая трата времени, а в худшем человеку или фирме будет нанесен вред, причем нанесён с вашей подачи.

Обратите внимание: я не предлагаю сознательно вводить людей в заблуждение, давая неверные советы, а лишь предлагаю не сжигать мосты для самого себя, чтобы иметь путь для отступления если что-то пойдет не так (в том числе и не по вашей вине).

Совет второй: «не нажимай»

В большинстве случаев для решения проблемы нужно что-то сделать. А раз нужно сделать, значит нужно нажимать (крутить, переключать и т.п.). Но всегда ли это должны делать вы? Если операция сложная, требующая специфических знаний и её выполнение прямо входит в ваши обязанности, то, предполагаю, что нажимать нужно будет вам. А если умение выполнять данную операцию входит в трудовые обязанности сотрудника, при приёме на работу это было одно из требований, то вы тоже должны это делать?

И знаете, с каким вопросом они подходили ко мне? Лично я за последние две недели дважды столкнулся с тем, что люди, которые при приёме на работу в резюме указывали «уверенный пользователь ПК» не умеют копировать файлы на флешку. Они хотели, чтобы это сделал я! Нет, не подумайте, что просили научить, как это сделать. Да, это их работа и им за это платят, но раз я в компьютерах разбираюсь лучше чем они (по их мнению), то копировать файлы на флешку тоже моя задача и не важно, что в мои служебные обязанности это не входит.

Позиция «ничего не знаю, моя хата с краю» просматривалась везде и во всем, пользователи игнорировали все распоряжения, рассчитывая на то, что как бы я ни упирался, но как только встают бизнес-процессы сотрудника, подразделения или фирмы начинается всеобщая истерика и все сводится к тому, что сейчас виновен не то, кто не сделал это ранее (какая бы ни была причина), а тот, кто в данный момент может решить проблему, но «занял принципиальную позицию и отказывается помогать» (кстати если в этот момент я занят чем-то более важным для фирмы, то это так же моя проблема).

Месяц назад написали инструкцию по переходу на новый сервер 1С, а вы не сделали всем отделом? И ведь раньше я постоянно попадался на такие провокации и делал все за людей, поскольку мне казалось, что где-то действительно есть моя недоработка, я что-то неправильно объяснил и т.п. Видимо нужно было чаще ходить и просить вас сделать это. Ну, давайте я сделаю, под ваше общее нытьё о том, что я медленно делаю и у вас продажи остановились.

Что-что вы говорите? А потом не без помощи добрых людей я обрел просветление, внутреннее умиротворение и стал спокоен. А вы читали инструкцию по переходу на новый сервер? Не работает 1С? Куда нажать? Ну, так читайте! Нет, сам не нажму, это ваша обязанность. А вон там кнопка. А сходите к генеральному, кабинет знаете, он вам быстро «напомнит». Не помните логин и пароль?

Если раньше все проблемы можно было свалить на меня (не сделал или делал долго, плохо настроил, просто виноват), то теперь большинство людей начало понимать, что если они должны были что-то сделать, но решили не утруждать себя, а в последний момент прибежать с криком «ничего не работает» и получить результат без напряга, то сначала они получат от меня втык и публичное порицание, потом то же самое от моего руководителя в адрес их руководителя, после чего их руководитель даст хорошего пинка отделу в целом и виновнику лично, а в самом худшем случае ситуация может дойти до генерального. Не знаю хорошо это или плохо, но метод работает. А там уже и до серьезного наказания недалеко осталось.

Помните, я писал, что люди не умеют на флешку копировать файлы? Опять же обращаю ваше внимание на то, что цель совета не научить вас отлынивать от работы, а защитить себя. Я пришел, спросил, точно ли все скопировано (после того, как забираем ПК у сотрудника, мы его чистим и затираем все, чтобы другой не мог восстановить), получил утвердительный ответ и унес к себе. Так вот я ушел, а человек остался копировать файлы с компьютера на флешку (чтобы пересесть на ноутбук), скопировал, значит, и приходит ко мне, сообщает, что могу забирать старый ПК. Ну да, говорит, я все забрал. Посидел часика полтора, разобрал дела, еще раз звоню человеку, спрашиваю, точно ли стираю все. Знаете, кто остался виноват? А через час прилетает с выпученными глазами и истерикой, оказывается вместо клиентской базы на флешке ярлык на неё. Нет, не я 🙂 Но мог бы быть виноватым, если бы трогал руками.

S.: статья была написана для того, чтобы люди меньше страдали за свои добрые дела. P. Я два или три раза был на грани увольнения из-за нежелания принимать факт того, что люди постоянно играют в подковёрные игры и могут говорить с вами об одном, а вашему руководителю, директору и собственнику о другом. Да, в теории в каждой фирме люди, что называется, гребут в одной лодке, но, к сожалению, на практике каждый сам за себя (реже стая на стаю). От увольнения меня спасали хорошие отношения с собственником, но у многих такой возможности не было, их увольняли.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть