Главная » Hi-Tech » «Не могу комментировать слухи или домыслы»: основатель Blissbooker Борис Хэгни ответил на обвинения в невыплате зарплаты

«Не могу комментировать слухи или домыслы»: основатель Blissbooker Борис Хэгни ответил на обвинения в невыплате зарплаты

Возвращаемся к истории двухлетней давности: тогда бывший сотрудник испанского агрегатора салонов красоты рассказал об управленческих ошибках руководства и долгах перед работниками.

В закладки

Поделиться

Вадим Моисеев (слева) и Борис Хэгни

В 2017 году мы опубликовали рассказ бывшего сотрудника испанского агрегатора салонов красоты Blissbooker Вадима Моисеева о причинах разорения компании.

По его словам, сервис потратил бюджет и не смог заново привлечь инвестиции из-за ошибок руководства, в том числе основателя Бориса Хэгни.

Он утверждает, что его репутации был нанесён урон из-за распространения неверной информации, переданной «рядовым сотрудником, который не понимает, о чём говорит». Хэгни обратился в редакцию vc.ru.

Каким именно — Хэгни не уточняет. Согласно странице Хэгни в LinkedIn, помимо Blissbooker от также был сооснователем европейского филиала купонного сервиса Groupon, а в сейчас является управляющим партнёром калифорнийского венчурного фонда Global Founders Capital и работает над своим новым проектом.

Чем занимался Blissbooker

Кроме того, компания продавала собственное ПО для работы с клиентами. С помощью платформы салоны красоты могли размещать информацию об услугах и привлекать новых клиентов в обмен на комиссию от транзакции.

Благодаря Blissbooker пользователи могли найти салон красоты в своём городе, выбрать услугу, день и время, оплатить её, а затем прийти и воспользоваться.

Осенью 2015 года сервис вышел на российский рынок и нанял команду продавцов в Москве, однако в апреле 2016 года был вынужден закрыть российский филиал. Blissbooker запустился в Барселоне в 2014 году, а затем открыл филиалы во Франции, Португалии и Италии. За несколько месяцев до этого компания уволила почти половину сотрудников из-за нехватки средств и невозможности привлечь инвестиции.

Интерфейс Blissbooker

Сотрудники компании проводили SEO их сайтов, создавали или вели их страницы в Facebook, регистрировали аккаунт в Google Business и так далее. В мае 2016 года Blissbooker совершил пивот и превратился в сервис для продвижения салонов красоты.

Однако добиться успехов в этой сфере не удалось, у компании закончились деньги, и в июле 2016 года Борис Хэгни объявил сотрудникам, что ему нечем платить им зарплату.

В ноябре 2016 года предприниматель продал сервис за неназванную сумму компании-конкуренту Vaniday.

В барселонском офисе Blissbooker

Коротко: о чём рассказал Вадим Моисеев

  • Руководство Blissbooker скопировало дизайн сайта у конкурентов.
  • Сервис вёл неэффективную кампанию по привлечению пользователей: например, рассылал промокоды, которые можно было использовать сперва во французских салонах, а затем повторно в испанских.
  • Blissbooker также тратила деньги на дорогие подарки сотрудникам: им было достаточно привести 10-20 пользователей по личному промокоду, чтобы получить iPhone или iPad.
  • Когда у компании закончились деньги, руководство отказалось от промокодов, сократило половину сотрудников и ввело бонусы для тех, кто уговорит салоны дать скидки на услуги. Из-за отсутствия промокодов количество резерваций упало в пять-десять раз, но многие сотрудники смогли удвоить зарплату.
  • Хэгни планировал продать Blissbooker немецкой компании и поделился с ней базой клиентов. В итоге она отказалась от сделки и переманила их к себе, сказав, что Blissbooker закрылся.
  • Работодатель остался должен Моисееву около €4000. В эту сумму входят заработная плата за месяц, пособие за расторжение трудового договора и отпускные.
  • В том случае, если удастся продать активы Blissbooker, Хэгни обещал закрыть долги перед сотрудниками. Однако после сделки с Vaniday отказался выплачивать долг Моисееву. Сотрудники обратились в суд.

Подробно: с чем не согласен Борис Хэгни

Он работал операционным агентом — загружал информацию о салонах красоты в базу данных платформы. Моисеев устроился в барселонский офис Blissbooker в 2015 году.

По его словам, открытие сайта сервиса неоднократно откладывалось: разработчики объясняли это сложностями с денежными транзакциями из-за разницы валют.

Однако Моисеева удивляло, что они начали в первую очередь с центра столицы. Тем не менее менеджеры по продажам продолжали обзванивать салоны и заключать с ними договоры.

Но это было решение Бориса, поэтому оно не обсуждалось», — рассказывал Моисеев. «Я не понимал Москву, но мне казалось странным, что люди в центре Москвы будут искать салон красоты через какое-то приложение.

Кроме того, штаб-квартира компании находилась в Барселоне, и управлять московским офисом было сложнее, чем филиалами в ЕС. По словам Хэгни, выход в Россию был для проекта экспериментом.

Учитывая размер Москвы, на это потребовалось больше времени, чем мы рассчитывали. Офисы открывались, только когда команда чувствовала, что «плотность» салонов достаточна.

Мы регулярно проводили дискуссии с кантри-менеджерами о том, в каких районах работает сервис, какова плотность салонов, их качество, а также о других факторах.

Но он об этом не знал, потому что не входил в группу руководителей, которые принимали решения. Не в моём стиле руководства принимать решения в одиночку, поэтому последнее утверждение Вадима некорректно.

Борис Хэгни

После запуска сервиса в Москве Моисеев обнаружил, что салоны предлагают слишком много видов услуг, и пользователям неудобно ориентироваться на сайте.

В то время полномочий Моисеева было недостаточно, чтобы оспорить решение. По словам бывшего сотрудника Blissbooker, он предложил Хэгни улучшить интерфейс, но предприниматель и другие руководители решили скопировать дизайн конкурентов.

С нами работали люди, которые знали об UX, электронной коммерции, управлении продажами и имели опыт запуска бизнеса. Вадим был рядовым сотрудником без релевантного опыта.

Мы нашли элементы, которые стоило внедрить, и адаптировали некоторые их этих практик — очень прагматично и с использованием аналитики. Как и любая другая опытная ИТ-компания, мы оценивали другие похожие сайты, не только в бьюти-сегменте.

В отличие от Европы, в московских салонах красоты более объёмные прайс-листы, поскольку они предлагают одну и ту же услугу с разными продуктами или брендами.

Мы решили не тратить технические ресурсы на решение проблемы одного рынка, который ещё не доказал инвестиционную привлекательность. Такая проблема была только на московском рынке.

Борис Хэгни

Моисеев выяснил, что стоимость одной интеграции с блогерами доходила до нескольких сотен евро, однако компания не могла влиять на качество и отслеживать эффект от публикаций: например, некоторые блогеры допускали ошибки в названии сервиса. Хэгни не верил в офлайн-рекламу и привлекал клиентов только с помощью онлайн-каналов: Google, Facebook и рекламы у блогеров.

Количество пользователей выросло, но из-за отсутствия ограничений испанские пользователи могли повторно использовать купон, отправленный друзьями из Франции. Новый маркетолог, которого нанял Blissbooker, предложил другую стратегию продвижения — рассылку промокодов.

Было какое-то движение, но как можно было заработать с этого? «Да, мы получали очень много резерваций, что было приятно. У него на счету аккумулируются оставшиеся €20. Вот, например: мы даём человеку €35, он покупает услугу, которая стоит €15. Кто же в таком случае платил за их услуги?», — рассказывал Моисеев. Он мог ходить в салоны только по купонам и копить "сдачу", а потом приобрести услугу, которая стоит €200.

Если вы инвестируете деньги в новый рынок, то стоит быть осторожными и применять метод итерации. Каждый, кто запускал онлайн-бизнес, должен знать о стратегии, которая помогает открыть рынок.

Это экспертиза, а не вера. За свою карьеру я потратил много времени на офлайн- и онлайн-рекламу. И в этих разговорах всегда побеждала лучшая идея или аргумент. Я делился опытом с любым сотрудником, который хотел слушать или поспорить.

Кроме того, у нас была команда в Москве, которая отвечала за контент и партнёрства. Некоторые сотрудники в нашем офисе свободно говорили по-русски. Если какие-то ошибки и возникали, Вадиму следовало бы исправить их. Вадим был её частью.

Борис Хэгни

Бизнес-модель Blissbooker предполагала, что основной заработок будет поступать не с комиссии за обработку заказа, а с дополнительной продажи CRM.

Комиссия в России была ниже, чем у конкурентов (по словам Моисеева, они брали до 50% с транзакции), однако своё программное обеспечение они предлагали бесплатно, что подрывало бизнес Blissbooker.

А у Бориса была идея сделать так, чтобы люди забыли о бумаге», — вспоминал Моисеев. «Большинство салонов работали по бесплатной модели, потому что наше ПО было никому не нужно: они все привыкли по старинке пользоваться журналами.

Кроме того, по договору он обязан сохранять конфиденциальность о том, что происходило в компании. Вадим демонстрирует очень ограниченный взгляд на бизнес.

Я не могу прокомментировать упомянутые им факты, скажу лишь, что его точка зрения однобока и демонстрирует полное непонимание специфики бизнеса.

Борис Хэгни

Хэгни уволил около 40 человек (чуть меньше половины сотрудников) и попытался найти новых инвесторов. Сервис тратил больше, чем зарабатывал, и к февралю 2016 года у компании закончились деньги.

По словам Хэгни, это было частью эксперимента. В мае 2016 года компания закрыла офис в России и в Турции.

Как и многие другие быстрорастущие стартапы, мы решили протестировать несколько рынков — сработает ли бизнес-предложение компании и будет ли хорошей юнит-экономика.

Во время тестов мы «пробовали воду», рискуя небольшими суммами, и были бережливыми.

В некоторых — отрицательным, и мы сворачивали офис. В некоторых случаях результат был положительным — там мы продолжали работать.

Борис Хэгни

По оценке Моисеева, из-за этого количество пользователей Blissbooker упало в пять-десять раз. После увольнения сотрудников руководство отказалось от купонов и снизило размер скидок.

Чтобы выиграть iPhone или iPad, достаточно 10-20 человек. У сотрудников барселонского офиса были личные промокоды на скидку друзьям, и в компании проводили постоянный конкурс — кто приведёт больше друзей.

Когда компания отказалась от скидок, Хэгни ввёл дополнительную мотивационную программу: он предложил сотрудникам обзвонить салоны красоты и добиться скидок от них.

По словам бывшего сотрудника Blissbooker, некоторые коллеги смогли удвоить зарплату. Работники получали вознаграждение за каждое заведение, которое снижало цену на 20% на пять услуг.

Мы обещали салонам новых клиентов. «Это было просто. И они соглашались», — вспоминает Моисеев. Звонили им и говорили: "Давайте вы сами сделаете скидки на ваши услуги, и тогда вы переместитесь на первую страницу на нашем сайте".

Это нормально в ИТ-компаниях, которые живут за счёт продаж. И снова — это очень ограниченный взгляд на конкуренцию [внутри компании].

Кроме того, в этом случае имеют место ложные утверждения.

Борис Хэгни

После наплыва аудитории из-за введения купонов сервера не успевали обрабатывать клиентские запросы. Проблемы возникали и из-за технических факторов. Тогда разработчики решили перенести систему на новые сервера, но обнаружили, что код придётся переписать едва ли не с нуля.

Они объясняли это тем, что со временем их концентрация падает, и они могут допустить ошибки в коде, а исправлять его сложнее, чем писать заново. По словам Моисеева, разработчики приходили на час позже других сотрудников, уходили на час раньше.

По словам Моисеева, в Blissbooker не требовалось подтверждать почтовый адрес при регистрации: «И люди создавали тысячи фейковых аккаунтов и использовали один и тот же купон по нескольку раз». Кроме того, в коде было достаточно ошибок, которые влияли на экономику сервиса.

Комментарий Вадима демонстрирует непонимание, насколько долго и сложно разрабатывать программное обеспечение.

Борис Хэгни

В то время Моисеев занимал позицию, связанную с поддержкой партнёров. В мае 2016 года Хэгни нашёл деньги для продолжения работы сервиса, но их было достаточно, только чтобы оставить ключевых сотрудников. Он и ещё 19 человек остались в компании.

Компания создавала сайты для учреждений, а также занималась SEO-продвижением, вела сообщества в Facebook, и регистрировала аккаунт организации в Google Business. После этого Хэгни решил совершить пивот и превратить Blissbooker в сервис по продвижению салонов красоты.

Мне это казалось обманом, потому что ты добавляешь информацию о компании во всякие электронные доски объявлений, куда всё равно никто не заходит и не смотрит». По словам Моисеева, Хэгни ввёл «бешеные» цены на услуги, что не соответствовало качеству работ: «Каким-то мелким подрядчикам мы делали сайт, каким-то крупным — продвижение.

Blissbooker стал фокусироваться на SaaS, поскольку эта сфера обладала более высокой инвестиционной привлекательностью.

А вы выдаёте его слова за истину — это очень предвзято.
Не удивительно, что Вадим не понимал ценности локального размещения на досках объявления и локального позиционирования — он был низкоуровневым сотрудником.

Борис Хэгни

По словам Моисеева, в июле 2016 года Хэгни отправил сотрудникам письмо и сообщил, что у компании закончились деньги, и они могут не выходить на работу.

Когда именно, предприниматель не уточнил — он собирался продать бизнес по частям: платформу, базу клиентов и базу партнёров. Тогда же он лично встретился с каждым работником и пообещал выплатить долг по зарплате.

Моисеев рассказал, что предприниматель остался должен ему около €4000 — в эту сумму входят зарплата, пособие за расторжение трудового договора и отпускные.

По словам бывшего сотрудника Blissbooker, первое время Хэгни держал сотрудников в курсе о судьбе компании, но потом перестал выходить на связь.

В итоге компания отказалась от сделки и стала переманивать клиентов к себе. Через близкого друга предпринимателя Моисеев узнал, что тот планировал продать платформу «одной немецкой компании» и поделился с ней базой клиентов.

Чуть позже Моисееву удалось получить от Хэгни обещание, что он выплатит долг сразу после того, как продаст Blissbooker итальянскому конкуренту Vaniday.

Он решил, что компания продана, и написал Хэгни письмо — поздравил его с закрытием сделки и поинтересовался, когда можно забрать деньги. В ноябре 2016 года Моисеев увидел, что при переходе на сайт итальянского филиала Blissbooker происходит редирект на сайт Vaniday.

Сказал, что на самом деле сделка сорвалась. «Но он отказался их возвращать. Но в декабре 2016 года друг Бориса прислал мне статью, где действительно говорилось о продаже сервиса, однако в тот же день мне сообщили, что Blissbooker выставлен на банкротство», — рассказывал Моисеев.

Я всегда был максимально прозрачен со всеми сотрудниками. Вадим путается в своих сведениях о компании и о состоянии бизнеса. Не могу комментировать слухи или домыслы.

На протяжении всего срока моих полномочий (вплоть до последнего дня) я следовал испанскому законодательству и советам наших юристов, чтобы убедиться, что переход осуществляется прозрачно, честно и в соответствии с законом.

Испанское законодательство накладывает строгие ограничения на то, что может и не может делать управляющий директор, и я им следовал. Все сотрудники, которым пришлось уйти во время моей работы, получили зарплаты и выходные пособия.

Насколько мне известно, ни один из сотрудников не требовал возмещения денег через суд, поскольку во время моих полномочий никто не подавал в суд на компанию.

Борис Хэгни

Он предоставил vc.ru сертификат от конкурсного управляющего, который занимается банкротством Blissbooker. Моисеев не согласен со словами Хэгни о том, что все сотрудники получили зарплаты и компенсации.

Сейчас Моисеев планирует обратиться в Гарантийный фонд заработной платы (FOGASA) — государственную организацию при министерстве труда Испании, которая покрывает долги перед сотрудниками обанкротившихся предприятий. Согласно документу, у компании действительно есть перед ним долги, но она не может по ним расплатиться.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Разработана офлайн-система распознавания речи, работающая с точностью в 97%

А для того, чтобы сделать их доступными для каждого, разработчики передают все данные по интернету, что не дает возможности использовать их в офлайне. Как правило, различные системы распознавания речи, лиц, переводчики и прочие используют огромные серверные мощности для своей работы. ...

Вспышки красных карликов могут уничтожать инопланетную жизнь

Речь идет о планетах массой на 20% меньше размеров Солнца, которые способны поддерживать жизнь на расположенных рядом планетах. В 2014 году ученые объявили, что красные карлики — самое вероятное место существования внеземной жизни. Однако у астрономов есть другие предположения, которые ...